Основания приобретения права собственности на земельный участок

Самое главное по теме: "Основания приобретения права собственности на земельный участок". На странице собрана полезная тематическая информация. На все вопросы вам ответит дежурный специалист.

Основания возникновения прав на землю

Ст. 25 ЗК РФ четко регламентирует основания возникновения прав на землю, которые базируются на действующих нормах государственных и федеральных законов.

Ст. 25 ЗК РФ четко регламентирует основания возникновения прав на землю, которые базируются на действующих нормах государственных и федеральных законов.

[3]

Все без исключения сделки с земельными наделами должны быть официально оформлены, иными словами, зарегистрированы уполномоченными на то органами.

Земельные наделы могут быть предоставлены в пользование как физическим, так и юридическим лицам на территориях РФ, кроме тех наделов, которые запрещены к передаче в частную собственность, согласно российскому законодательству.

Виды оснований прав на землю

На сегодняшний день гражданским законодательством предусмотрено несколько ключевых оснований для возникновения права на земельный участок. Классификация позволяет вывести следующие виды:

  • право собственности (в данном случае речь идет как о частной, так и о государственной, муниципальной);
  • право бессрочного использования земельным участком;
  • право пожизненного наследования надела;
  • безвозмездное срочное пользование;
  • сервитут.

Если с правом собственности все предельно ясно, то остальные виды оснований требуют более подробного разъяснения.

Правовые основания возникновения прав на землю

Кроме того, классификация оснований возникновения прав на землю подразумевает выделение в отдельную категорию и следующих законодательных начал:

Соответственно, перечисленные выше основания возникновения прав на землю включают в себя следующий перечень:

  • постановления, опубликованные от имени органов государственной власти, или решения органов местного самоуправления;
  • решения судебной инстанции, которая установила права конкретного субъекта правоотношений на земельный надел любого назначения;
  • приобретательная данность (в данном случае законодательный порядок предусматривает некоторые ограничения, в частности, она не может быть основанием возникновения прав на участки, расположенные в государственной или же муниципальной собственности);
  • договоры, а также иные юридические формы соглашений, заключенные между физическим и юридическим лицом, а также между органами госвласти или муниципалитетом и физическими или юридическими лицами.
  • иные правовые факты, которые законодательный порядок может посчитать как основания права на земли различного назначения.

Основания возникновения права государственной собственности на землю

Что же является основаниями для возникновения права государственной собственности? Ответ на данный вопрос содержат ст. 17 и ст. 18 ЗК РФ.
Во-первых, земельными участками в федеральной собственности считаются наделы, которые:

  • признаются таковыми согласно федеральному законодательству;
  • были наделены подобным статусом в процессе разграничения госсобственности на земельные территории;
  • приобретены российским государствам согласно основаниям, закрепленным в действующим законодательством.

Во-вторых, государственная собственность включает в себя наделы, находящиеся в ведении субъектов РФ, на следующих основаниях:

  • земли были признаны таковыми после вступления в силу федеральных законов;
  • наделы перешли в ведение субъектов РФ при разграничении территорий;
  • земельные участки на законных основаниях были приобретены субъектами РФ;
  • территории были переданы совершенно безвозмездно регионам РФ из федеральной собственности для пользования.

Кроме того, законодательство РФ предусматривает и третий случай возникновения права государственной собственности на землю.

Если в городах федерального значения (Москва, Севастополь, Санкт-Петербург) владелец участка осуществляет процедуру прекращения права собственности, то территория с момента регистрации утраченного права является государственной собственностью.

В том случае если законодательный порядок закрепляет иные основания в городах федерального значения, то освободившийся участок является муниципальной собственностью.

Основания возникновения права муниципальной собственности на землю

Ключевые основания для возникновения прав муниципальной собственности обозначены в ст. 19 ЗК РФ. В частности, они включают следующие начала:

  • если таковым статусом земли наделяются в соответствии с федеральными законами или законами, принятыми субъектами РФ;
  • если производится разграничение территорий, находящихся в государственной собственности;
  • если из федеральной собственности муниципалитету земельный надел передается для безвозмездного пользования (это могут быть земли сельскохозяйственного, лесного, коммерческого назначения и др.).

