Обязанность управляющей компании по содержанию общего имущества

Самое главное по теме: "Обязанность управляющей компании по содержанию общего имущества". На странице собрана полезная тематическая информация. На все вопросы вам ответит дежурный специалист.

Обязанности УК по содержанию дома

Жители многоквартирных домов зачастую не осведомлены относительно тех законных обязанностей, которыми наделены компании управления.

По данной причине, нередко возникают спорные ситуации относительно судьбы довольно существенных денежных сумм, истраченных на «содержание и ремонт».

Итак, следует проанализировать базовые обязанности, которыми характеризуется спектр полномочий управляющих компаний.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Обязанности управляющей компании по содержанию дома: ЖК РФ

Управляющая компания – юридическое лицо, основным направлением деятельности которой является оказание услуг управления МКД, а также содержание имущества дома, контроль за постоянным и бесперебойным снабжением жизненно важными ресурсами и, кроме того, поддержание достойных санитарных и технических условий дома.

Классификация управляющих компаний

Выделяют три типа управляющих компаний:

  • Управляющие;
  • Эксплуатационные;
  • Гибридные компании.

[2]

Управляющие компании

Они специализируются, в основном, лишь на управлении и содержании общедомовых имущественных ценностей.

Касательно поддержания должного уровня санитарного и технического состояния, то, в данном случае, жильцами обычно нанимаются сторонние организации, а также лица на основе договора.

Эксплуатационные компании

Характеризуются работой согласно договору подряда, который заключается с собственниками МКД или же с ТСЖ в лице председателя правления. Такими компаниями оказываются услуги по техническому и санитарному обеспечению МКД.

Куда жаловаться на бездействие управляющей компании?

Может ли УК отключить свет за неуплату, читайте тут.

Гибридные компании

Данный тип являет собой симбиоз двух вышеуказанных видов компаний по спектру предоставляемых услуг и, соответственно, занимается как управлением, так и поддержанием надлежащего уровня сантехсостояния МКД, а также может оказывать различного рода коммунальные услуги.

Полномочия (права и обязанности управляющих компаний)

Спектр прав и обязанностей УК относительно содержания МКД, которые на них возлагаются, условно можно дифференцировать на 2 категории, а именно:

  • Эксплуатационные и ремонтные работы;
  • Организационные и управленческие услуги.

К первой категории можно отнести:

К перечню организационных и управленческих услуг относятся:

  • Контроль за оплатой со стороны жильцов коммунальных услуг;
  • Работа по выявлению нечестных жильцов, а также лиц, уклоняющихся от уплаты коммунальных услуг и, кроме того, жильцов, предпочитающих пользоваться ресурсами жизнеобеспечения без измерительных приборов и устройств;
  • Сотрудничество с юридическими лицами, предоставляющими для дома коммунальные услуги и параллельный контроль за качеством данных услуг;
  • Поддержание целостности и обеспечение должного хранения документов, касающихся непосредственно многоквартирного дома;
  • Работа по учету жителей МКД, не исключая лиц, которые проживают согласно договору найма жилого помещения;
  • Сбор жильцов в рамках регулярных собраний хотя бы 1 раз за год. Во время таких сборов, представлять отчет по проделанной за отчетный период работе;
  • Уведомление собственников относительно повышения тарифов по предоставляемым коммунальным услугам.

УК имеет право:

  • Требовать со стороны жильцов своевременной и полноценной оплаты своих услуг и, при нарушении таких требований, на полном праве выставлять пени;
  • Требовать от жильцов по предварительно обусловленному времени предоставлять доступ в помещения своих квартир для сотрудников различных аварийных сервисов и других служб с целью осмотра важных коммуникационных сетей с возможным проведением ремонтных работ;
  • Раз в полугодие и чаще сверять адекватность показаний, которые передали жильцы с показаниями приборов учета и контроля расхода различного рода ресурсов;
  • Производить ограничение некоторых жильцов в ресурсах и услугах коммунального характера;
  • Согласно ФЗ «О защите персональных данных», использовать распечатки по квитанциям для обеспечения расчета оплаты по коммунальным услугам и, кроме того, транспортировки таковых к сотрудникам соответствующих организаций.

