Чем отличается административное судопроизводство от гражданского

Самое главное по теме: "Чем отличается административное судопроизводство от гражданского". На странице собрана полезная тематическая информация. На все вопросы вам ответит дежурный специалист.

ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

В марте 2015 года в нашей стране введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ (далее — КАС РФ или Кодекс).

Согласно части 1 статьи 1 КАС РФ регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судами административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

КАС РФ состоит из 365 статей, которые объединены в 9 разделов и 39 глав, устанавливающих общие правила административного судопроизводства в судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, применяемых ко всем категориям административных дел, а также особенности производства по отдельным категориям административных дел, установленных в разделе IV Кодекса.

В частности, в Кодексе определены правила производства по делам, возникающим из публично-правовых отношений, категории дел, подлежащих рассмотрению в порядке административного судопроизводства, за исключением дел, отнесенных к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов, а также дел, производство по которым регулируется нормами КоАП РФ.

[1]

Понятие административного судопроизводства представляет собой систему рассмотрения споров, жалоб граждан, а также юридических лиц
на действия органов власти, а в дальнейшем разрешения споров между административными органами управления и гражданским обществом. Данный процесс можно рассматривать как совокупность определенных, последовательных действий, совершаемых для достижения результата.

До 15 сентября 2015 года дела административного судопроизводства отдельно не существовали, административные споры рассматривались исключительно в соответствии с нормами Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. После вышеуказанной даты все административные дела рассматриваются согласно КАС РФ.

В рамках административного судопроизводства также рассматриваются дела по оспариванию нормативно-правовых актов, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, а также дела, которые ранее относились к иным видам гражданского судопроизводства.

С введением КАС РФ появились новые дела, отвечающие потребностям современного общества.

В данном кодексе введены понятия «административный истец», «административный ответчик» и «административный иск».

Согласно административному судопроизводству, после принятия судом административного иска и завершения судебного разбирательства, суд выносит решение. Оно может быть об удовлетворении требований административного иска или об отказе в его удовлетворении.

В ходе судебного заседания стороны имеют право объяснять свою позицию, представлять возражения по административному иску или предпринимать дополнительные меры по доказыванию своей правовой позиции. При правильной подготовке документов и подачи административного иска, суд выносит одно из процессуальных решений:

— о принятии административного иска к производству и подготовке дела к судебному разбирательству (такое решение принимается судьей в течение трех дней с момента поступления административного иска);

— об отказе в принятии иска (такое решение выносится в форме мотивированного определения, на основании норм, установленных статьей 128 КАС РФ. Определение об отказе в принятии административного иска может быть обжаловано в частном порядке, повторная подача иска не допускается);

— о возвращении иска заявителю (такое решение принимается при несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора, при нарушении правил подсудности и прочее).

Рассмотрение административного дела не должно превышать двух месяцев с момента поступления административного искового заявления в суд и должно быть рассмотрено в разумный срок. В случае, если дело рассматривает Верховный суд Российской Федерации, то срок рассмотрения не должен превышать трех месяцев.

Принципы административного судопроизводства, в целом, схожи с принципами гражданского процесса, однако, при этом, обладают и своей собственной спецификой. В частности, принцип состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства, в котором подчеркивается роль суда (ст. 14 КАС РФ). Данная особенность нашла отражение во многих нормах КАС РФ. Например, в силу п. 6 ч. 3 ст. 135 КАС РФ, суд при подготовке административного дела уполномочен истребовать доказательства по своей инициативе или вызывать свидетеля в судебное заседание по своей инициативе (в соответствии с ч. 4 и ч. 6 ст. 69 КАС РФ). Кроме того, суду апелляционной инстанции предоставлено право по своей инициативе истребовать необходимые доказательства при подготовке административного дела к заседанию (ч. 1 ст. 306 КАС РФ), что не предусмотрено в гражданском судопроизводстве.

Немаловажной особенностью административного судопроизводства является также обязанность административного ответчика в судебном разбирательстве представлять письменные возражения по существу административного иска (согласно п. 2 ч. 2 ст. 135 КАС РФ).

В КАС РФ четко определены требования к представителю, а также к лицу, участвующему в качестве стороны по административному делу.

