Основные положения федерального закона «о промышленной безопасности опасных производственных объекто

Самое главное по теме: "Основные положения федерального закона «о промышленной безопасности опасных производственных объекто". На странице собрана полезная тематическая информация. На все вопросы вам ответит дежурный специалист.

Содержание

Полезное в законодательстве:
Росавиации

Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»

О ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОПАСНЫХ

20 июня 1997 года

Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также — организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 N 116-ФЗ ст 3 (ред. от 29.07.2018)

Статья 3. Требования промышленной безопасности

1. Требования промышленной безопасности — условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

2. Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

3. Требования промышленной безопасности для объектов использования атомной энергии устанавливаются федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, принимаемыми в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии».

4. В случае, если при проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, капитальном ремонте, консервации или ликвидации опасного производственного объекта требуется отступление от требований промышленной безопасности, установленных федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, таких требований недостаточно и (или) они не установлены, лицом, осуществляющим подготовку проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, могут быть установлены требования промышленной безопасности к его эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации в обосновании безопасности опасного производственного объекта.

Обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности. Применение обоснования безопасности опасного производственного объекта без положительных заключений экспертизы промышленной безопасности такого обоснования и внесенных в него изменений (при их наличии) не допускается.

Обоснование безопасности опасного производственного объекта направляется организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности при регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре. Изменения, внесенные в обоснование безопасности опасного производственного объекта, направляются организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности в течение десяти рабочих дней со дня получения положительного заключения экспертизы промышленной безопасности.

5. В целях содействия соблюдению требований промышленной безопасности федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности вправе утверждать содержащие разъяснения требований промышленной безопасности и рекомендации по их применению руководства по безопасности.

Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 29.07.2018)

21 июля 1997 года N 116-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОПАСНЫХ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ

Принят Государственной Думой 20 июня 1997 года

Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также — организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 N 116-ФЗ ст 1 (ред. от 29.07.2018)

Статья 1. Основные понятия

В целях настоящего Федерального закона используются следующие понятия:

промышленная безопасность опасных производственных объектов (далее — промышленная безопасность, безопасность опасных производственных объектов) — состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий;

авария — разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ;

инцидент — отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от установленного режима технологического процесса;

технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, — машины, технологическое оборудование, системы машин и (или) оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы, применяемые при эксплуатации опасного производственного объекта;

вспомогательные горноспасательные команды — нештатные аварийно-спасательные формирования, созданные организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы, из числа работников таких организаций;

обоснование безопасности опасного производственного объекта — документ, содержащий сведения о результатах оценки риска аварии на опасном производственном объекте и связанной с ней угрозы, условия безопасной эксплуатации опасного производственного объекта, требования к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации опасного производственного объекта;

система управления промышленной безопасностью — комплекс взаимосвязанных организационных и технических мероприятий, осуществляемых организацией, эксплуатирующей опасные производственные объекты, в целях предупреждения аварий и инцидентов на опасных производственных объектах, локализации и ликвидации последствий таких аварий;

техническое перевооружение опасного производственного объекта — приводящие к изменению технологического процесса на опасном производственном объекте внедрение новой технологии, автоматизация опасного производственного объекта или его отдельных частей, модернизация или замена применяемых на опасном производственном объекте технических устройств;

экспертиза промышленной безопасности — определение соответствия объектов экспертизы промышленной безопасности, указанных в пункте 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, предъявляемым к ним требованиям промышленной безопасности;

эксперт в области промышленной безопасности — физическое лицо, аттестованное в установленном Правительством Российской Федерации порядке, которое обладает специальными познаниями в области промышленной безопасности, соответствует требованиям, установленным федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, и участвует в проведении экспертизы промышленной безопасности.

Читайте так же:  Признание частного дома непригодным для проживания порядок

Охрана труда

Настоящий Федеральный закон oпpeдeляeт правовые экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварии на опасных производственных объектах обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий [7].

Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.

[1]

Основные понятия

В целях настоящего Федерального закона используются следующие понятия:

  1. промышленная безопасность опасных производственных объектов (далее — промышленная безопасность) -состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий;
  2. авария — разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ;
  3. инцидент — отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведение работ на опасном производственном объекте.

Опасные производственные объекты

1. Опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются, в частности, предприятия, где ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а так же работы в подземных условиях; используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля, или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия.

2. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Требования промышленной безопасности

2. Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям государственных стандартов.

Лицензирование видов деятельности в области промышленной безопасности

1. Деятельность по проектированию, строительству, эксплуатации, расширению, реконструкции, техническому перевооружению, консервации и ликвидации опасного производственного объекта; изготовлению, монтажу, наладке, обслуживанию и ремонту технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведению экспертизы, промышленной безопасности; подготовке и переподготовке работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях может осуществляться на основании соответствующей лицензии, выданной территориальным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности, или его территориальным органом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. При рассмотрении вопроса о выдаче лицензии иг эксплуатацию опасного производственного объекта заявитель представляет в федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области промышленной безопасности, или в его территориальные органы одновременно с документами определяемыми законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, следующие документы:

  1. акт приемки опасного производственного объекта эксплуатацию или положительное заключение экспертизы промышленной безопасности;
  2. декларацию промышленной безопасности опасного производственного объекта.

3. В лицензиях на эксплуатацию опасного производственного объекта делается запись с обязательном наличии у заявителя на момент начала эксплуатации и на протяжении всего периода эксплуатации опасного производственного объекта договора страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта.

Требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта

1. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

Предоставлять в федеральный орган исполнительной власти. специально уполномоченный в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов и причинах их возникновения и принятых мерах.

2. Работники опасного производственного объекта обязаны:

  1. соблюдать требования нормативных правовых актов и нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
  2. проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности;
  3. незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об аварии или инциденте на опасном производственном объекте;
  4. в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
  5. в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте.

Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»

О ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОПАСНЫХ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ

Принят
Государственной Думой
20 июня 1997 года

Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также — организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Приложение 1. Опасные производственные объекты

ОПАСНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОБЪЕКТЫ

К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых:

1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону количествах опасные вещества следующих видов:

а) воспламеняющиеся вещества — газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже;

б) окисляющие вещества — вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции;

в) горючие вещества — жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;

г) взрывчатые вещества — вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов;

д) токсичные вещества — вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:

средняя смертельная доза при введении в желудок от 15 миллиграммов на килограмм до 200 миллиграммов на килограмм включительно;

[3]

средняя смертельная доза при нанесении на кожу от 50 миллиграммов на килограмм до 400 миллиграммов на килограмм включительно;

средняя смертельная концентрация в воздухе от 0,5 миллиграмма на литр до 2 миллиграммов на литр включительно;

е) высокотоксичные вещества — вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:

средняя смертельная доза при введении в желудок не более 15 миллиграммов на килограмм;

средняя смертельная доза при нанесении на кожу не более 50 миллиграммов на килограмм;

средняя смертельная концентрация в воздухе не более 0,5 миллиграмма на литр;

ж) вещества, представляющие опасность для окружающей среды, — вещества, характеризующиеся в водной среде следующими показателями острой токсичности:

средняя смертельная доза при ингаляционном воздействии на рыбу в течение 96 часов не более 10 миллиграммов на литр;

средняя концентрация яда, вызывающая определенный эффект при воздействии на дафнии в течение 48 часов, не более 10 миллиграммов на литр;

Читайте так же:  Социальная адаптация детей инвалидов материнский капитал

средняя ингибирующая концентрация при воздействии на водоросли в течение 72 часов не более 10 миллиграммов на литр;

2) используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля:

а) пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии);

б) воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия;

в) иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля;

3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры;

4) получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более;

5) ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых;

6) осуществляется хранение или переработка растительного сырья, в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться, возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также осуществляется хранение зерна, продуктов его переработки и комбикормового сырья, склонных к самосогреванию и самовозгоранию.

