Какие бывают автомобильные экспертизы и как они проходят

Самое главное по теме: "Какие бывают автомобильные экспертизы и как они проходят". На странице собрана полезная тематическая информация. На все вопросы вам ответит дежурный специалист.

Порядок проверки автомобиля на чистоту с помощью криминалистической экспертизы

Под криминалистической экспертизой транспортного средства понимается его проверка на отсутствие нарушений требований нормативных документов и законодательных актов в вопросах конструкции, эксплуатации и целевого применения. Она включает в себя детальный осмотр автомобиля на соответствие VIN-кода, номеров мотора и кузова, государственных номеров паспортным данным, сверку его наличия в базе данных ГИБДД и Интерпола на предмет розыска в связи с совершением преступлений или ДТП.

Кроме того, проверяется законность эксплуатации автомобиля, поэтому владелец машины предъявляет эксперту следующие документы:

  • технический паспорт автомашины (ПТС);
  • документ, устанавливающий право собственности (договор купли, дарения, наследования, аренды и т.п.);
  • регистрационное свидетельство автотранспорта (СТС);
  • страховой полис ОСАГО;
  • личный паспорт и водительское удостоверение.

В каких случаях и как провести экспертизу автомобиля

Криминалистическая экспертиза проводится как по заказу физического лица и организации, так и в обязательном порядке, установленном требованиями нормативных документов или должностных инструкций. Таким образом, она выполняется в следующих случаях и в следующем порядке:

  1. Обязательная криминалистическая экспертиза автомашины, проводимая в отделениях ГИБДД, выполняется при первичной регистрации транспорта или перерегистрации после купли-продажи, оформлении таможенной декларации, прохождении технического осмотра. Она также может проводиться по предписанию инспекторов ДПС, если при досмотре авто на месте невозможно получить нужную информацию, по решению суда или назначению судебных приставов для выяснения подозрений или спорных вопросов (например, когда задержан угонщик автомобилей, требуется проверка всех машин, с которыми он работал).
  2. Криминалистическая экспертиза, проводимая у частных экспертов по заказу частных лиц. Она обычно проводится автолюбителями перед покупкой машины с рук, чтобы исключить приобретение ворованного, арестованного, заложенного или собранного кустарным способом автомобиля.
  3. Криминалистическая экспертиза, проводимая по требованию следственных органов, при возбуждении уголовных дел. Это касается автомобилей, задержанных следователями по подозрению в участии в ДТП с человеческими жертвами, в перевозке контрабандных товаров, оружия или наркотиков.

Экспертиза в ГИБДД при постановке на учет

Результатом проведения экспертизы является итоговый акт, где обязательно указываются следующие сведения:

  • место и дата выполнения экспертизы;
  • данные эксперта, проводившего осмотр;
  • полная информация о выявленных фактических данных о транспортном средстве в соответствии с целью проведения экспертизы;
  • заключение эксперта.

Акт действителен 30 дней. В течение этого срока нужно успеть зарегистрировать автомобиль, в противном случае придётся повторно проходить осмотр. С 2017 года при регистрации подержанных автомобилей отечественного производства сверка номера двигателя не проводится. Эта процедура выполняется только при регистрации импортных или новых отечественных машин.

Как проводят экспертизу автомобиля

Криминалистическая экспертиза представляет собой комплекс инструментальных и документальных проверок, включающих в себя:

  • сверку номеров агрегатов и узлов автомобиля на соответствие технической документации;
  • проверку подлинности регистрации автомашины;
  • выяснение истории эксплуатации авто на предмет участия в ДТП;
  • сверку на наличие или отсутствие транспорта в списках разыскиваемых машин ГИБДД, Таможенной службы или Интерпола;
  • проверку регистрации машины в качестве залогового имущества в кредитных организациях.

При проведении сверки номеров деталей эксперты обращают внимание на следы кустарной сварки, перебивки бирок и номеров, не производственных соединений, которые остаются после переделки машины. Проводится исследование состояния, толщины и подлинности состава лакокрасочного покрытия. В условиях стационарных мастерских исследования проводятся более эффективно с применением специальных инструментов криминалистики, к которым относятся:

  • фотоаппараты с устройствами подсветки;
  • подвижные зеркала на удлинённой штанге для проведения визуального осмотра труднодоступных мест;
  • накопители информации.

На заводе каждому автотранспорту присваивается свой уникальный номер, который называется сокращённо VIN – кодом. Каждый производитель по-своему маркирует этот код. Проверяя по этому коду автомобиль в базе данных различных организаций (ГИБДД, полиции, таможни, банков и т.д.), выясняют полную историю эксплуатации. Если машина снята с учёта, то проверяются транзитные и старые регистрационные номера.

Видео: Перебитые номера. Откровения криминалистов.

Для выяснения всей картины недостаточна сверка только ВИН-кода или регистрационных номеров, необходима также проверка номеров рамы, двигателя, кузова, так как часто они могут не совпадать с заводскими номерами. Результатом такой сверки является отдельный акт проверки маркировочных обозначений автомобиля. Эти проверки необходимы клиенту, заказывающему криминалистическую экспертизу, чтобы убедиться в чистоте покупаемого транспортного средства (не был ли он угнан, заложен, арестован, переделан или собран из разбитых машин).