Основание возникновения права частной собственности на землю

Возникновение основных прав частной собственности происходит с учетом Гражданского кодекса РФ. В данном нормативно-правовом акте содержатся ключевые параметры подобной сделки, которые проявляются в виде:

  • Совершения сделки купли-продажи земель сельскохозяйственного, садоводческого, огородоводческого и иного назначения. Это могут быть также сделки дарения земляного надела, его мены или же отчуждения, после которых происходит процедура прекращения прав одного из субъектов правоотношений (ст. 218 ГК РФ).
  • Наследования частной собственности, а также правопреемства земель или реорганизации юридического лица, которое использовало целевые земли, в том числе и сельскохозяйственного назначения.
  • Приватизации, которая является одним из самых популярных на сегодняшний день оснований возникновения прав частной собственности. В данном случае осуществляется процедура прекращения муниципальной или же государственной собственности с переходом в категорию частной собственности согласно ст. 217 ГК РФ.
  • Иных оснований, которые предусматривает современное законодательство РФ, в том числе приобретательной давности (на земли сельскохозяйственного назначения данное основание не распространяется).

Вопрос возврата земельных участков

В юридической практике распространены дела, когда истец поднимает вопрос о законности отчуждения земельного участка. Если порядок прекращения прав на надел был нарушен (в том числе посредством принуждения лица к совершению сделки), то субъект правоотношений имеет законные основания для подачи в судебную инстанцию виндикационного иска, который является детерминантой для судопроизводства.

Однако необходимо помнить о том, что истец должен апеллировать только фактами, которые подтверждают изъятие земельных наделов, то есть момент прекращения прав на собственность против воли законного владельца.

В данном случае речь идет, например, о признании субъекта правоотношений гражданским истцом, что осуществляется посредством опубликования постановления, подписанного следственными органами.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что ни один законный владелец земельного надела не может быть лишен права его пользования без его согласия. Только судебный орган имеет права принимать такое решение даже в случаях перехода частной собственности в государственную для обеспечения нужд РФ.

Какие виды прав на земельный участок предусмотрены действующим законодательством?

Любой товар, а земля является именно таким предметом, существует имущественная принадлежность в зависимости от формы владение или принадлежности. Действующее земельное законодательство предусматривает следующие виды прав на земельный участок:
  1. право собственности;
  2. право постоянного (бессрочного) пользования;
  3. право пожизненного наследуемого владения;
  4. право аренды;
  5. право безвозмездного срочного пользования;
  6. право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут).

Четыре из указанных видов прав — право собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения и сервитут — являются вещными правами (ст. 216 ГК РФ), а право аренды и безвозмездного срочного пользования земельным участком — так называемыми обязательственными правами.

Читайте так же:  Решение собственников многоквартирного дома образец, протокол собрания жильцов дома бланк

Право и частная собственность на земельный участок

В частной собственности находятся те земельные участки, которые приобретены гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством, т. е. законно.

Все граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Не существует никаких различий в правовом режиме земель, находящихся в собственности данных субъектов, а также в содержании принадлежащих им правомочий.

Субъектами права частной собственности на землю выступают также иностранные граждане, иностранные юридические лица и лица без гражданства. Для того чтобы земельный участок был объектом права частной собственности, он должен быть свободен от законодательных ограничений предоставления земли. В соответствии с п. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Также не предоставляются в частную собственность земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Перечень земельных участков, изъятых из оборота и ограниченных в обороте, дан в п. 4 и 5 ст. 27 3К РФ. Чтобы стать объектом собственности гражданина, земельные участки перечисленных целевых назначений должны быть переведены в установленном порядке в иную категорию, из которой возможно предоставление земель в собственность гражданам и их организациям.

Земли иных категорий в соответствии с ЗК РФ могут находиться в собственности граждан или юридических лиц, но с требованием соблюдения особого режима их использования.

Право и государственная собственность на земельный участок

Положения, касающиеся основ и виды прав на земельный участок государственной собственности на землю, предусмотрены ГК РФ. Действующее законодательство признает, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (п. 2 ст. 214 ГК РФ).

До недавнего времени земля, недра, воды, леса и животный мир рассматривались как объекты права исключительной государственной собственности. Считалось, что никто другой в стране, кроме государства, не может быть собственником земли. Исключительность права государственной собственности означала также, что в пределах страны не могло быть никому не принадлежащих участков земли, вод, недр и лесов, т. е. бесхозных.

Земли, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации, являются федеральной собственностью. Земли, которые принадлежат субъектам РФ, рассматриваются как государственная собственность субъекта Федерации.

Статья 16 ЗК РФ предусматривает, что вопрос о разграничении публичной собственности разрешается Кодексом и федеральными законами.

