Как можно получить помилование в рф

Самое главное по теме: "Как можно получить помилование в рф". На странице собрана полезная тематическая информация. На все вопросы вам ответит дежурный специалист.

Ходатайство о помиловании

Ходатайство о помиловании. Осужденный вправе обратиться к Президенту Российской Федерации с ходатайством о помиловании. Ходатайство о помиловании осужденный подает через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание.

Помилование осуществляется путем издания указа Президента Российской Федерации о помиловании на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость.

В Российской Федерации помилование применяется:
а) в отношении лиц, осужденных судами в Российской Федерации к наказаниям, предусмотренным уголовным законом, и отбывающих наказание на территории Российской Федерации;
б) в отношении лиц, осужденных судами иностранного государства, отбывающих наказание на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
в) в отношении лиц, отбывших назначенное судами наказание и имеющих неснятую судимость.
При этом помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных:
а) совершивших умышленное преступление в период назначенного судами испытательного срока условного осуждения;
б) злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;
в) ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно;
г) ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии;
д) ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования;
е) которым ранее производилась замена назначенного судами наказания более мягким наказанием.

Порядок представления ходатайств о помиловании

Осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президенту Российской Федерации в письменной форме.

Ходатайство о помиловании регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющего наказание, а в отношении осужденных, привлеченных к участию в следственных действиях или в судебном разбирательстве, — администрацией следственного изолятора (далее — администрация учреждения) в специальном журнале учета ходатайств о помиловании в день его подачи.

Ходатайство о помиловании лица, впервые осужденного за преступление небольшой или средней тяжести, направляется администрацией учреждения в территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее чем через 10 дней со дня его подачи, а ходатайство о помиловании лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление, — не позднее чем через 20 дней со дня его подачи.

Какие документы нужно приложить к ходатайству о помиловании

Администрация учреждения уведомляет осужденного о направлении ходатайства о помиловании в территориальный орган уголовно-исполнительной системы под расписку на копии соответствующего сопроводительного письма. Отказ в направлении ходатайства о помиловании не допускается.

Ходатайство о помиловании в виде снятия судимости направляется заявителем самостоятельно в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации (далее именуется — комиссия) по месту жительства заявителя.

Территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее чем через пять дней со дня получения ходатайства о помиловании лица, впервые осужденного за преступление небольшой или средней тяжести (в отношении лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление, — не позднее чем через семь дней) представляет его в комиссию, а также информирует о ходатайстве Федеральную службу исполнения наказаний.


Федеральная служба исполнения наказаний ежемесячно, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, представляет в Администрацию Президента Российской Федерации сведения о ходатайствах о помиловании, поступивших в территориальные органы уголовно-исполнительной системы и направленных в соответствующие комиссии.
Администрация Президента Российской Федерации не реже одного раза в квартал представляет Президенту Российской Федерации обобщенные сведения о ходатайствах о помиловании.
Учреждения уголовно-исполнительной системы совместно с органами внутренних дел Российской Федерации осуществляют оперативный обмен информацией о состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях и их филиалах лицах, обратившихся с ходатайствами о помиловании.

Органы прокуратуры Российской Федерации, следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенные органы Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы, Федеральная служба судебных приставов и ее территориальные органы участвуют в оперативном обмене информацией о состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях и их филиалах лицах, обратившихся с ходатайствами о помиловании.

Положение об оперативном обмене информацией о состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях и их филиалах лицах, обратившихся с ходатайствами о помиловании, утверждается совместным нормативным правовым актом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Следственным комитетом Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной таможенной службой, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службой судебных приставов.

Комиссия не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее чем через 10 дней со дня получения ходатайства о помиловании лица, впервые осужденного за преступление небольшой или средней тяжести (в отношении лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление, — не позднее чем через 15 дней) и заключения комиссии вносит Президенту Российской Федерации представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость. К представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) прилагаются ходатайство о помиловании, заключение комиссии, а также документы, указанные в пункте 5 настоящего Положения.

