Ответственность за нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению без

Самое главное по теме: "Ответственность за нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению без". На странице собрана полезная тематическая информация. На все вопросы вам ответит дежурный специалист.

Статья 341. Нарушение правил несения пограничной службы

1. Нарушение правил несения пограничной службы лицом, входящим в состав пограничного наряда или исполняющим иные обязанности пограничной службы, если это деяние повлекло или могло повлечь причинение вреда интересам безопасности государства, —

наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, —

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

3. Нарушение правил несения пограничной службы вследствие небрежного или недобросовестного к ним отношения, повлекшее тяжкие последствия, —

наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Комментарий к Ст. 341 УК РФ

1. Непосредственный объект преступления — установленный порядок несения пограничной службы по обеспечению неприкосновенности Государственной границы РФ и безопасности государства.

Пограничная служба — это государственная военная организация, составляющая основу системы обеспечения безопасности личности, общества и государства в сфере защиты и охраны Государственной границы РФ, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ и их природных ресурсов. Пограничная служба Федеральной службы безопасности РФ подчинена директору ФСБ. Несение службы в составе пограничного наряда и выполнение иных обязанностей пограничной службы являются осуществлением боевой задачи. Военнослужащие-пограничники вправе применять оружие, боевую технику, специальные средства, физическую силу и служебных собак в порядке и случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Преступления, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, относятся к преступлениям средней, а ч. 3 — небольшой тяжести.

2. С объективной стороны преступление состоит в нарушении правил несения пограничной службы. Они могут выражаться, например, в самовольном прекращении службы пограничным нарядом, сне во время службы, пропуске через границу контрабанды, нарушении порядка применения оружия, несообщении о нарушении границы, ведении переговоров и обмене предметами с гражданами сопредельного государства, отвлечении от несения службы.

Нарушением установленных правил несения пограничной службы признается действие или бездействие, выразившееся в отступлении от требований соответствующих нормативных актов. При квалификации преступления их необходимо установить и указать в процессуальных документах, какие именно нормы были не соблюдены и в чем конкретно выразились нарушения.

Обязательным условием уголовной ответственности является фактическое причинение вследствие нарушения правил несения пограничной службы вреда интересам безопасности государства либо возможность его причинения.

Вред может выражаться в противоправном изменении прохождения Государственной границы РФ, в нарушении юридическими или физическими лицами режима государственной границы, пограничного режима или режима в пунктах пропуска через государственную границу, причинении вреда населению приграничной зоны в результате внешнего посягательства и т.п.

Возможность наступления вреда определяется в каждом конкретном случае, когда допущенные нарушения создали реальные предпосылки причинения вреда безопасности государства, но он не наступил, так как был предотвращен иными мерами или мог реально наступить в случае посягательства на интересы безопасности государства. По каждому уголовному делу следует устанавливать причинную связь между допущенными нарушениями и наступившими последствиями или реальной возможностью их наступления.

Преступление считается оконченным с момента причинения вреда либо возникновения возможности его наступления.

3. Субъектами преступления являются военнослужащие пограничных органов ФСБ России, входящие в состав пограничного наряда или не входящие в таковой, но исполняющие иные обязанности пограничной службы, определенные законом или иным нормативным актом.

4. Субъективная сторона соответствующих нарушений характеризуется умышленной формой вины.

5. Части 2 и 3 комментируемой статьи сформулированы аналогично ч. ч. 2 и 3 ст. 340 УК. Их понимание такое же, как и в ст. 340 УК.

[1]

В отдельных случаях действующее законодательство о воинской обязанности и военной службе устанавливает ряд обязательных условий, лишь при наличии которых военнослужащие могут выполнять возложенные на них обязанности.

В частности, согласно ст. 41 Закона о воинской обязанности к выполнению боевых задач (участию в боевых действиях, несению боевого дежурства, боевой службы, караульной службы), задач при введении режима чрезвычайного положения и в условиях вооруженных конфликтов могут привлекаться лишь те военнослужащие, которые были приведены к Военной присяге. Только за ними могут закрепляться оружие и военная техника.