Согласно п. 1 ст. 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки:

  • которые признаны таковыми федеральными законами (круг таких участков установлен п. 1 ст. З Федерального закона от 25 октября 2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»);
  • право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В собственности субъектов РФ в соответствии с п. 1 ст. 18 ЗК РФ находятся земельные участки:

  • которые признаны таковыми федеральными законами (круг таких участков установлен п. 2 ст. З указанного Закона;
  • право собственности субъектов РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • которые приобретены субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Граждане и юридические лица могут обладать правами на землю индивидуально и совместно.

Земельные участки как муниципальная собственность

Имущество (в том числе и земля), принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (п. 1 ст. 215 ГК РФ). В состав муниципальной собственности, как предусматривает ст. 29 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», входят в том числе муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности.

В соответствии с п. 1 ст. 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки:

  • которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ (круг таких участков установлен п. 1 ст. З Закона о введении в действие ЗК РФ;
  • право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, население непосредственно. Органы местного самоуправления в соответствии с законом могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования. Муниципальная собственность признается и защищается государством равным образом с государственной, частной и иными формами собственности.

В зависимости от открытости доступа граждан на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, они могут быть поделены на два вида: земельные участки общего пользования и земельные участки, закрытые для общего доступа. В соответствии с п. 1 ст. 262 ГК РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом или иным правовым актом, а также собственником соответствующего земельного участка.

С точки зрения гражданского законодательства и прав на имущество вообще два вида прав — постоянное (бессрочное) пользование и пожизненное наследуемое владение — являются исключительно земельно-правовыми, поскольку применяются только в отношении земельных участков, а не иного имущества. Определенной спецификой обладает также право безвозмездного срочного пользования земельным участком. В части второй ГК РФ регулируются вопросы безвозмездного пользования (договор ссуды), и даже используется термин «безвозмездное временное пользование». В связи с этим представляется, что нормы ГК РФ подлежат применению к праву безвозмездного срочного пользования земельным участком (в части, не противоречащей земельному законодательству). Но все же непосредственно о безвозмездном срочном пользовании в гражданском законодательстве речь не идет.

Право пожизненного пользования или владения земельным участком

Ст. 265 ГК РФ предусматривает, что о снования приобретения виды прав на земельный участок пожизненного наследуемого владения устанавливаются земельным законодательством.

Гражданин, обладающий правом пожизненного наследуемого владения (владелец земельного участка), имеет права владения и пользования земельным участком, передаваемые по наследству ( ст. 266 ГК РФ). То есть р аспоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается (отсутствует правомочие распоряжения), за исключением перехода прав на земельный участок по наследству. Государственная регистрация перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству проводится на основании свидетельства о праве на наследство.

Земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения, в отличие от права собственности, не могут переходить по наследству к юридическим лицам ни по закону, ни по завещанию. Субъектами наследования таких земель могут быть только граждане.

Приобретение права собственности на земельный участок. Правовые основания

Правовые основания приобретения права собственности на земельный участок

Любые имущественные отношения между гражданами должны находиться в правовом поле. Законные основания на приобретение права собственности на земельный участок в целом установлены ст. 218 ГК РФ. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом. В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам — правопреемникам реорганизованного юридического лица.

Читайте так же:  Договор аренды рекламного места

Приобретение права собственности на земельный участок при отсутствии собственника

Если имущество не имеет собственника, собственник его неизвестен или отказался от имущества либо утратил на него право собственности по иным основаниям, на такое имущество возможно приобретение права собственности по основаниям, предусмотренным законом.

Данное мероприятие по приобретению права владения бесхозным участком земли может вызвать значительные трудности. Для начала, бесхозный участок земли должен быть учтен органом, который производит государственную регистрацию прав. Возможностью подачи заявления для постановки на учет обладают только местные органы власти, на чьей земле участок и располагается.

Механизм постановки на учет бесхозяйного участка земли устанавливается Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 N 580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей».

Спустя год после того, как бесхозяйный участок был поставлен на учет, орган, который уполномочен осуществлять управление имущественным комплексом муниципального образования, вправе обратиться в судебную инстанцию с намерением признать данный объект муниципальной собственностью.

После принятия решения судом относительно признания участок земли бесхозным можно начинать процедуру оформления права собственности земельный участок.

Иные права основания приобретения права собственности на землю

Земельным кодексом РФ установлены и иные, не известные ст. 218 ГК РФ, основания на приобретение права собственности на земельный надел гражданами: это, как уже говорилось выше, безвозмездное оформление права собственности гражданами, использовавшими земельные участки до вступления в силу ЗК РФ, — на основании права пожизненного наследуемого владения (ст. 21 ЗК РФ), постоянного (бессрочного) пользования (ст. 20 ЗК РФ). Кроме того, право собственности может быть оформлено и гражданами Российской Федерации, имеющими в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. N 1305-1 «О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы. В данном случае речь идет о ненадлежащем оформлении земельных участков, на которых расположены жилые дома.

