Форма прокурорского реагирования в защиту граждан

Самое главное по теме: "Форма прокурорского реагирования в защиту граждан". На странице собрана полезная тематическая информация. На все вопросы вам ответит дежурный специалист.

Пример заявления о принятии мер прокурорского реагирования

В Прокуратуру __________ административного округа города ____________
______________________________

На основании изложенного, —

1. Принять меры прокурорского реагирования, направленные на устранение нарушения законодательства Российской Федерации и моих конституционных прав как собственника со стороны должностных лиц Муниципалитета внутригородского муниципального образования _________ города ___________.
2. Обязать должностных лиц Муниципалитета внутригородского муниципального образования _________ города __________ осуществить действия по возврату принадлежащего мне имущества либо компенсации его стоимости.

О принятом решении прошу сообщить в установленный законодательством РФ срок по адресу: ______________________________

Прокурорский надзор. Акты прокурорского реагирования

Прокурорский надзор — форма деятельности органов прокуратуры по обеспечению законности, выявлению, устранению и предупреждению нарушений закона. В России прокуратура не относится ни к одной из ветвей власти, несмотря на то, что в Конституции РФ статья о прокуратуре находится в главе 7 «Судебная власть и прокуратура». Смысл данной деятельности во вневедомственном надзоре за исполнением норм закона в государстве и принятии соответствующих мер к нарушителям закона.

Среди актов ПН выделяют:

4. Предостережение о недопустимости нарушения закона

Протест прокурора (статья 23 фз о прокуратуре рф)

Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд и содержит требование устранения нарушения закона.

Протест указывается, в чем выражено нарушения закона, какого закон; должностное лицо вправе требовать отмены акта или приведения его в соответствие с законом, и/или восстановить нарушенные права и свободы.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.

Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

Представление прокурора (статья 24)

[2]

Представление – это обращение прокурора к органу или должностному лицу в связи с допущенными нарушениями законов.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

В случае несоответствия постановлений Правительства Конституции и иным законам Генеральный прокурор информирует об этом Президента.

Отличие от протеста: роль представления – превентивная, устранить условия, способствующие правонарушающему поведению.

[1]

Постановление прокурора (статья 25)

Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.

Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

Предостережение о недопустимости нарушения закона (статья 25.1)

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

[3]

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9486 —

| 7457 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Об эффективности мер прокурорского реагирования (В.В. Стрельников, «Гражданин и право», N 12, декабрь 2009 г.)

Об эффективности мер прокурорского реагирования

Современный прокурорский надзор играет важную роль в защите конституционных прав граждан, общества и государства в различных сферах общественной жизни. Степень интенсивности принятия и изменения федерального законодательства, активная реализация права законодательной инициативы субъектами Федерации, нормотворческая деятельность органов местного самоуправления, а также количество выявляемых органами прокуратуры правонарушений во всех областях обуславливают необходимость повышения качества прокурорских проверок и эффективности мер прокурорского реагирования.

Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации»*(1) установлено, что органы прокуратуры России осуществляют надзорную деятельность с целью выявления и пресечения нарушений законности. Иными словами, прокурор обязан не только выявить нарушение нормативно-правовых актов, но и принять меры к его устранению, восстановлению нарушенных прав и интересов, привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности и недопущению впредь подобных нарушений.

Деятельность органов прокуратуры при проведении надзорных проверок регламентирована Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». Из смысла статей 22, 27, 30 и 33 данного нормативного акта следует, что прокурор, реализуя свои полномочия, в случае обнаружения нарушений законности обязан на них реагировать предусмотренными законом способами и принимать необходимые меры.

Логично предположить, что в данном случае указанные постановления и исковые заявления прокурора являются одновременно актами и мерами прокурорского реагирования. Следует подчеркнуть, что прокурор, опираясь на положение ст. 9 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, дополнении, отмене определенных правовых актов или о принятии новых законов и иных нормативных актов.

