Особенности административной ответственности несовершеннолетних лиц в рф

Самое главное по теме: "Особенности административной ответственности несовершеннолетних лиц в рф". На странице собрана полезная тематическая информация. На все вопросы вам ответит дежурный специалист.

Административная ответственность несовершеннолетних
классный час по праву на тему

Материал предназначен для несовершеннолетних детей и подростков, а также их родителей

Вложение Размер
administrativnaya_otvetstvennost_nesovershennoletnikh.doc 42 КБ

Предварительный просмотр:

Административная ответственность несовершеннолетних.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Преступлением , в соответствии с Уголовным Кодексом РФ, ст. 14, признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания.

Как видно из этих определений – основным отличием преступления от административного правонарушения является такой его признак как общественная опасность. Следовательно, административные правонарушения менее опасны для общества, чем преступления, и поэтому наказание за их совершение является более мягким, чем за совершение уголовных преступлений.

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания :

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

9) административное приостановление деятельности.

Административной ответственности подлежит лицо , достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (ст. 2.3. КоАП РФ). Ответственность за административное правонарушение, совершенное несовершеннолетними в возрасте от 14 до 16 лет несут родители или иные законные представители (опекуны, попечители). С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня исполнения постановления о назначении административного наказания (ст. 4.6. КоАП РФ).

Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность.

Ст. 20.1. Мелкое хулиганство

Мелкое хулиганство, то есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, —

— влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Ст. 20.20. Распитие пива и напитков, изготовляемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах.

1. Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции на улицах, скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других, в других общественных местах:

— влечет наложение административного штрафа в размере от одного до трех МРОТ.

2. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление одурманивающих веществ на улицах, стадионах, скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах –

— влечет наложение административного штрафа в размере от трех до пяти МРОТ.

3. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах и скверах, а также в других общественных местах

— влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до пятнадцати размеров МРОТ.

Ст. 21.21. Появление в общественных местах в состоянии опьянения:

— влечет наложение административного штрафа в размере от одного до пяти МРОТ.

Ст. 20.22. Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, а равно распитие ими пива и напитков, изготовляемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах:

— влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от трех до пяти МРОТ.

КоАП Владимирской области также выделяет:

Статья 11.7. Нарушение общественного порядка, выразившееся в приставании к гражданам с целью выпрашивания у них денег или материальных ценностей, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда.

Те же действия, совершенные детьми в возрасте до шестнадцати лет, —

влекут предупреждение или наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда.

Административные правонарушения, посягающие на собственность.

Статья 7.17. Уничтожение или повреждение чужого имущества

Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти действия не повлекли причинение значительного ущерба, —

влечет наложение административного штрафа в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.

Статья 7.27. Мелкое хищение

Мелкое хищение чужого имущества путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных частями второй, третьей и четвертой статьи 158, частями второй и третьей статьи 159 и частями второй и третьей статьи 160 Уголовного кодекса Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа в размере до пятикратной стоимости похищенного имущества, но не менее одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Примечание. Хищение чужого имущества признается мелким, если стоимость похищенного имущества не превышает одну тысячу рублей.

Административные правонарушения в сфере транспорта и дорожного движения.

Статья 12.29. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения

1. Нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере одной второй минимального размера оплаты труда.

Читайте так же:  Договор аренды квартиры (правильный образец)

2. Нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим мопедом, велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения (за исключением лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, а также водителя механического транспортного средства), —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере одного минимального размера оплаты труда.

3. Нарушение Правил дорожного движения лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, совершенное в состоянии опьянения, —

влечет наложение административного штрафа в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда.

Статья 12.30. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным участником дорожного движения, повлекшее создание помех в движении транспортных средств либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего

1. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее создание помех в движении транспортных средств, —

влечет наложение административного штрафа в размере одного минимального размера оплаты труда.

2. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, —

влечет наложение административного штрафа в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда.