Обращаясь к регулированию возникновения права собственности на земельные участки, следует заметить, что согласно ч. 3 ст. 25 ЗК РФ в Российской Федерации не может возникнуть право собственности на земельные участки, право собственности на которые было прекращено на основании принятого в 1917 г. «Декрета о земле», поскольку национализированные в этот период земли не подлежат возврату прежним собственникам и их наследникам.

Общая характеристика оснований приобретения права собственности на землю

Читайте также:

  1. Cтатья 2. Основные трудовые права работников
  2. Cтатья 353. Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
  3. E) Нарушение или неправильное применение норм процессуального права.
  4. G) Пользуются всеми правами и несут все обязанности истца.
  5. I. Аргументы из области частного права
  6. I. Общая часть.
  7. I. ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ
  8. I. ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ
  9. II. Акты федеральных органов государственной власти, как источники муниципального права.
  10. II. Аргументы из области публичного права
  11. II. Метод муниципального права.
  12. II. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНСПЕКТОРОВ РЫБООХРАНЫ

Право собственности на земельные участки возникает с момента государственной регистрации.

ЗК Статья 25. Основания возникновения прав на землю

1. Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Основаниями возникновения земельных правоотношений служат юридические факты. Обычно такими юридическими фактами являются: договоры и административные акты исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также судебные решения.

Из всех перечисленных в ГК РФ оснований к приобретению права собственности на землю, в том числе к приобретению права частной собственности на землю, имеет отношение только ст. 234 ГК, регулирующая вопросы приобретательной давности.Согласно ст. 234 ГК лицо — гражданин или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Данная норма применима к земле как основному виду недвижимого имущества.Приобретательная давность может быть применима только в отношении тех земельных участков, которые находятся в частной собственности и которыми лицо владеет при соблюдении указанных выше условий.

Право частной собственности на земельный участок возникает по следующим основаниям: 1) из договоров и иных гражданско-правовых сделок (в частности, купли-продажи, мены, дарения, ренты); 2) из соответствующих актов государственных и муниципальных органов; 3) из судебных решений об установлении права собственности на землю; 4) в результате приобретения земельного участка в порядке наследования; 5) в результате приобретения земельного участка по иным законным основаниям; 6) вследствие наступления событий, с которыми закон связывает определенные правовые последствия.

В качестве одного из оснований приобретения права частной собственности на землю закон допускает приватизацию земельных участков. При этом исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица — собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, установленных ЗК РФ, а также иными федеральными законами (в частности, Федеральными законами «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и «О приватизации государственного и муниципального имущества» (ст. 28)). Под приватизацией земель понимается приобретение права частной собственности физическими или юридическими лицами на земельные участки, находившиеся в государственной или муниципальной собственности.

[1]

Земельное законодательство предусматривает различные процедуры приватизации земельных участков: приобретение земельных участков в частную собственность на торгах; приватизация земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий; предоставление земельных участков в собственность отдельным категориям граждан; приватизация земельных участков, ранее предоставленных в пользование гражданам, и приватизация земель сельскохозяйственного назначения для организации крестьянских (фермерских) хозяйств. Вопросы приватизации земель будут рассмотрены применительно к правовому режиму соответствующей категории земель.

ЗК РФ выделяет главным образом три основания возникновения права государственной и муниципальной собственности на землю:

Видео (кликните для воспроизведения).

1) специальное указание в федеральном законе (законе субъекта Российской Федерации — для муниципальной собственности) на принадлежность земельных участков. Так, к примеру, согласно ст. 13 Федерального закона «О гидрометеорологической службе» к федеральной собственности относится государственная наблюдательная сеть, в том числе отведенные под нее земельные участки и части акваторий;

Читайте так же:  Сколько могут удерживать из пенсии судебные приставы

2) принятие Правительством РФ актов об утверждении перечней земельных участков, на которые право собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает при разграничении государственной собственности на землю, а также вступление в законную силу судебных решений по спорам, связанным с разграничением права государственной собственности на землю в соответствии с земельным законодательством. Такие перечни земельных участков подготавливает специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по имущественным отношениям, а после утверждения таких перечней земельных участков Правительством РФ сведения о включенных в них земельных участках вносятся в документы государственного земельного кадастра;

3) приобретение земельных участков Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями в результате совершения гражданско-правовых сделок с другими участниками гражданского оборота, в порядке наследования от граждан и по иным гражданско-правовым основаниям.