Читайте так же:  Как получить лицензию на предоставление услуг связи

Таким образом, данная статья определяет взаимодействие органов прокуратуры и законодательных (представительных) органов в форме обращения к ним прокуроров с предложением. Форма данного предложения законодательно не определена, кроме того, из смысла указанной нормы закона невозможно установить, является ли данное предложение актом и (или) мерой прокурорского реагирования. Действующие в этой сфере ведомственные акты, а именно Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 9 августа 1996 г. N 47 «Об участии органов и учреждений прокуратуры в правотворческой деятельности и систематизации законодательства в прокуратуре Российской Федерации» и Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 17 сентября 2007 г. N 144 «О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления», не регулируют порядок и процедуру внесения данного предложения.

Следует обратить внимание на то, что положения рассматриваемой статьи не согласуются с принципами и механизмом надзорной деятельности органов российской прокуратуры. Прокурор, осуществляя проверку нормативных актов органов государственной власти и местного самоуправления, прежде всего должен определить, законны они или нет. В данном случае приоритет имеют требования ст. 22 Закона о прокуратуре, в соответствии с которой прокурор опротестовывает противоречащие закону правовые акты.

Положения ст. 9, связанные с правом прокурора вносить предложения в компетентные органы о принятии новых или дополнении ранее принятых нормативных актов не вызывают на практике споров и согласуются с общей концепцией деятельности прокурорской системы. Однако в данном случае указанную норму (применительно к изменению или отмене правовых актов) можно истолковать двусмысленно: неясно, обладает ли прокурор правом выбора способа действий, как должен поступить прокурор, выявивший незаконный правовой акт: внести предложение о его изменении, отмене или же подготовить на него протест.

Вместе с тем, статья 17.7 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий. Из этого следует, что в случае умышленного игнорирования изложенных в представлении, а также в протесте требований прокурор вправе возбудить производство об административном правонарушении по указанной выше статье КоАП РФ.

Как уже отмечалось, представление и протест являются мерами прокурорского реагирования на нарушения законности. Однако законодательно не урегулированный порядок их применения порождает порочную практику дублирования прокурорских актов, когда по одному и тому же факту нарушений приносится протест и вносится представление. Это также способствует искусственному и необоснованному наращиванию показателей в работе межгоррайпрокуратур.

Указанная статья рассматриваемого Кодекса предоставляет прокурорам поистине безграничные возможности борьбы с правонарушениями во всех сферах жизнедеятельности. Ежегодно в КоАП РФ вносится большое количество новых норм, устанавливающих административную ответственность за ранее не каравшиеся административные проступки, и, следовательно, с появлением каждой подобной статьи усиливаются средства прокурорского надзора, увеличивается потенциал системы органов прокуратуры. Принимаемые субъектами Федерации законы, в которых вводятся дополнительные административные нормы, также расширяют полномочия прокуроров в данной области.

Однако сегодняшняя административная практика прокуроров нуждается в упорядочении. Закон о прокуратуре указывает на то, что органы прокуратуры при осуществлении надзорной деятельности не подменяют иные государственные органы и должностных лиц (ч. 2 ст. 21, ч. 2 ст. 26), в том числе и должностных лиц, уполномоченных в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протоколы об административных правонарушениях. Таким образом, из смысла Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» следует, что прокуроры при реализации своих полномочий обязаны выявлять недостатки в деятельности поднадзорных им контролирующих и правоохранительных органов, а не выполнять их работу.

Несомненно, Федеральный закон от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ является шагом к реформированию правоохранительной системы, одной из целей которого является создание единого централизованного следственного органа. Однако в настоящее время данный процесс существенно осложнен длящимся экономическим кризисом и многими другими факторами. Заметим также, что прошло два года с момента лишения прокурора возможности самостоятельно возбуждать уголовное дело и наделения данными исключительными полномочиями органов дознания и предварительного следствия, а также суда. Вместе с тем следует отметить, что за этот период криминогенная ситуация существенно не изменилась, осталась на прежнем уровне, а в некоторых направлениях борьбы с преступностью положение даже ухудшилось. Указанный Федеральный закон не улучшил работу правоохранительной системы, усложнил механизм возбуждения уголовных дел по результатам прокурорских надзорных проверок и этим ослабил систему органов прокуратуры в целом.