Поэтому обязательным признаком субъекта любого из преступлений против порядка несения специальных служб (ст. ст. 340 — 344 УК) является факт приведения военнослужащего к Военной присяге. При отсутствии указанного условия военнослужащие субъектами названных преступлений признаны быть не могут.

Военным судом Петрозаводского гарнизона рядовой Л. наряду с другими преступлениями был признан виновным в нарушении правил несения пограничной службы и осужден на основании ч. 1 ст. 341 УК.

Военным судом Ленинградского военного округа при кассационном рассмотрении дела было установлено, что Л. после призыва на военную службу военную присягу не принимал. С учетом изложенного суд округа пришел к правильному выводу о том, что субъектом преступления, предусмотренного ст. 341 УК, Л. по указанному основанию признан быть не может и обоснованно прекратил дело по данной статье за отсутствием состава преступления.

Специфика тяжких последствий состоит в том, что это может быть реальный существенный вред безопасности государства (вооруженное нападение на военные и гражданские объекты, пропуск через границу контрабанды в крупных размерах, причинение существенного вреда боеготовности и боеспособности подразделения пограничных органов ФСБ России, несущего пограничную службу, и т.п.).

Читайте так же:  Куда подавать заявление по факту мошенничества

Статья 28.5. Обстоятельства, учитываемые при назначении дисциплинарного взыскания

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ настоящий Федеральный закон дополнен статьей 28.5, вступающей в силу с 1 января 2007 г.

Статья 28.5 . Обстоятельства, учитываемые при назначении дисциплинарного взыскания

См. комментарии к статье 28.5 настоящего Федерального закона

1. При назначении дисциплинарного взыскания учитываются характер дисциплинарного проступка, обстоятельства и последствия его совершения, форма вины, личность военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, совершившего дисциплинарный проступок, обстоятельства, смягчающие дисциплинарную ответственность, и обстоятельства, отягчающие дисциплинарную ответственность.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 17 марта 2019 г. — Федеральный закон от 6 марта 2019 г. N 19-ФЗ

2. По своему характеру грубыми являются следующие дисциплинарные проступки:

нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими;

самовольное оставление воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, или гражданином, призванным на военные сборы;

неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из расположения воинской части или с корабля на берег, при назначении, переводе, а также из командировки, отпуска или медицинской организации;

отсутствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в воинской части или установленном за пределами воинской части месте военной службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного ежедневного служебного времени;

уклонение от исполнения обязанностей военной службы;

нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы);

нарушение правил несения пограничной службы;

нарушение уставных правил караульной службы;

нарушение уставных правил несения внутренней службы;

нарушение уставных правил патрулирования в гарнизоне;

нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности;

умышленные уничтожение, повреждение, порча, незаконное расходование или использование военного имущества;

уничтожение или повреждение по неосторожности военного имущества;

нарушение правил сбережения вверенного для служебного пользования военного имущества, повлекшее по неосторожности его утрату или повреждение;

нарушение правил обращения с оружием, боеприпасами, радиоактивными материалами, взрывчатыми или иными веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, военной техникой или правил эксплуатации военной техники, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека, уничтожение, повреждение или утрату военного имущества либо иные вредные последствия;

нарушение правил управления транспортными средствами или их эксплуатации, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека, повреждение военного имущества либо иные вредные последствия;

исполнение обязанностей военной службы в состоянии опьянения, а также отказ военнослужащего от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения;

непринятие командиром в пределах его компетенции необходимых мер по предупреждению или пресечению дисциплинарного проступка, совершенного подчиненным ему по службе военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, привлечению военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к установленной настоящим Федеральным законом дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарного проступка либо по устранению причин и условий, способствовавших его совершению, а равно сокрытие командиром информации о совершении подчиненным ему по службе военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, преступления, административного правонарушения или дисциплинарного проступка;

административное правонарушение, за которое военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях несет дисциплинарную ответственность;

умышленная порча документа, удостоверяющего личность военнослужащего Российской Федерации (служебного удостоверения военнослужащего органов, указанных в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»), либо утрата документа, удостоверяющего личность военнослужащего Российской Федерации (служебного удостоверения военнослужащего органов, указанных в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»), по небрежности;

нарушение правил и требований, устанавливающих порядок ведения секретного делопроизводства;