К опасным производственным объектам не относятся:

объекты электросетевого хозяйства;

работающие под давлением природного газа или сжиженного углеводородного газа до 0,005 мегапаскаля включительно сети газораспределения и сети газопотребления.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ
«О промышленной безопасности опасных производственных объектов»

С изменениями и дополнениями от:

7 августа 2000 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая 2005 г., 18 декабря 2006 г., 30 декабря 2008 г., 27 декабря 2009 г., 23, 27 июля 2010 г., 1, 18, 19 июля, 28, 30 ноября 2011 г., 25 июня 2012 г., 4 марта, 2 июля 2013 г., 31 декабря 2014 г., 13 июля 2015 г., 2 июня, 3 июля 2016 г., 22 февраля, 7 марта 2017 г., 29 июля 2018 г.

Принят Государственной Думой 20 июня 1997 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ в преамбулу настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 15 марта 2013 г.

См. комментарий к преамбуле настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также — организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

21 июля 1997 года

Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий. Положения Закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории России. Понятие опасного производственного объекта определено в приложении к Закону. Законом установлено, что деятельность, связанная со строительством и эксплуатацией опасного производственного объекта, может осуществляться только на основании лицензии. Технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, подлежат сертификации. Законом определены требования промышленной безопасности к проектированию, строительству и приемке в эксплуатацию опасного производственного объекта, к его эксплуатации, требования по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

[2]

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 30 июля 1997 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 июля 1997 г. N 30, ст. 3588

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 271-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 7 марта 2017 г. N 31-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 февраля 2017 г. N 22-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 283-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 2 июня 2016 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2016 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 514-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 186-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 марта 2013 г., за исключением положений, для которых статьей 11 названного Федерального закона установлены иные сроки вступления в силу

Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 347-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2011 г. N 337-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2012 г.

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ

Видео (кликните для воспроизведения).

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 243-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 226-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г., за исключением абзаца третьего пункта 1 статьи 17.1, вступающего в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 23 июля 2010 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Читайте так же:  Справка об отсутствии задолженности при продаже квартиры

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 313-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Разработка нового закона на смену ФЗ №116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»

В настоящее время разрабатывается проект нового закона, который придет на смену ФЗ №116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Предыдущее кардинальное изменение ФЗ №116 происходило в 2013 году: все объекты разделили на четыре класса опасности, была отменена система получения разрешения на применение технических устройств, создана система аттестации экспертов и многое другое.

Одной из основных задач предыдущего изменения законодательства является внедрение риск-ориентированного подхода.

Целью разработки нового законодательства является создание нового нормативного акта, который учтет накопленный опыт и создаст новый подход к регулированию промышленной безопасности и требованиям международного законодательства. Проект данного закона прошел всесторонне обсуждение, крупные компании и эксперты дали свои рекомендации, многие из которых вошли в настоящую редакцию.

Планируется, что новый закон вступит в силу с 01 января 2021 года.

В проекте нового закона вводятся следующие понятия:

  • техническое освидетельствование и техническое диагностирование технических устройств, которое придет на смену экспертизы
    промышленной безопасности,
  • аудит промышленной безопасности и многое другое.

Давайте постатейно рассмотрим проект нового закона, выясним, какие кардинальные изменения произойдут и как это повлияет на организации, которые связаны с эксплуатацией опасных производственных объектов

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона Проект федерального закона «О промышленной безопасности»

Положения в действующем ФЗ №116
и в других нормативно правовых актах

Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также — организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения,возникающие при осуществлении следующих видов деятельности в области промышленной безопасности:

Статья 6. Деятельность в области промышленной безопасности (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

В проекте нового закона предлагают ввести новые виды деятельности в области промышленной безопасности. В отношении технических устройств, применяемых на ОПО, добавляется модернизация, замена, вывод из эксплуатации технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах.