Особого рассмотрения заслуживает предостережение о недопустимости нарушения закона. Согласно ст. 25.1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Как уже отмечалось, протест прокурора на незаконный правовой акт порождает правовые последствия, а именно его отмену, внесение прокурором представления предусматривает устранение отмеченных в данном акте нарушений, принятие мер к их недопущению впредь и привлечение конкретных лиц к дисциплинарной или материальной ответственности. Целью обращения органов прокуратуры с заявлением в суд является защита и восстановление прав и законных интересов граждан, общества и государства. В данном случае судебное решение, вынесенное по заявлению прокурора, также порождает юридические последствия. Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении влечет наложение административного наказания на виновное лицо. Таким образом, можно утверждать, что указанные меры прокурорского реагирования применяются в связи с характером и степенью выявленных нарушений, являются способами восстановления законности.

Предостережение о недопустимости нарушения закона никаких юридических последствий для лица, которому оно объявлено, не влечет, а именно: ни к чему не обязывает и не вызывает наступление какой-либо ответственности. Если лицо, которому ранее было объявлено данное предостережение, все же совершит в дальнейшем правонарушение, о недопустимости которого оно предостерегалось, то правовые последствия для него породят иные меры прокурорского реагирования, принятые в связи с последним нарушением законности, а не это предостережение. Вопрос, связанный с тем, чтобы учитывать данный акт как отягчающее обстоятельство при повторных нарушениях, в действующем законодательстве не рассматривается.

Читайте так же:  Соглашение о расторжении предварительного договора купли продажи

Кроме того, пункт 3 Указания Генеральной прокуратуры РФ от 6 июля 1999 г. N 39/7 предписывает прокурорам обеспечить строгий контроль за исполнением требований, изложенных в предостережении, и применять к должностным лицам, уклоняющимся от выполнения законных требований прокурора, предусмотренные законом меры ответственности. Однако данное требование в настоящее время надлежащим образом не выполняется. На практике органы прокуратуры объявляют должностным лицам предостережения о недопустимости нарушения закона в случаях, когда принять иные меры прокурорского реагирования не представляется возможным, а также в тех случаях, когда не хватает необходимого количества показателей в работе.

Кроме того, законодательно не установлен срок действия рассматриваемого нами предостережения. Означает ли это, что оно действует в течение всей жизни лица, которому оно объявлено, и утрачивает свою значимость с момента изменения или отмены федерального закона (признания его не соответствующим Конституции РФ), о недопустимости нарушения которого лицо предупреждалось? Российское законодательство никак не регламентирует подобные ситуации.

Подытоживая наш анализ, можно сделать вывод, что предостережение о недопустимости нарушения закона не является мерой и актом прокурорского реагирования. Примечательно, что Указание Генеральной прокуратуры РФ от 6 июля 1999 г. N 39/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона» называет его специальным прокурорским актом (п. 2.2).

Далее в Указании отмечается, что «в целях обеспечения гласности и повышения профилактического воздействия предостережения оно может быть объявлено и по месту работы виновного лица, в том числе в процессе рассмотрения результатов проверки на собрании трудового коллектива либо при рассмотрении коллегиальным органом акта прокурорского реагирования» (п. 2.3). В данном случае сам факт признания лица виновным в том, что оно еще не совершило, вызывает недоумение. Кроме того, процедура публичного объявления прокурором предостережения о недопустимости нарушения закона может повлечь за собой нарушение конституционных прав гражданина, связанных с его честью, достоинством и деловой репутацией, поскольку в этой ситуации она всегда будет носить обличающий характер.

Несомненно, целью Федерального закона от 10 февраля 1999 г. N 31-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»*(4), которым введено предостережение о недопустимости нарушения закона, является усиление профилактического направления в деятельности органов прокуратуры и обращение на него особого внимания. Применение на практике данного прокурорского акта носит во многом разъяснительный характер, поскольку в этом случае прокурором истолковывается смысл законодательства и особенности его применения, а также последствия его несоблюдения. В сегодняшних условиях необходимо правовое усиление этого акта, устранение имеющихся законодательных пробелов, препятствующих его эффективному практическому применению.

кандидат юридических наук (г. Саратов)

«Гражданин и право», N 12, декабрь 2009 г.

*(1) См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 8. Ст. 366.

*(2) См.: Федеральный закон от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. N 24. Ст. 2830.

*(3) См.: Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2006. N 4.