Где лучше заказать криминалистическую экспертизу и почему

Как было сказано выше, частному лицу можно заказать проведение криминалистической экспертизы в ЭКУ ГУВД (экспертно-криминалистическое управление) или у частных независимых экспертов. Оба варианта имеют свои плюсы и минусы:

Специалисты ЭКУ работают в основном по предписаниям ГИБДД и государственных органов, содействуя расследованию преступлений, но также принимают и заявки от частных лиц. Расследование в этой организации проводится более основательно и детально. Эксперты имеют богатый практический опыт исследований. Услуги государственной экспертизы обходятся заказчику значительно дешевле. Недостатками заказа экспертизы в ЭКУ ГУВД являются:

  • результат экспертизы приходится долго ждать;
  • для заказа проверки требуется лично прибыть в управление и выждать немалую очередь.

Независимые частные эксперты в основном являются криминалистами, получившими соответствующее образование в учреждениях МВД РФ. Положительными сторонами обращения к ним:

  • они учитывают пожелания клиента;
  • кратчайшие сроки выполнения, что имеет решающее значение, когда ждать некогда и нужно срочно провести экспертизу;
  • они находятся часто ближе к заказчику и более доступны для них;

заключение частного эксперта имеет такую же официальность и юридическую силу, как и государственного органа.

Основной недостаток частных экспертов заключается в дороговизне заказа, стоимость в 2-3 раза превышает стоимость услуг государственного эксперта. Нередко в погоне за скоростью исполнения заказа страдает качество проводимой экспертизы.

Продолжительность экспертизы и её заключение

Сроки выполнения экспертизы в среднем занимают 1-2 месяца в зависимости от объёма работ и загруженности экспертов. Специалисты ЭКУ ГИБДД более востребованы и загружены, поэтому процедура растягивается на длительный срок. Частная компания сработает более оперативно, так как к ней поступает меньше заявок, но стоимость услуг гораздо дороже. Если заявка на проведение экспертизы поступает от ГИБДД, то такая экспертиза исполняется бесплатно.

Читайте так же:  Является ли профессиональная переподготовка вторым высшим образованием

Экспертиза у частного независимого эксперта оплачивается владельцем машины. При этом стоимость услуг в разных компаниях различается. По окончании исследований эксперт выдаёт письменное заключение, в котором устанавливается правовая чистота автомобиля и все выявленные факты. Последствия этого заключения для автовладельца или заказчика могут быть разными.

Если машина «чистая» и нет никаких проблем в правовом отношении, то заказчик может спокойно регистрировать её и стать законным собственником. В противном случае автомобиль может быть арестован или конфискован. Нередко сотрудники ГИБДД в целях перестраховки направляют подозрительные им машины на экспертизу. Если в результате проведения экспертизы выяснится, что она «чистая», то владелец авто имеет право подать в суд исковое заявление на инспектора с требованием компенсации морального и материального ущерба, причинённого вследствие проведения экспертизы. Основанием для получения возмещения является нарушение требований закона (ГК РФ ст.15,16,1064,1069) со стороны ответчика и наличие подтверждающих документов о понесённых финансовых затратах, связанных с решением сотрудника ГИБДД.

Какие бывают автомобильные экспертизы и как они проходят

Какие бывают автомобильные экспертизы и как они проходят

Машина в современных жизненных условиях не является роскошью, скорее ее можно назвать необходимостью, делающей наше существование комфортней. Купить авто, значит приобрести еще одного члена семьи, которому постоянно нужен уход и внимание. К сожалению, никто не застрахован от несчастных случаев на дороге. Независимо от того, по чьей вине и по какой причине произошло дорожно-транспортное происшествие, автомобиль и люди могут пострадать. Между участниками ДТП начинаются горячие споры и разбирательства, поиск виновных, т. е. тех, кто будет обязан возместить стоимость работ по устранению ущерба.

На основании таких обстоятельств дело нередко переходит в ведение судебных структур. Чтобы уполномоченные лица смогли провести тщательный анализ обстоятельств ДТП, определить причины и виновников аварии, назначить меру наказания, суд должен располагать максимальным количеством информации. Автотехническая экспертиза при ДТП для суда позволяет восстановить картину дорожно-транспортного происшествия и провести исследование технического состояния автомобиля. На основании заключения, которое даст эксперт, удастся объективно оценить причины аварии и призвать виновного к ответственности по всей строгости закона.

Виды экспертиз

Автотехническая экспертиза ТС после дорожно-транспортного происшествия является одним из многочисленных видов исследования, позволяющих ответить на неразрешенные вопросы, возникшие вследствие ДТП. Заключение, которое предоставит эксперт, станет важным документальным доказательством и фундаментальным элементом для принятия справедливого и обоснованного решения суда. Независимая экспертиза транспортного средства представляет собой комплекс мер и правовых инструментов, позволяющих получить максимально правдивую картину обстоятельств ДТП. Каждый эксперт должен иметь большой диапазон теоретических знаний и практические навыки работы, а также разбираться во всевозможных отраслях — криминалистике, медицине, обслуживании машин и т. д.