нарушение порядка выезда из Российской Федерации;

нарушение требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, создавшее условия для нанесения ущерба безопасности личности, общества и государства либо собственной безопасности органов, осуществляющих такую деятельность;

заведомо незаконное привлечение военнослужащего к дисциплинарной или материальной ответственности;

нарушение командиром (начальником) требований безопасности военной службы, приведшее к гибели или нетрудоспособности, в том числе временной, военнослужащего и (или) гражданина, призванного на военные сборы;

нарушение запретов, установленных в пунктах 1.1 и 1.3 статьи 7 настоящего Федерального закона.

3. Обстоятельствами, смягчающими дисциплинарную ответственность, признаются:

раскаяние военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, совершившего дисциплинарный проступок;

добровольное сообщение военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, о совершенном им дисциплинарном проступке командиру;

предотвращение военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, совершившим дисциплинарный проступок, вредных последствий дисциплинарного проступка, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

совершение дисциплинарного проступка в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств.

Командир или судья военного суда, применяющий к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, дисциплинарное взыскание, может признать смягчающими и иные обстоятельства.

4. Обстоятельствами, отягчающими дисциплинарную ответственность, признаются:

продолжение противоправного действия (бездействия), несмотря на требование командира прекратить его;

повторное совершение такого же дисциплинарного проступка, если за первый дисциплинарный проступок к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, уже применялось дисциплинарное взыскание и оно в установленном порядке не снято;

совершение двух и более дисциплинарных проступков, ни за один из которых к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, не было применено дисциплинарное взыскание, а также совершение одного действия (бездействия), содержащего признаки двух и более дисциплинарных проступков;

совершение дисциплинарного проступка группой военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы;

совершение дисциплинарного проступка в состоянии опьянения.

Судья военного суда, применяющий к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, дисциплинарное взыскание, в зависимости от характера совершенного дисциплинарного проступка может не признать какое-либо из обстоятельств, указанных в настоящем пункте, отягчающим.

Обстоятельства, указанные в настоящем пункте, не могут учитываться как отягчающие в случае, если они квалифицируются как дисциплинарный проступок.

Читайте так же:  Ходатайство о замене ненадлежащего ответчика надлежащим

5. При малозначительности совершенного дисциплинарного проступка командир, рассматривающий материалы о дисциплинарном проступке, может освободить военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, совершившего дисциплинарный проступок, от дисциплинарной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Статья 343 УК РФ. Нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности

Полный текст ст. 343 УК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 343 УК РФ.

1. Нарушение правил несения службы лицом, входящим в состав войскового наряда по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, если это деяние причинило вред правам и законным интересам граждан, —
наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

[3]

2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, —
наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

Комментарий к статье 343 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: основной — отношения в сфере охраны интересов военной службы; дополнительный — отношения в сфере охраны прав и законных интересов граждан;
2) объективная сторона: нарушение любых правил несения службы по охране общественного порядка, например, незаконное применение оружия, незаконное задержание лица, причинение ущерба имуществу оставленному без присмотра, если лицом были нарушены правила несения службы по охране общественного порядка, например во время чрезвычайной ситуации и др.;
3) субъект: военнослужащие соединений и воинских частей оперативного назначения, специальных моторизованных соединений и воинских частей, входящий в состав наряда по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности;
4) субъективная сторона: характеризуется как умышленной формой вины и неосторожностью.

Квалифицированные составы — те же деяния, повлекшие тяжкие последствия (например, причинение значительного материального ущерба, причинение лицам телесных повреждений, смерть одного или нескольких лиц и др.).

2. Применимое законодательство:
1) ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ст. 2 — задачи внутренних войск, ст. 18 — задачи соединений и воинских частей оперативного назначения, специализированных соединений и воинских частей, ст. 22 — задачи морских воинских частей);
2) ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 37 — исполнение обязанностей воинской службы);
3) распоряжение Правительства РФ от 06.03.2013 N 313-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности»;
4) приказ МВД РФ от 19.06.97 N 379 «О мерах по повышению эффективности работы комплексных сил милиции и внутренних войск в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности».