КоАП Владимирской области также выделяет:

Статья 9. Административные правонарушения на транспорте:

1. Безбилетный проезд пассажиров в городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования (кроме железнодорожного) —

влечет наложение административного штрафа в размере одной второй минимального размера оплаты труда.

2. Провоз на городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования (кроме железнодорожного) без билета детей, не достигших 16-летнего возраста, проезд которых подлежит оплате,

влечет наложение административного штрафа в размере половины штрафа, налагаемого на взрослого пассажира за безбилетный проезд на соответствующем транспорте.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА«Административная ответственность несовершеннолетних»(урок-практикум)1. Цели и задачи урока:- Продолжить работу над понятиями: административное правонарушение.

Материал для проведения родительского собрания в 8-м классе.

В данной статье освещены вопросы об особенности административной ответственности несовершеннолетних при совершении правонарушений. Данный материал может быть использован при проведении кла.

Уголовная и административная ответственность несовершеннолетнихПрезентацияКонспект занятия.

Презентация по теме правонарушения несовершеннолетних. Ст. 20.1 мелкое хулиганство КоАП РФ. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществ.

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (ст. 2.3 КоАП РФ).

Особенности административной ответственности несовершеннолетних (стр. 4 из 13)

Данная норма предусматривает ограничение или лишение несовершеннолетнего дееспособности, если будут установлены конкретные основания, при которых возможна такая постановка вопроса [24].

Содержание ч.2 ст.2.3 предполагает, что освобождению от административной ответственности несовершеннолетнего должно предшествовать тщательное изучение обстоятельств правонарушения, данные о личности, наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность (ст.4.2 КоАП РФ).

Меры воздействия, применяемые в данном случае, не являются административным наказанием и не могут в последующем влиять на квалификацию административного правонарушения по принципам кратности, повторности, которые предусмотрены в ст. ст. 4.3,4.6 кодекса.

Несовершеннолетний, признанный полностью дееспособным на основании ст. 21 и ст. 27 Гражданского кодекса РФ, административную ответственность несет в соответствии с предписаниями ч.1 ст. 2.3. КоАП РФ, в которой речь идет о физическом возрасте, а не о юридической дееспособности.

1.3 Виды административного наказания, применяемые к несовершеннолетним

Административные наказания являются карательными, «штрафными» санкциями; как правило, они состоят в лишении или ограничении прав, благ. За совершенный проступок деликвент либо лишается какого-то субъективного права, либо на него возлагаются специальные «штрафные» обязанности. Кара- это «правовой урон» привлеченному к ответственности. Однако кара не является самоцелью, она необходимое средство воспитания, предупреждения правонарушений.

[2]

Наказание предупреждает новые нарушения со стороны виновного (частная превенция) и правонарушения других лиц ( общая превенция).

В КоАП РФ закреплены следующие виды наказаний: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация.

Перечень видов административных наказаний в новом законе изменен. Однако несудебные органы, к которым относятся комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, исходя из анализа норм закона вправе применять лишь два вида наказаний, предусмотренных КоАП РФ. К ним относятся предупреждение, административный штраф (п.п. 1,2 ч.1 ст.3.2). остальные виды административных наказаний, перечисленные в п.п.3-8 ч.1 ст.3.2 КоАП РФ, назначаются только судом.

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации расширил права комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в области административной юрисдикции: унифицировал производство по делам об административных правонарушениях независимо от органа должностного лица, рассматривающего дела об административных правонарушениях, установил единый порядок исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях. Однако в отношении несовершеннолетних сохранены некоторые особенности привлечения к административной ответственности, а также исполнения административного наказания в виде штрафа.

Среди задач, которые решает законодательство об административных правонарушениях, в первую очередь выделены защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина (ст. 1.2 КоАП РФ). Это и определяет задачи комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав при производстве по делам об административных правонарушениях.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

2.1 Понятие и признаки производства по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних

Производство по делам об административных правонарушениях — это деятельность уполномоченных субъектов по применению административных наказаний, осуществленная в административно-процессуальной форме.