*(4) См.: СЗ РФ. 1999. N 7. Ст. 878.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Об эффективности мер прокурорского реагирования

В.В. Стрельников — кандидат юридических наук (г. Саратов)

Формы прокурорского реагирования на нарушение закона

Установив факт нарушения закона, прокурор может совершить следующие действия.

Во-первых, он вправе подать протест на правовой акт, если тот противоречит закону. Протест прокурора — это документ, представляющий собой акт прокурорского реагирования, который приносится в орган или должностному лицу, издавшему правовой акт, и в котором содержится юридически обоснованное требование об отмене незаконного акта либо приведении его в соответствие с законом. В протесте прокурор указывает обстоятельства дела и излагает свои требования. Протест прокурора должен быть рассмотрен в срок не более 10 дней с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Федерации или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

Во-вторых, прокурор может внести представление должностному лицу, полномочному устранить допущенные нарушения закона, с требованием сделать это. Представление прокурора — это документ, представляющий собой акт прокурорского реагирования на выявленные правонарушения, в котором содержится юридически обоснованное требование об устранении данного правонарушения. Представление прокурора подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца должностное лицо, которому было внесено соответствующее представление должно принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В-третьих, прокурор имеет право вынести постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении. Постановление прокурора — это документ, представляющий собой акт прокурорского реагирования на общественно опасное деяние или административный проступок, в котором содержится юридически обоснованное мотивированное решение о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении. Постановление о возбуждении уголовного дела выносится в порядке, предусмотренном уголовным законом. В порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством РФ, прокурор участвует в рассмотрении уголовных дел судами. Осуществляя уголовное преследование в суде, он выступает в качестве государственного обвинителя. Прокурор доказывает виновность подсудимого, следит за тем, чтобы в процессе судопроизводства не были нарушены права и законные интересы участников судебного разбирательства, а решение суда по делу было законным и обоснованным. Если прокурор считает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, что в ходе судопроизводства был нарушен или неправильно применен закон, он после вынесения судебного решения может подать протест.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8459 —

| 7349 — или читать все.

1. Меры прокурорского реагирования

Прокурор имеет право при осуществлении надзора за соблюдением законов принести протест, внести представление или вынести постановление, а также направить предостережение о недопустимости нарушения закона, а при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина — принести протест или внести представление. Кроме того, прокурор имеет право в случае установления факта нарушения закона освободить своим постановлением лиц, подвергнутых административному задержанию по решению несудебных органов, обратиться в суд за защитой прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов государства — Российской Федерации, субъектов РФ — и муниципальных образований. При этом заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд (п. 1 ст. 45 ГПК РФ).

Читайте так же:  Правила внутреннего трудового распорядка лист ознакомления образец

Представление. При обнаружении нарушений закона (ст. 24 Закона) или прав и свобод человека и гражданина (ст. 28 Закона) прокурор или его заместитель вносит представление о устранении выявленных нарушений в орган или должностному лицу, которые правомочны устранить допущенные нарушения.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений, их причин и условий, им способствующих: об этих мерах сообщается прокурору в письменной форме. Например, в ходе проверки подтвердилась информация о нарушении в организации правил охраны труда. Прокурор обязан внести руководителю организации представление об устранении имеющихся нарушений, причин и условий, им способствующих.

Постановление. В случае, если в деяниях должностных лиц, допустивших нарушения законов, содержится состав преступления или административного правонарушения, в зависимости о г характера нарушения закона прокурор выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или постановление о возбуждении дела об административном правонарушении (ст. 25 Закона, ст. 37 УПК РФ, ст. ст. 25.11, 28.4 КоАП РФ). Например, на основании жалобы профсоюза на лицо, представляющее работодателя, уклоняющееся от ведения переговоров по заключению коллективного договора, прокурор, помимо внесения представления об устранении этого нарушения, выносит постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.28 КоАП РФ. Указанное постановление прокурора об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении (ст. 28.8 КоАП РФ) (подробнее об административной ответственности в сфере трудовых правоотношений см. соответствующий раздел сборника).

Если в нарушении закона усматриваются признаки преступления, прокурор выносит постановление о возбуждении уголовного дела. Привлечение к уголовной ответственности за преступления, связанные с социально-трудовыми отношениями, предусмотрено законодательством в следующих случаях:

1. Если нарушение правил охраны труда лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, привело по неосторожности к причинению вреда здоровью или смерти человека (ст. 143 УК РФ).