Читайте так же:  Материнский капитал под покупку земельного участка

Список лиц, рекомендованных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) к помилованию, подлежит опубликованию в средствах массовой информации соответствующего субъекта Российской Федерации в месячный срок со дня принятия такого решения. Опубликованию подлежит информация, содержащая фамилию и инициалы каждого осужденного, рекомендованного к помилованию, а также указание на статью уголовного закона, по которой он осужден. При этом высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может также обнародовать мотивы, которыми он руководствовался при принятии соответствующего решения.

В случае перевода осужденного, подавшего ходатайство о помиловании, в другое учреждение, исполняющее наказание, освобождения его от отбывания наказания, а также изменения иных обстоятельств, имеющих существенное значение для решения вопроса о помиловании, администрация учреждения обязана уведомить об этом территориальный орган уголовно-исполнительной системы, комиссию, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также Администрацию Президента Российской Федерации.

На что обращают внимание при рассмотрении ходатайства о помиловании

При рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во внимание:
а) характер и степень общественной опасности совершенного преступления;
б) поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;
в) срок отбытого (исполненного) наказания;
г) совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;
д) применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания;
е) возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;
ж) данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;
з) другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства.

При рассмотрении ходатайства о помиловании высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или комиссия вправе запросить от администрации учреждения, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления дополнительные сведения и документы, необходимые для подготовки материалов о помиловании осужденного. Указанные органы обязаны направить ответ на запрос высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или комиссии не позднее чем через семь дней со дня получения запроса в отношении лица, впервые осужденного за преступление небольшой или средней тяжести (в отношении лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление, не позднее чем через 10 дней).

Указ Президента Российской Федерации о помиловании в течение двух дней после его издания направляется высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в Министерство внутренних дел Российской Федерации, территориальный орган уголовно-исполнительной системы, администрацию учреждения.

Об отклонении Президентом Российской Федерации ходатайства о помиловании осужденный уведомляется письменно высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо по его поручению председателем комиссии.

В случае отклонения Президентом Российской Федерации ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.

Если подсудимый осужден к смертной казни, то председательствующий разъясняет ему право ходатайствовать о помиловании (п. 3 ст. 310 УПК РФ).
Смертная казнь, как вид наказания, предусмотрена ст. 59 УК РФ. Однако в соответствии с п. 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 02.02.1999 N 3-П «с момента вступления в силу настоящего Постановления и до введения в действие соответствующего федерального закона, обеспечивающего на всей территории Российской Федерации каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого федеральным законом в качестве исключительной меры наказания установлена смертная казнь, право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, наказание в виде смертной казни назначаться не может независимо от того, рассматривается ли дело судом с участием присяжных заседателей, коллегией в составе трех профессиональных судей или судом в составе судьи и двух народных заседателей».

Ходатайство о помиловании

Президенту РФ _________________
(Ф.И.О. Президента)

От ___________________________
(Ф.И.О. осужденного)

Ходатайство о помиловании

«___»__________ ____ г. приговором ________ (наименование суда) ___________ суда (копия приговора прилагается) я был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. ______ УК РФ _____________, и осужден к ______________ с отбыванием наказания в ________ (указать преступление) _____________.

Я раскаиваюсь в совершенном преступлении ____________ (привести доводы, свидетельствующие о том, что осужденный раскаялся и более не представляет серьезной общественной опасности) __________________.

На основании изложенного и в соответствии со ст. 85 УК РФ

Помиловать меня и заменить _______________ более мягким видом наказания

Вариант №1
сократить срок наказания до ______________;

Вариант №2
освободить меня от дальнейшего отбывания наказания).

Приложение:
1. Копия приговора ______ (наименование суда) _______ суда от «___»__________ ____ г.
2. __________________________________.

____________/_______________/
(подпись) (расшифровка подписи)

Помилование и условия его применения

Помилование — это акт высшего должностного лица Российской Федерации, полностью или частично освобождающий конкретное лицо от наказания либо заменяющий его более мягким.

Помилование имеет много общих черт с амнистией (см. комментарий к ст. 84 УК РФ). Однако, будучи самостоятельными правовыми институтами, помилование и амнистия существенно различаются по своей юридической природе, основаниям и порядку применения.

В соответствии с п. «в» ст. 89 Конституции РФ помилование осуществляется Президентом Российской Федерации (издание актов об амнистии согласно п. «е» ст. 103 Конституции РФ отнесено к ведению Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации).