Ответственность управляющих компаний за ненадлежащее оказание услуг

Факты нарушения со стороны лиц, имеющих ответственность по содержанию жилых домов, чреваты наложением административного штрафа в отношении должностных лиц, и варьируется от 4 до 5 тысяч рублей.

Касательно юридических лиц, сумма увеличивается до 40-50 тысяч рублей. Данные санкции предусмотрены нормами Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, а именно статьей 7.22.

Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1.000 рублей. Относительно должностного лица – от 1.000 до 2.000 рублей.

[3]

Касательно предпринимателей без образования юридического лица – 1.000-2.000 рублей, или же административное приостановление их деятельности сроком до 90 суток.

Что касается юридических лиц, – 10.000-20.000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Относительно нарушений пожарной безопасности по противопожарному водоснабжению внутреннего характера, а также электрическим установкам зданий, элетротехпродукции или же первичным пожаротушащим средствам, может повлечь наложение штрафа в отношении граждан – от 2 до 3 тысяч рублей, по должностным лицам – 6-15 тысяч рублей, а по юридическим лицам – 150 -200 тысяч рублей. Данные меры предусмотрены в ст. 20.4 КоАП Российской Федерации.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Обязанности управляющей компании по содержанию многоквартирного дома

Многоквартирный дом (МКД) – это здание, в котором расположены отдельные объекты недвижимости. У каждого такого объекта есть свой собственник. Все они образуют сложную систему. При этом в многоквартирном доме также есть имущество, которое не принадлежит какому-то отдельному собственнику. Это, к примеру, несущие конструкции, лестницы и пролеты, подъезд, подвальные и чердачные помещения. Все это имущество находится в общей собственности всех владельцев объектов недвижимости в многоквартирном доме. Они должны управлять этими объектами сообща.

Читайте так же:  Обязанности председателя участковой избирательной комиссии

Поскольку собственников в доме, как правило, много, организация управления общим имуществом невозможна без учреждения органа, занимающегося решением вопросов обеспечения комфорта жильцов. Достаточно тяжело организовать разрозненную группу жильцов для решения довольно серьезных вопросов — таких, как заключение договоров с поставщиками, распределение общих средств. Подобные функции может взять на себя товарищество собственников жилья (ТСЖ) или управляющая компания.

В первом случае управленческий орган формируется из инициативной группы собственников многоквартирного дома. Назначается председатель ТСЖ и иные ответственные лица, которые будут отчитываться перед жильцами об управлении их общим имуществом. Жильцы при этом платят ТСЖ заработную плату за работу по обеспечению их комфортного проживания.

Во втором случае управленческие вопросы берет на себя специализированная организация, которая осуществляет управление общим имуществом жильцов и обеспечение их комфортного проживания за плату. Вознаграждение управляющей компании перечисляется жильцами ежемесячно. Оно входит в квитанцию на оплату коммунальных услуг.

Деятельность управляющей компании по управлению многоквартирным домом и общим имуществом собственников регламентируется законодательством Российской Федерации. У этой организации есть определенный спектр прав и обязанностей. Жильцы, в свою очередь, имеют право и должны контролировать управляющую компанию.

Понятие и законодательная основа деятельности управляющей компании

Управляющая компания с точки зрения законодательства является юридическим лицом. Основной сферой деятельности такой организации является управление многоквартирными домами, содержание общедомового имущества, обеспечение комфортного проживания жильцов, в частности бесперебойной подачи коммунальных услуг, проведение мероприятий по поддержанию нормального санитарного состояния здания.