Также, согласно административному судопроизводству у сторон есть возможность:

приостановления производства по административному делу на срок, необходимый для примирения сторон;

продления срока рассмотрения иска по сложным административным делам председателем суда не более чем на один месяц;

направления извещения суда по месту работы гражданина в случае, если по указанному адресу гражданин фактически не проживает;

рассмотрения административного дела в порядке упрощенного производства, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц;

наличия ссылок в мотивировочной части решения суда на судебную практику: постановления и решения Европейского суда по правам человека, решения Конституционного Суда Российской Федерации, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации, принятые Верховным Судом Российской Федерации в целях обеспечения единства судебной практики и законности, а также прямое указание на необходимость учета правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации при толковании закона; возможность упрощенного производства, осуществляемого без проведения устного разбирательства;

требовать от суда вручать копии решения суда под расписку лицам, участвующим в деле, их представителям или выслать им их не позднее чем через три дня после дня принятия решения суда в окончательной форме.

требовать представления доказательства об уважительных причинах неявки от лица, заявившим ходатайство об отложении судебного разбирательства.

Читайте так же:  Продажа земельного участка юридическим лицом физическому лицу

Ряд особенностей имеет также процесс доказывания в административном судопроизводстве:

обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом, в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих
в деле, при этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований
по административным делам об оспаривании нормативных правовых
актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (ч. 3 ст. 62 КАС РФ);

стороны могут заключить соглашение по обстоятельствам, которые принимаются судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания (ч. 1 ст. 65 КАС РФ);

возможность допроса судом одновременно двух и более свидетелей
в целях выяснения причин расхождения в их показаниях (ч. 1 ст. 161 КАС РФ).

Кроме того, административный процесс обеспечивает соблюдение соответствующих правил поведения. Действующее законодательство Российской Федерации и подзаконные административно-правовые нормы не содержат юридической основы для того, чтобы можно было руководствоваться широким пониманием административного процесса.

При этом, сам административный процесс имеет несколько способов
своего выражения в практической деятельности исполнительных органов,
а также их должностных лиц. В зависимости от характера индивидуальных
дел формируется понятие административного производства, как нормативного урегулированный порядок совершения процессуальных действий, обеспечивающих законное разрешение индивидуальных административных
дел, объединенных обязательностью предмета.

Например, порядок рассмотрения жалоб, обращений граждан, порядок применения мер административного принуждения являются видами административного производства, общее у которых – это участие одного или нескольких органов исполнительной власти, рассмотрение дел, относящихся к кругу полномочий управленческих органов и должностных лиц, участие граждан и юридических лиц в качестве инициаторов процесса, наличие стадий процесса – подача иска, заявления, жалобы, сбор и оценка документальной информации, заслушивание сторон, принятие решения, обжалование
решения, исполнение решения, юридическая формализация процесса и его стадий в специальных правовых актах.

[2]

Беря во внимание все вышеизложенное, можно сделать вывод, что от динамики развития административного процесса зависит работа в области административно-процессуального права, а также эффективная деятельность всей системы исполнительной власти на благо личности, общества и государства в целом.

Административное судопроизводство и гражданское судопроизводство.

1. Суд разрешает спор о праве публичном.

Стороны не равнозначны.

Спор о праве – одна сторона говорит, что у неё есть право, другая, что она его не имеет. Существуют две спорящие стороны. Одна что-то утверждает, другая это опровергает.

В административном судопроизводстве происходит тоже самое. Существует субъективный спор.

Объективный спор о праве – это нарушение правоотношений и его оспаривание.

Некая неопределённость в материальном правоотношении, когда ни его стороны, ни его лица не знают, кто наделён той или иной обязанностью. Существует некая неопределенность в материальном правоотношении.

В административном судопроизводстве всё точно также. Однако в кодексе административного судопроизводства нет спора о праве, поскольку все теория КАС базируется на то, что между гражданином и государством спора быть не может.

В КАС есть спор о публичном праве, в нем нет спора о гражданском праве.

В делах административного судопроизводства – разрешается спор о публичном праве. Можно назвать это контролирование законности и деятельности государственных органов.

В гражданском процессе разрешая спор, суд контролирует законность действия субъектов материального правоотношения.

2. Главная особенность предопределяющаяся, все остальные особенности – материальные правоотношения, которые являются предметом спора, предметом рассмотрения являются публичными, властными т.е. в материальном правоотношении из которого возникло административное дело, административный спор, его субъекты находятся в отношениях власти и подчинения.

Если в гражданском материальном правоотношении субъекты равны, то в КАС – публичном материальном правоотношении в широком смысле слова, это и налоговые отношения и таможенные отношения и отношения привлечения лица к административному взысканию и т.д., находится в отношениях власти и подчинения – это самая главная особенность, причина, которая определяет все остальные процессуальные особенности рассмотрения данных дел, которые закреплены в КАС.