Производство — составная часть административно — юрисдикционного процесса. Оно представляет собой разновидность административной деятельности, в которой действуют ее общие принципы: законности, демократизма (гласности, участия общественности), оперативности. Одновременно здесь действуют и специфические, обусловленные задачами данной деятельности принципы: объективной истины, обеспечения права на защиту.

Читайте так же:  Правила внутреннего трудового распорядка лист ознакомления образец

Производство состоит из стадий. Под стадией следует понимать такую сравнительно самостоятельную часть производства, которая наряду с его общими задачами, имеет свойственные только ей задачи. Стадии отличаются друг от друга и кругом участников производства. На каждой стадии совершаются разные действия. Решение задач каждой стадии оформляется специальным процессуальным документом, который как бы подводит итог деятельности. После принятия такого акта начинается новая стадия. Стадии органично связаны между собой; последующая, как правило, начинается лишь после того, как закончена предыдущая, на новой стадии проверяется то, что было сделано раньше.

Производство состоит из четырех стадий: 1) административное расследование; 2) рассмотрение дела; 3) пересмотр постановления; 4) исполнение постановления.

На первой стадии выявляются факт и обстоятельства совершения проступка, данные о виновном и составляется протокол. На второй — компетентный орган рассматривает дело и принимает постановление. На третьей — факультативной — стадии постановление пересматривается по жалобе гражданина, протесту прокурора, она заканчивается принятием решения об отмене, изменении или оставлении постановления в силе. На четвертой -исполняется принятое постановление. На каждой стадии существуют этапы — группы взаимосвязанных действий.

Из традиционно выделяемых стадий производства в наибольшей степени особенностями, связанными с возрастной спецификой несовершеннолетних, обладают стадии административного расследования и рассмотрение дела по существу, поскольку именно на этих стадиях открываются значительные возможности для обеспечения максимального воспитательного воздействия на правонарушителя, управления его поведением, направленного на формирование внутренней готовности к смене асоциальных установок его личности на социально- положительные [ 4; 35].

Вместе с тем анализ правоприменительной практики выявил стремление органов внутренних дел ограничиться при проверке материалов установлением лишь субъекта и объективной стороны правонарушения, оставив за пределами его субъективную сторону [19;5]. Изучение же действующего законодательства позволяет утверждать, что теоретические выводы об административном расследовании как начальной стадии производства по делам об административных правонарушениях фактически лишены нормативной базы.

Это свидетельствует о том, что на данной стадии производства по делам об административном правонарушениях возрастная специфика несовершеннолетних практически не учитывается. В связи с изложенным предлагается нормативно установить правило обязательного проведения административного расследования по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних, подразумевающего тщательное предварительное изучение материалов и доказательств по делу с соответствующим оформлением его процесса и результатов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Стадии обжалования и исполнения постановлений органов административной юрисдикции, также обладают некоторыми особенностями, присущими производству по делам об административных правонарушенияхнесовершеннолетних. Специфика первой из них выражается в возможности обжалования постановления законными представителями несовершеннолетнего правонарушителя. Вторая характеризуется особенностями воздействия на несовершеннолетних субъектов, так как связана с применением специфических мер ответственности [15;13].

Анализ стадии рассмотрения дела в КДН и ЗП приводит к выводу, что в структурном отношении она не отличается от аналогичной стадии производства, осуществляемого иными субъектами административной юрисдикции, однако каждому из ее этапов присущи свои специфические черты. В зависимости от выполняемых задач, закрепляющие их процессуальные нормы могут быть разделены на четыре группы: а) обеспечивающие дополнительную защиту прав и законных интересов несовершеннолетних в административном производстве; б) способствующие выявлению детерминант их противоправного поведения; в) направленные на усиление воспитательного и профилактического воздействия процесса привлечения к административной ответственности; г) связанные с возможностью привлечения к административной ответственности родителей несовершеннолетних правонарушителей. При этом, нормам, устанавливающим особый порядок разбирательства дел в КДН и ЗП, присуща полифункциональность, т.е. возможность одной нормы обеспечивать исполнение нескольких задач на различных этапах рассматриваемой стадии [8;15].