Статья 85 УК РФ, воспроизводя положение Конституции РФ об осуществлении помилования Президентом Российской Федерации, конкретизирует его указанием на то, что помилование применяется в отношении индивидуально определенного лица. В отличие от помилования амнистия объявляется в отношении индивидуально не определенного круга лиц (ч. 1 ст. 84 УК РФ).

Как и амнистия, помилование представляет собой комплексный, межотраслевой институт, который включает нормы не только уголовного права, но и конституционного, уголовно-исполнительного и административного права.

[1]

В соответствии с п. 3 ст. 50 Конституции РФ инициатива о помиловании может исходить только от осужденного за преступление (акты об амнистии принимаются по инициативе органов государственной власти).

Читайте так же:  Развод с иностранцем

Подробная регламентация порядка рассмотрения ходатайств о помиловании дается в Указе Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территории субъектов Российской Федерации», утвердившем Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации.

В соответствии с названным Указом Президента РФ в субъектах Российской Федерации создаются комиссии по вопросам помилования, которые наделены полномочиями по отбору ходатайств осужденных и по предварительному решению вопроса о том, применить или не применить помилование к конкретному лицу.

Высшее должностное лицо государства, издавая акт о помиловании конкретного лица, окончательно решает вопрос об освобождении от наказания (или ином смягчении положения) этого лица. Органы, исполняющие наказания, обязаны незамедлительно исполнить предписание, содержащееся в акте о помиловании. В отличие от акта помилования постановление высшего органа государственной власти об амнистии определяет категории лиц, подпадающих под амнистию. Окончательное решение о применении или неприменении амнистии к конкретному лицу принимают органы, которым поручено исполнение акта об амнистии.

В отличие от амнистии помилование может осуществляться только в отношении лиц, осужденных за совершение ими преступлений. Актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть также освобождены от уголовной ответственности. Согласно ч. 2 ст. 85 УК РФ акт о помиловании может содержать следующие решения:

об освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания;

о сокращении назначенного наказания;

о замене назначенного наказания более мягким видом наказания;

о снятии судимости.

В правоприменительной практике встречаются случаи замены актом помилования назначенного наказания условным осуждением. Представляется, что это выходит за рамки ч. 2 ст. 85 УК РФ. Поскольку подобные решения подсказаны потребностями жизни, целесообразно внести соответствующие изменения в данную статью.

Акты о помиловании носят исключительный характер, поэтому их принятие не связано никакими условиями. Закон не устанавливает основания для применения помилования, равно как и не предусматривает ограничений ни по кругу лиц, ни по характеру и степени общественной опасности совершенных ими преступлений. Помилование может быть применено к любому осужденному независимо от отбытого им срока наказания. Однако практика применения этого института свидетельствует о том, что решение о помиловании принимается с учетом поведения осужденного во время отбывания наказания, а также характера и тяжести совершенного преступления и личности осужденного.

Вопреки действующему законодательству предпринимались попытки нормативно ограничить применение помилования. Так, указанием Министерства юстиции РФ от 20 октября 2000 г. № 8909-ЮК «О подготовке материалов на помилование» предлагалось «исключить случаи ходатайства администрации учреждения о помиловании в отношении лиц, отбывших менее половины, а осужденных за особо тяжкие преступления — менее двух третей срока наказания, назначенного судом». 14 марта 2002 г. это указание было отменено как противоречащее ст. 85 УК РФ.

В названном выше Положении о порядке ходатайств о помиловании в Российской Федерации содержатся рекомендации о неприменении помилования в отношении отдельных категорий осужденных. При этом делается оговорка, что помилование, как правило, не применяется в отношении следующих категорий осужденных:

[2]

совершивших умышленные преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;

злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;

ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии или актом помилования;

которым ранее производилась замена назначенного судом наказания более мягким наказанием.

Наряду с этим в Положении приводится перечень обстоятельств, которые должны приниматься во внимание комиссиями по рассмотрению ходатайств о помиловании:

характер и степень общественной опасности совершенного преступления;

[3]

поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;

срок отбытого (исполненного) наказания;

совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;

применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания;

возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;

данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;

другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства.

Приведенный перечень обстоятельств носит рекомендательный характер, они не могут ограничить право высшего должностного лица на применение акта о помиловании к конкретному лицу, а являются своего рода ориентиром в подготовке материалов о помиловании членами комиссии по вопросам помилования.