Основные процессуальные особенности

1. Распределение бремени доказывания.

Первая и основная процессуальная особенность, которая определяется публичным характером спорных материальных правоотношений это распределение бремени доказывания п. 2 ст. 62 КАС РФ.

Заявитель должен доказать факт нарушения своих прав и свобод, а законность оспариваемых решений, действий доказывать должно должностное лицо наделённое государственными и иными публичными полномочиями, государственный орган и муниципальный орган и орган местного самоуправления.

Фактически закреплена – презумпция незаконности действий государственных органов – на практике очень редко.

Если административный истец докажет, что его права нарушены, то формально юридически считается, что действие, решения незаконны т.е. заявитель.

Однако суд не вынесет решения о признании действия незаконными, мотивируя это только тем, что государственный орган не доказал их законность, связано это с тем свойством судебного решения, требованием предъявляемым к судебному решению обоснованности.

С другой стороны заявитель может доказывать незаконность действий государственного органа.

Если взять налоговые дела, то видно, как в конкретных налоговых делах по оспариванию решения государственных органов Верховного Суда РФ фактически распределяет бремя доказывания, например по делам о добросовестности.

В настоящее время самая постоянная мотивация, по которой самая постоянная по которой налогоплательщики привлекаются к налоговой ответственности это недобросовестность. Когда проверяются контрагенты, выясняется, что контрагенты это несуществующие организации, генерального директора которых обычно потеряли паспорт, ничего не подписывали, то предприятие, которое перечисляло деньги этой организации – выставляются налоговые санкции – это и есть недобросовенность.

И если мы применяем общую норму, которая одинакова и в КАС и в АПК РФ, то заявитель должен обвинить государственные органы в неправомерном вынесении решения, коим взыскалась недоимку – штрафные санкции и права были нарушены.

Налоговый орган здесь должен доказать, что заявитель заведомо, специально, зная и т.д., указывался от налогов, а совершённая товарно-хозяйственная операция не имела под собой реального содержания т.е. поставка товаров не осуществлялась, работы не выполнять, услуги не оказывались. Налогоплательщик должен доказать свою добросовестности т.е. что он совершил все действия необходимые для того, чтобы проверить своего контрагента.

Особенность связана с применением принципа распределение бремени доказывания состязательности.

Читайте так же:  Справка об остатке материнского капитала через госуслуги

В административном судопроизводстве стороны, а истец и административный ответчик равноправны, поэтому основополагающий принцип формирования доказательственного материала это принцип состязательности. Исходя из этого, следующими процессуальными особенностями будут:

1. В связи с тем, что государственный орган должен доказывать законность своих действий, а суд должен решать дело, суду предоставлено право и на него возложена обязанность в отличие от гражданского процесса самостоятельно истребовать доказательства, фактически самостоятельно их собирать в рамках тех полномочий, которые ему предоставлены:

А) государственный орган должен доказывать законность своих действий;

Б) суд вправе истребовать доказательства сам по собственной инициативе, если это не делает государственный орган;

В) суд может признать явку административного ответчика обязательной и накладывать на него, штраф за неявку (что невозможно в процессе гражданском) и предшествует этому свою незаконность и может истребовать доказательства у этого должностного лица т.е. у административного ответчика – что в гражданском процессе быть не должно.

В КАС института заочного решения нет, поскольку явка административного ответчика обязательна и накладывать, на него штраф за неявку.

Государственный органы в отличие от обычных ответчиков в обычном процессе ходят в суд.

2. Связана с действием принципа диспозитивности суд может выходить за рамки заявленных требований.

По гражданским делам суд связан заявленным требованиями и может выходить за их пределы только в исключительных случаях, а административным делам суд может выходить, и обязан проверять обжалуемое решение в полном объеме. Поскольку если суд откажет в удовлетворении требования о признании того или иного действия, решения незаконным то никто больше не сможет обратиться с тождественным требованием. Поэтому суд не просто вправе, он обязан проверять законность обжалуемого решения в полном объеме.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Чем отличается административное судопроизводство от гражданского

Главная страница Форум Гарант

  • 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • >
  • Готовлюсь к судебному процессу как истец. Скажите, обжалование отказа ОМСУ о выдаче разрешения на использование земельного участка без его предоставления в рамках ст. 39.36 ЗК РФ и ППРФ № 1300 это будет гражданский или административный процесс?
    Хочу заявить требования:
    1. Признать отказ о выдаче разрешения на использование земельного участка ОМСУ незаконным.
    2. Обязать ОМСУ принять решение о выдаче разрешения на использование земельного участка.

