Фиктивная постановка на миграционный учет иностранных граждан

Самое главное по теме: "Фиктивная постановка на миграционный учет иностранных граждан". На странице собрана полезная тематическая информация. На все вопросы вам ответит дежурный специалист.

Что такое фиктивная регистрация: новый закон о фиктивной постановке на миграционный учет иностранных граждан N366 ФЗ от 11.10 2018

11 ноября 2018 года президентом РФ подписан Федеральный закон N 366 ФЗ, названный по внесённым изменениям как закон о фиктивной постановке на миграционный учет.


Документом внесены изменения в статьи 2, 23 ФЗ-109 о миграционном учете, и дано точное определение что такое фиктивная постановка на учет иностранного гражданина.

Несмотря на небольшое количество внесенных изменений законом фз 366 от 11.10 2018, новое прочтение пункта 11 ч. 1 статьи 2 федерального закона 109-ФЗ касается миллионов лиц, прибывших из-за рубежа, вынужденных обращаться к россиянам (как к частным, так и юридическим лицам), предоставляющим услуги по регистрации (прописке). Речь о «резиновых» квартирах с пропиской десятков и сотен мигрантов, резонансные дела о которых освещались СМИ.

Справочно о регистрации по месту проживания

Напомним. Россиянин должен иметь прописку в паспорте и состоять на регистрационном учете по месту жительства, либо быть зарегистрирован в ГУВМ МВД временно.

Кстати. Понятие «фиктивная регистрация по месту жительства» используется в статье 2 закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 о праве граждан России на свободу перемещения, выбор места жительства и пребывания внутри своего государства.

Миграционная служба (ранее ФМС) в пределах компетенции учитывает перемещения граждан внутри Российской Федерации в соответствии с ФЗ №109 по направлениям

  • временная в регионе пребывания и постоянная прописка по месту жительства граждан РФ;
  • постановка на регистрационный учет лиц, прибывших в страну из-за рубежа.

Законодательством определено: пребывающие на территории России лица должны числиться по адресу с точными координатами. Однако, не каждый мигрант в установленный период имеет возможность найти подходящее жилье, что и привело к возникновению «резиновых квартиры» и принятым новым поправкам к закону что такое фиктивная регистрация иностранцев и по каким признакам определяется нарушитель миграционного учета.

Что такое фиктивная прописка иностранного гражданина

По новому закону, фиктивной постановкой на учет является регистрация, соответствующая нижеописанным признакам сделанная на основании предоставления в отделение УВМ заведомо недостоверных сведений (документов)

  • без намерения мигранта фактически проживать в месте регистрации, либо без намерения принимающей стороны предоставить иностранцу помещение для фактического проживания.
  • Фиктивная регистрация иностранного гражданина по адресу организации теперь запрещается и станет незаконной, если мигрант фактически не трудоустроен, не работает у юр.лица.

Как определить миграционный учет без намерения фактического проживания? Исходить следует от неприспособленности помещения к проживаю людей: отсутствие спального места один из основных критериев. Также считаются неприспособленные для проживания площади без санузлов, кухни.

По-новому запрещено юр. лицам ставить мигрантов на учет по юридическому адресу предприятия, когда иностранный гражданин не является работающим сотрудником организации, заявляемой принимающей стороной. Действительно, юр. лицо может регистрировать своих сотрудников, если они реально проживают по существующему адресу.

Законодателем определено, что фиктивная регистрация – это постановка на учет миграционной службы по указанному адресу на основании предъявления недостоверной информации. Дополнительно к названным признакам фиктивной относится и регистрация в жилом помещении, когда заявитель-мигрант заведомо не планирует проживать.

Можно ли проживать за пределами региона или по адресу, по которому нет прописки

Заинтересованность иностранцев в разрешении вопроса проживания заключена в возможности жить не там, где он зарегистрирован, а по другому адресу пусть и в населенном пункте регистрации. Можно ли жить не по прописке, когда работа найдена в соседнем регионе? Например, Москва и Московская область территориально всё более интегрированы. Новая Москва по транспортной доступности практически находится территориально в зоне столицы. Однако, нельзя жить без прописки даже по временному месту жительства, когда документы уже готовы на другой адрес.

Можно скрыть факт выезда за пределы региона пребывания.Однако, проводимые сотрудниками МВД рейды по выявлению нарушителей миграционного законодательства могут обернуться выдворением за пределы РФ и запретом на въезд даже пожизненно.

Штрафы по КоАП

За строгостью проверок по соблюдению норм миграционного учета стоит и контроль за обеими сторонами — участниками рынка предоставления услуг. Наказать сегодня могут не только иностранца без регистрации, но и владельца недвижимости, сдающего жилое помещение.