Также в государственной или муниципальной собственности находятся не предоставленные в частную собственность физических и юридических лиц участки из земель, специально указанных непосредственно в ЗК РФ.

Кроме того, в государственную или муниципальную собственность поступают земельные участки, выкупленные у собственников соответственно для государственных или муниципальных нужд (ст. 49 ЗК РФ), а также реквизированные и конфискованные земельные участки (ст. ст. 50, 51 ЗК РФ). Земли, национализированные в установленном законом порядке, также поступают в государственную собственность (ст. 235 ГК РФ), а бесхозяйные земельные участки становятся муниципальной собственностью (ст. 225 ГК РФ).

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 696 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

§ 5. Основания приобретения и прекращения права собственности на земельный участок

Право частной собственности на земельный участок возникает по следующим основаниям: 1) из договоров и иных гражданско-правовых сделок (в частности, купли-продажи, мены, дарения, ренты); 2) из соответствующих актов государственных и муниципальных органов; 3) из судебных решений об установлении права собственности на землю; 4) в результате приобретения земельного участка в порядке наследования; 5) в результате приобретения земельного участка по иным законным основаниям; 6) вследствие наступления событий, с которыми закон связывает определенные правовые последствия.

В качестве одного из оснований приобретения права частной собственности на землю закон допускает приватизацию земельных участков. При этом исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица — собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, установленных ЗК РФ, а также иными федеральными законами (в частности, Федеральными законами «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и «О приватизации государственного и муниципального имущества» (ст. 28)).

Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ (с изм. от 31 мая 2010 г.) // СЗ РФ. 2002. N 4. Ст. 25; 2010. N 23. Ст. 2788.

Особо оговорены законодателем случаи возникновения государственной и муниципальной собственности на землю. Во-первых, в основании возникновения права государственной или муниципальной собственности на землю может лежать нормативный правовой акт. Во-вторых, это может быть решение соответствующего государственного (муниципального) органа о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 49 ЗК РФ). В-третьих, в случае нарушения собственником земельного участка земельного или иного законодательства на основании соответствующего судебного решения возможно принудительное прекращение права частной собственности на земельный участок путем его изъятия (ст. 44 ЗК РФ), конфискации (ст. 50 ЗК РФ) или реквизиции (ст. 51 ЗК РФ). Кроме того, по решению суда право государственной или муниципальной собственности может возникнуть на бесхозяйный земельный участок.

ЗК РФ выделяет главным образом три основания возникновения права государственной и муниципальной собственности на землю:

1) специальное указание в федеральном законе (законе субъекта Российской Федерации — для муниципальной собственности) на принадлежность земельных участков. Так, к примеру, согласно ст. 13 Федерального закона «О гидрометеорологической службе» к федеральной собственности относится государственная наблюдательная сеть, в том числе отведенные под нее земельные участки и части акваторий;

Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 113-ФЗ (с изм. от 23 июля 2008 г.) // СЗ РФ. 1998. N 30. Ст. 3690; 2008. N 30 (ч. II). Ст. 3616.

2) принятие Правительством РФ актов об утверждении перечней земельных участков, на которые право собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает при разграничении государственной собственности на землю, а также вступление в законную силу судебных решений по спорам, связанным с разграничением права государственной собственности на землю в соответствии с земельным законодательством. Такие перечни земельных участков подготавливает специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по имущественным отношениям, а после утверждения таких перечней земельных участков Правительством РФ сведения о включенных в них земельных участках вносятся в документы государственного земельного кадастра;

3) приобретение земельных участков Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями в результате совершения гражданско-правовых сделок с другими участниками гражданского оборота, в порядке наследования от граждан и по иным гражданско-правовым основаниям.

Также в государственной или муниципальной собственности находятся не предоставленные в частную собственность физических и юридических лиц участки из земель, специально указанных непосредственно в ЗК РФ.

Кроме того, в государственную или муниципальную собственность поступают земельные участки, выкупленные у собственников соответственно для государственных или муниципальных нужд (ст. 49 ЗК РФ), а также реквизированные и конфискованные земельные участки (ст. ст. 50, 51 ЗК РФ). Земли, национализированные в установленном законом порядке, также поступают в государственную собственность (ст. 235 ГК РФ), а бесхозяйные земельные участки становятся муниципальной собственностью (ст. 225 ГК РФ).

Прекращено право собственности на земельный участок может быть только по тем основаниям и в том порядке, которые предусмотрены непосредственно законом.