Проведение автотехнической экспертизы транспортного средства нуждается в тщательном и ответственном подходе. Объектом исследования может выступать любая авто и мототехника, а не только автомобили, а также место происшествия, протоколы осмотра и др. Автотехническая экспертиза для суда по количеству участников проведения делится на:

  • единоличную — обследование транспортного средства и обстоятельств дорожно-транспортного происшествия осуществляет один эксперт;
  • комплексную — к расследованию, анализу и оценке технического состояния автомобиля привлекается несколько экспертов разных специальностей;
  • комиссионную — изучение причин ДТП проводит группа специалистов, работающих в одной отрасли.

Классификация экспертизы для суда может проводиться и по другим параметрам, например, целям исследования (обстоятельств ДТП, технического состояния авто, изучения следов), применяемым методам и т. д. Когда проведена независимая экспертиза и специалисты выдали обоснованное заключение, адвокат сумеет использовать полученные данные, чтобы отстоять интересы клиента и добиться справедливого разрешения вопроса. Нередко для пояснения заключительных материалов на заседание суда вызывают специалиста, проводящего исследование.

Как проходит экспертиза автомобиля для суда

Экспертиза транспортного средства после ДТП для суда осуществляется по инициативе потерпевшей стороны, виновника или других заинтересованных лиц, а также на основании постановления судебных органов. Компания для проведения экспертизы может назначаться судом или выбираться сторонами дела. Для сотрудничества нужно обратиться к специалистам компании и заключить договор на оказание услуг.

Следующим шагом станет оповещение всех участников разбирательства о дате и месте, где будет проводиться экспертиза автомобиля после ДТП. Затем представители экспертной компании проведут осмотр автомобиля, места дорожно-транспортного происшествия, подготовят все бумаги, фотоснимки и свидетельские показания. Потом специалисты проведут анализ данных, расчеты и обоснуют полученные результаты в заключении.

Сколько рублей придется заплатить за проведение исследования, зависит от множества факторов — ценовой политики компании, вида экспертизы, сложности и длительности проведения работ.

Стоимость работы варьируется в пределах от нескольких тысяч до десятков тысяч рублей. Оплата ложится на плечи инициатора исследования транспортного средства. А если экспертиза была назначена по решению суда, услуги независимой компании оплатит проигравшая сторона.

Автотехническое исследование

Для проведения исследовательских работ можно обращаться к государственной или частной компании, оказывающей необходимый спектр услуг. Государственная фирма возьмет меньше рублей, чем коммерческая организация. Экспертиза технического состояния автомобиля позволяет найти ответы на такие вопросы, как:

  • исправность автомобиля в момент аварии;
  • по какой причине произошло дорожно-транспортное происшествие;
  • была ли у водителя возможность избежать аварийной ситуации;
  • когда конкретно возникла поломка;
  • можно ли было обнаружить неполадки до ДТП и др.

Автотехническая экспертиза автомобиля после ДТП основывается на проверке узлов и агрегатов машины, тормозной системы, работы двигателя и т. д. Эксперту до подписания заключения надо выяснить, работал ли автомобиль до аварии согласно установленным требованиям и нормам, указанным в сопроводительных документах. Автотехническая экспертиза может быть разделена на несколько категорий, в зависимости от того, что конкретно проверяют специалисты — топливо, масла и технические жидкости, детали, узлы и агрегаты, целостность лакокрасочного покрытия и т. д. Проведение исследований позволяет получить не только оценку технического состояния автомобиля, но и рассчитать стоимость восстановительных работ в рублях.

Криминалистическая экспертиза

Криминалистическая экспертиза автомобиля чаще всего нужна при постановке авто на учет в ГИБДД и регистрации имущества. Эксперт должен проверить подлинность государственных номеров, достоверность и точность маркировки, совпадение данных ПТС с фактическими знаками и символами. Главной задачей этого вида экспертных работ является проверка правовой чистоты автомобиля.

Читайте так же:  Как узнать кадастровую стоимость квартиры по ее кадастровому номеру онлайн

Криминалистическая экспертиза автомобиля нужна для проведения уголовного расследования, когда ТС является орудием преступления или наоборот предметом хищения. Организовать экспертное исследование можно по собственной инициативе, если у участников дела есть сомнения или вопросы относительно правового прошлого машины.

Транспортно-трассологическая

Эта экспертиза незаменима для выяснения обстоятельств ДТП. Специалисты изучают следы и тормозной путь машины, после чего могут дать заключение относительно того:

  • какой автомобиль двигался, а какой стоял;
  • какова была траектория движения транспортного средства;
  • какие повреждения были причинены ТС в результате дорожно-транспортного происшествия;
  • где именно произошла авария, и какова длина тормозного пути.

Трасологическая экспертиза для получения достоверного и максимально точного результата исследования требует наличия протокола с места ДТП, схему дорожно-транспортного происшествия, имеющиеся фото и видеоматериалы, любые сведения, способствующие восстановлению картины произошедшего. В зависимости от степени и глубины поставленных вопросов и цели исследования эксперты будут применять различные методы анализа и изучения, правовые инструменты и способы расчетов.

Экспертиза по ОСАГО при ДТП

Каждый автомобилист должен иметь на руках страховой полис ОСАГО, ведь управление ТС без этого документа влечет наложение крупного административного штрафа и даже лишение прав. Страховые агенты после наступления страхового случая нередко пытаются уйти от своих обязательств по выплате компенсации или уменьшают размер платежа. Делается это намеренно на основании экспертизы, проведенной специалистами страховой компании. Такие эксперты, как правило, не имеют достаточного опыта и знаний или специально занижают размер ущерба.