2. Если имели место необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины но мотивам ее беременности, а равно необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение с работы женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет. по этим мотивам (ст. 145 УК РФ).

3. Если руководитель предприятия, учреждения или организации независимо от формы собственности из корыстной или иной личной заинтересованности совершил невыплату свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат (ст. 145_1 УК РФ).

4. Если должностное лицо незаконно воспрепятствует проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них, либо принуждает к участию в них, если эти деяния совершены с использованием своего служебного положения либо с применением насилия или с угрозой его применения (ст. 149 УК).

Видео (кликните для воспроизведения).

5. Если было допущено нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, которое причинило вред правам и законным интересам граждан (ст. 136 УК РФ).

Предостережение. В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25-1 Закона). В случае неисполнения требований, содержащихся в предостережении прокурора, и при условии, что должностное лицо одновременно допустило правонарушение (административное, уголовное или иное), оно может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Формы прокурорского реагирования как способ восстановления нарушенного законодательства

В России прокурору в рамках осуществления надзора законодательно предоставлен широкий спектр полномочий, дающих право пресекать правонарушения.

Ведущим законом, регулирующим правоприменительную функцию прокуратуры российского государства, регламентированы следующие формы прокурорского реагирования: постановление, предостережение, протест, представление, требование.

При обнаружении правового акта, противоречащего основным законам РФ, прокурор приносит протест в уполномоченный его рассмотреть орган.

Также прокурор может опротестовывать незаконные локальные правовые акты.

Когда прокурор видит нарушения закона, не подпадающие под административную, уголовную или другую ответственность, он использует представление, как способ устранить эти нарушения. Оно направляется тому, кто допустил нарушения закона.

Если прокурор получил информацию о правонарушении, которое еще не допущено, но действия должностных лиц ведут к этому, он объявляет предостережение.

Постановлением прокурор может инициировать административное дело.

При обнаружениях признаков деяния, носящего уголовно-правовые черты, прокурор готовит постановление, которое вместе с материалами проверки направляет в органы расследования преступлений.

В рамках УПК РФ (в ходе следственной и оперативной работы), прокурор вносит требования правоохранительными органам.

Навигация по статье

Внесение представления как основной формы прокурорского реагирования

Представление – одна из самых распространенных мер реагирования, которые применяют в своей сфере работники надзорного ведомства. Стоит отметить, что законодательством не установлено точного понятия представления.

В общем понимании представление – это акт прокурорского воздействия, направленный на пресечение нарушений, установленных в результате надзорных проверок, а также обстоятельств, которые способствовали нарушениям.

Представление условно можно разделить на 3 части:

  • Кому вносится и название представления (например: Директору ООО «Р и К» Об устранении нарушений законодательства о здравоохранении).
  • Диспозиция, т. е. описывается какое законодательство нарушено. В представлении обязательно ссылка на основной закон, положения которого преступлены, а также деяния (бездействие) правонарушителя, приведшие к не исполнению закона.
  • В резолютивной части указывается на необходимость рассмотреть представление незамедлительно, и принять действия по пресечению нарушений.
Читайте так же:  На что может быть использован материнский капитал

Одно из указаний прокурора, которые необходимо рассмотреть, это принятие решения о применении дисциплинарных мер к виновным. Этот вопрос не может быть проигнорирован, и в письме об итогах разбирательства по представлению необходимо отразить четкую позицию по данному вопросу, а особенно обосновать не привлечение к ответственности нарушителей.

Зачастую прокурор требует рассмотреть представление с его участием. Это требование обязательно для исполнения. Поэтому о дате рассмотрения меры реагирования необходимо уведомить прокурора заблаговременно.

Отвечать на представление необходимо письменно, не позднее 30 дней с момента его получения адресатом.

Так как требования прокурора исходят из позиции законности, то они подлежат исполнению. Если требования прокурора игнорируются, последний вправе инициировать вопрос административного воздействия по ст. 17.7 КоАП РФ.

При расхождении мнений относительности законности представления, субъект, которому оно направлено, вправе направить жалобу в прокуратуру или в суд.