Особенности административной ответственности несовершеннолетних

Субъектами административного правонарушения, в соответствии с ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ, могут быть только несовершеннолетние граждане, достигшие к моменту совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста. В отличие от положений, установленных КоАП РФ, уголовной ответственности за совершение преступлений, подлежат несовершеннолетние, достигшие ко времени совершения преступления возраста четырнадцати лет (ст. 87 УК РФ).

В общем порядке дела об административных правонарушениях, предусмотренных несовершеннолетними, рассматриваются районными (городскими) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, которые образуются муниципальными органами и представляют собой одну из немногочисленных разновидностей негосударственных органов административной юрисдикции.

Данные комиссии действуют в соответствии с еще пока не отмененным положением о комиссиях по делам несовершеннолетних, а также законодательством Российской Федерации и субъектов РФ.

Исключение из общего правила рассмотрения дел данной категории составляют дела об административных правонарушениях в области дорожного движения, а также о таких административных правонарушениях, как безбилетный проезд на транспорте. Данные административные правонарушения рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав только в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение данной комиссии.

[3]

К несовершеннолетним не может быть применен такой вид административного наказания, как административный арест.

Часть 2 ст. 2.3 КоАП РФ предусматривает возможность освобождения несовершеннолетнего лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о нем, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

К числу указанных мер в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 20-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» относятся следующие: предупреждение; выговор; строгий выговор; сообщение родителям или иным законным представителям; исключение из специального учебно-воспитательного учреждения открытого типа органа управления образованием на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения указанного учреждения.

Направление несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа органов здравоохранения возможно только на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, заключения психолого-медико-педагогической комиссии, а также согласия несовершеннолетних, их родителей или законных представителей. К учебно-воспитательным учреждениям относятся специальные общеобразовательные школы и специальные профессиональные училища открытого типа, на которые возложены задачи осуществления реабилитационных мероприятий и индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, обеспечения их медицинского обслуживания, получения ими начального общего, основного общего, среднего (полного) образования, начального профессионального образования.

Читайте так же:  Является ли военная ипотека совместно нажитым имуществом

В специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа органов управления образованием направляются, как правило, несовершеннолетние, совершившие преступления, но не подлежащие уголовной ответственности по основаниям, определенным п. 3 ст. 15 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Основаниями для содержания несовершеннолетних в указанных учебно-воспитательных учреждениях являются постановление судьи или приговор суда.

При назначении административного наказания несовершеннолетнему необходимо расценивать факт совершения им административного правонарушения в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность (п. 4 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ). Вместе с тем во внимание должны быть приняты и исследованы и иные обстоятельства по делу, в частности, сведения, характеризующие личность правонарушителя, характер совершенного правонарушения, отношение несовершеннолетнего к совершенному деянию и др.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних

Поведение человека в обществе регулируется различными нормами, прежде всего моральными и юридическими. Объем их требований, степень обязательности различна, но все они для того и существуют, чтобы каждый из нас следовал им в своих действиях и поступках. Невыполнение или нарушение требований этих норм влечет за собой необходимость отвечать перед обществом, законом. В этом — одна из важных граней понятия «ответственность».

Статья на тему: «Административная ответственность несовершеннолетних»
статья (9 класс) на тему

В данной статье освещены вопросы об особенности административной ответственности несовершеннолетних при совершении правонарушений. Данный материал может быть использован при проведении классных часов, дней правовой пропаганды.

Вложение Размер
statya_administrativnaya_otvetstvennost_nesovershennoletnikh.doc 40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Административная ответственность несовершеннолетних.

Согласно статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» несовершеннолетним признается лицо, не достигшее возраста 18 лет. Данная категория лиц находится под особой зашитой государства, в том числе и в тех случаях, когда несовершеннолетний совершил противоправное действие.

Ответственность несовершеннолетних за совершение правонарушений имеет некоторые особенности.