Важно: за фиктивную постановку иностранного гражданина на учет по месту пребывания установлены штрафные санкции в размере 100 — 500 тысяч рублей, которые могут быть заменены на лишение свободы до 3х лет с последующим лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет.

Регистрация иностранных граждан в квартире по месту пребывания собственником квартиры: постановка иностранца на миграционный учет по новому

Вступивший в силу Федеральный закон №163-ФЗ кардинально изменил порядок миграционного учета иностранцев. Постановка и продление миграционного учета иностранных граждан сегодня «привязаны» к реальному адресу фактического проживания гражданина. Главным образом, внесенные изменения затрагивают интересы собственников квартир (жилых помещений), предоставляющих в аренду или безвозмездное пользование иностранцам жилое помещение. По новому закону изменения переносят в сферу ответственности за постановку на МУ действия собственников жилой недвижимости, которые обязаны ставить своих арендаторов, т.е. регистрировать иностранца в квартире в обязательном порядке.

Важно. Если иностранный гражданин арендует квартиру в целях проживания, его арендодатель обязан сделать миграционный учет в квартире согласно новым нормам действующего ФЗ №163. Сегодня данная норма — прямая обязанность арендодателя по отношению к своему гостю.

Причина, послужившая разработке названного законопроекта — Постановление КС РФ № 22-П от 19 июля 2017 года, принятого по жалобам иностранцев, в отношении которых было принято судебное решение об административном выдворении из России по факту проживания в квартире не по адресу регистрации пригласившей их фирмы, а по другому адресу. Надзорной инстанцией решения по делам о выдворении признаны противоречащими Конституции РФ .

Иностранец без регистрации в квартире — кто должен по новому ставить на учет иностранного гражданина

Вернемся к Постановлению Конституционного суда. Законодателю было предписано устранить имеющуюся неопределённость, когда обязанность и, следовательно, административная ответственность за постановку на миграционный учет возлагается на иностранного гражданина при невозможности сделать это самостоятельно (пройти регистрацию и поставить себя на учет, не являясь собственником недвижимости). Федеральный закон № 163-ФЗ вносит новую формулировку, согласно которой уже иностранный гражданин не «обязан встать», но строго «подлежит постановке» собственником недвижимости на миграционный учет.

Читайте так же:  При замене газового счетчика нужно ли платить

Для арендодателя регистрация иностранного гостя в квартире в 2018 году становится обязанностью, поскольку иностранные граждане по федеральному законодательству могут регистрироваться исключительно по месту фактического проживания .

Основное изменение заключается в переносе ответственности за соблюдение миграционного законодательства на российских граждан — физических лиц — собственников квартир, предоставляющих жилье иностранцам. В 2018 году помимо обязанности появилась и ответственность за неисполнение миграционных правил: штраф величиной от 2000 рублей до 4000 рублей в расчёте за каждого не поставленного на учет иностранного арендатора.

Иностранец же, имея фиктивную регистрацию, либо не имея ее вовсе, рискует получить административный штраф до 5 000 рублей за нарушение режима пребывания в России. Выявление мигрантов, нарушающих миграционный режим, происходит при проверке документов сотрудниками полиции на улице или, как вариант, участковым, делающим обход квартир по жалобе соседей.

Кстати. Как было раньше. В 2011 году Федеральным законом от 20.03.2011 № 42-ФЗ было отменено условие о постановки на МУ по адресу фактического проживание и позволено работодателю ставить на учет работающих иностранных граждан по месту работы.

Как иностранному гражданину сделать регистрацию по адресу квартиры, в которой он живет: пошаговая инструкция постановки на миграционный учет в арендуемой квартире

Новые изменения фактически снимают административную ответственность с мигрантов — иностранцев, арендующих квартиры у собственников жилья. Параллельно с этим с августа 2018 года эта ответственность перекладывается на физических лиц — российских граждан, сдающих в аренду жилое помещение. В 2018 году иностранный гражданин, реально проживающий в квартире при съеме её в аренду, обязан быть поставлен на миграционный учет в МВД только на адрес данной квартиры, либо дома.

Для этого придётся

1. обратиться с просьбой с своему арендодателю (собственник квартиры) о подаче в МВД уведомления о прибытии иностранного гражданина (т.е. вас) и далее — оформить гос.услугу постановки на миграционный учет;

Кстати уведомление заполняется и в дальнейшем подается в МВД на каждого жильца — иностранного гражданина отдельно.

2. Мигрант должен подготовить сам полный комплект документов и передать арендодателю который предоставить документы при подаче уведомления о прибытии иностранного гражданина, т.е. при регистрации. Перечень документ состоит из

  • оригинала предыдущей регистрации,
  • копии миграционной карты (учтите, что отметки в миграционной карте и данные паспорта о въезде на территорию РФ должны совпадать) ,
  • ксерокопии всех заполненных страниц своего паспорта,
  • копию патента на работу,
  • ксерокопии всех чеков о произведенной оплате патента на работу.