    спор возник из публичных правоотношений.
    посмотрите практику к ст. 218 КАС. там есть подборка решений, где этот вопрос озвучен.

    Все увидел, спасибо, значит можно и ИП и организациям идти в СОЮ.


    А какова будет госпошлина, я так думаю стандартная 300 руб.?

    Ещё скажите, досудебное урегулирование обязательно или нет, в смысле до суда нужно подавать в администрацию жалобу на должностное лицо (решение которого оспаривается) с требованием разрешить вопрос в досудебном порядке или можно сразу адм. иск в суд подавать?

    Можете сами уведомить и приложить к иску доказательства, а можете отдать в суд, что бы он уведомил. Про это в КАС есть нормы.

    «После смерти на мою могилу нанесут много мусора. Но ветер истории развеет его» (Рамси Болтон)

    «Когда ваш рубль будет стоить 66 долларов, тогда вы получите право иметь другую точку зрения» (с)

    Ну да. Я подумал, что автор — физик.

    «После смерти на мою могилу нанесут много мусора. Но ветер истории развеет его» (Рамси Болтон)

    «Когда ваш рубль будет стоить 66 долларов, тогда вы получите право иметь другую точку зрения» (с)

    [3]

    Вот насчет норм меня смутили в прокуратуре, сказали что обязательно нужно под роспись отметку на заявлении получить от ответчика самому истцу и предоставить это заявление в суд.
    Правда ли это?
    И ещё, кого указывать в шапке как ответчика «отраслевой орган администрации» или его начальника как должностное лицо, которое указано внизу как исполнитель ответа по отказу в предоставлении мунициальной услуги и оспариваются действия должностных лиц или незаконное решение госоргана?
    то есть это:
    1. Административный иск об оспаривании решения органа власти
    или это:
    2. Административный иск на действия должностного лица

    Суть отказа сводится к тому что по адм.регламенту я получил отказ в выдаче мне разрешения на использование земельного участка с подписью главы администрации.
    Выходит так, что администрация ссылается на то, что не предусмотрено перечнем документов предоставляемых заявителем по адм. регламенту оказания муниципальной услуги и к тому же трактуют по своему установленный правовой режим вещи вместо движимой вещи, признанной судом, говорят уже об объекте капитального строительства, то есть переворачивают на свой лад уже установленные факты. Что делать — «коррупция во всей красе». Будем бороться пока живы.


    Притом я получил отказ повторно с одинаковым ответом. Завтра пойду подавать заявление в администрацию в третий раз.
    Прокуратура уже усмотрела нарушения и готовит представление на имя главы администрации об устранении нарушений. Вопрос в том — подчинится ли глава. И ли всё таки параллельно идти в суд?

    Не увидел такого в КАС. И вспомнил, что когда я подавал свой первый иск по КАС, когда он только вступил в силу, то делал это от юрика и прикладывал в суд экземпляры иска и доков для сторон, а не сам всем направлял их. Суд иск тогда принял.

    Повторюсь, я не увидел там таких норм. К тому же КАС в этом плане не отличает физика от ИП.

    Пленум ВС про КАС тоже не говорит об обязанности ИП или юриков направлять иск и копии доков сторонам.

    Вам выше коллега уже ответил, читайте ст. 221 КАС. И про возможные заинтересованные лица не забывайте.

    Нет оснований в этой части проводить аналогии между КАС и АПК.

    «После смерти на мою могилу нанесут много мусора. Но ветер истории развеет его» (Рамси Болтон)

    «Когда ваш рубль будет стоить 66 долларов, тогда вы получите право иметь другую точку зрения» (с)

    «После смерти на мою могилу нанесут много мусора. Но ветер истории развеет его» (Рамси Болтон)

    Читайте так же:  На что может быть использован материнский капитал

    «Когда ваш рубль будет стоить 66 долларов, тогда вы получите право иметь другую точку зрения» (с)

    А кто может быть заинтересованными лицами или же суд сам привлечёт кого-то, если сочтет нужным?
    Пока ещё раздумываю насчет обращения в суд. время ещё есть, всё же надеюсь на прокурорское реагирование.
    Потому как если вдруг решение суда будет не в мою пользу то какие негативные последствия для меня возникнут? Сижу размышляю.