Чтобы защитить свои права, нужна независимая экспертиза, это вам скажет любой квалифицированный адвокат. Экспертиза по ОСАГО характеризуется определенными особенностями, регламентированными на законодательном уровне. Осуществлять работы может только эксперт-техник, имеющий лицензию и аттестат на осуществление подобной деятельности. При этом имя специалиста должно находиться в специальном государственном реестре. Стоимость услуг такого эксперта чрезвычайно высока.

Подача ходатайства в суд о назначении независимой экспертизы

Если ваше дело о возмещении ущерба после ДТП рассматривает суд, нельзя просто взять и принести заключение независимого специалиста, которым проводилась экспертиза. Чтобы документ был признан законным, необходимо выполнить определенные процессуальные действия, а именно подать ходатайство о назначении экспертных работ. Ходатайство не имеет единого бланка или установленной формы, но составлять его надо продуманно и внимательно с соблюдением правил делопроизводства.

Документ состоит из трех основных частей — вводной, описательной и резолютивной. Не станет лишним, если при составлении ходатайства вам поможет адвокат. Несмотря на то, что каждый случай индивидуален, документ должен содержать обязательные реквизиты, а именно:

  • наименование суда;
  • контактные данные сторон;
  • номер и краткое описание дела;
  • описание экспертизы и основания для ее проведения;
  • вопросы для эксперта;
  • за чей счет будет проводиться экспертиза.

Ваш адвокат может подать ходатайство на любом этапе производства, как на досудебной стадии, так и во время основного процесса. Иногда о том, что для решения дела нужна экспертиза, сторона заявляет устно. В гражданском и уголовном судопроизводстве это допустимо, но нежелательно.

Категория: Автоюрист
Дата: 23.03.2017

Если экспертиза была проведена по инициативе оппонента или суда, но вас не устраивает результат или вы ставите его под сомнение, можно оспорить заключение эксперта. Для этого надо подготовить грамотную и обоснованную жалобу, и взять на себя расходы по организации повторного исследования. Сроки проведения экспертизы не установлены законом, но судом, обычно, устанавливается срок в 4-5 дней. Предугадать, сколько рублей придется отдать за работу специалистов, трудно. Но важно не экономить и не вести подсчет потраченных рублей, если вы уверены в своей правоте и хотите получить достойное возмещение понесенных убытков.

Автотехнические экспертизы

Автотехническая экспертиза представляет собой специальное исследование автотранспортных средств с целью оценки их текущего состояния и определения механизма произошедших с ними изменений. Как правило, автотехническая экспертиза применяется в отношении автомобилей, побывавших в дорожно-транспортных происшествиях. Данное исследование необходимо для установления актуальной стоимости транспортного средства и определения нанесенного его владельцу материального ущерба. Кроме того, с помощью этого вида экспертизы можно выяснить подробности происшествия, определить факторы, по которым суд впоследствии сможет установить виновника аварии. Предмет исследования автотехнической экспертизы является довольно сложным и многокомпонентным объектом, он включает в себя сам автомобиль, состояние дорожного полотна, особенности погодных условий в момент инцидента, оставленные на полотне и автомобиле следы различного генеза.

[1]

Потребность в автотехнической экспертизе возникает, если объем нанесенного потерпевшему материального ущерба вызывает сомнения, и при этом не позволяет оставить ситуацию нерешенной, то есть спор должен быть урегулирован в суде. Круг проблем, решаемых автотехнической экспертизой достаточно велик, в него входит анализ непосредственно транспортного средства и обстоятельств, в которых случился инцидент. Задачей исследования является поиск причин, которые лежат в основе происшествия, а также определение последствий, которые повлекло за собой случившееся. Автотехническая экспертиза предваряет определение лица, виновного в том, что произошла авария. Виновность конкретного человека (или организации) определяется только в судебном порядке, однако, предоставление максимальной информации обеспечивается посредством данного исследования.

Автотехническая экспертиза имеет множество названий. Ее также называют автотранспортной, дорожно-транспортной, транспортной экспертизой, автоэкспертизой и экспертизой дорожно-транспортных происшествий. Большое количество наименований исследования связано, прежде всего, с широким кругом решаемых проблем. Причем, данное исследование проводится не только в отношении машин, прошедших через аварию или столкновение, но и для оценки качества выполненных ремонтных работ, а также других манипуляций, связанных с изменением конструкции автотранспортного средства.

Основные направления производства автотехнической экспертизы

Автотехническая экспертиза – это сложный, многоступенчатый процесс, исследующий множество аспектов произошедшего, начиная от самого автомобиля и заканчивая анализом дорожных условий и следов, оставленных автомобилем на дорожном полотне. Иногда необходимо произвести комплексное исследование сложившейся ситуации. В большинстве же случаев достаточно проанализировать только транспортное средство, например, особенности его производственных характеристик или нанесенные в момент аварии повреждения. В связи с этим, автотехническая экспертиза подразделяется на следующие виды:

Автооценочная экспертиза определяет текущую рыночную стоимость автомобиля в том виде, в каком он направлен на проведение исследования. Эксперт исчисляет цену, ориентируясь на среднерыночные показатели. В результате данного вида автотехнической экспертизы также можно установить объем материального ущерба, нанесенного владельцу автотранспортного средства в результате случившейся аварии. При этом специалист ориентируется на средние показатели цены аналогичного автомобиля того же года выпуска, кроме того, он вычисляет стоимость машины с учетом поврежденных частей и деталей.