В соответствии со ст. 44 ЗК РФ право собственности на земельный участок прекращается, во-первых, при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, во-вторых, при отказе собственника от права собственности на земельный участок, в-третьих, в силу принудительного изъятия у собственника земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством. При этом принудительное изъятие земельного участка у собственника допускается только по основаниям, предусмотренным непосредственно законом: 1) при обращении взыскания на земельный участок по обязательствам; 2) при отчуждении земельного участка, который в силу закона не может принадлежать данному лицу; 3) при реквизиции земельного участка; 4) при конфискации земельного участка; 5) при невозможности выдела в натуре земельного участка участнику долевой собственности при ее разделе на основании ст. 252 ГК РФ; 6) в случае признания на основании судебного решения права собственности на земельный участок за собственником недвижимости согласно п. 2 ст. 272 ГК РФ, когда снос здания или сооружения, находящегося на чужом земельном участке, запрещен в соответствии с законом и иными правовыми актами; 7) в случае выкупа земельного участка для государственных и муниципальных нужд.

Возникновение (приобретение) и прекращение права собственности на землю

Право собственности на земельные участки возникает по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (глава 2 ГК РФ), а также иными федеральными законами.

Читайте так же:  Узнать статус заявления в росреестре московской области

Общие основания приобретения права собственности (в том числе в отношении земельного участка) установлены статьей 218 ГК РФ. Иные основания возникновения права собственности на земельный участок предусмотрены ЗК РФ.

Особо оговорены законодателем случаи возникновения государственной и муниципальной собственности на землю. Во-первых, в основе возникновения права государственной или муниципальной собственности на землю может лежать нормативно-правовой акт (к примеру, Федеральный закон РФ «О разграничении государственной собственности на землю»). Во-вторых, это может быть решение соответствующего государственного (муниципального) органа о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 49 ЗК РФ). В-третьих, в случае нарушения собственником земельного участка земельного или иного законодательства на основании соответствующего судебного решения возможно принудительное прекращение права частной собственности на земельный участок путем его изъятия (ст. 44 ЗК РФ), конфискации (ст. 50 ЗК РФ) или реквизиции (ст. 51 ЗК РФ). Кроме того, по решению суда право государственной или муниципальной собственности может возникнуть на безхозяйный земельный участок.

В качестве одного из оснований возникновения права частной собственности на землю закон допускает приватизацию земельных участков. При этом исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, установленных ЗК РФ, а также иными федеральными законами (в частности, Федеральным законом РФ от 25 октября 2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и Федеральным законом РФ от 21 декабря 2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

Право собственности на земельный участок может быть прекращено только по тем основаниям и в том порядке, которые предусмотрены непосредственно законом.

В соответствии со статьей 44 ЗК РФ право собственности на земельный участок прекращается, во-первых, при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, во-вторых, при отказе собственника от права собственности на земельный участок, в-третьих, в силу принудительного изъятия у собственника земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством. При этом принудительное изъятие земельного участка у собственника допускает только по основаниям, предусмотренным непосредственно законом: 1) при обращении взыскания на земельный участок по обязательствам; 2) при отчуждении земельного участка, который в силу закона не может принадлежать данному лицу; 3) при реквизиции земельного участка; 4) при конфискации земельного участка; 5) при невозможности выдела в натуре земельного участка участнику долевой собственности при ее разделе на основании статьи 252 ГК РФ; 6) в случае признания на основании судебного решения права собственности на земельный участок за собственником недвижимости, согласно пункту 2 статьи 272 ГК РФ, когда снос здания или сооружения, находящегося на чужом земельном участке, запрещен в соответствии с законом и иными правовыми актами; 7) в случае выкупа земельного участка для государственных и муниципальных нужд.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9838 —

| 7698 — или читать все.

Основания приобретения права частной собственности на землю

Статья 8 Гражданского кодекса РФ содержит перечень оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, многие из которых являются основаниями приобретения пра­ва частной собственности на землю. К ним относятся:

  • договоры и иные сделки, предусмотренные законом, а также договоры и иные сделки, хотя и не предусмотрен­ные законом, но не противоречащие ему;
  • акты государственных органов и органов местного само­управления, которые предусмотрены законом в качестве ос­нования возникновения гражданских прав и обязанностей;
  • судебные решения, установившие гражданские права и обязанности (в том числе право частной собственности на землю);
  • приобретение имущества по основаниям, допускаемым законом;
  • иные действия граждан и юридических лиц;
  • события, с которыми закон или иной правовой акт свя­зывает наступление гражданско-правовых последствий.