УК, в зависимости от спектра полномочий, можно подразделить на три группы:

  1. Управляющие. В этом случае организация занимается исключительно управлением и содержанием общедомового имущества. Для организации поддержания санитарного и технического состояния дома жильцам следует привлекать другие организации.
  2. Гибридные организации занимаются и управлением, и обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния здания, а также оказанием коммунальных и прочих услуг жильцам.
  3. Эксплуатационные управляющие компании осуществляют свою деятельность на основании договора с владельцами объектов недвижимости в доме или с товариществом собственников жилья. В спектр их обязанностей входит оказание эксплуатационных услуг, а также поддержание технического и санитарного состояния здания в нормальном виде.

В список основных нормативных актов, регламентирующий деятельность УК, входят следующие:

  1. Жилищный кодекс Российской Федерации.
  2. Гражданский кодекс РФ.
  3. ФЗ от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса».
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 6.05.2011 года № 354.
  5. Постановление Госстроя № 170 от 27 сентября 2003 года.

Независимо от вида, управляющая компания должна осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Требования к управляющей компании

Управляющая компания, безусловно, должна быть оформлена в качестве юридического лица. В число основных документов, которые в обязательном порядке должны иметься у этой организации, входят следующие бумаги:

  1. Устав юридического лица.
  2. Протокол общего собрания учредителей, который фиксирует факт принятия решения о создании организации.
  3. Учредительный договор. Этот документ должен присутствовать, если у организации больше, чем один учредитель.

Помимо вышеуказанных сведений, жильцы вправе требовать от управляющей компании также и следующую информацию:

  • адресные данные, полное наименование, реквизиты, данные о регистрации в качестве юридического лица, сведения о руководителе. Эти данные должны предоставляться как по запросу, так и должны быть представлены в общедоступном виде;
  • номера телефонов и адресные данные диспетчерских и аварийных служб;
  • ставки по тарифам на коммунальные услуги, предоставляемые жильцам, в том числе как самой управляющей компанией, так и поставщиками услуг;
  • ссылки на законодательные акты, регламентирующие тарифы на услуги ЖКХ;
  • ссылки на законодательные акты, регламентирующие деятельность организаций по управлению многоквартирным домом и общим имуществом жильцов;
  • сроки и периодичность оплаты коммунальных услуг;
  • способы оплаты услуг, предоставляемых управляющей компанией и поставщиками;
  • нормы и требования, предъявляемые к качеству предоставляемых услуг, а также ссылки на нормативные акты, которые регламентируют эту сферу. Помимо этого, должна быть предоставлена информация о максимальных периодах перебоя в предоставлении коммунальных благ;
  • адреса, номера телефонов и наименования организаций, которые контролируют деятельность управляющей компании, предоставляющей услуги жильцам.

Вся эта информация должна быть доступна жильцам. Также она указывается в договоре, который заключается с собственниками многоквартирного дома. Размещается данная информация на сайте управляющей компании, в ее офисе на стендах, а также в виде объявлений на территории деятельности организации. Помимо этого, все данные должны предоставляться по требованию жильцов многоквартирного дома.

Заключение договора с управляющей компанией

Управление многоквартирным домом осуществляется на основании договора, который заключается с собственниками квартир в здании или с представителями управленческого органа (ТСЖ). Это основной документ, регламентирующий права и обязанности самой организации и жильцов.

Договор с управляющей компанией заключается при наличии добровольного согласия обеих сторон. В этом документе указываются следующие данные:

Договор заключается согласно нормам гражданского законодательства. Одна из сторон, как правило, УК направляет оферту (предложение, по сути, прототип договора), содержащую положения будущего соглашения, а также предложение его заключить. Другая сторона либо акцептует (принимает оферту и заключает договор), либо направляет встречную оферту, содержащую корректировку положений, которые не устроили жильцов. Также компромисс может быть достигнут в процессе переговоров. Соглашение должно устраивать обе стороны во всех положениях. И, поскольку собственники являются в данном случае заказчиком, то они могут давить на исполнителя – управляющую компанию, чтобы будущие правоотношения их полностью устраивали. Доводы УК о том, что предложенный договор является типовым и не подлежит изменению, во внимание принимать не стоит.