Вводятся новые виды деятельности: изготовление, монтаж, наладка, обслуживание, ремонт, модернизация, консервация и вывода из эксплуатации передвижных технических устройств; техническое освидетельствование и техническое диагностирование технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, и передвижных технических устройств; аудит системы управления промышленной безопасностью.

Введение нового вида деятельности в области ПБ –технического диагностирования опасных технических устройств для целей решения вопросов о возможности продления срока их эксплуатации сверхнормативного.Устанавливается порядок принятия решения о продлении указанных сроков с учетом результатов диагностирования. Введение аудита промышленной безопасности предполагает возможность учета результатов аудита при формировании ежегодного плана проверок и подготовка рекомендаций по устранению нарушений промышленной безопасности без проведения надзорных мероприятий и назначения санкций за их нарушения.

Отдельно выделяется виды деятельности: применение взрывчатых материалов промышленного назначения, маркшейдерские работы, обследование технического состояния зданий и сооружений ОПО. Особое внимание предлагается уделить выполнению сварочных работ на ОПО и на передвижных технических устройствах. Ростехнадзор предлагает наделить орган исполнительной власти в области промышленной безопасности полномочиями по установлению требований к изготовлению, хранению, транспортированию и применению взрывчатых материалов промышленного назначения в части, не урегулированной ТР ТС «О безопасности взрывчатых веществ и изделий на их основе».

Основные положения Федерального Закона «о промышленной безопасности опасных производственных объектов»

© АО «Кодекс», 2019

Исключительные авторские и смежные права принадлежат АО «Кодекс». Политика конфиденциальности персональных данных

Версия сайта: 2.2.16

Каждому техническому специалисту: строителю, проектировщику, энергетику, специалисту в области охраны труда.

Дома, в офисе, в поездке: ваша надежная правовая поддержка, всегда и везде.

Каждому техническому специалисту: строителю, проектировщику, энергетику, специалисту в области охраны труда.

Дома, в офисе, в поездке: ваша надежная правовая поддержка, всегда и везде.

Статья 9. Требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта

1. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;

соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона);

обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона;

иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;

обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;

допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;

обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом;

иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте;

организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;

создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 настоящего Федерального закона;

обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;

обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа;

предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц;

Читайте так же:  Пример заполнения журнала технической эксплуатации здания сооружения

обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;

разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 14 настоящего Федерального закона;

заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями;

приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность;

осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии;

принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий;

анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;

своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте;

принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте;

вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте;

представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.

2. Работники опасного производственного объекта обязаны:

соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;

проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности;

незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об аварии или инциденте на опасном производственном объекте;

в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;

в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте.

Абзац утратил силу с 1 января 2019 года. — Федеральный закон от 29.07.2018 N 271-ФЗ.

Основные положения Федерального Закона «о промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Если вы имеете дело с любым видом промышленности, вы обязательно должны знать все о промышленной безопасности опасных производственных объектов (ОПО) и о ее нормах. Если тот или иной ОПО по вашей вине будет оказывать губительное воздействие на человеческие жизни или же на окружающую среду, вы можете понести наказание согласно нормам, прописанным в 116-ФЗ — это ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Поэтому необходимо тщательно изучить этот закон, не только чтобы избежать наказания, но и чтобы сохранить здоровье (ваше собственное и сотрудников предприятия) во время работ, выполняемых с использованием разнообразных агрегатов, которые внесены в государственный реестр опасных производственных объектов и способны нанести серьезный ущерб человеку и окружающей среде.

Детально об ОПО

Федеральный закон за номером 116 состоит из множества одинаково важных пунктов, так, для его изучения на производстве необходимо выделить определенное количество часов, во время которых сотрудники должны изучить 13 разных дисциплин и по каждой из них получить зачет. Начинается обучение с самого простого — что значит определение «опасный производственный объект», а заканчивается анализом потенциальных рисков и итоговой аттестацией.