Важной особенностью ответственности несовершеннолетних лиц , устанавливаемой Кодексом административных правонарушений, является то, что совершение административного правонарушения несовершеннолетним признается смягчающим вину обстоятельством.

Другой, не менее важной особенностью, является установление минимального возраста административной ответственности — административная ответственность , согласно статьи 2.3 Кодекса административных правонарушений РФ (КоАП РФ), устанавливается с 16 лет, то есть с достижения данного возраста лицо может самостоятельно нести ответственность при совершении административного правонарушения и к нему могут быть применены меры взыскания. До достижения данного возраста несовершеннолетние не несут ответственности при совершении правонарушений, ответственность возлагается на родителей (законных представителей).

По отношению к несовершеннолетним действующее законодательство предусматривает общее правило, согласно которому к лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — КДН). Именно данным государственным органам и принадлежит преимущественное право рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними.

КДН рассматривают дела об административных правонарушениях по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Административное наказание может быть наложено на несовершеннолетних или их родителей по общим правилам не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а за нарушения при длящемся правонарушении – не позднее двух месяцев со дня его обнаружения (ст. 4.5 КоАП РФ).

Материалы о нарушениях несовершеннолетних, подлежащие рассмотрению районной (городской) комиссиями, предварительно изучаются председателем комиссии или его заместителем, которые принимают решение о рассмотрении дела на заседании комиссии. Может быть проведена дополнительная проверка дела или обследование по поступившим заявлениям.

До рассмотрения дела со всеми материалами знакомятся несовершеннолетний, его родители или лица, их заменяющие, если это необходимо, также представители воспитательных учреждений.

Комиссия рассматривает дело не позднее 15 дней со дня его поступления. Вина подростка в совершении конкретного административного проступка должна быть доказана с той же степенью обоснованности, что и вина взрослого.

Присутствие подростка на заседании комиссии обязательно. На нее также приглашаются родители, в необходимых случаях представители воспитательных, учебных заведений.

На заседании члены комиссии оценивают все материалы дела и могут вынести решение о применении мер воздействия, которое оформляется постановлением. Постановление комиссии по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в 10-дневный срок со дня его вынесения в государственный орган исполнительной власти или в народный суд по месту жительства несовершеннолетнего.

Существенная особенность административной ответственности несовершеннолетних закреплена в ст. 2.3 КоАП РФ, где законодатель установил возможность КДН, с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение, в возрасте от 16 до 18 лет, решать вопрос об освобождении его от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

В качестве дополнительных гарантий обеспечения прав несовершеннолетних закон не позволяет применять к лицам, не достигшим 18-летнего возраста, административного ареста (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ).

К несовершеннолетним могут применяться специальные меры воспитательного воздействия:

а) возложение на подростка обязанности принести публичное или в иной форме извинение потерпевшему. Применение этой меры целесообразно, если совершен незначительный проступок и виновный, осознав неправильность своего поведения, искренне раскаивается в содеянном. Извинение может быть принесено публично: либо на заседании комиссии, либо на собрании коллектива, либо при личной беседе с потерпевшим;

б) вынесение предупреждения. Эта мера применяется при совершении малозначительных правонарушений. Комиссия в письменной форме предупреждает несовершеннолетнего о возможных последствиях при совершении им повторных правонарушений;

в) объявление выговора или строгого выговора на заседании комиссии. Постановление об объявлении выговора направляется по месту учебы или работы подростка. Данная мера воздействия действует в течение 1 года, она считается снятой, если в течение этого срока не совершено нового правонарушения;

г) возложение обязанности возместить причиненный ущерб или своим трудом устранить его. Эта мера может применяться к несовершеннолетним, имеющим свой заработок (стипендию), и если сумма ущерба не превышает 1/2 минимального размера оплаты труда;

Читайте так же:  Оформление дарственной на машину между близкими родственниками

д) наложение штрафа также возможно только в отношении работающих подростков;