Опротестование нормативных правовых (локальных) актов

Надзор за нормотворчеством – центральная веха деятельности прокурорского ведомства.

Прокурор вправе опротестовать по сути любой, несоответствующий законам России нормативно правовой документ.

Протест направляется в ведомство, принявшее противозаконный правовой акт либо его отдельные положения.

Опротестовать прокурор вправе и локальные акты (например, при проверке исполнения законов о труде на предприятии, прокурор может опротестовать незаконное решение об объявлении выговора работнику или на положение организации по оплате труда).

Структура протеста примерно следующая:

  • В начале документа указывается: кому приносится протест, и на какие положения оспариваемого нормативного правового акта (например: главе муниципального образования на пункты 2, 3 Положения об оплате труда работников бюджетной сферы).
  • Описательная часть: описываются все противоречия с указанием на закон РФ, с которым вступили в противоречие нормы оспариваемого документа.
  • Обязательство подвергнуть рассмотрению протест (в том числе известив заблаговременно надзорное ведомство о времени проведения совещания по рассмотрению указанной меры реагирования).

Законодательно регламентирован общий срок, в течение которого протест должен быть рассмотрен (10 дней со дня получения). Но есть исключения из данного правила. Так, например протест, направленный в городской совет, будет рассмотрен на следующем заседании совета.

В случае не терпящем отлагательств, прокурор может потребовать рассмотреть протест незамедлительно или в кратчайший срок (например, при возникновении угрозы населению).

Итоги рассмотрения протеста оформляются письменно. Вместе с письмом надзорный орган необходимо направить копию измененного нормативного документа.

Постановление как акт инициирования уголовной и административной ответственности

Постановление об инициировании административного воздействия на нарушителя готовится прокурором при обнаружении признаков нарушения административного законодательства. Фактически прокурор может инициировать любой административный процесс, но есть административные правонарушения, дела по которым вправе возбудить только прокурор (например: по жалобе предпринимателя о нарушении его прав контролирующим органом).

Тем не менее, прокурор не может выносить решения о наложении административных санкций, а собранный материал вместе с постановлением передает на рассмотрение уполномоченным на то органам.

Постановления, поступившие из прокуратуры рассматриваются органами административного воздействия не позднее двух месяцев с момента получения материалов, судом – трех месяцев.

В результате проверки по поступившему сигналу, прокурор может выявить признаки уголовно-наказуемого деяния. Например, в ходе проверки по жалобе гражданина К. по вопросу нарушений трудового законодательства, прокурором установлено, что заработная плата на предприятии, работником которого является К., имеется задолженность по заработной плате свыше двух месяцев. Материалы проверки направлены в следственный орган для принятия процессуального решения о наличии либо отсутствии состава преступления.

Предостережение как превентивная форма прокурорского влияния на состояние законности

Формы прокурорского реагирования на досудебных стадиях, описанные выше — это реакция прокурора на уже свершившиеся нарушения.

Однако, представители надзорного ведомства могут действовать на опережение, так сказать пресекать нарушение до его совершения.

Предостережение — это превентивная мера воздействия прокурора, направленная не допустить готовящиеся правонарушения.

Предостеречь прокурорское ведомство может лишь должностное лиц, но никак не граждан и юридических лиц.

До того как прокурор решит вопрос об объявлении предостережения, он должен проверить информацию о готовящемся нарушении, а также отобрать объяснения лиц, действия (бездействие) которых может привести к противоправным последствиям.

Предостережение по структуре схоже с представлением: в самом начале указывается, кому оно объявляется, и какая норма закона может быть нарушена в случае непринятия во внимание предостережения и прекращения действий (бездействия), ведущих к нарушению права.

В описательной части должны быть ссылки на все обстоятельства, выявленные прокурором в результате проверочных мероприятий, а также закон, который в перспективе может быть нарушен, если не исполнить предостережение. В заключительной части прокурор обращается непосредственно со словом «предостерегаю» непосредственно к тому, кому адресована мера реагирования.

При объявлении предостережения лицо, которому оно адресовано, ставит подпись об ознакомлении и понимании последствий его неисполнения на дубликате документа, который остается у прокурора. Результаты неисполнения предостережения могут быть различны, вплоть до уголовных санкций в случае не предотвращения преступления.