Читайте так же:  Что делать, если отопление отключили

Экспертиза дорожных условий анализирует состояние того отрезка дороги, на котором произошла авария. Исследование оценивает состояние дорожного полотна, наличие на нем повреждений, правильность нанесенной разметки, а также корректность установленных дорожных знаков. Любой из перечисленных аспектов в случае имеющихся нарушений может привести к столкновению, при этом вина с граждан, управляющих автомобилями, должна быть снята.

Экспертиза состояния транспортных средств устанавливает техническую пригодность автомобиля к эксплуатации. Специалист, проводящий данный вид автотехнической экспертизы, исследует имеющиеся в автотранспортном средстве поломки, недостатки производственной сборки, преднамеренно нанесенные повреждения. Подобный анализ может выявить непригодность автомобиля к эксплуатации, а также определить причины данного состояния машины.

Экспертиза обстоятельств ДТП является одним из самых объемных и трудоемких по исполнению разновидностей автотехнической экспертизы. Исследование определяет множество факторов, сопровождавших ДТП и устанавливает их влияние на механизм нанесенных повреждений. Данный вид экспертизы учитывает направление движения автомобилей, погодные условия, состояние граждан, управлявших транспортными средствами, особенности дорожного покрытия и другие показатели. Эксперт исследует оставленные автомобилями следы, материалы дела, метеорологические данные, показания свидетелей, производит необходимые анализы и так далее.

Порядок проведения автотехнической экспертизы

В первую очередь при возникновении необходимости в проведении автотехнической экспертизы, инициатор исследования направляется для получения предварительной консультации с экспертом. Консультация проводится с целью определения конкретного вида автотехнической экспертизы, ее стоимости и сроков проведения, постановки цели и задач исследования, а также формулирования списка вопросов эксперту. На предварительной консультации также определяется, будет ли экспертиза проведена одним специалистом или комиссией экспертов.

При принятии положительного решения о производстве автотехнической экспертизы, инициатор исследования заключает с экспертным центром договор на проведение данного анализа. В договор в обязательном порядке включается информация о стоимости и сроках осуществления предстоящей экспертизы, цели и задачи, поставленные перед экспертом, перечень вопросов, на которые он должен будет ответить. После заключения договора, заказчик представляет эксперту все имеющиеся у него материалы. В каждом конкретном случае проведения исследования, список материалов оговаривается отдельно. В большинстве случаев для производства автотехнической экспертизы необходимо передать эксперту следующие документы:

  • Технический паспорт, содержащий сведения о типе, марке автомобиля и других его характеристиках.
  • Документы, подтверждающие личность владельца и его право на обладание данным транспортным средством.
  • Сведения о произошедшем инциденте – количество пассажиров, скорость передвижения транспортного средства, состояние дороги, наличие дорожной разметки и дорожных знаков и так далее.
  • Показания свидетелей, справку о дорожно-транспортном происшествии (если имеются и если необходимы).
  • Другие документы – по требованию эксперта, проводящего исследование.

После получения всех необходимых документов и материалов эксперт приступает к производству автотехнической экспертизы. В первую очередь он тщательно изучает все имеющиеся сведения, потом осуществляет другие необходимые экспертные мероприятия – анализы, исследования и так далее. Изучив полученные результаты исследования и решив поставленные перед ним задачи, специалист формулирует свое экспертное мнение и отвечает на заданные вопросы. На последнем этапе эксперт составляет экспертное заключение, в которое заносит описание произведенных действий, копии полученных документов, экспертный вывод и ответы на вопросы. После передачи заключения инициатору экспертизы, специалист, проводивший исследование, может быть вызван в суд для дачи показаний или разъяснений относительно вынесенного им экспертного заключения.

[3]

Правовая база для производства автотехнической экспертизы

Обязанности и права эксперта, осуществляющего производство автотехнической экспертизы, закреплены в Федеральном законе № 73-ФЗ от 31 мая 2001 года (статья 16 и 17 соответственно).

Статья 25 того же Закона регламентирует порядок формирования экспертного заключения и его содержание.

Экспертиза после ДТП: на что обратить внимание

Однако в некоторых случаях автовладельцы добиваются выплаты хорошего возмещения, которое полностью покрывает ремонт автомобиля. В данной статье рассмотрим, каким образом с помощью независимой экспертизы добиться выплаты приемлемой суммы от страховщиков.

Видео (кликните для воспроизведения).

В первую очередь, следует отличать независимую экспертизу от осмотра. Осмотр производит страховая компания своими силами, причем автовладелец в соответствии с законодательством обязан обеспечить доступ к осмотру по требованию страховщика. А независимая экспертиза производится сторонней организацией. Страховым компаниям выгодно занижать сумму ущерба, поэтому лучше всего нанять экспертов самостоятельно. Ни в коем случае не стоит подписывать документ о согласии с осмотром и об отказе от проведения экспертизы, если результат оценки не устраивает.