К ходатайству о помиловании администрация прилагает: анкету установленной формы; копии всех имеющихся в деле приговоров, определений и постановлений судебных органов; подробную характеристику поведения осужденного и его отношения к труду. В характеристике отражается также мнение администрации, а если это необходимо, и мнение наблюдательной комиссии по существу ходатайства.

Особого внимания заслуживает вопрос о помиловании лиц, осужденных к смертной казни. Согласно п. 2 ст. 20 Конституции РФ смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Как предусмотрено ч. 3 ст. 59 УК РФ, смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет.

Необходим взвешенный, сугубо индивидуальный подход в каждом случае применения актов помилования, особенно к осужденным к исключительной мере наказания. Чрезмерно широкое применение актов помилования способно негативно сказаться на стабильности судебных приговоров.

Читайте так же:  Пожизненное наследуемое владение перевод в собственность

Постановлением Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г. приостановлено применение смертной казни до того времени, когда на всей территории РФ каждому обвиняемому в преступлении, за которое по закону может быть назначено это наказание, будут гарантированы возможности реализации права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Анализ сложившейся практики применения помилования позволил ряду правоведов внести заслуживающие, на наш взгляд, внимания законодателя предложения по совершенствованию этого института. К ним прежде всего относятся предложения о расширении круга лиц, которые могут обращаться с ходатайством о помиловании, включив в него кроме осужденного его адвоката или законного представителя, а также близких родственников осужденного.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Помилование

В соответствии с ч. 3 ст. 50 Конституции РФ, каждый осужденный имеет право просить о помиловании. По Конституции РФ (п. «в» ст. 89), осуществление помилования отнесено к компетенции Президента РФ.

Помилование — это акт высшего должностного лица РФ, полностью или частично освобождающий конкретных лиц от наказания, а также снимающий судимость.

Институт помилования является частным выражением принципов справедливости и гуманизма.

Помилование осуществляется в отношении индивидуально определенного лица путем издания Указа Президента РФ о помиловании на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость. В Российской Федерации помилование применяется в отношении лиц, осужденных судами в РФ либо судами иностранного государства к наказаниям, предусмотренным уголовным законом, и отбывающих наказание на территории РФ, а также в отношении лиц, отбывших назначенное судами наказание и имеющих неснятую судимость.

В соответствии с Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500, на территориях субъектов России образованы комиссии по вопросам помилования; этим же Указом утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в РФ. Министерство юстиции РФ ежемесячно представляет Президенту РФ обобщенные сведения о ходатайствах о помиловании, поступивших в территориальные органы юстиции и направленных в соответствующие комиссии.

До завершения формирования на территориях Республики Крым и г. Севастополя комиссий по вопросам помилования установлен временный порядок представления ходатайств о помиловании, подаваемых осужденными, отбывающими наказание на этих территориях[159].

Состав комиссий по вопросам помилования и председатели комиссий утверждаются высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти), при этом в состав комиссии входят не менее 11 человек — граждан России, имеющих высшее образование, пользующихся уважением у граждан и имеющих безупречную репутацию, причем не менее двух третей состава комиссии формируется из представителей общественности. Члены комиссии осуществляют свою деятельность на общественных началах.

Основными задачами комиссии по вопросам помилования являются предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость; подготовка заключений по материалам о помиловании и осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением на территории субъекта РФ указов Президента РФ по вопросам помилования.

Осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президенту РФ в письменной форме. Ходатайство о помиловании регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющих наказание, и направляется в территориальный орган Министерства юстиции РФ в субъекте РФ.

К ходатайству о помиловании администрацией учреждения прилагаются копия приговора и копии решений вышестоящих судебных инстанций относительно указанного приговора, извещение о вступлении приговора суда в законную силу, а также, по просьбе осужденного, иные материалы, имеющие существенное значение для решения вопроса о помиловании.

Отказ в направлении ходатайства о помиловании не допускается.

Ходатайство о помиловании в виде снятия судимости направляется заявителем самостоятельно в комиссию по вопросам помилования по месту жительства заявителя.