Обязанности управляющей компании перед жильцами

Управляющая компания несет ответственность перед жильцами в различных сферах организации комфортного проживания собственников многоквартирного дома. Само обеспечение проживания граждан в надлежащих условиях является ее основной функцией и обязанностью. К обязательствам в сфере содержания и ремонта МКД относятся следующие:

Деятельность организации должна быть в рамках заключенного с жильцами договора, а также законодательства РФ. Жильцы, в свою очередь, обязаны в полном объеме и в надлежащий срок оплачивать услуги управляющей компании.

Обязанности управляющей компании по содержанию дома

Известно, что организации по управлению многоквартирными домами, согласно законодательству, возлагают на себя обязанности выполнять работы по содержанию и общему ремонту общедомового имущества МКД.

Однако, далеко не всем известен перечень всего объема работ, которые УК должна обязательно осуществлять.

Читайте так же:  Особенности приватизации государственного и муниципального имущества

Далее обратимся к «букве закона» для определения обязанностей управляющих компаний, которые закреплены на законодательном уровне.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Что должна делать управляющая компания в многоквартирном доме

Не имеет значения, какова форма управления вашим домом. Будь то ТСЖ или ЖСК, — услуги, предоставляемые в адрес собственника, являются одинаковыми, а поэтому и ответственность руководителей какой-либо из вышеперечисленных организаций будет одинаковой.

При условии, что для управления в вашем доме выбрана УК, то следом за составлением протокола общего собрания, организация должна заключить соглашение по управлению с собственниками МКД не менее 2/3 общей площади МКД.

Дата, согласно которой был заключен договор управления, будет считаться началом управления МКД. С этой даты, УК обязана строго соблюдать все нормативно-правовые акты, регламентирующие работу данной организации.

В ходе выполнения своих договорных обязательств, УК должна предоставлять свободный доступ к данным по управлению МКД, его характерным особенностям, а также о финансово-хозяйственной деятельности такового.

[1]

Может ли управляющая компания отказаться от управления домом?

Об обязанностях УК по содержанию дома читайте тут.

Начиная с 01.06.2016 года, все данные о деятельности УК должны быть размещенными в системе ГИС ЖКХ. Там должна быть сосредоточена вся важная информация. При отсутствии данных, которые обязательны для размещения, вы имеете полное право на обращение в ГЖИ или же органы Прокуратуры.

Помимо этого, в нормах ЖК РФ прописано, что каждый год в пределах первого квартала, со стороны собственников проводится собрание для утверждения отчета по финансово-хозяйственной деятельности управления домом за период предыдущего календарного года. При отсутствии такой процедуры, есть основания для обращения в адрес надзорных органов.

Обязанности управляющей компании

Полный спектр работ по содержанию и ремонту МКД, УК должна производить, не выходя за рамки сборов материальных средств на содержание и ремонтные работы по жилью.

Таким образом, УК имеет договорные обязательства по проведению следующих работ:

Какие-либо требования со стороны УК по выплате дополнительных средств за выполнение какой-либо из перечисленных обязанностей, можно смело считать незаконными.

При условии, что для выполнения вышеуказанных работ и услуг объективно потребовались дополнительные средства, следует проводить внеочередное собрание жителей МКД, с предоставлением со стороны УК расчетных документов по искомой тематике и по проблемному вопросу.

При условии, что указанные услуги и работы со стороны управляющей организации проведены не были, это причина для обращения за помощью в адрес надзорных органов, а именно в ГЖИ.

Ответственность управляющей компании

Со стороны УК должны быть проведены максимально возможные, а главное необходимые мероприятия по обслуживанию общедомового имущества многоквартирного дома.

В противном же случае, по причине бездействия, УК может быть привлечена к ответственности. Она может быть как административной, так и уголовной. Надзорные органы, которые обязаны осуществлять контроль за выполнением договорных и законных обязательств УК в условиях современности, это Государственная жилищная инспекция и органы Прокуратуры.