Консультации и комментарии юристов по ст 343 УК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 343 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Что-то пошло не так

Воспользуйтесь поиском, чтобы найти нужный материал

Сделано в Санкт-Петербурге

© 1997 — 2019 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Статья 343. Нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности

1. Нарушение правил несения службы лицом, входящим в состав войскового наряда по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, если это деяние причинило вред правам и законным интересам граждан, —
наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, —
наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

Комментарий к статье 343 Уголовного Кодекса РФ

Объект преступления — установленный порядок несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

В соответствии с Федеральным законом от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации входят в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации и предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств.

На внутренние войска возлагаются следующие задачи:

— участие совместно с органами внутренних дел Российской Федерации в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения;

— участие в борьбе с терроризмом и обеспечении правового режима контртеррористической операции;

— охрана важных государственных объектов и специальных грузов;

— участие в территориальной обороне Российской Федерации;

Видео (кликните для воспроизведения).

— оказание содействия пограничным органам Федеральной службы безопасности в охране Государственной границы Российской Федерации.

Иные задачи могут быть возложены на внутренние войска федеральными законами.

Для выполнения своих функций, в том числе и по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, военнослужащие внутренних войск при несении боевой службы наделены широкими полномочиями. К ним, например, относятся права:

— пресекать преступления, административные правонарушения и действия, препятствующие исполнению военнослужащими внутренних войск служебных обязанностей, требовать от граждан соблюдения общественного порядка;

— проверять у граждан документы, удостоверяющие их личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения;

— составлять протоколы об административных правонарушениях и направлять их в орган или должностному лицу, которые уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях;

Читайте так же:  Расчет материнским капиталом при покупке квартиры

— осуществлять административное задержание лиц, совершивших административное правонарушение, с передачей задержанных в милицию;

— задерживать и доставлять в милицию лиц, совершивших преступление или административное правонарушение или покушающихся на их совершение, либо в целях установления их личности;

— входить беспрепятственно в любое время суток на территории и в помещения охраняемых предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности (за исключением дипломатических представительств иностранных государств в Российской Федерации) и осматривать их в целях пресечения преступлений или административных правонарушений, угрожающих общественному порядку и безопасности граждан, поиска и задержания лиц, противоправным способом проникших на охраняемые территории или покинувших их, и т.д.

Объективная сторона преступления состоит в нарушении правил несения службы лицом, входящим в состав войскового наряда по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, если это деяние причинило вред правам и законным интересам граждан. Деяние может быть совершено как действием, так и бездействием.

Исполнение обязанностей военной службы военнослужащими внутренних войск в составе караула, гарнизона, заставы, войскового наряда, а также в составе воинских частей (подразделений), привлекаемых для выполнения возложенных на внутренние войска задач, является несением боевой службы.

Нарушение правил может выражаться в незаконном применении оружия, специальных средств и физической силы, необоснованном задержании и доставлении граждан в ОВД, невыполнении своих обязанностей и т.д. Преступление считается оконченным с момента причинения вреда правам и законным интересам граждан (например, нарушение свободы передвижения, неприкосновенности личности, свободы шествий и т.п.).

Состав преступления материальный. Преступление считается оконченным с момента причинения вреда правам и законным интересам граждан (например, нарушение свободы передвижения, неприкосновенности личности, свободы шествий и т.п.).

Этот вред должен иметь причинную связь с деянием.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде умысла (прямого или косвенного).

Субъект преступления специальный — военнослужащий внутренних войск, входящий в состав войскового наряда по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Квалифицирующим признаком состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 343 УК РФ, является наступление тяжких последствий. Понятие тяжких последствий оценочное. В частности, к их числу можно отнести: причинение смерти или тяжкого вреда здоровью граждан, наступление крупного материального ущерба, подрыв авторитета внутренних войск и т.д. Субъективное отношение к последствиям может выражаться и в форме умысла, и в форме неосторожности.

Если тяжкие последствия выражаются в причинении тяжкого вреда здоровью человека, смерти, уничтожении или повреждении имущества, действия виновного подлежат квалификации по совокупности преступлений по нормам, устанавливающим ответственность за преступления против жизни и здоровья, против собственности.