е) передача несовершеннолетнего под надзор родителей или заменяющих их лиц, или под наблюдение трудового коллектива, общественной организации с их согласия. Комиссия сама проявляет инициативу в поиске и выборе организаций или граждан, которые смогли бы обеспечить перевоспитание несовершеннолетних;

ж) передача несовершеннолетнего на поруки трудовому коллективу по их ходатайствам. Для передачи на поруки требуется согласие правонарушителя и ходатайство той или иной организации, которая, хорошо зная несовершеннолетнего, ручается за него и берет на себя ответственность за надлежащее его поведение;

з) направление в профессионально-техническое училище. Самая серьезная мера воздействия. Она применяется в случаях систематического совершения правонарушения, когда административному проступку предшествовали другие общественно опасные деяния, нарушения общественного порядка, применялись другие меры воздействия, которые не возымели действия. В специальных школах несовершеннолетние могут содержаться до достижения 15 лет, а в специальных ПТУ– до 18 лет. Несовершеннолетние находятся в специальных учебно-воспитательных учреждениях до исправления, но не более 3 лет. Учащиеся специальных школ, достигшие 15 лет, но не исправившие своего поведения, комиссией по делам несовершеннолетних по месту нахождения таких школ могут быть направлены в специальные ПТУ. Вопрос о целесообразности дальнейшего пребывания несовершеннолетнего в специальных учебных заведениях и лечебно-воспитательных учреждениях периодически, но не реже 1 раза в год, рассматривается комиссиями. Указанная мера может применяться условно с годичным испытательным сроком.

2. В случае совершения лицами от 16 до 18 лет наиболее серьезных и наиболее часто встречающихся правонарушений, как то:

ст. 49 — мелкое хищение государственного или общественного имущества;

ст. 114-122 КоАП РФ – ряд административных проступков, связанных с нарушением правил дорожного движения и транспортных средств;

ст. 148, ст. 172-175 КоАП РФ – нарушение правил использования, хранения, продажи огнестрельного оружия и боеприпасов;

ст. 158 – мелкое хулиганство;

ст. 159 – стрельба из огнестрельного оружия в населенных пунктах;

ст. 165 – злостное неповиновение законным распоряжениям работника полиции;

ряда других правонарушений – они подлежат административной ответственности на общих основаниях.

На основании Закона Самарской области от 01.11.2007 года № 115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области», административными правонарушениями считаются (извлечения):

-совершение действий, повлекших нарушение тишины и покоя граждан в многоквартирных и индивидуальных жилых домах, жилых помещениях общежитий (статья 2.2);

— курение табака на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте, в закрытх спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, организациях культуры, на территориях и в помещениях образовательных организаций, помещениях, занимаемых органами государственной власти, за исключением специально отведенных для этого мест (статья 2.6);

— выбрасывание мусора или иных предметов из окон жилых и нежилых помещений (статья 2.9)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА«Административная ответственность несовершеннолетних»(урок-практикум)1. Цели и задачи урока:- Продолжить работу над понятиями: административное правонарушение.

Разработка урока опубликована в сборнике «Правовое образование в школе» М., «Школьная книга», 2008.

Презентация, раскрывающая содержание этих категорий по возрастам.

Презентация к классному часу по профилактике ассоциального поведения несовершеннолетних.

В доступной форме раскрыты причины совершения преступлений несовершеннолетними и возможные способы предупреждения их.

уголовная ответственность несовершеннолетних. тест для 9 класса.

Работа помогает учащимся лучше узнать тему «Административная ответственность», раскрывая сущность, черты, субъектов, основания и источники.

§ 2. Особенности административной ответственности несовершеннолетних

Субъектами административного правонарушения, в соответствии с ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ, могут быть только несовершеннолетние граждане, достигшие к моменту совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста. В отличие от положений, установленных КоАП РФ, уголовной ответственности за совершение преступлений, подлежат несовершеннолетние, достигшие ко времени совершения преступления возраста четырнадцати лет (ст. 87 УК РФ).

В общем порядке дела об административных правонарушениях, предусмотренных несовершеннолетними, рассматриваются районными (городскими) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, которые образуются муниципальными органами и представляют собой одну из немногочисленных разновидностей негосударственных органов административной юрисдикции.