Согласно ст. 25 Земельного кодекса РФ, права на земель­ные участки, в том числе и право частной собственности на землю, возникают по основаниям, установленным граждан­ским законодательством, федеральными законами, и подле­жат государственной регистрации в соответствии с Федераль­ным законом «О государственной регистрации прав на не­движимое имущество и сделок с ним». Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с мо­мента регистрации соответствующих прав на него, если иное
не установлено законом (п. 2 ст. 8 ГК РФ).

Статья 25 (п. 3) Земельного кодекса РФ содержит также принципиальное положение, согласно которому не подлежат возврату земельные участки, не подлежит возмещению или компенсации стоимость земельных участков, которые были национализированы до 1 января 1991 года в соответствии с законодательством, действовавшим на момент национализа­ции земельных участков.

Выделяют следующие основания приобретения права собственности на земельные участки 1 :

а) приобретение права собственности на земельный участок в результате перехода права собственности на здание, строе­ние, сооружение, находящиеся на этом участке;

б) приобретение права собственности на земельный уча­сток, находящийся в государственной или муниципаль­ной собственности, собственником расположенного на нем объекта недвижимости;

в) приватизация земельного участка при приватизации на­ходящихся на нем объектов недвижимости;

г) приватизация земельных участков землепользователями (п. 5 ст. 20 ЗК РФ), землевладельцами (п. 3 ст. 21 ЗК РФ) и арендаторами (п. 8 ст. 22 ЗК РФ) (более подробно — в разделе 4.5 «Иные вещные права на землю»;

д) предоставление земельных участков, находящихся в го­сударственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам и юридическим лицам для строительства путем их продажи на торгах (ст. 30-32 ЗК РФ) или для целей, не связанных со строительством (ст. 34 ЗК РФ);

е) договоры и сделки (купля-продажа, мена, дарение и др.), на основании которых происходит переход права собст­венности на земельный участок от одного лица к друго­му (более подробно — в главе 5. «Правовое регулирование сделок с земельными участками»);

ж) приобретательная давность (ст. 234 ГК РФ).

Приобретение права собственности на земельный участок в результате перехода права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на этом участке

Статья 35 (п. 1) Земельного кодекса РФ содержит норму, согласно которой при переходе права собственности на зда­ние, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использо­вание соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их ис­пользования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. Если право собственности на зда­ние, строение, сооружение переходит к нескольким собствен­никам, то порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, строе­ние, сооружение или сложившегося порядка пользования зе­мельным участком.

В этом случае размер части земельного участка, которая за­нята объектом недвижимости и необходима для его дальнейшего использования, определяется по правилам статьи 33 (п. 3) ЗК РФ, согласно которой предельные размеры земельных участков уста­навливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятель­ности или в соответствии с правилами землепользования и за­стройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

[2]

Отчуждение здания, строения, сооружения, находящих­ся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, про­водится вместе с земельным участком, за исключением сле­дующих случаев:

  1. отчуждение части здания, строения, сооружения, кото­рая не может быть выделена в натуре вместе с частью зе­мельного участка;
  2. отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, изъятом из оборота в соответствии со статьей 27 ЗК РФ.
Читайте так же:  Единовременное получение материнского капитала

Отчуждение здания, строения, сооружения, находящих­ся на ограниченном в обороте земельном участке и принад­лежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участ­ком, если федеральным законом разрешено предоставлять та­кой земельный участок в собственность граждан и юридиче­ских лиц. Не допускается также отчуждение земельного уча­стка без находящихся на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу.

Отчуждение доли в праве собственности на здание, строе­ние, сооружение, находящиеся на земельном участке, принадле­жащем на праве собственности нескольким лицам, влечет за со­бой отчуждение доли в праве собственности на земельный уча­сток, размер которой пропорционален доле в праве собственно­сти на здание, строение, сооружение.

Приобретение права собственности на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, собственником расположенного на нем объекта недвижимости

Порядок приобретения права собственности на земель­ный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, собственником расположенного на нем объекта недвижимости определен п. 5-8 ст. 36 ЗК РФ.

Приватизация земельного участка при приватизации находящихся на нем объектов недвижимости

Основные положения и порядок приватизации земель­ных участков при приватизации находящихся на них государ­ственных и муниципальных предприятий определен в Феде­ральном законе 21.12.01 г. № 178-ФЗ «О приватизации госу­дарственных и муниципальных предприятий».

В соответствии со ст. 28 Закона, приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство кото­рых не завершено и которые признаны самостоятельными объ­ектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуж­дением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным за­коном. При приватизации имущественных комплексов унитар­ных предприятий одновременно осуществляется отчуждение покупателю следующих земельных участков:

  • находящихся у унитарного предприятия на праве посто­янного (бессрочного) пользования или аренды;
  • занимаемых объектами недвижимости, входящими в со­став приватизируемого имущественного комплекса уни­тарного предприятия, и необходимых для использова­ния указанных объектов.