Прежде чем приступить к учебному курсу, ознакомьтесь с общими понятиями и терминами, прописанными в указанном ФЗ: это упростит вашу задачу и повысит шансы на успешную сдачу аттестации, также вы будете знать, на каких моментах акцентировать внимание сотрудников, которые применяют во время работ особо опасные, технически сложные и уникальные объекты.

Первое, что вы должны изучить, — это свод терминов, поскольку без них вся последующая информация будет для вас непонятной. Поэтому, прежде всего, ознакомьтесь со смыслом основных определений. Так у вас будет понимание того, какие объекты относятся к опасным, какого типа страховки они требуют, и какая защита вам понадобится.

Первое понятие — «опасный производственный объект». Что относится к опасным производственным объектам? Таковыми могут считаться: производственное помещение, рабочий цех, площадка, помещение, подлежащее особым требованиям, таким как обязательное страхование и лицензирование. Перечень особо опасных (см. Приложении 1 рассматриваемого Закона) представлен ниже.

  1. Все виды предприятий и агрегатов, в функционировании которых применяются любые опасные вещества (токсичные, воспламеняющиеся, радиоактивные, способные нанести вред природе и человеку, окисляющие или взрывоопасные).
  2. Соединения с очень высоким уровнем токсичности, любые помещения или агрегаты, в которых они используются или хранятся.
  3. Все виды оборудования, которое функционирует под сильным давлением (свыше 0,07 МП) пара, газа, воды и любых других жидких соединений.
  4. Стационарные грузовые агрегаты или цеха, в которых они используются.
  5. Производства или устройства, работающие с цветными металлами.
  6. Площадки, на которых проводятся любые виды горных или подземных работ.
  7. Переработка или же хранение растительных отходов и сырья, способного к сильному возгоранию или обладающего взрывоопасными свойствами.
  8. Устройства, применяющие воду горячей 115 градусов по Цельсию под высоким давлением.
  9. Любой вид объекта, который потенциально может влиять неблагоприятно на как на здоровье людей, так и на безопасность окружающего пространства.

Чтобы работать в таких условиях, непременно потребуется лицензия на эксплуатацию. Также вам необходимо обратиться к организации, оказывающей страховые услуги, чтобы застраховать предприятие, здоровье и даже собственную ответственность.

Подробно о страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта

Страховка не просто покрывает траты в случае возникновения травм сотрудников на производстве, но и спасет от штрафов, поскольку на все ОПО распространяется обязательное страхование. То есть страхование ответственности, которую вы можете понести за нанесение ущерба людям и окружающим территориям вследствие аварийного инцидента или другого вредоносного происшествия на вашем ОПО. Несоблюдение этого требования обернется для вас серьезными проблемами с законом и может повлечь даже уголовное наказание по всей строгости УК РФ.

Страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта — обязательное условие, которое должен соблюдать каждый гражданин РФ, эксплуатирующий подобные приспособления или агрегаты. Также владелец такого имущества должен заботиться о безопасности объектов и их полной исправности: это убережет предприятие от лишних убытков и аварийных инцидентов во время рабочего процесса. Страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта потребует от вас определенного перечня документов:

  • заполненное заявление на страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта;
  • копия или свидетельства, в котором подтверждена регистрация принадлежащего вам опасного объекта в госреестре, выписка (или ее копия/сканированная форма) из РГС России (регистр гидротехнических сооружений);
  • сканированные варианты/копии всех бумаг, которые подтверждают ваше право на владение предметом страхования;
  • карта учета ОПО и отдельный документ, в котором указаны все характеризующие его сведения (оценка от квалифицированного лица).