Обычно, если автовладелец желает провести экспертизу, то сотрудники СК направляют его к «своим» экспертам, с которыми у них есть соглашение. В этом случае не стоит рассчитывать на объективную оценку, потому что услуги этой компании оплачивают страховщики. Чаще всего самостоятельно пройти экспертизу пострадавший в ДТП не может. Но есть исключение, которое позволяет это сделать, если сотрудники СК не осмотрели автомобиль через 5 дней после ДТП.

Если автомобиль утратил способность к самостоятельному перемещению, его собственник не должен оплачивать транспортировку. В том случае, если СК не провела осмотр автомобиля в течение 5 дней, то можно заказывать собственную экспертизу у любых понравившихся оценщиков.

Но если оценка или экспертиза были назначены в срок до 5 дней, то отказываться от ее проведения нет возможности. Это не предусмотрено действующим законодательством.

В день экспертизы важно внимательно следить за процессом протоколирования. Необходимо следить за тем, чтобы эксперт отметил в протоколе все повреждения от ДТП. Каждая малейшая царапина должна быть внесена в отчет.

Если предполагается наличие невидимых глазу повреждений, то до проведения экспертизы будет нелишним обратиться в автосервис для того, чтобы составить наряд. На наличие скрытых повреждений, выявленных на СТО, нужно будет указать оценщику в процессе проведения экспертизы. При этом важно помнить, что никогда не нужно производить ремонт авто до момента завершения экспертизы.

Результаты экспертизы оформляются в виде акта осмотра, причем давать копию документа автовладельцу экспертная организация не обязана. В крайнем случае можно попросить сфотографировать документ. Если результаты экспертизы не удовлетворят пострадавшего в ДТП, то можно будет заказать новую экспертизу за свой счет.

Автовладельцам важно знать, что расчет выплат осуществляется с учетом года выпуска автомобиля. Полностью покрыть затраты на покупку запасных частей для старого автомобиля не получится, потому что в стоимость включается показатель износа. Таким образом, чем старше автомобиль, тем меньшую сумму за его ремонт можно будет получить.

Читайте так же:  Мокасины испортились через 10 дней после покупки, кто за это ответит

Если заключение эксперта автолюбителя не устроило, то доказать свою правоту практически невозможно без обращения в суд. В данном случае следует подавать иск об уменьшении ущерба экспертной организацией. В таком случае нужно будет провести экспертизу в рамках судебного процесса, которая оплачивается пострадавшим в ДТП. После завершения судебного процесса стоимость экспертизы распределяется в зависимости от решения суда между истцом и ответчиком.

Автоэксперт

Автоэксперт (эксперт-автотехник) – специалист, участвующий в установлении обстоятельств и причин ДТП. Профессия подходит тем, кого интересует физика, ОБЖ и труд и хозяйство (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Автоэксперта часто путают с оценщиком (экспертом по оценке автомобиля). Между этими двумя специалистами есть одно общее – автомобиль как предмет исследования. При этом различаются задачи проводимых ими экспертиз.

Экспертиза автоэксперта может помочь в денежной оценке ущерба. Однако исследование, которое он проводит, значительно шире. Например, исследование обстоятельств ДТП, а также криминальная экспертиза автомобиля (изучение следов, обстановки).

Автоэксперт изучает техническое состояние и определение технологии восстановительного ремонта транспортных средств, механизма ДТП, дорожной обстановки и действий участников, обстоятельств, способствовавших возникновению происшествий.

Это требует глубоких знаний в области конструкций транспортных средств, методов и технологии ремонтных (восстановительных) работ, причин возникновения ДТП, знаний в области трасологии, криминалистики и др.

Место работы

Эксперты-автотехники работают в лабораториях судебной автотехнической экспертизы, а также в негосударственных экспертных учреждениях.

Важные качества

Для успешной работы необходима отличная память; наблюдательность; логическое и аналитическое мышление; умение распределять и концентрировать внимание; математические способности; умение прогнозировать события; ответственность; критичность; честность; настойчивость; общительность; чувство справедливости; аккуратность; независимость; требовательность.

Оплата труда

Зарплата на 19.11.2019

Знания и навыки

О том, кто может быть автоэкспертом, говорится в квалификационных требованиях по должности «специалист по автотехнической экспертизе (эксперт-автотехник)», которые утверждены постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 21 января 2000 г., № 7.

В соответствии с этим постановлением существуют три должности: эксперт-автотехник I, II и III категорий. Но стать автоэкспертом может далеко не всякий.

Для того чтобы иметь низшую из этих квалификаций – эксперта-автотехника III категории и работать в этой должности, необходимо:

  • иметь высшее техническое образование по направлениям «Эксплуатация транспортных средств», «Наземные транспортные системы» (специальности «Автомобилетракторостроение» и «Автомобили и автомобильное хозяйство»);
  • пройти дополнительную подготовку по программе «Эксперт-автотехник III категории» с правом проведения экспертизы транспортных средств (без права выдачи заключения по механизму дорожно-транспортных происшествий и транспортно-трасологическим исследованиям);
  • иметь стаж работы по специальности не менее 1 года.

Требования к специалистам двух других категорий еще серьезнее: автоэксперт II категории должен проработать автоэкспертом III категории не менее 3 лет, автоэксперт I категории должен проработать автоэкспертом II категории не менее 5 лет; при этом в обоих случаях необходимо пройти так же дополнительную подготовку, соответствующую выбранной категории.