Новая регистрация по срокам действия выдается на период оплаты трудового патента. И здесь разумнее оплатить патент сразу на несколько месяцев вперед, чтобы собственнику не продлевать вашу регистрацию ежемесячно.

3. Подать заполненный бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания с приложениями документов собственник квартиры может напрямую в МВД, через МФЦ, либо через на почтовое отделение. В форме заявления указываются личные данные иностранца, данные собственников квартиры и сведения о сдаваемой недвижимости. Регламентом требуется подавать заявление в двух экземплярах.

4. Собственник обязан предоставить дополнительно

  • свой паспорт с пропиской в квартире, по адресу которой регистрируется мигрант;
  • копию свидетельства о праве собственности на недвижимость, в которую происходит постановка на учёт иностранного гражданина.

6. Факт принятия документов подтверждается печатью, проставляемой сотрудником миграционного отделения (либо сотрудником МФЦ). Собственник квартиры получает на руки отрывную часть бланка с печатью, которую надлежит отдать арендатору, т.е. иностранцу.

Как поставить на миграционный учёт, не являясь собственником жилья

Нормы федерального законодательства регулируют миграционный учёт и предусматривают по-новому согласие собственников помещения, в котором фактически проживает мигрант. Постановка на миграционный учёт в 2018 году проходит при прямом участии собственников квартиры. При наличии нескольких собственников согласие каждого является обязательным. Представлять интересы физического лица — арендодателя совладельцы могут поручить, оформив нотариальную доверенность с указанием в ней соответствующих полномочий.

Ответственность за постановку на учет иностранцев

Текущие изменения миграционного законодательства требуют обобщения:

  • Иностранцы, прибывшие в РФ фактически не несут сегодня ответственность за свой миграционный учет.
  • Работодатели, уже по новому закону не предоставляют место для регулярного «сна и отдыха», также перестали отвечать за МУ мигранта — своего работающего иностранного работника.
  • Вся ответственность, связанная со своевременной подготовкой и подачей документов, переносится на россиян, сдающим жилье мигрантам.

Что такое фиктивная постановка на миграционный учет: новый закон о фиктивной регистрации иностранных граждан

11 ноября 2018 года президент РФ подписал Федеральный закон N366 ФЗ, так называемый закон о фиктивной постановке на миграционный учет.

Федеральный закон N 366 от 11.10 2018 «О внесении изменений в статьи 2 и 23 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», вносит изменения в указанные статьи закона о миграционном учете.

Ознакомиться с законом фз 366 от 11.10 2018 вы можете на этой странице.

Теперь, согласно новому закону, фиктивной постановкой на учет по месту пребывания считается регистрация, сделанная при следующих обстоятельствах:

Фиктивной регистрацией является регистрация иностранца или лица без гражданства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов;

Фиктивной постановка на миграционный учет также признается регистрация без намерения фактически проживать в месте регистрации, либо без намерения принимающей стороны предоставить это помещение для фактического проживания;

Фиктивной регистрацией иностранного гражданина также будет являться постановка на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой он фактически не работает.

Таким образом, новый закон о фиктивной регистрации, запрещает осуществлять постановку иностранных граждан на миграционный учет без намерения фактического проживания – например, на площадях, неприспособленных для проживания (нет спального места, нет санузлов, кухни и т.д).

Запрещает юр. лицам постановку на учет по юридическому адресу, если иностранные граждане не являются работниками этих организаций. Другими словами, у юр. лиц могут регистрироваться и проживать только их работники. Для размещения других категорий иностранных граждан нужно будет заводить отдельное юридическое лицо в качестве гостиницы/отеля/хостела/общежития и т.д.

Ну и конечно запрещается использование недостоверных данных и поддельных документов при регистрации иностранного гражданина, например предоставление недействительного или несуществующего адреса, фальшивых купленных документов и т.д.

Напоминаем, что за фиктивную постановку иностранных граждан на учет по месту пребывания грозит штраф в размере от 100 до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или другого дохода осужденного за три года, или лишение свободы на срок до трех лет с последующим лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Уголовная ответственность за фиктивную регистрацию и фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданство

Для современного периода характерно возрастание мобильности населения. Межгосударственная миграция, то есть добровольное или вынужденное перемещение людей через государственные границы, приобретает характер универсального явления и все чаще рассматривается как «институционализированная форма социальной мобильности в современном обществе» [1, с. 5]. Такое явление оказывает негативное влияние на состояние правопорядка в нашем государстве. В 2014 г. иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации совершено 44,4 тыс. преступлений [3, с. 5].