Страховка распространяется даже на объекты повышенной опасности с учетом всех факторов, оказывающих влияние на безопасность объектов. Стоимость взноса зависит от того, каково максимальное количество людей, которые потенциально могут пострадать вследствие аварийного инцидента и от рода деятельности вашего предприятия. Она колеблется в пределе 10 млн. руб. (менее 10 человек)…6,5 млрд. руб. (опасности подвергаются более 3000 человек). Страхование опасных производственных объектов — крайне необходимая мера, несмотря на высокую стоимость этой услуги.

Читайте так же:  Дома за материнский капитал 400 тысяч

Как происходит обучение сотрудников

Промышленная безопасность опасных производственных объектов напрямую зависит от того, насколько обучены сотрудники предприятия, которые работают на/с применением опасных объектов. При использовании объектов ТЭК (топливно-энергетического комплекса) также необходимо страхование и обучение персонала, согласно ФЗ 256 («О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»).

Доверять технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, рекомендуется только квалифицированным и обученным сотрудникам. Они обязаны пройти все 13 дисциплин утвержденного государством курса «Промышленная безопасность опасных производственных объектов» во всем их объеме и успешно сдать аттестацию. Что будут изучать сотрудники в рамках курса?

  1. Законы РФ, напрямую и косвенно относящиеся к промышленной безопасности.
  2. Предписания, которым должны соответствовать технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте.
  3. Требования промышленной безопасности во время повседневного рабочего процесса.
  4. Систему регулирования производных процессов государством.
  5. Лицензирование ОПО.
  6. Классы опасности опасных производственных объектов.
  7. Принципы соблюдения требований по эксплуатации ОПО.
  8. Способы предотвратить чрезвычайные случаи или/и вред здоровью.
  9. Способы анализа рисков и опасности.
  10. Требования промышленной безопасности в аварийных условиях.
  11. Иные дисциплины, темы.

После завершения обучения сотрудники (те, которые будут использовать в работе технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте) непременно проходят независимую аттестацию. Допускайте сотрудников для исполнения работ, только будучи убежденным в том, что они будут следовать требованиям промышленной безопасности. Всего один неквалифицированный человек, допущенный к любому виду работ с ОПО, может стать причиной аварийных инцидентов, промышленных травм, вреда человеческой жизни и окружающему пространству.

Если же соблюдать все требования промышленной безопасности во время эксплуатации ОПО, то рабочий процесс будет абсолютно безопасным. Однако никогда не теряйте бдительности, вовремя обучайте и аттестуйте время от времени персонал, следите за актуальностью страховки, исправностью производственной техники. Раз в определенный промежуток времени (это зависит в основном от категории опасных производственных объектов) приглашайте эксперта, имеющего сертификат о квалификации, который проверит исправность агрегатов и качество знаний работников.

Внеплановые проверки и общественный контроль


Важно вспомнить о таких явлениях, как внеплановые проверки предприятия и общественный контроль. Именно эти два явления часто пугают предпринимателей, планирующих работать с ОПО. Однако в этом нет ничего страшного, если технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, действительно исправны, обладают требуемой документацией, а закрепленные за ними сотрудники соблюдают все нормы и прошли должную подготовку, имеют опыт. Впрочем, в таком случае внеплановая проверка и не посетит ваше предприятие (существуют и плановые — 1 раз в год). Но что же может послужить причиной внепланового инспектирования?
  1. Жалобы на загрязнение окружающей среды или причинение вреда здоровью.
  2. Несчастный случай на производстве.
  3. Приказ о внеплановой проверке от руководителя федерального органа по той или иной причине.
  4. Истечение времени, выделенного владельцу ОПО для установления соответствия государственному стандарту: оформление необходимых документов, обучение сотрудников, починка неисправностей техники.

Следовательно, нечего бояться: соблюдайте закон, и к вам не приедет инспектор с внеплановой проверкой. А если и приедет, то это ничем не грозит ни вам, ни вашему предприятию. Важно знать, что вы обязаны предоставить уполномоченным лицам всё, что они потребуют: доступ на производство, технические паспорта и свидетельства об исправности агрегатов, копии документов.