Другой комментарий к статье 343 УК РФ

1. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, состоит в нарушении правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, если это деяние причинило вред правам и законным интересам граждан.

Причинение вреда правам и законным интересам граждан может выразиться в необоснованном задержании граждан, совершении в отношении них действий, унижающих честь и достоинство, и т.п.

2. Преступление окончено с момента причинения указанными нарушениями вреда правам и законным интересам граждан.

3. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, характеризуется умышленной формой вины.

4. Субъект преступления — военнослужащий, входящий в состав войскового наряда по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

5. Тяжкими последствиями (ч. 2 ст. 343) могут признаваться, например, причинение опасного для жизни и здоровья граждан вреда в результате неправомерного применения физической силы, специальных средств или оружия. Субъективная сторона этого преступления характеризуется наличием двух форм вины: умысла — по отношению к деянию и неосторожности — по отношению к наступившим тяжким последствиям.

Остались вопросы по ст 343 УК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 343 УК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.

Статья 343. Нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности

Статья 343. Нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности

См. комментарии к статье 343 УК РФ

1. Нарушение правил несения службы лицом, входящим в состав войскового наряда по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, если это деяние причинило вред правам и законным интересам граждан, —

наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ в часть 2 статьи 343 внесены изменения

2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, —

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

Нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности (ст. 343 УК)

Порядок несения военной службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности определяется федеральными законами, общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ и другими нормативными правовыми актами.

Объективная сторона

преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 343 УК, состоит в нарушении правил несения службы лицом, входящим в состав войскового наряда по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, если это деяние причинило вред правам и законным интересам граждан.

Основной объем работы по охране общественного порядка и общественной безопасности возложен на Министерство внутренних дел РФ.

В соответствии с п. «о» ч. 1 ст. 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий исполняет обязанности военной службы в случае оказания помощи органам внутренних дел по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности.

Общественная безопасность — это система правоотношений, обеспечивающая безопасные условия жизнедеятельности людей, а общественный порядок — часть системы общественной безопасности, которая касается поведения людей в общественных местах.

Читайте так же:  Когда можно и нельзя заключить брак между людьми порядок и условия

Правила несения службы войсковыми нарядами, оказывающими помощь органам внутренних дел по охране общественного порядка и общественной безопасности, определены Федеральным законом «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ, Уставом внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, иными нормативными правовыми актами.

Нарушение этих правил выражается в неправомерном ограничении прав и свобод граждан, превышении пределов необходимой обороны или мер по задержанию преступника, необоснованном применении физической силы, оружия, специальных средств и т.д.

Состав преступления материальный, оно окончено с момента причинения указанными нарушениями вреда правам и законным интересам граждан. К вреду такого рода следует отнести легкий или средней тяжести вред здоровью потерпевшего, унижение его чести и достоинства, повреждение или уничтожение имущества и т.п.

Между нарушением рассматриваемых правил и указанным вредом необходимо установить наличие причинной связи.

Субъективная сторона

преступления характеризуется прямым или косвенным умыслом. Виновный осознает, что нарушает правила несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, предвидит возможность или неизбежность причинения при этом вреда правам и законным интересам граждан и желает или сознательно допускает причинение этого вреда либо относится к нему безразлично.

Субъект

преступления специальный — военнослужащий, входящий в состав войскового наряда по охране общественного порядка и общественной безопасности.

Квалифицированный состав преступления предусмотрен ч. 2 ст. 343 УК: то же деяние, повлекшее тяжкие последствия.

Под тяжкими последствиями следует понимать причинение тяжкого вреда здоровью или смерти человеку, уничтожение дома, автомашины или иного имущества граждан в крупном размере и т.д.

Субъективная сторона

этого преступления характеризуется наличием двух форм вины: умысла по отношению к деянию и неосторожности относительно наступивших тяжких последствий.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Уголовное право. Особенная часть (главы XI-XXI)

Нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности (ст. 343 УК РФ)

1. Нарушение правил несения службы лицом, входящим в состав войскового наряда по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, если это деяние причинило вред правам и законным интересам граждан, —

наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, —

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

В 2002 г. было зарегистрировано 2, в 2003 г. — 4, в 2004 г. — 1, в 2005 г. — 1, в 2006 г. — 5, в 2007 г. — 4, в 2008 г. — 0 преступлений, предусмотренных ст. 343 УК РФ.