Читайте так же:  Как должно происходить присвоение адреса объекту недвижимости

В целях усиления контроля за регистрацией и постановкой на учет иностранцев в России Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. № 376-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Уголовный кодекс PФ дополнен ст. 322.2, которой введена уголовная ответственность за фиктивную регистрацию гражданина PФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в PФ и фиктивную регистрацию иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в PФ.

Кроме того, Уголовный кодекс PФ дополнен ст. 322.3, которой установлена уголовная ответственность за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в PФ [5].

Согласно Пояснительной записке к проекту Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», целью законопроекта является усиление ответственности за нарушение правил регистрационного учета граждан России по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации [4].

Федеральный закон от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» определяет фиктивную регистрацию по месту жительства иностранного гражданина или лица без гражданства как регистрацию иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо их регистрацию по месту жительства без их намерения проживать в соответствующем жилом помещении, либо их регистрацию по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) соответствующего жилого помещения предоставить им это жилое помещение для проживания [6].

Способами совершения преступления, по сути, являются:

1) представление уведомления, которое содержит ложную информацию о личности иностранного гражданина, а также личности того лица, которое его принимает;

2) преставление уведомления, которое также содержит ложную информацию о месте пребывания иностранного гражданина, в виду отсутствия цели пребывать (проживать) в этих помещениях либо отсутствия у принимающего лица цели предоставить помещения для пребывания (проживания).

По своей сути, содержание фиктивной постановки на учет аналогично фиктивной регистрации.

Новые уголовно-правовые нормы действуют уже чуть больше года и на первый взгляд не вызывают сложностей в их право применении и привлечении виновных к уголовной ответственности. Но пристальное изучение содержания ст. 322.2 и ст. 322.3 УК PФ, их понимание правоохранительными и судебными органами выявили ряд теоретических и практических проблем.

Во-первых, с нашей точки зрения, характер и степень общественной опасности последствий рассматриваемых деяний не свидетельствуют о необходимости установления за них уголовной ответственности, и это средство борьбы с данными деяниями является избыточным. Считаем правильной позицию П. Филиппова, который отмечает, что можно было бы согласиться с введением уголовной ответственности за фиктивную регистрацию, если бы обязательным признаком данных составов была, например, системность действий или иные признаки, указывающие на то, что лицо занимается такой регистрацией на постоянной основе и извлекает из этого прибыль или доход в крупном размере [12, с. 90].

Следует обратить внимание, что Общественная палата России заняла такую же позицию и в своем заключении по результатам общественной экспертизы проекта Федерального закона № 200753 указала, что она считает возможным поддержать принятие проекта указанного выше Федерального закона в части внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях изменений, предусматривающих 140 Издательство «Грамота административную ответственность за нарушение правил регистрационного и миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, и вместе с тем считает нецелесообразным внесение изменений в УК PФ [7].

В оценке степени тяжести деяний, предусмотренных ст. 322.2 и 322.3 УК PФ, установленной законодателем, расходится и судебная практика. Из всех изученных нами материалов уголовных дел следует, что суды в 79% случаев назначают наказание за данные преступления в виде штрафа. Причем в 95% дел, по которым назначено наказание в виде штрафа, суды с применением ст. 64 УК PФ устанавливают его размер значительно ниже минимального размера штрафа, установленного в санкциях ст. 332.2 и 332.3 УК PФ. Так, Шпаковским районным судом Ставропольского края М. признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК PФ, и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 5400 рублей [10] (при минимальном размере штрафа в сто тысяч рублей).

[2]

В 21% случаев суд назначал наказание в виде лишения свободы с максимальным сроком один год 6 месяцев. Из данной категории дел только в одном уголовном деле суд приговорил виновного к реальному отбыванию лишения свободы.

Поэтому санкции, предусмотренные в этой статье, являются невостребованными судебной практикой и представляются достаточно строгими.

Во-вторых, по конструкции объективной стороны анализируемые нами составы преступлений относятся к преступлениям с формальным составом. Они окончены с момента совершения деяния, т.е. с даты регистрации по месту пребывания или по месту жительства или даты постановки на учет по месту пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства. Таким образом, и временем совершения указанных преступлений являются эти даты.

Как известно, уголовный закон обратной силы не имеет, вопрос о возбуждении уголовных дел по фактам фиктивной регистрации иностранцев, выявленным до 1 января 2014 г., не должен был подниматься. Тем не менее, нами выявлены случаи осуждения за действия (подписание фиктивных уведомлений о пребывании у них иностранных граждан), которые были совершены задолго до 21 декабря 2013 г., т.е. появления в УК соответствующих статей.

[3]

Так, приговором суда А. С. Корызно признан виновным в совершении фиктивной постановки на учет иностранных граждан по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации (шесть преступлений).