Комиссия не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта), которые вносят Президенту РФ представление о целесообразности применения акта помилования в отношении каждого конкретного лица с приложением ходатайства о помиловании, заключения комиссии и других документов.

Список лиц, рекомендованных к помилованию, подлежит опубликованию в средствах массовой информации соответствующего субъекта РФ в месячный срок со дня принятия такого решения, что является выражением принципа демократизма, открытости в деятельности государственных органов.

При рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во внимание:

— характер и степень общественной опасности совершенного преступления;

— поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;

— срок отбытого (исполненного) наказания;

— совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;

— применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно — досрочного освобождения от наказания;

— возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;

— данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;

— другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства.

Согласно Указу Президента, помилование в отношении отдельных категорий осужденных, как правило, не применяется, это правило распространяется на лиц:

а) совершивших умышленное преступление в период назначенного судами испытательного срока условного осуждения;

б) злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;

в) ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно — досрочно;

г) ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии;

д) ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования;

е) которым ранее производилась замена назначенного судами наказания более мягким наказанием.

Читайте так же:  Закон о соблюдении тишины в москве

Конституция РФ (статья 50, часть 3) предоставляет каждому осужденному право просить о помиловании или смягчении наказания, однако это право не предполагает удовлетворения любой просьбы о помиловании, т.е. не означает, что осужденный должен быть помилован в обязательном порядке. Осуществление помилования является исключительным полномочием Президента РФ как главы государства, которое закреплено непосредственно в Конституции РФ (статья 89, пункт «в»). В случае отклонения Президентом РФ ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.

Уголовный закон не регламентирует, от каких видов наказания возможно освобождение в порядке помилования. Отсутствие в законе каких-либо ограничений полномочий Президента в данной сфере позволяет сделать вывод, что помилование может касаться любых видов наказания, включая дополнительные. Представляется, что применение помилования возможно и в отношении осужденных к штрафу (учитывая установленный законом максимальный размер штрафа и возможность отсрочки (рассрочки) его исполнения).

Помилование имеет некоторые сходства с амнистией: каждый из указанных видов освобождения от уголовно-правовых последствий преступления допускает освобождение от дальнейшего отбывания наказания, сокращение его срока (размера) или замену более мягким видом наказания, а также снятие судимости. Вместе с тем помилование отличается от амнистии по кругу лиц, к которым оно применяется (помилование осуществляется в отношении индивидуально определенного лица), по органу, его осуществляющему (акт амнистии издается Государственной Думой, акт помилования — Президентом), а также по характеру правовых последствий (амнистия допускает освобождение от уголовной ответственности).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9838 —

| 7698 — или читать все.

В чем отличие амнистии от помилования?

Всегда ли виновного ждет суровое наказание, которое установлено законодательством? В России, как и в ряде других стран, человек имеет право на смягчение судебного приговора вплоть до снятия всех обвинений. В чем отличие амнистии от помилования? Это два возможных варианта решения, принимаемых полномочными лицами, которые напрямую влияют на судимость. Пожалуй, это все, что объединяет понятия. Разберемся в вопросе подробнее.

Понятие амнистии

Дословно термин «амнистия» означает «прощение», «забвение». Слово пришло из греческого языка и использовалось еще в античный период. Сегодня, согласно законам РФ, амнистия – освобождение от уголовного преследования и возмездия, назначенного судом. Государство действует по принципам гуманизма, смягчая вынесенный приговор или вовсе отменяя его.

При решении учитываются все обстоятельства, характеризующие личность и содеянное ею преступление. Амнистия рассматривается для каждого человека индивидуально. Необходимо понимать, что процесс никоим образом не изменяет уголовное законодательство. Это своеобразное исключение из правил, которое может быть предоставлено лицу.

Отличие амнистии от помилования в том, что она предоставляется лишь определенному кругу неустановленных лиц, описанных в акте. В результате сотрудниками правопорядка рассматриваются дела всех подходящих под описание осужденных или находящихся под следствием граждан. Амнистию обычно приурочивают к какому-нибудь событию. Например, к юбилею Победы 1945 года.

К кому может быть применена амнистия?