Также определенным объемом полномочий обладают местные власти населенного пункта, органы пожарного надзора, а также Роспотребнадзор и правоохранительные органы.

Любая из вышеперечисленных организаций вправе наложить штрафные санкции по причине невыполнения или ненадлежащего выполнения должностными лицами, а также юридическими лицами требований действующего законодательства РФ.

Основной трудоемкий процесс – доказывание факта нарушения. Также следует упомянуть тот факт, что у УК существует обязанность в получении лицензии. Естественно, что при неудовлетворительной работе подобных компаний, сформировалась возможность лишения УК их лицензий, что, по сути, должно возыметь мотивирующий эффект на сотрудников и руководителей подобных организаций.

Видео (кликните для воспроизведения).

Однако отметим, что данная мера является довольно крайней и нечасто применяется к нарушителям. В данном случае, позиция контролирующих и властных органов такова, что со стороны собственников многоквартирных домов, при объединении таковых, реальнее осуществить переизбрание недобросовестной организации управления.

При условии, что жильцы объединяться не имеют желания, то и радикально менять в плане конкретного дома никто ничего не будет, тем более, лишать лицензии УК.

Деятельность УК регламентируется рядом законодательных актов. При грамотном и умелом использовании таких нормативно-правовых актов, реально добиться исполнения полного объема работ и услуг по многоквартирному дому.

Однако не следует забывать, что от персональной активности жителя (собственника) и заинтересованности его в судьбе дома, зависит благосостояние всего МКД.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Как заставить работать управляющую компанию:
права и ответственность по содержанию и ремонту дома

Для создания комфортных условий проживания в многоквартирном доме (МКД) жильцы могут осуществлять управление самостоятельно либо привлекать для этого сторонние организации. Как мы уже писали в предыдущей статье, одним из вариантов является выбор управляющей компании (УК).

К сожалению, собственники дома не всегда знают обязанности по управлению домом, которые возложены на УК действующим законодательством. По этой причине возникает непонимание специфики распределения бюджета и бесконтрольность работы управляющей компании.

Качественное предоставление коммунальных и жилищных услуг является ключевой обязанностью УК (подробнее о коммунальных услугах и методах их расчета — здесь). Таким образом, у организации возникают договорные отношения с ресурсоснабжающими компаниями. С одной стороны управляющая компания приобретает коммунальные ресурсы, а с другой — предоставляет их потребителям.

Права и обязанности управляющей компании

Все права и обязанности относятся либо к сфере обеспечения жилищно-коммунальных услуг для потребителей, либо к контролю качества предоставляемых услуг.

Права и обязанности в сфере обеспечения потребителей:

  1. Управление домом с учетом требований законодательства и соответствующего договора.
  2. Начисление и сбор платы за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) с предоставлением квитанций и расчет с поставщиками (функция может быть передана).
  3. Заключение договоров с собственниками помещений на предоставление жилищно-коммунальных услуг.
  4. Деятельность по снижению задолженности жильцов по установленным платежам.
  5. Предоставление собственникам сведений согласно стандарту раскрытия информации (подробнее).
  6. общего имущества дома.
Читайте так же:  Онлайн юрист консультант бесплатно круглосуточно без регистрации

Для более эффективной работы по расчету услуг и собираемости платежей управляющая компания может использовать программные продукты 1C и сайт с личными кабинетами жильцов. Программы позволяют решать широкий спектр задач от управления объектами инфраструктуры и лицевыми счетами до автоматизации бухучета и приема платежей онлайн (подробнее о возможностях 1С).

Права и обязанности в сфере контроля качества ЖКУ и услуг по управлению домом:

  1. Организация аварийно-диспетчерского обслуживания.
  2. Оформление актов недопоставки при отсутствии или предоставлении услуг ненадлежащего качества.
  3. Перерасчет платежей жильцов в случаях некачественного предоставления услуг.
  4. Реализация услуг и работ согласно требованиям закона и договора управления.
  5. Предоставление отчетности о ходе выполнения работ и оказания услуг по управлению домом.
  6. Ведение судебно-исковой работы с поставщиками/подрядчиками в случаях прекращения или снижения качества услуг.