А. С. Корызно, являясь гражданином Российской Федерации, обладая информацией о необходимости с целью соблюдения установленного порядка регистрации, передвижения и выбора места жительства иностранным гражданам уведомлять органы миграционного контроля об их месте пребывания и понимая, что без данного уведомления их пребывание на территории PФ незаконно, и не имея намерения предоставить место пребывания иностранным гражданам, действуя во исполнение своего преступного умысла, в период времени с 11 января 2013 года по 17 февраля 2013 года в дневное время, находясь в ФГУП «Почта России», расположенного по адресу: г. Москва, ***, действуя умышленно, заполнил уведомления о прибытии иностранных граждан, являющихся гражданами Республики ******, которые заверил своей подписью, с указанием места их регистрации по адресу: ***, где он, А. С. Корызно, постоянно зарегистрирован и фактически проживает.

Читайте так же:  Почетная грамота государственного собрания республики мордовия льготы

Судом также установлено, что аналогичные действия А. С. Корызно совершил 14 мая 2013 г., в период времени с 20 июня 2013 г. по 24 июня 2013 г., с 18 июля 2013 г. по 31 июля 2013 г., с 29 августа 2013 г. по 19 сентября 2013 г., с 01 октября 2013 г. по 22 октября 2013 г. [8].

В другом деле П. В. Луконин также признан виновным в совершении фиктивной постановки на учет иностранных граждан по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации. Судом установлено, что он, не предоставляя места пребывания иностранным гражданам, имея умысел на постановку на учет иностранных граждан по месту пребывания в жилом помещении, без намерения предоставить им это помещение для пребывания (проживания), действуя во исполнение своего преступного умысла, 13 сентября 2013 года, действуя умышленно и из корыстных побуждений, заполнил заявление соответствующего образца и направил в ОУФМС России по району Богородское г. Москвы уведомления о прибытии иностранных граждан, являющихся гражданами Республики Молдова, ***, с указанием места их регистрации по адресу: г. Москва, где он, П. В. Луконин, постоянно зарегистрирован и фактически проживает. При этом он (П. В. Луконин) достоверно знал, что вышеуказанные иностранные граждане пребывать по данному адресу не будут, поскольку фактически жилое помещение по указанному адресу иностранным гражданам не предоставлялось [9].

Таким образом, из представленных решений следует, что суды либо признают исследуемые составы преступлений длящимися преступлениями, что, по нашему мнению, не соответствует букве закона, либо не замечаю требований норм Конституции РФ, Уголовного кодекса РФ о действии уголовного закона во времени и выносят приговоры, придавая обратную силу закону, впервые устанавливающему уголовную ответственность за деяние.

В-третьих, в cт. 322.2 и 322.3 УK РФ недостаточно чётко указан субъект преступления, точнее ‒ законодателем не установлены дополнительные его признаки, из чего следует, что субъектом этих преступлений является общий субъект. Однако характер преступления говорит о том, что его субъектом может быть лишь лицо, осуществляющее регистрацию либо постановку на учет соответствующей категории лиц. Ведь регистрация – это фиксация органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина и о его нахождении в данном месте пребывания. То есть действие под названием «регистрация» осуществляет «орган регистрационного учёта».

Видео (кликните для воспроизведения).

Соответственно, должностные лица этих органов, обладающие правом регистрации граждан, и будут субъектами преступления, предусмотренного cт. 322.2 УК РФ [2, с. 64].

Полномочия и обязанность по постановке на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях в Российской Федерации возложены на органы миграционного учета, которые и будут субъектами cт. 322.3 УК РФ.

Следует заметить, что и санкции исследуемых статей УK РФ подтверждают наши предположения. В качестве дополнительного вида наказания обе санкции содержат наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Вряд ли этот вид наказания необходимо применять к обычным гражданам, фиктивно предоставившим жилое помещение для регистрации или постановки на учет иностранца или лица без гражданства. В исследуемых нами материалах уголовных дел не выявлено ни одного случая назначения указанных видов наказаний.

Конечно, выглядит абсурдной ситуация, при которой закон предписывает наказывать за фиктивную регистрацию именно работника ФМС, в случае если у иностранного гражданина или лица без гражданства нет намерения проживать по месту пребывания в жилых помещениях.

Отсюда следует, что законодатель нечетко сформулировал и характер совершаемых деяний, и меры государственного принуждения, применяемые за их совершение.

Правоприменительная практика пошла по логически верному пути. Во всех изученных нами уголовных делах к уголовной ответственности за фиктивную регистрацию и фиктивную постановку на учет иностранных граждан и лиц без гражданства были привлечены собственники жилых помещений, которые имели умысел на фиктивную регистрацию или фиктивную постановку на учет иностранных граждан по месту пребывания в жилом помещении без намерения предоставить им это помещение для пребывания (проживания) путем предоставления в орган миграционного учета уведомления, содержащего заведомо недостоверные (ложные) сведения о вышеуказанных фактах.