    И всё же скажите, какие правовые последствия, если мне откажут в адм. иске обязать ОМСУ выдать мне разрешение для меня будут в последствии? То есть после такого мне никогда землю не получить в результате отрицательной преюдиции, или все же представление прокурора в суде будет играть мне на руку?

    Эпопея с «местечковым судом» продолжается.
    Вчера подал административное исковое заявление в наш районный суд. Сегодня уже получил определение об отказе в принятии моего иска.
    Мотивация судьи: она считает что данный адм.иск должен рассматриваться по правилам ГПК РФ, а не КАС РФ, к тому же если административный истец является хозяйствующим субъектом (ИП), то иск подведомственен Арбитражному суду, а не суду общей юрисдикции.
    Судья также ссылается на ППВС от 10.02.2009 г., на ч.2 ст.27, п.2 ст.29 и ч.1 ст. 197 АПК РФ где говорится что «из буквального толкования норм права следует, что дела с участием индивидуальных предпринимателей подведомственны арбитражным судам только в том случае если оспариваются ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления, затрагивающие права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности».

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Но пардон! А как же тогда ст. 218 КАС РФ, где говорится о возможности обращения в суд граждан и организаций? Наплюём на организации.
    Между прочим никакого спора о праве, как вещном нет. Есть публичные правоотношения с властноподчинёнными отношениями. Муниципальная услуга мне как заявителю не оказана, никакое право у меня не возникло и у меня пока нет никаких правоотношений с ОМСУ в рамках ГПК РФ. Это не спор о праве, а требования отменить незаконные решения ОМСУ об отказе мне в выдаче разрешения на использование земельных участков, так как решения об отказе вынесены вынесены с нарушениями норм Градостроительного Кодекса и основания об отказе не предусмотрены ни местным ни федеральным законодательством.

    Из материалов дела усматривается, что заявителем в административном исковом заявлении ставится вопрос о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по НСО об отказе в государственной регистрации права на земельную долю в связи с противоречием заявленного на регистрацию права с ранее зарегистрированным правом иного лица.

    Исходя из характера правоотношений и заявленных требований, спора о праве на земельный участок (долю в нем), который подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном ГПК РФ, не усматривается. Правоотношения государственного органа, отказавшего в регистрации права, и административного истца не основаны на равенстве, автономии воли участников. Отказ в государственной регистрации права исходит от государственного органа, наделенного административными полномочиями по исполнению и применению законов по отношению к другому участнику. Спора о праве на земельный участок (долю) между государственным органом, отказавшим в регистрации права, и административным истцом не возникает.

    В связи с изложенным, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судьей районного суда неверно установлена правовая природа спорных правоотношений, что повлекло за собой вынесение определения о возврате заявления с нарушением норм процессуального права. Заявленные истцом требования подлежат рассмотрению в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

    Сравнение гражданского судопроизводства с другими видами судопроизводства.

    Виды судопроизводства (ст.118 К):

    Арбитражный убрали, чтобы поднять цивилистические процессы.

    Критерий выделения: он как такового не видит, в принципе можно выбрать предмет деятельности и по нему выделять. Не понятно почему выделять конституционное тогда в контексте «судопроизводства»? Предмет деятельности КС: проверка актов на соответствие конституции. Но есть ли акт правосудия? Он думает, что это не судопроизводство, а у КС есть лишь свой предмет деятельности, так как индивидуального разрешения конфликта здесь нет.

    Гражданский процесс-деятельность суда по защите нарушенного права, которая предполагает рассмотрение спора и потом его дальнейшее разрешение.

    Судебная форма наивысшая форма защиты, так как имеется гражданско-процессуальная форма, которая предполагает наличие определенных гарантий:

    1) Четкая регламентация (прописано само процессуальное действие, так и его процедура, последовательность). Любое нарушение процедуры является основанием для отмены судебного решения.

    2) Принципы, которые характерны только для правосудия.

    3) Возможность пересмотра решения.

    Гражданский vs Уголовный процесс.

    1. Последствия акта

    2. Различный объем диспозитивности

    3. Различный круг субъектов (понятые, специалисты, прокурор)

    4. Принципы (презумпция невиновности)

    5. Доказательства ( в уголовном шире, так как есть досудебная стадия и многие доказательства взыскиваются в рамках следствия, ответственность за дачу ложных показаний в гражданском процессе всегда)

    6. Различные сроки пересмотра

    8. Предмет: гражданское дело vs преступление

    9. Участники: суд vs суд+ предварительное следствие

    10. Отдельные принципы

    1. Детальность по осуществлению правосудия

    2. Многие принципы

    3. Многие доказательства

    Гражданский vs Административный процесс.