Необходимо отметить, что собственники объектов недви­жимости, не являющихся самовольными постройками и распо­ложенных на земельных участках, относящихся к государствен­ной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не преду­смотрено федеральными законами. Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за ис­ключением предусмотренных законодательством случаев.

По желанию собственника объекта недвижимости, рас­положенного на земельном участке, относящемся к государст­венной или муниципальной собственности, соответствующий земельный участок может быть предоставлен ему в аренду на срок не более чем сорок девять лет. При этом, договор аренды земельного участка не является препятствием для последую­щего выкупа арендованного земельного участка.

Пункт 4 ст. 28 Закона содержит положение, согласно ко­торому при приватизации расположенных на неделимом зе­мельном участке частей зданий, строений и сооружений, при­знаваемых самостоятельными объектами недвижимости, с по­купателями такого имущества заключаются договоры аренды указанного земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора в порядке, установленном законодатель­ством. Причем собственники указанных в настоящем пункте объектов недвижимости вправе одновременно приобрести в общую долевую собственность земельный участок после при­ватизации всех частей зданий, строений и сооружений, рас­положенных на этом земельном участке. Размер доли в праве собственности на земельный участок определяется пропор­ционально отношению площади соответствующей части зда­ния, строения или сооружения к общей площади здания, строения или сооружения.

Отчуждение земельного участка осуществляется в гра­ницах, которые определяются на основании плана земельного участка, предоставляемого покупателем и удостоверенного органом, осуществляющим деятельность по ведению государ­ственного земельного кадастра. Следует отметить, что указан­ный план земельного участка прилагается к акту инвентари­зации имущественного комплекса унитарного предприятия, а также к договору купли-продажи земельного участка.

Важная норма, обеспечивающая учет общественных интересов при приватизации земельных участков, находя­щихся в публичной собственности, закреплена в п. 6 ст. 28 Закона; она предусматривает, что одновременно с приняти­ем решения об отчуждении такого земельного участка при необходимости принимается решение об установлении публичных сервитутов.

Следует помнить, что при отчуждении земельных участ­ков право собственности не переходит на объекты инженер­ной инфраструктуры, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не используемые исключи­тельно для обеспечения объектов недвижимости, располо­женных на указанных земельных участках. Исключения из данного правила возможны лишь при установлении на зе­мельный участок публичного сервитута, обеспечивающего возможность использования улучшений и принадлежностей в полном объеме.

Установлен следующий порядок определения цены за выкупаемый земельный участок: при численности населения свыше 3 миллионов человек — в размере от пяти- до тридцати­кратного размера ставки земельного налога за единицу пло­щади земельного участка; при численности населения от 500 тысяч до 3 миллионов человек — в размере от пяти- до семна­дцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка; при численности населения до 500 тысяч человек, а также за пределами черты поселений — в размере от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка (на начало текущего календарного года). До установления цены выкупа земельных участков субъектами Российской Федерации цена соответствующих земельных участков определяется исходя из указанных в ст. 28 Закона минимальных размеров.

Видео (кликните для воспроизведения).

Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель: сельскохозяйственного назначения, лесного и водного фон­дов, особо охраняемых природных территорий и объектов; зараженных опасными веществами и подвергшихся биоген­ному заражению; водоохранного и санитарно-защитного на­значения; общего пользования (улицы, проезды, дороги, на­бережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водо­емы, пляжи и другие); транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности морских и речных портов, аэропор­тов, а также отведенные (зарезервированные) для их перспек­тивного развития; предусмотренных генеральными планами развития соответствующих территорий для использования в го­сударственных или общественных интересах, в том числе земель общего пользования; не подлежащих отчуждению в соответст­вии с законодательством Российской Федерации.

Источники


  1. Теория государства и права. — М.: АСТ, Сова, 2010. — 160 c.

  2. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебное пособие / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2014. — 240 c.

  3. Шумега, С.С Технология столярно- мебельного производства; М.: Лесная промышленность, 2012. — 288 c.
  4. Смолина, Л. В. Защита деловой репутации организации / Л.В. Смолина. — М.: Дашков и Ко, БизнесВолга, 2010. — 160 c.
  5. Мурадьян, Э. М. Ходатайства, заявления и жалобы (обращения в суд) / Э.М. Мурадьян. — М.: Юридический центр Пресс, 2015. — 446 c.
  6. Основания приобретения права собственности на земельный участок
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here