Акт амнистии содержит информацию, определяющую круг лиц, к которым она может быть применена. Зачастую это те граждане, которым требуется социальная защищенность: несовершеннолетние, женщины, инвалиды и пенсионеры, участники боевых действий, осужденные впервые. В документе также могут быть указаны те категории лиц, которые лишаются права на амнистию. Например, совершившие особо тяжкие преступления, заключенные на длительный срок, рецидивисты.

В течение полугода после объявления амнистии ее приводят в исполнение, но сам акт считается бессрочным. Освобождению от уголовного наказания, преследования или смягчению приговора подлежат:

  • граждане, на которых возбуждено уголовное дело;
  • лица, взятые под арест на период расследования;
  • дела, следствие по которым закончено, но в суд они переданы не были;
  • виновные, уже отбывшие срок наказания;
  • заключенные.

На данном этапе выясняется еще одно отличие амнистии от помилования: последнее применяется только к гражданам, уже отбывающим наказание в местах лишения свободы. Стоит также понимать, что амнистия никоим образом не ставит под сомнение факт виновности преступника или подсудимого. Если лицо не признает своей вины, амнистия к нему не может быть применена.

Кто решает вопросы освобождения?

Акт амнистии составляется и утверждается правомочным органом – Государственной Думой РФ. Законная сила решения начинается со дня официальной публикации или сразу после его принятия. Выполнение акта полностью перекладывается на плечи органов исполнительной власти и судов. Все зависит от стадии делопроизводства рассматриваемых лиц, подходящих под условия амнистии. Полномочные органы тщательно изучают материалы дела и при необходимости обращаются за дополнительными документами, решение при этом откладывается до того момента, пока они не будут получены.

После принятия решения Государственная Дума выпускает постановление числом публикации акта. К лицу применяются все перечисленные в содержании амнистии пункты. Решение является окончательным и не подлежит обжалованию.

Правовые последствия амнистии

Заранее установленное решение о прекращении уголовного преследования, подробно указанное в акте, – еще одно отличие амнистии от помилования. Правовые последствия ее четко прописаны и не могут быть изменены. Например, амнистия предусматривает только смягчение наказания путем сокращения его срока или изменения режима или же полное освобождения от заключения и уголовной ответственности. Если акт предусматривает несколько вариантов, то окончательное решение о применении того или иного метода прощения принимается судом или другим органом исполнительной власти.

Как правило, правовые последствия амнистии сводятся:

  • к освобождению от наказания или уголовной ответственности;
  • сокращению срока заключения под стражу;
  • снятию судимости;
  • смягчению наказания;
  • освобождению от дополнительного наказания.

При этом лицо остается виновным, но становится прощенным государством вследствие амнистии. Акт может предполагать применение для виновного одного из перечисленных пунктов или нескольких сразу.

Читайте так же:  Порядок погашения ипотеки материнским капиталом в сбербанке

Правовая реабилитация в уголовном процессе

Согласно конституционным правам граждан, каждый имеет право возместить вред, который был нанесен ему государством в связи с незаконным действием или бездействием, исходящим от органов исполнительной власти или иных должностных лиц. УПК РФ создал институт реабилитации, который занимается восстановлением прав незаконно обвиненных и заключенных граждан. Главное отличие амнистии и помилования от правовой реабилитации – доказанный факт невиновности. Прекращение уголовного преследования в этом случае происходит вследствие оправдательного приговора или прекращения дела в связи с отсутствием состава преступления и прочих причин, доказывающих непричастность лица к уголовному деянию.

После признания права на реабилитацию и уведомления об этом невиновного он вправе подать обращение с требованием возместить ущерб, нанесенный несправедливым решением, в судебном порядке. Это еще одно отличие амнистии и помилования от правовой реабилитации: последняя полностью восстанавливает права гражданина, признавая факт невиновности и несправедливого обвинения, а также позволяет добиться материально-имущественной компенсации нанесенного вреда. Амнистия и помилование же являются формами проявления гуманизма по отношению к преступникам, чья виновность не ставится под вопрос.

Помилование

Эта форма милосердия направлена лишь по отношению к тем лицам, которые уже осуждены за совершение уголовного преступления и отбывают наказание. Всплывает вполне очевидное отличие амнистии от помилования: первая распространяется и на подследственных, и на подозреваемых лиц, тогда как вторая применима только к осужденным. Однако они имеют и сходства: помилование также предполагает полное прощение лица без изменения приговора и оспаривания факта виновности. Решение принимается согласно принципам гуманизма, но уже на основании определенных особенностей поведения заключенного. Если акт амнистии рассматривает личностные характеристики косвенно, то решение о помиловании напрямую зависит от них.