Ответственность управляющей компании

Несоблюдение прав и обязанностей может привести к административной, а в некоторых случаях и к уголовной ответственности. К ним могут относится: длительные или многократные нарушения правил содержания общего имущества и его технической эксплуатации; неисполнение норм предоставления жилищно-коммунальных услуг; сокрытие общедоступной информации; несоблюдение требований по предоставлению технической документации и правил пожарной безопасности; и другие.

Общедомовое имущество

Если управляющая компания допустит ненадлежащее состояние общего имущества дома (лестничных площадок, лифтов, кровли и т.д.), то организация может быть оштрафована в размере от 40 до 50 тысяч рублей (ст. 7.22 КоАП РФ).

Также сюда относятся нарушения правил эксплуатации дома и выявление технических неисправностей.

Неисполнение обязанностей

Недостаточное обеспечение коммунальных услуг также влечет за собой ответственность управляющих компаний по статье 7.23 КоАП РФ. Причиной может стать несоответствие качества нормам, установленным: правилами предоставления услуг ЖКХ; СанПин; государственными стандартами (ГОСТ).

В этом случае финансовые санкции налагаются в размере от пяти до десяти тысяч рублей.

Непредоставление информации

Стандарт раскрытия информации четко определяет сведения, которые должна размещать о себе и управляемых домах каждая УК. Это является одним из требований при получении лицензии.

Нарушение любого регламентированного условия является административным правонарушением (ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ) и влечет наложение штрафа на юрлиц от 250 до 300 тыс. рублей.

При систематическом неисполнении орган жилищного надзора обращается в суд для аннулирования лицензии. Существуют разные способы приведения деятельности по управлению многоквартирным домом в соответствие с Постановлением 731. Одним из удобных способов размещения информации является использование собственного сайта (подробнее).

Куда жаловаться в случае претензий по качеству получаемых услуг

Прежде чем подавать претензию в контролирующие или судебные органы, попробуйте написать жалобу непосредственно в офис управляющей компании. Как правило, большинство вопросов разрешается на этом этапе. Если результата не последует, или он вас не устраивает – обратитесь в надзорные органы, не забыв приложить свое заявление в УК и ее ответ: ГЖН (Государственная жилищная инспекция); Роспотребнадзор; Прокуратура.

ВАЖНО: подготовьте все заявления в двух экземплярах – для органа, куда подаете жалобу и для себя с отметкой о принятии.

В обращении подробно опишите нарушение и приложите документальные доказательства (фотографии, результаты экспертизы, акты и т.п.). Обратите внимание, что при подаче письменного заявления вы должны получить ответ в течение 30 дней.

Если в ходе проверки надзорными органами факты нарушения подтвердятся, то управляющая компания будет оштрафована и обязана устранить выявленные несоответствия. Примерные сроки для выполнения такого предписания составляют один месяц.

Однако если цель жалобы ㅡ компенсация причиненного вам ущерба (например, плохо закрепленный столб упал на автомобиль), то обращаться за помощью необходимо в суд.

Выстроенная коммуникация жильцов с управляющей компанией снижает риски обращения потребителей с жалобами в вышестоящие инстанции. Для поддержания контактов с потребителями есть удобный инструмент — мобильное приложение ЖКХ: Личный кабинет. Подробнее о возможностях приложения вы можете прочитать здесь.

ВС РФ подтвердил необязательность договора управления при взыскании задолженности с нежилых помещений

Необходимость для собственника нести бремя содержания своего имущества вытекает из права собственности на данное имущество. Это подтверждает статья 210 Гражданского Кодекса РФ (далее — ГК РФ). Если субъекту права принадлежит на праве собственности объект недвижимого имущества в части здания, то такие отношения регулирует статья 249 ГК РФ, согласно которой у собственника возникает обязанность по несению расходов на содержание общего имущества.