    Сходства: базовый порядок-исковое производство, но с исключениями.

    1. Цель: ГПП-защита нарушенного права, разрешение спора , АП: контроль за функционалом органов власти.

    2. Спора в материальном смысле в АП нет

    3. Средство судебной защиты: АП-административное исковое заявление , а в ГПП-иск (терминологическая разница больше)

    4. КАС: суд не связан с основанием первоначального требования, так как он проверяет законность, а законность можно проверить лишь в полном объёме, в ГПП-исходя из принципа формальной истины суд связан доводами истца и основанием иска

    5. В АП должна быть объективная заинтересованность для оспаривания НПА и нужно быть действительным/потенциальным субъектом в отношениях, которые регулирует этот НПА.

    6. Особенность АП: нельзя под видом публичной жалобы разрешать частно-правовой спор.

    7. В АП: представителями теперь могут быть только те лица, которые имеют высшее юр образование, а в ГПП представительство не профессиональное.

    8. Стороны: истец/ответчик и заявитель/орган гос власти; в АП нет третьих лиц, лица содействующие одинаковые, но есть заинтересованные лица.

    9. Разные задачи: укрепление законности есть в АП, в КАСе непрерывности процесса нет, есть только

    Читайте так же:  Наследство в гражданском браке

    10. КАС: есть коллективное исковое заявление

    11. КАС: нет состязательности, так как нет равноправных сторон

    12. Активность суда: КАС-изначально активен, так как стороны изначально в неравноправном положении, а в ГПП-нужно его как бы активировать (ходатайство).

    Кодификация (создание новых институтов и включение их в один акт) и систематизация (действующие нормы объединяем в один акт)

    А в КАС хотели кодификацию, но как-то слабо вышло, ибо новых институтов почти нет. По факту с натяжкой имеем систематизацию. Но и то, публичные отношения из ГПК взяли, а из АПК нет. Короче мужчина против.

    Гражданский процесс и конституционное судопроизводство:

    1. 1.Предмет: КС не разрешает спор, а лишь определяет соответствие/несоответствие К, то есть рассматривает завление, ГПП-разрешение спора.

    2. Участники КС- заявитель и никого , ГП-равноправные стороны. КП: Соучастия, третьих лиц, прокуроров, лиц, содействующих правосудию и тд-НЕТ.

    3. Порядок судопроизводства: КС-нет тех стадий, которые есть в ГПП.

    Гражданский процесс и исполнительное производство:

    1. Цель: защита нарушенного права

    1. Органы исполнения: судебный пристав (субъект исполнительной власти, а органы исполнительной власти не могут отправлять правосудие). ДИЛЛЕМА: с одной стороны цель у них одна, но с другой стороны появляется исполнительная власть, которая не может вершить правосудие, следовательно исполнительное производство не можем считать частью ГПП.

    Концепция судебного права:

    Общие положения всех судопроизводств:

    1. Принципы (законность, гласность, язык судопроизводства)

    3. Участник (почти везде одни и те же общие положения)

    4. Подведомственность и подсудность

    Концепция судебного права: не надо делить все на виды судопроизводства, зародилась еще до революции (Розин 1910, Рязановский 1920, Строгович 1944)

    Примеры стран, где единый кодекс:

    1. Финляндия (лучший вариант, с 1734 года аж действует)

    Дз сравнительный ГПП в историческом аспекте, подумать над судебным правом

    Основные гражданские процессуальные системы мира

    КРИТЕРИИ ПО НИМ

    20.09.2016

    Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

    Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

    Кодекс об административном судопроизводстве: Основные положения

    Автор: Татьяна Бойкова, эксперт
    RosCo — Consulting & audit

    08 марта 2015 года был принят новый кодекс — Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, вступающий в силу 15 сентября 2015 года, за исключением отдельных положений, для которых законом установлены иные сроки введения их в действие.

    Надо сказать, что принятие новых кодексов, явление в законотворчестве не частое. С предложением разработать и принять такой документ выступил президент Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию в декабре 2012 года, а уже в конце апреля 2013 года проект кодекса был внесен на рассмотрение Государственной Думы.