Роль требований надзорного ведомства в ходе следствия

На досудебном этапе уголовного производства, прокурор наделен обширным спектром полномочий. В данной стадии используются различные формы прокурорского реагирования на нарушения законности, но основной является требование, смысл которого ликвидировать нарушения, допущенные в следственном процессе.

Основное назначение требования прокурора как акта воздействия надзорного органа – это пресечение бездействие либо действие вопреки закону со стороны сотрудников полиции и иных органов следствия на этапе расследования преступлений (например: нарушение сроков следствия, допущения волокиты, вынесения незаконных решений по результатам следствия).

Как известно следователь процессуально независимое лицо, поэтому требование может направляться прокурором как непосредственно указанному служебному лицу, так и руководителю, под началом которого работает следователь, например с целью дисциплинарного воздействия на следователя, который допустил волокиту при проведении проверок по делу о преступлении, находящемуся в его производстве.

Определенных требований к указанной форме прокурорского воздействия нет. В документе прокурор обозначает, кому направлено требование, нормы законодательства, регламентирующего расследование преступлений, которые нарушены и подлежат восстановлению, а также сроки рассмотрения требования.

В случае несогласия с требованием, следователь или руководитель следствия могут направить соответствующую жалобу вышестоящему прокурору либо оспорить требование в судебном порядке.

Читайте так же:  Письмо в управляющую компанию образец

Таким образом, мерами прокурорского воздействия прокурор может добиться законности практически в любых сферах жизни человека, а это и есть основное предназначение органов прокуратуры РФ.

Каким образом происходит прокурорское реагирования представлено в реферате на видео:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Акты прокурорского реагирования: примеры, виды документов

Примеры актов прокурорского реагирования, их виды позволяют вовремя выявить обстоятельства, лиц их совершивших, принять меры.

Подобным специфическим средством органами прокуратуры отражаются неправомерные действия руководителей предприятий, ответственных за определенную деятельность лиц.

Полномочия прокурора широко распространены, сотрудники данного органа осуществляют контроль над соблюдением законов, указывают правовыми средствами на их нарушения.

Навигация по статье

Какие инструменты использует прокуратура

Составить акт прокурорского реагирования может сотрудник данной сферы, прокурор, его заместитель, в полных, точных выражениях в соответствии с законом и полномочиями. Государство контролирует правопорядок в стране разными органами. Для каждого из них определена определенная нормативно-правовая компетенция. В задачи прокурорского надзора входит в законном порядке соблюдать права, свободы, интересы граждан.

Деятельность прокуратуры регламентирует федеральное законодательство. Это государственная структура имеет отличительные черты от остальных фискальных организаций, наделена безграничным влиянием на все общественные отношения в пределах территории страны. С помощью документа, обладающего юридической силой выполняется основная задача выявлять нарушения, и устранять их предупреждением.

Для этого созданы документальные виды:

  • протесты
  • представления
  • постановления
  • предостережения

Оформляя правовую бумагу, предупреждают о возможном нарушении законодательного акта или убедительно дают понять, что необходимо устранить противоправные ошибки в деятельности, так как сам прокурор не имеет полномочий их исправлять.

Задачи деятельности

Классификация актов прокурорского реагирования, указывает, что протестом выполняется ответ на созданный руководителем определенной организации документ с законодательными нарушениями. Обвинитель или его прямой заместитель подготавливает акт, не противоречащий действующим законам. Подают его нарушителю или в вышестоящую инстанцию.

Руководитель обязан рассмотреть документ в течение 10 дней. Если проступок требует немедленного устранения, прокурор устанавливает срок для проведения действий. Результаты сообщают письменно в орган прокуратуры.

При расследовании случая судебным порядком, его уведомляют о дате заседания. В случае оформления прокурорского представления, лица, получившие его должны безотлагательно рассмотреть в течение 30 дней, предпринять все действия, чтобы исправить нарушенный закон, выяснить причины, условия из-за которых они произошли. Предпринятые меры сообщаются должностному лицу, ответственному за представление.

Прокурорское постановление выносится в административном или уголовном процессуальном производстве. Его содержание зависит от серьёзности законодательных нарушений. На этом основании возбуждается административное производство, если уголовный процесс, тогда процедура совершается в соответствии с данным законодательством.