Правовые последствия процедуры обычно сводятся:

  • к смягчению наказания;
  • уменьшению срока пребывания в месте заключения;
  • освобождению заключенного;
  • снятию судимости.

Явное отличие между амнистией и помилованием заключается и в целях проведения. Второе в большей степени является способом поощрения смиренного поведения заключенного и его исправления.

Кто уполномочен помиловать?

Принимать решение о прекращении отбывания наказания, его смягчении или снятии непокрытой судимости, согласно Конституции, имеет право лишь президент РФ. Расследует обстоятельства дела и личные характеристики заключенного специальная комиссия, которая регулирует вопросы помилования в каждом из субъектов. После тщательного ознакомления с документами их передают президенту, который издает указ о помиловании в виде досрочного освобождения или смягчения наказания. В случае отрицательного решения лицо, направившее прошение, письменно уведомляют об отказе.

Перед тем как попасть к президенту, документы проделывают путь от территориальных органов юстиции до высшего должностного лица субъекта РФ, который докладывает о целесообразности помилования. Решение направляется в полномочные органы, после чего приводится в исполнение. В случае отказа заключенный имеет право обратиться за актом помилования лишь по прошествии года.

Как получить акт помилования?

Еще одно характерное отличие амнистии от помилования РБ и РФ заключается в причастности к процессу заключенных лиц. Амнистия – инициатива государства, до принятия решения о ее применении заключенный никак не взаимодействует с исполнительными органами власти. О помиловании же, напротив, ходатайствует сам преступник.

Для рассмотрения прошения необходимо составить его в письменном виде и направить на имя президента РФ через орган, исполняющий наказание. К ходатайству прилагается пакет документов, содержащих информацию о заключенном:

  • состояние здоровья;
  • семейное положение;
  • копии судебных документов.

Следует понимать, что на помилование могут рассчитывать лишь некоторые лица, поведение которых свидетельствует об их раскаянии о содеянном и исправлении. На положительное решение не стоит рассчитывать злостным нарушителям порядка мест заключения, а также тем, кто уже пользовался привилегией амнистии или смягчения приговора. В остальном акт помилования может быть применен, независимо от тяжести преступления.

Отличие амнистии от помилования: в чем разница?

Чтобы основательно убедиться в том, что понятия «амнистия» и «помилование» не одно и то же, рассмотрим сравнительную таблицу.

Амнистия и помилование: механизм действия
Характеристика акта Амнистия Помилование
Кем назначается Государственной Думой Президентом РФ
Для кого предусмотрена Заключенных, осужденных, подозреваемых, отбывших наказание Заключенных и отбывших наказание
Для кого принимается решение Группы неопределенных лиц Определенного (-ой) лица (группы лиц)
Инициатор создания акта прощения Государство Заключенный (освобожденный)
Тяжесть преступления влияет на решение Да Нет
Поведение влияет на решение В малой степени Полностью
Схожие признаки Не отменяет факта виновности; решение является окончательным и неоспоримым; позволяет погасить неснятую судимость, смягчить наказание или освободить заключенного из-под стражи
Видео (кликните для воспроизведения).

Отличие акта амнистии от акта помилования заключается в первую очередь в способах их принятия и рассмотрения. Амнистия случается реже, но затрагивает большое число осужденных (подозреваемых, заключенных, отбывших срок) и при этом применяется по личной инициативе правительства. Помилование же – личное прошение заключенного о смягчении наказания или его прекращения в связи с рядом фактов, которые говорят об исправлении преступника.

Источники


  1. Бастрыкин, А.И. Актуальные проблемы теории государства и права. Учебное пособие / А.И. Бастрыкин. — М.: Юнити-Дана, 2014. — 237 c.

  2. Сырых, В. М. Теория государства и права / В.М. Сырых. — М.: Юстицинформ, 2011. — 704 c.

  3. Под. Ред. Ванян, А.Б. Афоризмы о юриспруденции: от античности до наших дней; Рязань: Узорочье, 2013. — 528 c.
  4. Как можно получить помилование в рф
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here