В подтверждение вышеуказанных норм права пункт 1 ст. 158 Жилищного Кодекса РФ (далее-ЖК РФ) указывает на несение собственниками помещений бремени расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Положения данной статьи в одинаковой степени распространяются как на собственников жилых, так и нежилых помещений. Аналогичное положение предусмотрено п. 28 — 29 Правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее — Правила № 491). Доля обязательных расходов собственника на содержание общего имущества в многоквартирном доме определяется его долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме (ст. 39, п. 1 ст. 158 ЖК РФ, п. 28 Правил № 491).

Постановлением Президиума ВАС РФ от 09.11.2010 года № 4910/10 установлено, что собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание и ремонт собственного помещения и независимо от отсутствия фактического пользования общим имуществом.

Основанием освобождения собственника от бремени расходов на содержание помещения также не может являться отсутствие у него письменного договора с ресурсоснабжающими, управляющими и иными организациями. Такая обязанность возникает у собственника помещения в силу закона и не обусловлена заключением договоров с исполнителями услуг (пункт 12 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 27.06.2017г. № 22).

Долгое время собственники нежилых помещений считали себя «жертвами навязывания услуг» в виде содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома (далее-МКД) и «особой кастой», которой «не угодно» сверх оплаты коммунальных услуг и факта наличия дворника, нести «расходы по замене лампочек в подъездах МКД». Взыскание задолженности с собственников нежилых помещений в виде государственных и муниципальных учреждений управляющими организациями (ТСЖ) сопровождалось длительными исками с вытекающими разбирательствами и спорами по регулированию заключения муниципальных (государственных) контрактов.

Читайте так же:  Как вернуть деньги за бракованный товар

Многолетняя судебная практика различных судебных инстанций упорядочила законные обязанности собственников нежилых помещений и стала более однородной в содержании мотивировочной части решений. Однако продолжающийся процесс направления исков в суды РФ показал, что не все вопросы с собственниками нежилых помещений разрешены в досудебном порядке.

28 ноября 2017 года Верховный суд РФ вынес определение по делу № 305-ЭС 17-10430 (далее-определение ВС РФ). В рамках данного гражданского дела ООО «Коммунальщик» (далее-Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации и к Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее-Учреждение, ответчик) с иском о взыскании 26 637 рублей 90 копеек задолженности и 1419 рублей 18 копеек пеней.

Сославшись на наличие у ответчика (Учреждения) данной задолженности, рассчитанной путем умножения площади занимаемого отделом Военного комиссариата Костромской области по городу Волгореченску спорного помещения на тариф, утвержденный общим собранием собственников помещений, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. Ответчик (Учреждение) с исковыми требованиями не согласился, считая, что отсутствие со стороны собственника помещения в многоквартирном доме действий по заключению контракта в целях исполнения своей обязанности по несению расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме является основанием для освобождения от внесения соответствующей платы. В судебном решении Обществу было отказано в удовлетворении исковых требований.

Истец, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие их выводов имеющимся в материалах дела доказательствам, обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре судебных актов в кассационном порядке.

Верховный суд РФ в своем определении установил:

«Отказывая в удовлетворении иска, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 161, 162ЖК РФ, статьей 210 ГК РФ и исходили из отсутствия доказательств, подтверждающих, что Общество является исполнителем коммунальных услуг на основании государственного (муниципального) контракта, заключенного по результатам конкурса, а также отсутствия договора управления между Учреждением и истцом»….

…..Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (часть 1 статьи 158 ЖК РФ).

Из приведенных положений статей 210, 249 ГК РФ, статей 36, 39, 154, 158 ЖК РФ следует, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Данная обязанность возникает в силу закона и не обусловлена наличием договорных отношений с управляющей компанией.

Такой вывод соответствует правовой позиции, сформулированной в пункте 24 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, согласно которому в силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ, а также пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, выполнение работ и оказание услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома являются для управляющей компании обязательными в силу закона, в связи с чем она не могла отказаться от выполнения данных действий даже в отсутствие государственного (муниципального) контракта.