    Сокращенное наименование данного Кодекса еще не прижилось, и пока что встречаются два варианта: КАС РФ и КоАС РФ. В данной статье мы будем придерживаться первого варианта.

    В настоящее время дела по административным правонарушениям рассматриваются по правилам, установленным Гражданским процессуальным кодексом РФ. ГПК РФ устанавливает судебную процедуру рассмотрения дел, возникающих из правоотношений, в которых субъекты приобретают права и обязанности по своей воле и в своих интересах и фактически равноправны, то есть возникающих из правоотношений, связанных с применением материальных правовых норм частного права (гражданского, семейного и т.п.). В то же время в административных и иных публичных правоотношениях отсутствует как таковое равенство их субъектов, в связи с чем требуются иные методология и процессуальный закон по рассмотрению и разрешению дел, возникающих из данных правоотношений. Именно подобное положение дел и явилось юридическим основанием для принятия КАС РФ. Ведь наличие административного иска означает необходимость рассмотрения его по правилам, которые должны в значительной степени отличаться от существующих правил искового производства, предназначенного для рассмотрения дел в порядке гражданского судопроизводства.

    Для удобства и в целях сохранения единообразия процессуального законодательства, в новом кодексе сохранены такие институты гражданского процесса, как возбуждение производства по делу, возвращение искового заявления, оставление его без движения, отказ в принятии искового заявления, прекращение производства по делу, оставление заявления без рассмотрения, но также присутствуют особенности реализации ряда принципов при осуществлении административного судопроизводства. В отличие от гражданского судопроизводства в КАС РФ сделан акцент на активную роль суда при разрешении административных дел. Это обусловлено неравным положением сторон в таких делах. В частности, при необходимости суд может сам истребовать доказательства; проверяя законность нормативно-правовых актов, решений, действий (бездействия) выйти за пределы оснований и доводов заявленных требований, что в гражданском процессе не допускается.

    Дела об административных правонарушениях по – прежнему будут рассматриваться судами общей юрисдикции- судами административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений (п.1 ст.1 КАС РФ).

    Кодексом установлен порядок рассмотрения административных дел следующих категорий:

    — об оспаривании нормативных правовых актов;

    — об оспаривании решений, действий или бездействия органов государственной власти и иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, квалификационных коллегий судей, НКО, наделенных отдельными государственными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций;

    — о приостановлении деятельности или о ликвидации политической партии, другого общественного объединения, религиозной или иной НКО;

    — о прекращении деятельности СМИ;

    — о взыскании денежных сумм в счет уплаты обязательных платежей и санкций с физических лиц;

    — о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в спецучреждение;

    — об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;

    — о госпитализации в психиатрический или противотуберкулезный стационар в недобровольном порядке.

    Исключением являются дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к компетенции Конституционного Суда РФ, арбитражных судов, а также положения КАС РФ не распространяются на производство по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ (ст. 1 КАС РФ).

    Обратиться в суд может любое заинтересованное лицо, которое сочтет, что его права и законные интересы были нарушены либо были созданы препятствия к осуществлению его прав, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность (п.1 ст. 4 КАС РФ).

    Читайте так же:  Зачем проводить уточнение границ для земельного участка

    Сторонами в административном деле являются административный истец и административный ответчик (п.1 ст. 3 КАС РФ).

    Административный истец — лицо, которое обратилось в суд в защиту своих прав и законных интересов само, либо лицо, в интересах которого подано заявление прокурором или уполномоченным органом. Ими могут быть граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, общественные объединения и религиозные организации и другие лица, указанные в пункте 3 статьи 38 КАС РФ.

    Административный ответчик — лицо, в отношении которого истец обратился в суд. Обращаем Ваше внимание, что здесь ответчиками не могут быть граждане РФ или иностранцы (за исключением случаев, прямо установленных КАС РФ), поскольку рассмотрение споров между гражданами производится в гражданском процессе. Административным ответчиком могут быть органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, включая должностных лиц.

    Для того, чтобы стать стороной по делу, необходимо подать административное исковое заявление с изложением требований, указанных в статье 124 КАС РФ. Заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде, с указанием необходимых реквизитов и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом или его представителем. Так, административный иск должен содержать наименование суда, в который он подается, наименование ответчика, сведения о том, какие права и законные интересы были нарушены и другие. Также к заявлению обязательно прилагаются документы, подтверждающие законность требований истца (ст. 125 КАС РФ), а также такие документы как уведомление о вручении копии искового заявления ответчику, документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, и иные документы (ст. 126 КАС РФ). Интересно, что в перечень включен документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования у гражданина, который является административным истцом и намерен лично вести административное дело, по которому кодексом предусмотрено обязательное участие представителя. Например, рассмотрение и разрешение административных дел о защите избирательных прав (ст. 243 КАС РФ), оспаривание нормативных правовых актов в суде субъекта РФ.