Данные комиссии действуют в соответствии с еще пока не отмененным положением о комиссиях по делам несовершеннолетних 4 , а также законодательством Российской Федерации и субъектов РФ.

Исключение из общего правила рассмотрения дел данной категории составляют дела об административных правонарушениях в области дорожного движения, а также о таких административных правонарушениях, как безбилетный проезд на транспорте. Данные административные правонарушения рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав только в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение данной комиссии.

К несовершеннолетним не может быть применен такой вид административного наказания, как административный арест.

Часть 2 ст. 2.3 КоАП РФ предусматривает возможность освобождения несовершеннолетнего лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о нем, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

К числу указанных мер в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 20-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» 5 относятся следующие: предупреждение; выговор; строгий выговор; сообщение родителям или иным законным представителям; исключение из специального учебно-воспитательного учреждения открытого типа органа управления образованием на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения указанного учреждения.

Направление несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа органов здравоохранения возможно только на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, заключения психолого-медико-педагогической комиссии, а также согласия несовершеннолетних, их родителей или законных представителей. К учебно-воспитательным учреждениям относятся специальные общеобразовательные школы и специальные профессиональные училища открытого типа, на которые возложены задачи осуществления реабилитационных мероприятий и индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, обеспечения их медицинского обслуживания, получения ими начального общего, основного общего, среднего (полного) образования, начального профессионального образования.

В специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа органов управления образованием направляются, как правило, несовершеннолетние, совершившие преступления, но не подлежащие уголовной ответственности по основаниям, определенным п. 3 ст. 15 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Основаниями для содержания несовершеннолетних в указанных учебно-воспитательных учреждениях являются постановление судьи или приговор суда.

Читайте так же:  Считается ли материнский капитал первоначальным взносом

При назначении административного наказания несовершеннолетнему необходимо расценивать факт совершения им административного правонарушения в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность (п. 4 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ). Вместе с тем во внимание должны быть приняты и исследованы и иные обстоятельства по делу, в частности, сведения, характеризующие личность правонарушителя, характер совершенного правонарушения, отношение несовершеннолетнего к совершенному деянию и др.

О времени и месте рассмотрения каждого дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, должен быть извещен прокурор (ч. 2 ст. 25.11 КоАП РФ).

Административная ответственность несовершеннолетних

Поведение каждого члена общества регулируется этикой, моралью и правом. Если человек не соблюдает эти нормы, ему грозит публичное порицание или юридические санкции. Нередко в роли нарушителей выступают подростки. Ими движет желание выделиться и самоутвердиться перед сверстниками, обида, излишняя эмоциональность. За совершение административного проступка несовершеннолетнего ждет наказание. Какое и с какого возраста, расскажем далее.

Что такое административное правонарушение?

Административное правонарушение — это действия, несущие угрозу для окружающих. Подростки чаще всего совершают следующие проступки:

  • мелкие кражи (например, украли бутылку пива из магазина);
  • акты хулиганства (разбили лампочку в подъезде, разрисовали стены и т.п.);
  • распитие алкогольных напитков в публичном месте;
  • прогулки по улицам города в пьяном виде;
  • громкая нецензурная брань в общественном месте;
  • драки и потасовки.

Административный проступок — это незначительное нарушение против общественного порядка.

С какого возраста наступает административная ответственность несовершеннолетних?

Согласно ст. 2.3 КоАП РФ, к «административке» могут привлечь с 16 лет. Если хулиган младше, вина за его проделки ляжет на плечи законных представителей: родителей, усыновителей, опекунов.

Возраст привлечения к административной ответственности — 16 лет.

Административная ответственность родителей за детей

Статья 63 СК РФ закрепляет права и обязанности родителей относительно воспитания своих отпрысков. Мать и отец должны оберегать физическое и психическое здоровье ребенка, а также заботиться о его духовном и нравственном развитии.

Родители по закону обязаны прививать детям нормы этики и морали.