Часть 1 ст. 343 УК РФ устанавливает ответственность за нарушение правил несения службы лицом, входящим в состав войскового наряда по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, если это деяние причинило вред правам и законным интересам граждан.

Объект преступления — правила несения военнослужащими службы по охране общественного порядка и общественной безопасности. В соответствии с Федеральным законом «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» на специальные моторизованные воинские части, соединения и части оперативного назначения внутренних войск возлагается участие совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка посредством несения патрульно-постовой службы в населенных пунктах, а также в обеспечении общественной безопасности при проведении массовых мероприятий. Порядок несения такой службы определен в указанном законе о внутренних войсках и других нормативных актах.

Объективная сторона преступления характеризуется действием или бездействием (невыполнение военнослужащим возложенных на него обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности), последствием (причинение вследствие этого вреда правам и законным интересам граждан) и причинной связью между указанными бездействием и последствием. Нарушения указанных правил могут выразиться, например, в противоправных действиях военнослужащих, унижающих честь и достоинство граждан, необоснованном задержании, незаконном применении физической силы, оружия или специальных средств и т.п.

Субъектами преступления могут быть только военнослужащие, входящие в состав войскового наряда по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого или косвенного умысла. Военнослужащий осознает, что нарушает правила несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, предвидит, что это может причинить вред правам и законным интересам граждан, и желает либо сознательно допускает наступление такого вреда, безразлично относится к его наступлению.

Часть 2 ст. 343 УК РФ предусматривает ответственность за деяния, предусмотренные ч. 1 этой статьи, повлекшие тяжкие последствия. К ним можно отнести, например, причинение опасного вреда для жизни и здоровья граждан в результате применения к ним физической силы, спецсредств или оружия (убийство, а также умышленное причинение тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью требуют квалификации по совокупности со ст. 105, 111 или 112 УК РФ).

Статья 343. Нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности

1. Нарушение правил несения службы лицом, входящим в состав войскового наряда по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, если это деяние причинило вред правам и законным интересам граждан, —

наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, —

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

Комментарий к Ст. 343 УК РФ

1. Непосредственным объектом преступления является установленный порядок несения специальной службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а также права и законные интересы граждан.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.02.1997 N 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» (в ред. от 05.04.2011) в состав внутренних войск помимо иных соединений входят соединения и воинские части оперативного назначения и специальные моторизованные воинские части, на которые согласно ст. 18 указанного Закона возлагается участие совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка посредством несения патрульно-постовой службы в городах и населенных пунктах, а также в обеспечении общественной безопасности при проведении массовых мероприятий.
———————————
СЗ РФ. 1997. N 6. Ст. 711; 2000. N 26. Ст. 2730; N 46. Ст. 4537; 2002. N 19. Ст. 1794; 2003. N 2. Ст. 164; N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 46 (ч. 1). Ст. 4437; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 10. Ст. 763; 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3420, 3452; 2007. N 45. Ст. 5418; 2008. N 15. Ст. 1448; 2009. N 48. Ст. 5717; 2010. N 52 (ч. 1). Ст. 6992; 2011. N 7. Ст. 901; N 15. Ст. 2019.

Читайте так же:  Прописка в доме без права собственности

Исполнение обязанностей, возложенных на внутренние войска, осуществляется посредством боевой службы войсковых нарядов. Задачи, права и обязанности военнослужащих внутренних войск, в том числе несущих патрульно-постовую службу, а также боевую службу в войсковых нарядах, определены названным Законом (ст. ст. 17, 18, 23 — 28) и другими нормативными актами.

При исполнении обязанностей военнослужащие внутренних войск вправе требовать от граждан и должностных лиц соблюдения общественного порядка, пресекать преступления, административные правонарушения и действия, препятствующие исполнению их обязанностей, и др. В соответствии с законом в определенных случаях они имеют право применять физическую силу, специальные средства, табельное оружие и боевую технику.