    Обязателен представитель гражданина и при рассмотрении дела о принудительной госпитализации в психиатрический стационар. Эти нововведения направлены на обеспечение равных процессуальных возможностей гражданина и государства. Определены категории дел, которые будут рассматриваться судом первой инстанции коллегиально.

    Далее в течение трех дней со дня поступления административного искового заявления в суд, судья единолично решает вопрос о принятии иска, о чем выносится определение, на основании которого в суде первой инстанции возбуждается производство по административному делу (ст. 127 КАС РФ).

    Административное исковое заявление может быть возвращено, оставлено без движения, либо истцу вообще может быть отказано в принятии искового заявления. Для каждого действия существуют свои правила и основания принятия такого решения, но в любом случае суд выносит определение, на которое стороной может быть подана частная жалоба (ст.ст. 128-130 КАС РФ).

    В процессе подготовки дела к судебному разбирательству судьей единолично проводится предварительное заседание, в целях уточнения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела (ст. 138 КАС РФ). После чего назначается судебное разбирательство (ст. 139 КАС РФ).

    Еще одним нововведением является то, что КАС РФ предусматривает институт ускорения рассмотрения административного дела. Так, например, статья 141 устанавливает достаточно сжатые сроки для рассмотрения дел данной категории.

    Административные дела рассматриваются и разрешаются Верховным Судом РФ до истечения трех месяцев, а другими судами до истечения двух месяцев со дня поступления искового заявления в суд, включая срок на подготовку административного дела к судебному разбирательству. По сложным административным делам установленные сроки могут быть продлены председателем суда, но не более чем на один месяц.

    Также для ускорения процесса кодексом предусмотрена возможность использования систем видеоконференц-связи при наличии такой технической возможности. Это случаи, когда для правильного рассмотрения и разрешения административного дела необходимо присутствие в судебном заседании лица, которое по объективным причинам не имеет возможности лично присутствовать в зале суда.

    По ряду административных дел кодекс устанавливает упрощенное (письменное) производство (глава 33 КАС РФ). Особенностью данного производства является рассмотрение и разрешение административного дела на основании письменных материалов, без проведения устного разбирательства и без составления протокола судебного заседания. По результатам рассмотрения административного дела в таком порядке предполагается вынесение мотивированного судебного решения. Данный порядок предлагается использовать также для рассмотрения частных жалоб в суде апелляционной инстанции.

    Сроки обращения в суд и большинство сроков рассмотрения и разрешения административных дел короче соответствующих сроков по гражданским делам и зависят от вида предъявленного административного иска, например, по административным делам, касающимся проведения публичных мероприятий. Сокращение сроков рассмотрения и разрешения административных дел, наряду с иными новеллами (в том числе с существенно сокращенными сроками направления судебных документов), направлено на создание эффективного судебного средства правовой защиты.

    КАС РФ регламентирует не только правила производства в суде первой инстанции, но и правила пересмотра не вступивших в законную силу судебных постановлений судом апелляционной инстанции, а также правила пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений судами кассационной и надзорной инстанций и правила пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений по новым и вновь открывшимся обстоятельствам судами, принявшими эти постановления (Пояснительная записка к проекту КАС).

    После разбирательства административного дела выносится решение (глава 15 КАС РФ).

    КАС РФ еще не вступил в силу, а по поводу некоторых его положений уже разгораются дискуссии. Кто будет прав, покажет время и конечно же судебная практика.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Статья актуальна на 29.04.15

    Источники


    1. 20 лет Конституции Российской Федерации. Актуальные проблемы юридической науки и правоприменения в условиях совершенствования российского законодательства. Четвертый пермский международный конгресс ученых-юристов. — М.: Статут, 2014. — 368 c.

    2. Рыжаков А. П. Защитник в уголовном процессе; Экзамен — М., 2013. — 480 c.

    3. Экзамен на звание адвоката. Учебно-практическое пособие. В 2 томах (комплект). — М.: Юрайт, 2014. — 184 c.
    4. Чем отличается административное судопроизводство от гражданского
      Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here