Хотелось бы отметить, что в настоящей статье мы не ставили перед собой задачу в полном объеме проанализировать проблемы, касающиеся вопросов уголовной ответственности за фиктивную регистрацию и фиктивную постановку на учет иностранных граждан и лиц без гражданства, затронули лишь часть из них.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод о том, что: 1) выделение в самостоятельные составы преступлений фиктивную регистрацию, а также фиктивную постановку на учет иностранцев является шагов перед российского уголовного законодательства; 2) это дает возможность на статистическом уровне установить количество выявляемых преступлений данной категории, их динамику; 3) конструирование составов как формальных, отсутствие указания на специальный мотив их совершения не соответствует той степен общественной опасности, которая характерна для преступных посягательств; 4) установление уголовной ответственности за исследуемые деяния не следует рассматривать как финал борьбы с незаконными проявлениями и последствиями тех миграционных процессов, которые происходят в нашем государстве.

Фиктивная регистрация иностранных граждан

Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина — преступление, за которое можно получить от 100 тыс. рублей штрафа до 3 лет тюрьмы. По данным МВД, уголовные статьи (а они вступили в силу 4 года назад) сократили случаи фиктивной регистрации в 200 раз.

Впрочем, такая статистика не помешала жителю Екатеринбурга нелегально зарегистрировать в своей квартире почти 7 тысяч иностранцев. Такие случаи далеко не редкость, ведь миграционная служба не может отказать в регистрации — даже если хозяин квартиры прописывает сотни человек на площади в 16 м².

Подробно, что такое фиктивная регистрация и какое наказание за нее ждет, расскажем в этой статье. Обо всем кратко — ниже:

Если вы прописали у себя иностранца, но он у вас не живет.

По статье 322.2 УК РФ:

— Штраф 100 — 500 тыс. руб.;

— Принудительные работы до 3 лет;

— Лишение свободы до 3 лет.

По статье 322.3 УК РФ:

— Штраф 100 — 500 тыс. руб.;

— Принудительные работы до 3 лет;

— Лишение свободы до 3 лет.

Если вы помогали раскрыть преступление.

Что такое фиктивная регистрация?

Регистрация считается фиктивной, если:

  • Иностранец не собирается проживать по адресу регистрации;
  • Хозяин квартиры не собирается выделять жилье иностранцу;
  • Для регистрации использовались поддельные документы или документы с ложными сведениями.
Читайте так же:  Особенности раздела земельного участка при наследовании

п. 10 ст. 2 ФЗ от 18.07.2006 N 109 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»

» Фиктивная регистрация по месту жительства — регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо их регистрация по месту жительства без их намерения проживать в соответствующем жилом помещении, либо их регистрация по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) соответствующего жилого помещения предоставить им это жилое помещение для проживания. «

п. 11 ст. 2 ФЗ от 18.07.2006 N 109 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»

» Фиктивная постановка на учет по месту пребывания в жилом помещении — постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом помещении на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилом помещении без их намерения пребывать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для пребывания. «

Итак, фиктивной называется регистрация, когда хозяин квартиры знает, что его гость не будет жить по месту прописки, или когда хозяин и не собирался предоставить ему жилье. Прописка также будет фиктивной, если для ее оформления вы использовали подложные документы.

Результаты и ответственность фиктивной регистрации

За фиктивную регистрацию предусмотрено уголовное наказание по статье 322.2 УК РФ либо 322.3 УК РФ. Обе статьи были введены сравнительно недавно — в декабре 2013 года.

Статья 322.2 УК РФ определяет наказание за фиктивную регистрацию иностранцев по месту жительства, а статья 322.3 УК РФ — по месту регистрации. Наказания за оба нарушения одинаковые:

  • Штраф 100 — 500 тыс. руб. (или доход за 3 года) либо;
  • Принудительные работы до 3 лет (с возможным лишением права занимать определенные должности) либо;
  • Лишение свободы до 3 лет (с возможным лишением права занимать определенные должности).

» Фиктивная регистрация. иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации —
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Примечание. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления. «

» Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Примечания… Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления. «

Обратите внимание: Ответственности по обеим статьям можно избежать, если вы помогали раскрыть преступление.

Так, если вы занимаетесь фиктивной регистрацией мигрантов за деньги, а равно если вы прописали у себя на неделю родственника, который приехал из-за границы, и выяснится, то на самом деле он у вас не живет — вас ожидает наказание по статье 322.3 УК РФ.