Отсутствие со стороны собственника помещения в многоквартирном доме действий по заключению контракта в целях исполнения своей обязанности по несению расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме не является основанием для освобождения от внесения соответствующей платы».

Учитывая вышеизложенное, суд при рассмотрении дела сослался на собственную позицию, отраженную в пункте 4 Обзора судебной практики примененияФедерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и определил, что госзаказчик обязан платить за содержание общего имущества даже без контракта.

Данное дело было направлено на новое рассмотрение, поскольку судами не устанавливался факт оказания услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также не был проверен размер взыскиваемой задолженности и пеней.

Таким образом, в качестве вознаграждения за сложный и длительный судебный процесс в целях защиты своих прав и интересов, истец был«вознагражден» данным определением ВС РФ. А поведение ответчика, учитывая статус последнего, в рамках данного судебного процесса, по меньшей мере, явилось странным — в части отрицания наличия задолженности по причине отсутствия заключенного контракта в целях исполнения своей законной обязанности.

Обсудить статью и задать вопросы можно здесь.

Cлужба государственного жилищного надзора Иркутской области

Обязанность управляющей организации по осуществлению содержания общего имущества многоквартирного дома

Обязанность управляющей организации по осуществлению содержания общего имущества многоквартирного дома

В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса РФ должностные лица имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – ФЗ-294) в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны: выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

В соответствии со статьей 39 Жилищного Кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в таком доме.

Собственники помещений вправе как самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, так и привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по с одержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.

Согласно подпункта «а» пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее — Правила № 491) общее имущество многоквартирного дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности.

Читайте так же:  Претензия перевозчику трамваев за обман со сдачей денег

В соответствии с пунктом 42 Правил № 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

Пункт 2.1. части 2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, которым может являться управление управляющей организацией на основании заключенного с нею в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса РФ договора управления многоквартирным домом.

Управляющая организация по заданию другой стороны собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (пункт 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ).

На основании статьи 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Содержание, упомянутое в указанной статье, включает в себя расходы на текущий и капитальный ремонт, поддержание имущества в работоспособном состоянии. В ряде случаев законодатель предусматривает переход бремя содержания имущества от собственника к другим лицам.

В силу статьи 39 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в таком доме. Правила содержания общего имущества устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме. Указанные Правила регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

Конкретные требования, предъявляемые к содержанию жилищного фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170.

Кроме того, пунктом 10 Правил № 491 предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

Пунктами 16 и 17 этих же Правил установлено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора обслуживания домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.

На основании пункта 42 Правил № 491 управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами № 170, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.

Кроме того, в Правилах № 170 перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.

На основании приведенных норм действующего законодательства заявитель, как управляющая организация, обязан обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту такого имущества.

К тому же, из постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 № 6464/10 следует, что все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

Работы которые необходимо проводить для устранения выявленных нарушений, являются обязательными для организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами.

Видео (кликните для воспроизведения).

Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами и данная деятельность является для них основной и они несут риск ответственности.

Источники


  1. Борисов, А. Н. Комментарий к Федеральному Закону от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринемателей» / А.Н. Борисов. — М.: Юстицинформ, 2014. — 286 c.

  2. Тимофеева А. А. История государства и права России; Флинта, МПСИ — Москва, 2009. — 152 c.

  3. Адвокатская деятельность и адвокатура в России / Под редакцией И.Л. Трунова. — М.: Юрайт, 2016. — 528 c.
  4. Ильин, В.А. История и методология физики. Учебник для магистратуры / В.А. Ильин. — М.: Юрайт, 2016. — 800 c.
  5. Смоленский, М. Б. Теория государства и права / М.Б. Смоленский, Л.Ю. Колюшкина. — М.: Дашков и Ко, Наука-Пресс, 2009. — 288 c.
  6. Обязанность управляющей компании по содержанию общего имущества
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here