Преступления, предусмотренные ч. 1 комментируемой статьи, являются преступлениями небольшой тяжести, ч. 2 — средней тяжести.

Потерпевшие — граждане, чьим правам и интересам причинен вред.

С объективной стороны преступление выражается в нарушении правил несения службы по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности. Это действия (бездействие), противоречащие установленному порядку несения данного специального вида службы и выходящие за пределы прав и обязанностей, определенных в названном Законе, а также в иных нормативных актах подзаконного характера.

О понятии общественного порядка и общественной безопасности см. комментарии к ст. ст. 205 и 213.

Обязательным признаком состава преступления является последствие в виде причинения вреда правам и законным интересам граждан.

[2]

Вред может быть материальным, моральным, физическим и иным.

Материальный вред выражается в причинении гражданину имущественного ущерба. Моральный вред заключается в причинении гражданину физических или нравственных страданий действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. К нематериальным благам относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, право свободного передвижения и др. (ст. ст. 150, 151 ГК). Причинение иного вреда правам и законным интересам граждан может выражаться в необоснованном задержании, обыске, неправомерном применении физической силы, специальных средств, оружия.

Для квалификации по ч. 1 комментируемой статьи достаточно установить сам факт причинения вреда правам и законным интересам граждан, его характер на квалификацию не влияет, но может учитываться при назначении наказаний.

Преступление имеет материальный состав и считается оконченным с момента реального причинения вреда правам и законным интересам граждан.

3. Субъект преступления — специальный: военнослужащие внутренних войск, участвующие в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности посредством несения патрульно-постовой службы и службы в составе войсковых нарядов.

Военнослужащие Вооруженных Сил и иных воинских формирований РФ, несущие патрульную службу, не могут быть субъектами преступления.

Привлечение военнослужащих Вооруженных Сил РФ к охране общественного порядка может производиться Президентом РФ в соответствии с федеральными законами (ст. 10 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне»).

4. С субъективной стороны преступление совершается с прямым или косвенным умыслом. Вина субъекта по отношению к тяжким последствиям возможна как в форме умысла, так и по неосторожности.

5. В ч. 2 комментируемой статьи назван квалифицирующий признак — тяжкие последствия. К ним может быть отнесено причинение опасного для жизни и здоровья вреда гражданам в результате незаконного и необоснованного применения физической силы, специальных средств и оружия, существенного материального ущерба, самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего или иного тяжкого вреда.

Отношение к тяжким последствиям возможно как в форме умысла, так и неосторожности.

Если нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности непосредственно повлекло причинение вреда правам и законным интересам граждан, а тяжкие последствия наступили в результате действий других лиц, действия военнослужащего внутренних войск должны быть квалифицированы по ч. 1 комментируемой статьи.

В случаях, когда нарушение правил несения службы по охране общественного порядка содержит признаки преступления небольшой или средней тяжести, посягающих на права и законные интересы граждан, содеянное охватывается ч. 2 комментируемой статьи и дополнительной квалификации по иным статьям УК не требуется.

Причинение умышленного тяжкого вреда здоровья или убийство образует совокупность преступлений, предусмотренных указанной статьей и соответствующими статьями гл. 16 УК о преступлениях против личности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Когда нарушение правил несения указанной службы причинило вред, образующий признаки тяжкого или особо тяжкого преступления, содеянное образует совокупность преступлений, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи и статьями Особенной части УК об ответственности за соответствующее тяжкое или особо тяжкое преступление.

Источники


  1. Васильева, Вера Как судили Алексея Пичугина. Судебный репортаж / Вера Васильева. — М.: Human Rights Publishers, 2013. — 621 c.

  2. Евецкий, А.А. О юридических лицах / А.А. Евецкий. — М.: ООО PDF паблик, 2009. — 879 c.

  3. Торгашев, Г.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе / Г.А. Торгашев. — М.: ГОУ ВПО «Российская академия правосудия», 2014. — 463 c.
  4. Кодекс профессиональной этики адвоката; Проспект — М., 2016. — 179 c.
  5. Витрук, Н.В. Общая теория юридической ответственности / Н.В. Витрук. — М.: Норма, 2017. — 391 c.
  6. Ответственность за нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению без
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here