Такое строгое наказание вполне оправдано, ведь фиктивная регистрация — незначительное нарушение закона только на первый взгляд. Мигрант, который не живет по месту регистрации, знает, что полиции будет непросто его найти, и не боится преступать закон. Особенно это касается больших городов. Так, за 2017 год полиция задержала около 35 тысяч иностранных граждан, совершивших преступления на территории России, — больше трети из них были задержаны в Москве и в Московской области.

Как иностранным гражданам встать на миграционный учет по месту пребывания

Возможность свободного въезда в нашу страну способствует активной миграции населения. Внешняя миграция населения представлена иммиграцией и эмиграцией. Иммигранты — это граждане другой страны, прибывшие в Россию для постоянного или временного проживания в пределах нашей страны. Граждане других государств, пересекшие границу Российской Федерации, подлежат регистрационному учету.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28

Это быстро и бесплатно !

Учет иностранцев

Что же такое миграционный учет? Это одна из форм политики государства, направленная на регистрацию иммигрантов, находящихся в нашей стране. Данный вид учета включает в себя регистрационный учет по месту пребывания, работу с информацией о миграционных процессах, ведение баз данных.

Сроки постановки на миграционный учет иностранных граждан

Согласно федеральному закону № 109, регулирующему нахождение иммигрантов в РФ, любой иностранец не позднее семи дней обязан передать документы, необходимые для регистрации. Следует предоставить свои документы принимающему, который подает уведомление о прибытии лично в управление, занимающееся мигрантами (ОВМ), при полиции, посредством многофункционального центра, или через отделение федеральной почтовой связи.

Имеются исключения из общего правила. Приехавшие из стран Евразийского экономического союза имеют право зарегистрироваться в течение 30 дней. Также имеется льгота и для граждан Таджикистана, они вправе зарегистрировать миграционные документы не позднее пятнадцати суток.

Примечание. Фактом постановки на миграционный учет является наличие корешка уведомления о прибытии, подтверждающий его получение УВМ.

В конце июня 2018 года в Федеральный закон, регулирующий миграционную регистрацию, были внесены поправки, которые коснулись понятия места пребывания и круга лиц, которые могут выступать в роли принимающей стороны.

Порядок и правила постановки граждан других стран на учет

Иммигранту необходимо иметь следующие документы для миграционного учета: карту миграционного учета со штампом погранслужбы о въезде в Россию, ее копию (исключением являются граждане Белоруссии), копию визы (если имеется). Это список документов для постановки иностранных граждан на миграционный учет.

Читайте так же:  Свидетельство о государственной регистрации в налоговом органе

У встречающей стороны истребуют следующие документы:

у физических лиц:

  • паспорт, копию паспорта;
  • копию свидетельства о регистрации права собственности на жилище.

юридическим лицам:

[1]

  • копию трудового соглашения с иммигрантом;
  • копию свидетельства о праве собственности на жилплощадь/копию договора аренды;
  • копию свидетельства о гос.регистрации организации;
  • копию ИНН;
  • копию уведомления из местного отделения Росстата;
  • копию свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ;
  • сведения об организации (адрес, телефон);
  • копию приказа о назначении руководителя;
  • копию документа, удостоверяющего личность руководителя;
  • оригинал выписки ЕГРЮЛ (сделанной не ранее двух месяцев назад).

Порядок уведомления о приезде иммигранта

Принимающий субъект, чтоб уведомить о прибытии иностранного лица, имеет основания обратиться в органы учета одним из следующих способов:

  • воспользовавшись услугами многофункционального центра (МФЦ);
  • прибегнув к помощи служащих в территориальном органе, которые занимаются вопросами регистрации иммигрантов, при отделах полиции;
  • оформив регистрацию иностранного гражданина на почте.

Как сделать регистрацию иностранному гражданину на почте

Иммигрант и сторона, встречающая его, сталкиваются с множеством непонятных им ситуаций. Как узаконить нахождение иностранца на территории страны? Можно ли сделать временную регистрацию на почте?

Почта России предоставляет услугу временной регистрации иностранцев. Процесс регистрации мигранта на почте прост. Вы приносите необходимые документы, и сотрудники направляют их в госучреждение. Отличие процедуры от регистрации в МФЦ состоит в том, что на почте придется заплатить за услуги около 200 рублей. Положительным моментом является то, что зарегистрироваться можно в ближайшем отделении почтовой связи с наименьшими временными затратами. Временная регистрация на почте для иностранных граждан — доступная всем услуга.