А что же такое общественный контроль? Это один из видов общественной деятельности. Не стоит бояться представителей этого добровольного подразделения: они по личной инициативе помогают государству следить за соблюдением закона об ОПО, принимают участие в инспекциях и проверках, следят за отсутствием нарушений.

Порой, даже если вы добросовестно исполняете все требования промышленной безопасности, на производстве случаются аварии, чрезвычайные происшествия, травматизм и др. Этого не избежать, ведь на производстве присутствует и человеческий фактор. Простая невнимательность может привести к трагедии. Независимо от того, в сколь трудную ситуацию вы попали, своевременные действия могут минимизировать ущерб.

Действия после инцидента и его расследование

В случае наступления непредвиденной ситуации будет проведено ее расследование. Заниматься ей будет намеренно созданная из специалистов федерального органа либо его территориального представительства комиссия. Квалифицированные сотрудники изучат последствия произошедшей аварийной ситуации и попробуют установить ее причины. Для этого чаще всего производятся:

  • опрос сотрудников и владельцев ОПО;
  • изучение и экспертиза места инцидента;
  • проверка документации;
  • проверка страховки (страхование опасных объектов);
  • подтверждение квалификации сотрудников, их аттестация;
  • выявление предположительных причин произошедшего;
  • проверка исправности оборудования.

Комиссия создается правительственными структурами и занимается инцидентом до определения его точных причин и установления виновных в случившемся. К процессу расследования в ходе работы могут привлекаться дополнительные сотрудники и инспекторы. Все полученные данные и результаты такого расследования должны быть занесены в специальный акт, именно в нем содержатся все сведения о произошедшем:

  • предшествующие первопричины, подтвержденные/предполагаемые обстоятельства;
  • уровень/размер нанесенного вреда людям и/или окружающей среде;
  • перечень нарушенных требований по соблюдению промышленной безопасности;
  • список сотрудников, которые допустили несоблюдение норм;
  • перечень мер, непринятых/принятых для устранения вреда;
  • дополнительные сведения об инциденте, смягчающие или отягчающие обстоятельства.

Процесс расследования может длиться в течение разного времени, в зависимости от сложности ситуации. Конечный результат можно оспорить в суде. Денежные средства на расследование и судебные разбирательства обязана выделить организация, являющаяся владельцем ОПО, на котором произошел инцидент. Все материалы, полученные во время расследования, после его завершения передаются в федеральный орган, контролирующий безопасность эксплуатации ОПО и другие заинтересованные органы власти.

Даже если вы окажетесь невиновны в произошедшем, это отберет у вас немало средств, сил и времени, поэтому лучше тщательно следить за рабочим процессом и не допускать аварий. Неприятная ситуация уже случилась? Реагируйте спокойно, проявляйте здоровую заинтересованность.

Видео (кликните для воспроизведения).

Сотрудничайте с комиссией, проведите внеплановый инструктаж для сотрудников. Проявите желание помочь и приложите все усилия для исправления сложившейся ситуации. И тогда в скором времени ваше предприятие возобновит работу, а вы сможете обрести полезный, хоть и не самый приятный опыт, который поможет избежать ошибок в будущем.

Источники


  1. ред. Карпунин, М.Г. Экономический эксперимент и право; М.: Юридическая литература, 2011. — 160 c.

  2. Гурочкин, Ю.; Соседко, Ю. Судебная медицина. Учебник для юридических и медицинских вузов; М.: Эксмо, 2011. — 320 c.

  3. Шалагина, М. А. Правоведение. Шпаргалка / М.А. Шалагина. — М.: Феникс, 2015. — 126 c.
  4. Тихомиров, М. Ю. Незаконное увольнение. Практическое пособие / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 673 c.
  5. Курганов, С. И. Комментарий к судебной практике по проблемам исполнения уголовного наказания / С.И. Курганов. — М.: Юрайт, 2015. — 322 c.
  6. Основные положения федерального закона «о промышленной безопасности опасных производственных объекто
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here