Предостережением прокурор выполняет свои обязанности на основании, поступивших сведений в правовой орган, что готовятся противоправные деяния. Это могут быть экстремистские направления, религиозные замыслы, нарушающие законность страны. Чиновник, получивший подобную бумагу, обязан выполнить все перечисленные в ней требования.

В обратном случае он будет привлечен к правовой ответственности по закону.

Должностная иерархия правовой структуры

Создание каждого документа может выполнить только то должностное лицо, которое наделено этими правомочиями. Гособвинитель федерального, окружного уровня не наделен правом, опротестовать правовой акт, исходящий от центрального ведомства или министерства.

Оформить протест на не соответствующий законам страны документ вправе генерального прокурора или его заместителя. У обвинителей имеется свой круг полномочий, они могут протестовать против правовой документации, исходящей от исполнительного органа определенного субъекта, который входит в его сферу обязанностей.

Прокуратура

Нижестоящая по статусу прокуратура обязана выполнять требования акта вышестоящего органа, исполняющего прокурорский надзор. При этом государственным прокурором разрешено действовать с органами равными по уровню, выносить акты подчиненным, но не оборот по иерархической лестнице. Он может создавать проекты, сообщать об обнаруженных преступных деяниях, совершенных высшим звеном.

Характерные особенности актов

В законе нет единой формы актов, чтобы прокурор мог отреагировать на любой непорядок. Протест в уголовном судопроизводстве он оформляет письменно. В судебном заключении обвинитель выражается письменно или устно. У прокурора нет административной власти, он не может указывать тем органам, за которыми надзирает.

Реализация полномочий осуществляется индивидуальными распорядительными актами.

Какой из инструментов выбрать зависит от следующих признаков:

  • обстоятельств, особенностей, способа попрания закона
  • насколько распространилось злоупотребление
  • полученного отрицательного результата
  • уровня виновности

Прокурор выбирает наиболее действенный способ воздействия на нарушителя, форма акта может быть письменной, устной, важно добиться эффективного быстрого положительного результата.

У прокурорских актов реагирования существуют законодательные условия, оформление его должно быть обязательно:

  • своевременным
  • оперативным
  • обоснованным
  • упреждающим
  • комплексным
  • реальным, адекватным
  • предупредительным
  • профилактическим

На примере протеста документ заполняют следующим образом:

  • в шапке указывают орган, от чьего имени выносится, наименование документа
  • указывают реквизиты акта, по отношению которого выражено опротестование
  • содержание незаконной бумаги
  • обозначают законодательные ссылки на правонарушение
  • предъявляют прокурорские предложения – отменить или изменить незаконный акт
  • предлагают рассмотреть протест, сообщить последствия
  • подписывает прокурор с обозначением должности, чина, подписи и числа

Каким бы способом прокурор не выразил свое возмущение на попрание законности, направил акт в организацию, орган, его выполнение должно быть исполнено в установленный исполнителем срок. Прокурорский контроль имеет широкие сферы влияния.

Прокурорский надзор

В перечень включены надзорные мероприятия:

  • исполнение законов гражданами любого статуса, руководителями предприятий
  • соблюдение гражданских прав
  • за следственным, дознавательным, оперативным, розыскным сектором
  • выполнение законодательных положений администраторами регионов, мегаполисов, сел и поселков
  • контрольные мероприятия за поведением в рамках закона
  • руководством исправительных учреждений

Следует учесть, умышленное невыполнение обоснованного прокурорского требования, оформленного актом реагирования в любом его процессуальном виде, чревато обязательному наказанию.

Закон под контролем — на видео:

Видео (кликните для воспроизведения).

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Источники


  1. ред. Кононенко, І.П. Законодавство про адміністративну відповідальність; Київ: Видавництво політичної літератури України, 2012. — 340 c.

  2. CD-ROM. Лекции для студентов. Юридические науки. Диск 2. — Москва: РГГУ, 2016. — 451 c.

  3. Авакьян, С.А. Конституционное право России: Методическое руководство к семинарам; М.: Российский Юридический Издательский Дом, 2013. — 370 c.
  4. Форма прокурорского реагирования в защиту граждан
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here