Алгоритм регистрации иммигранта на территории Российской Федерации

Процесс регистрации по месту пребывания для иностранных граждан следующий:

  1. Иностранец пересекает границу, где получает на руки карту миграционного учета.
  2. Внеся требуемые данные в бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, принимающий гражданин передает бланк в регистрационный орган напрямую либо в отделение почты. В МФЦ также ведется миграционный учет.
  3. Госслужащие, занимающиеся вопросами миграции, проверяют данные, указанные в документах, заносят информацию в базу, делают отметку в документе и корешок возвращают заявителю. Получение отрывного талона уведомления говорит о том, что иностранец официально зарегистрирован в РФ. Право находиться в пределах России иммигранту дается на квартал.
  4. По прошествии данного срока иностранец обязан выехать за пределы РФ, или у него должны быть основания для продления регистрации.

Важно! При наличии трудового договора граждане ЕАЭС вправе проживать в России в течение одного года.

Принимающая сторона

Кто же имеет право быть принимающим субъектом?

Выступать принимающей стороной могут:

  • граждане РФ;
  • иностранцы;
  • юр. лицо, филиал, представительство юр. лица;
  • органы гос. власти, власти субъектов Российской Федерации;
  • органы местного самоуправления;
  • международные организации или их представительства в РФ, представительство другого государства при международной организации, находящейся в России;
  • диппредставительство, консульство иностранного государства.

Внимание! Наличие жилого помещения для фактического проживания является обязательным.

Также встречающей стороной может быть организация, где мигрант трудится.

Членов своей семьи вправе принимать мигрант, являющийся высококвалифицированным специалистом, у которого в собственности есть жилье в России.

Регистрация несовершеннолетних иммигрантов

Порядок учета детей иностранцев аналогичен регистрации совершеннолетних. Пролонгирование права нахождения в России иностранного ребенка осуществимо, если имеются основания для продления регистрации родителей. Однако оплата патента взрослым не влечет автоматическое продление регистрации ребенка. Для это следует подать все требуемые бумаги в регистрирующий орган.

Отличием учета детей иммигрантов является то, что принимать их не вправе юридическое лицо, поэтому ребенка нельзя записать на юридический адрес организации.

Нарушение миграционного учета: ответственность

Неосуществление постановки на учет либо несвоевременная постановка на учет граждан другого государства, то есть несоблюдение миграционного законодательства предусматривает наложение административного наказания. Административные правонарушения в области обеспечения пребывания иностранцев в России содержатся в главе 18 Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ).

Ответственность иностранца за нарушение учета предусмотрена ст. 18.8 КоАП РФ и подразумевает наложение штрафа от двух до семи тысяч рублей. Кроме того, мигранта могут выдворить за пределы России без права повторного возвращения.

Встречающая сторона, нарушив правила миграционного учета, несет ответственность по ст. 18.9 КоАП РФ. Штрафы, оговоренные данной статьей, весьма существенны — от тридцати тысяч до полумиллиона рублей.

В 2013 году были введены следующие положения: «фиктивная регистрация по месту пребывания», «фиктивная постановка на учет». Рассмотрим, что же такое фиктивная регистрация иностранных граждан без проживания? Каковы ее результаты и ответственность?

Фиктивная регистрация иммигрантов по месту жительства — это регистрирование иностранца без фактического предоставления жилого помещения. Другими словами — это фиктивная прописка лишь на бумаге, фактически иностранец не проживает в данной квартире или доме. Фиктивная постановка на миграционный учет подразумевает передачу недостоверных данных для учета иностранцев без предоставления помещения для проживания.

Эти действия являются уголовно наказуемыми деяниями, предусмотренными ст. 322.2 и ст. 322.3 УК РФ. Самым мягким наказанием за их совершение будет штраф за фиктивную регистрацию от 100 до 500 тысяч рублей. Уголовная ответственность за регистрацию иностранных граждан по фиктивной прописке предусматривает также лишение свободы на срок до трех лет.

Нужно ли снимать иммигранта с учета

Снятие иммигранта с миграционного учета — достаточно простая процедура. Ни принимающей стороне, ни самому иностранцу никаких особых действий предпринимать не стоит. Выезжая из страны, мигрант сразу снимается с регистрации.

Заключение

Подытожив, скажем, что иммигрантам следует встать на учет в течение 7 рабочих дней. Встречающий подает требуемые бумаги на постановку иностранца в орган учета, МФЦ либо в почтовое отделение. Зарегистрировавшись, иностранец для получения права на труд должен приобрести патент.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28

Источники


  1. Жанна, Владимировна Уманская История и методология науки. Учебник для бакалавриата и магистратуры / Жанна Владимировна Уманская. — М.: Юрайт, 2016. — 653 c.

  2. Борисов, А. Н. Комментарий к Федеральному закону «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» / А.Н. Борисов. — М.: Юстицинформ, 2009. — 272 c.

  3. Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов); М.: Юристъ, 2012. — 384 c.
  4. Фиктивная постановка на миграционный учет иностранных граждан
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here