Какие бывают автомобильные экспертизы и как они проходят

Данное исследование проводится в рамках

Проблемы определения скорости автомобиля экспертным путем

Вопрос об определении скорости транспортного средства непосредственно перед столкновением, наездом на пешехода или неподвижный объект является одним из самых актуальных в экспертной практике. Во-первых, превышение скорости является наиболее распространенным нарушением ПДД. Во-вторых, скорость оказывает влияние на возможность водителя вовремя остановить свой автомобиль, сужает угол обзорности водителя, снижает его внимание к обстановке на дороге, а также влияет на другие важные факторы.

Теоретически существует три основных способа определения скорости, причем в некоторых ситуациях возможно было бы применение всех способов.

Автотехнические эксперты АНО «Судебная экспертиза» при установлении скорости движения ТС применяют первый и второй методы, третий метод не используется в силу его недостаточной обоснованности в настоящее время.

Автоэкспертизы — какие бывают и кому они нужны?

Автоэкспертизы нужны пострадавшим в ДТП, чтобы установить размер ущерба или механизм ДТП, страховщикам для тех же целей. Виновнику ДТП может пригодиться, чтобы доказать свою невиновность и или уменьшить степень своей вины.

Также может пригодиться автовладельцу, чтобы доказать наличие производственного дефекта при предъявлении требований к автосалону, чтобы доказать некачественный ремонт при предъявлении претензий к автосервису.

Автотовароведческая экспертиза — устанавливает стоимость автомобиля, стоимость ремонта, годных остатков после ДТП.

Автотехническая экспертиза- исследует обстоятельства ДТП и оценивает действий водителей с точки зрения ПДД (причина ДТП, техническая возможность предотвращения ДТП).

Исследует состояние агрегатов, механизмов автомобиля, его качество, качество проведённых ремонтных работ, причины возникновения повреждений.

Трасологическая экспертиза- исследование следов, а именно исследование механизма получения повреждений транспортных средств.

Что такое криминалистическая экспертиза автомобиля и каковы особенности её проведения?

Криминалистическая экспертиза автомобиля – исследование на сегодняшний день достаточно популярное. Но далеко не все автомобилисты толком понимают зачем нужны эти хитрые и длительные манипуляции над его любимым железным детищем.

До сих пор не потерял актуальности вопрос: «А нужно ли это вообще?». Давайте разберемся.

Что это за процедура и когда назначается?

Она назначается в следующих случаях:

  1. Перед постановкой ТС на учет в ГИБДД.
  2. При перерегистрации автомобиля.
  3. Если на посту ДПС или во время техосмотра сотрудники не смогли разобрать цифры на деталях (номер кузова, двигателя и т.д.). Причиной может быть банальная коррозия, сделавшая цифры нечитаемыми.
  4. Растаможка автомобиля, ввозимого на территорию РФ из-за границы.
  5. Транспортное средство фигурирует в уголовном деле как орудие совершения преступления. Например, в ДТП со смертельным исходом, при перевозке наркотических средств и запрещенных препаратов, оружия, других предметов, оборот которых ограничен или под запретом.
  6. Автолюбитель хочет приобрести подержанный автомобиль и уже выбрал понравившийся вариант, но у его гложут сомнения по поводу «чистоты» прошлого товара. В таком случае он может обратиться к частным специалистам самостоятельно.

Такая подстраховка нередко уберегает не только от приобретения угнанного транспортного средства, но и позволяет выявить нюансы, о которых продавец решил умолчать: не собрано ли оно из нескольких разбитых автомобилей, не находится ли под арестом или розыске (как в РФ, так и за рубежом), не отметилось ли в кредитной истории в качестве залога.

Читайте так же:  Процедура регистрации договора аренды нежилого помещения

У владельца ТС должны быть на руках следующие документы:

[2]

  • Паспорт транспортного средства.
  • Собственный паспорт и водительское удостоверение.
  • Документ, подтверждающий право владения ТС (например, договор купли-продажи, дарения, аренды и т.п.).
  • Страховой полис.
  • Квитанция об оплате процедуры (если она проводится платно).
  • Могут понадобиться квитанции об оплате налогов на авто и стоимости специальных знаков, транзитные номера (если есть).

В отношении чего ведутся проверки?

Перед экспертами-криминалистами ставится следующий вопросов:

  1. Определить является ли транспортное средство технически исправным.
  2. Установить подлинность номеров узлов и деталей, регистрационных документов.
  3. Выяснить был ли автомобиль участником дорожно-транспортного происшествия
  4. Вынести заключение не находится ли он под арестом, не числится ли в угоне или в качестве заложенного имущества по кредиту.
  5. Ответить на вопрос был ли исследуемый автомобиль задействован в противоправных действиях.

Государственные и независимые специалисты

Есть два варианта, куда можно обратиться за экспертизой:
  1. Экспертно-криминалистическое управление (ЭКУ) при ГУВД. Работники управления не только работают по делам о преступлениях, но и принимают частные заказы.
  2. Независимые эксперты. Для предоставления таких услуг необходимо обладать узкоспециализированными знаниями и этими делами занимаются криминалисты, окончившие институты или другие учебные учреждения МВД РФ.