При отсутствий родительского контроля и нормального воспитания подростки часто связываются с плохими компаниями и нарушают закон. Если родители или законные представителя ребенка не исполняют свои обязанности, их ждет наказание по ст. 5.35 КоАП РФ. Она устанавливает санкции в виде предупреждения или штрафа от 100 до 500 руб.

Виды административной ответственности несовершеннолетних

Правонарушения с участием подростков рассматривают специальные комиссии по делам несовершеннолетних, которые есть в каждом городе. В компетенцию этого органа входят:

  • опасные общественные деяния (для нарушителей младше 14 лет);
  • проступки, не охватываемые УК РФ (от 14 до 16 лет);
  • деяния, по которым отказано или прекращено уголовное производство (от 14 до 18 лет);
  • нарушения ПДД (до 16 лет);
  • административные преступления, совершенные лицами в возрасте от 16 до 18 лет. Отметим, что сюда не входят дела о неповиновении требованиям представителей власти;
  • мелкие хищения, хулиганство, уклонение от учебы или работы;
  • нарушение правил использования, хранения и приобретения оружия и боеприпасов.

Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних рассматривает специальная комиссия.

Санкции для несовершеннолетних

Если подросток нарушил общественный порядок, его ждет административное наказание:

Применяется, если проступок незначительный, а нарушитель искренне раскаивается и сожалеет о нем.

Оформляется письменно и передается хулигану или его законным представителям. В документе описываются последствия рецидива.

Может быть строгим или обычным. Постановление направляется по месту учебы или работы нарушителя. Период действия документа — 12 месяцев. Если подросток вел себя хорошо, санкция аннулируется.

Назначается только в случае, если у несовершеннолетнего имеется источник постоянного дохода (стипендия или зарплата).

Размер ежемесячных выплат пострадавшему не может превышать 50% от официального дохода хулигана.

  • Передача на поруки другим людям

Это могут быть родственники, друзья, учителя или коллеги по работе. Они хорошо знают нарушителя и берут на себя ответственность за его надлежащее поведение.

  • Направление в специализированное училище

Самое суровое административное наказание для несовершеннолетнего. Оно используется только при серьезных систематических проступках. Решение по делу принимает прокурор. Согласие родителей не требуется.

Если подросток не желает исправляться, его отправят в закрытое училище на 3 года.

Освобождение от административной ответственности несовершеннолетних

Видео (кликните для воспроизведения).

Подростка не привлекут к административному наказанию, если:

  • проступок малозначительный (не представляет серьезной угрозы обществу);
  • карательная мера заменена другим видом ответственности (например, дисциплинарным взысканием);
  • истекли сроки давности (2 месяца со дня совершения проступка);
  • действия вызваны необходимостью (самооборона, защита прав и интересов другого человека);
  • поступок несет для общества больше пользы, чем вреда;
  • нарушитель страдает психическим отклонением и не отдает отчет своим действиям;
  • виновному не исполнилось 16 лет.

Многие подростки ведут неправильный образ жизни, полагая, что им все дозволено. Но это не так. Закон хоть и мягок, но предусматривает определенные карательные санкции. Помимо прочего, за проступки ребенка могут пострадать родители и другие близкие люди.

[1]

Источники


  1. ред. Шубин, В.В. Сборник постановлений Пленума Верховного Суда РСФСР (1961-1983 гг.); М.: Юридическая литература, 2012. — 432 c.

  2. Липшиц, Е.Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-XI вв. Историко-юридические этюды / Е.Э. Липшиц. — М.: Наука, 2013. — 248 c.

  3. Шалагина, М. А. Правоведение. Шпаргалка / М.А. Шалагина. — М.: Феникс, 2015. — 126 c.
  4. Толчеев Н. К. Справочник судьи и адвоката по гражданским делам; ТК Велби, Проспект — М., 2014. — 262 c.
  5. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 2. Теория права. — М.: Зерцало-М, 2011. — 336 c.
  6. Особенности административной ответственности несовершеннолетних лиц в рф
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here