Между ЭКУ и частниками существует заметная разница. Как правило, сотрудники госуправлений имеют гораздо больше практического опыта, поэтому и осмотры проводят тщательнее. Еще один плюс – более низкий ценник на услуги. Но владелец должен быть готов к тому, что добираться в управление нужно самостоятельно, как и выстаивать приличную очередь.

В этом плане частные специалисты выигрывают. Экспертиза проводится гораздо быстрее, при этом учитываются пожелания клиента. Место проведения тоже подбирается сравнительно близкое. Но за все эти удобства необходимо платить двойную или даже тройную цену. Заключение частного эксперта имеет такую же юридическую силу, как и заключение государственного специалиста.

При заключении сделки на оказание данной услуги не забудьте уточнить какое образование у эксперта и какого рода оборудование присутствует. Обязательно наличие лицензии! За данное заключение эксперт несет уголовную ответственность, согласно Уголовному Кодексу РФ.

Поэтапное описание автоэкспертизы

  1. На первом этапе проводится диагностика технической исправности.
  2. На втором специалист оценивает подлинность номеров мотора, кузова и других агрегатов, предусмотренных производителями в ТС. Сверяет полученные данные с документами.
  3. На третьем этапе специалист:
  • исследует лакокрасочное покрытие на подлинность, толщину и предмет повреждений, свидетельствующих о причастности к ДТП (сколы, царапины);
  • ищет следы исправлений, подчисток и фальсификаций в предоставленных документах;
  • для исключения переделки транспортного средства выискивает следы кустарной приварки узлов, перебивки номеров и не производственных соединений.

К специальным средствам, которые использует криминалист, относятся:

  • Фотоаппарат.
  • Подсветка.
  • Информационные накопители.
  • Подвижное зеркало, закрепленное на удлиненное штанге (для осмотра труднодоступных мест).
  • Четвертый этап – проверка VIN-кода по базам Интерпола, Министерства Внутренних Дел, Государственного Таможенного Комитета, банков.
  • VIN автомобиля (ВИН код) – набор из 17-ти символов (может включать только арабские цифры и латиницу), который является уникальным и позволяет идентифицировать автомобиль и его характеристики (информацию о двигателе, марке, модели, годе выпуска и т. п.). Код может быть нанесен производителем на любое место кузова.

    Сроки проведения в ГИБДД

    Владельцу озвучивается срок в 1-2 месяца, но на практике он зависит от загруженности экспертов. Специалисты от ГИБДД работаю дольше, чем независимые, поскольку данная процедура является достаточно востребованной. Однако обратившись в компанию, предлагающую данную услугу, будьте готовы заплатить более высокую цену.

    Стоимость полного пакета исследований варьируется от 10 до 25 тысяч рублей. Сумма зависит от количества процедур, которые предстоит провести экспертам-специалистам. Примерный стоимостной уровень выглядит приблизительно так:

    • Проверка ВИН-кода автомобиля – примерно от 3 000 рублей.
    • Исследование документов продавца на предмет внесения несанкционированных изменений – примерно 2 000 рублей.
    • Оформление диагностической карты – от 2 500 рублей.

    Диагностическая карта – аналог старевшего талона технического осмотра. Подтверждает получение разрешения на эксплуатацию транспортного средства на дорогах общего пользования. Включает в себя несколько десятков пунктов и является обязательным условием получения страхового полиса. Дублируется в электронной базе данных.

  • Установление реального автопробега и истории техобслуживания – от 3 000 рублей.
  • Криминалистическая экспертиза проводится бесплатно в том случае, если инициатором данной процедуры является Госавтоинспекция. Однако иногда сотрудники ГИБДД направляют автомобиль на платную экспертизу необоснованно. И не на стадии регистрации ТС. Если проверка покажет, что все в порядке и нарушений нет, владелец может потребовать через суд возмещения как материального, так и морального ущерба.

    Объявление результатов

    Специалист, задействованный в процессе исследования, составляет письменное заключение. В нем указываются результаты работы: чиста ли в правовом плане автомашина, не были ли подделаны документы или перебиты номер, и тому подобное. Он в обязательном порядке должен содержать следующие пункты:
    1. Дата проведения экспертизы с полным адресом места.
    2. Данные эксперта, который проводил осмотр.
    3. Перечисление фактических данных, выявленных в ходе осмотра.
    4. Заключение эксперта.

    Итоговый акт должен обязательно заверяться подписью специалиста с последующей расшифровкой.

    В противоположном случае дальнейшие регистрационные действия с ТС приостанавливаются. Материалы направляются в орган внутренних дел, который в течение определенного срока (3-10 дней) обязан принять решение о возбуждении уголовного дела либо отказать в возбуждении.

    Процедура криминалистической экспертизы, конечно же, требует и времени, и денежных затрат. Однако автовладельцу стоит потратить немного усилий, не полагаюсь на «авось» и чужие обещания. Человеческая непорядочность в данном случае может дорого обойтись.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Источники


    1. Венгеров, А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов; М.: Юриспруденция; Издание 3-е, 2012. — 528 c.

    2. Ушаков, Н.А. Международное право; Institutiones, 2011. — 304 c.

    3. Виктор, Дмитриевич Перевалов Теория государства и права 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Виктор Дмитриевич Перевалов. — М.: Юрайт, 2016. — 690 c.
    4. Какие бывают автомобильные экспертизы и как они проходят
      Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here