Ответственность за насильственный захват или удержание власти

Самое главное по теме: "Ответственность за насильственный захват или удержание власти". На странице собрана полезная тематическая информация. На все вопросы вам ответит дежурный специалист.

Статья 278 УК РФ. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти

Новая редакция Ст. 278 УК РФ

Действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, —

наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет.

[3]

Комментарий к Статье 278 УК РФ

1. Основным объектом преступного посягательства выступает конституционный строй РФ, т.е. те его основы, в которых закреплены принципы, порядок формирования и функционирования органов государственной власти РФ. Конституция гласит, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3). Факультативным объектом выступают физическая неприкосновенность, честь и достоинство лиц, могущих пострадать от насильственных действий.

1.1. В соответствии с Конституцией государственная власть в Российской Федерации разделяется на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10). Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) РФ, Правительство РФ, суды РФ, а государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ст. 11).

2. Объективная сторона состава преступления выражается в совершении действий, отличающихся друг от друга по своей направленности: а) направленные на насильственный захват власти в нарушение Конституции; б) направленные на насильственное удержание власти в нарушение Конституции; в) направленные на насильственное изменение конституционного строя РФ.

3. Диспозиция статьи предусматривает один способ захвата власти и ее удержания, а также изменения конституционного строя — насилие. Под этим термином следует понимать как фактическое использование силы (организация массовых беспорядков, вооруженного мятежа и т.п.), так и психическое воздействие путем угрозы ее применения (предъявление ультиматумов, заявлений, угрозы физической расправы и т.п.).

Захват или удержание власти осуществляются в нарушение Конституции. Любой неконституционный путь прихода к власти и ее удержания является незаконным. «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону» (ч. 4 ст. 3 Конституции РФ).

4. Насильственный захват власти — это завладение ею насильственным путем лицами, группировками, организациями, которым власть не принадлежала. Совершаемые действия могут быть различными: от физического устранения лиц, законно осуществляющих властные полномочия, или их принудительной изоляции до блокирования работы органов законодательной, исполнительной и судебной власти, изоляции депутатов, членов Правительства РФ, недопущения их в рабочие помещения, угрозы физической расправой и т.п. Эти действия могут быть направлены против всех ветвей власти или одной из них, против деятельности центральных органов власти или органов власти субъектов РФ.

5. В данной форме преступление окончено (составом) в момент совершения действий, направленных на насильственный захват власти, независимо от того, привели ли они к фактическому обладанию властью или нет.

6. В случае если насильственный захват власти сопровождался организацией массовых беспорядков или вооруженного мятежа, то содеянное следует квалифицировать по совокупности со ст. 212 или 279. Также по совокупности со ст. 210 надлежит квалифицировать совершение действий, направленных на насильственный захват власти, осуществляемых преступным сообществом (преступной организацией).

7. Насильственное удержание власти характеризуется некоторыми особенностями. В одном случае оно будет являться этапом, следующим за насильственным захватом власти. В другом случае оно рассматривается как самостоятельное преступление, т.е. насильственное сохранение власти в нарушение Конституции лицами, которым она ранее принадлежала по закону. Действия по насильственному удержанию власти могут выражаться в недопущении вновь избранных лиц к осуществлению управленческо-властных функций, их блокировании, ограничении либо лишении свободы, введении режима чрезвычайного положения, комендантского часа, вводе войск и т.п.

8. В данной форме преступление окончено (составом) в момент совершения действий, направленных на насильственное удержание власти, независимо от того, привели ли они к желаемому результату или нет.

9. Насильственное изменение конституционного строя РФ следует рассматривать как следующий за насильственным захватом или удержанием власти этап. Однако в ряде случаев оно может образовывать состав самостоятельного преступления. Например, лица, законно находящиеся у власти, изменяют конституционный строй РФ насильственным способом. Действия по насильственному изменению конституционного строя могут выразиться в изменении структуры государственной власти, упразднении одних институтов власти и введении новых, введении в действие новой Конституции, существенно изменяющей конституционный строй РФ, и т.п.

10. В данной форме преступление окончено (составом) в момент совершения действий, направленных на насильственное изменение конституционного строя РФ.

11. Субъективная сторона состава преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновное лицо осознает общественную опасность совершаемых им действий, направленных на насильственный захват или насильственное удержание власти, а равно на насильственное изменение конституционного строя РФ, и желает их совершить.

[1]

Цель преступления — насильственный захват или удержание власти либо насильственное изменение конституционного строя РФ.

12. Субъектом преступного посягательства могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие 16 лет, вменяемые.

13. На данное преступление распространяется действие примеч. к ст. 275, предусматривающего условия освобождения от УО (см. п. 14 коммент. к ст. 275).

14. Преступление относится к категории особо тяжких.

Другой комментарий к Ст. 278 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона преступления характеризуется насильственными действиями, альтернативно направленными на: а) захват власти; б) удержание ее; в) изменение конституционного строя.

Читайте так же:  Как получить недополученную пенсию за умершего по наследству

Насилие как необходимый признак указанных действий может выражаться в ограничении или лишении свободы людей, побоях, истязании, умышленном причинении любого вреда здоровью, угрозах убийством или причинением тяжкого вреда здоровью. В случае убийства в процессе совершения указанных действий требуется квалификация по совокупности (ст. ст. 105, 277 или 317 УК РФ).

2. Захват власти — попытка нелегитимным путем завладеть политической (законодательной или исполнительной) властью в целом по стране либо в отдельном субъекте Федерации; это — политический и (или) военный переворот. Удержание власти представляет собой препятствование приходу во власть людей, приобретших соответствующие полномочия в результате конституционной процедуры, со стороны должностных лиц, ранее располагавших властью на законных основаниях. Изменение конституционного строя — любое неконституционное изменение хотя бы некоторых положений Конституции РФ (но не ее субъектов), например ликвидация системы местного самоуправления.

3. Преступление окончено в момент начала совершения указанных насильственных действий, независимо от того, удалось ли достичь поставленных целей.

Насильственный захват власти или насильственное удержание власти

Насильственный захват власти или насильственное удержание власти. Статья 278 УК предусматривает ответственность за действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.

Объектом данного преступления являются основы конституционного строя России, которые закрепляют принципы, порядок формирования и функционирования государственной власти. Конституция гласит (ст. 3), что «единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления».

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент России, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ст. 11 Конституции).

Любой путь неконституционного прихода к власти и ее незаконного удержания является противоправным. «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону» (ст. 3 Конституции).

При насильственном захвате или насильственном удержании власти непосредственный ущерб наносится интересам народа как главного источника власти, а также указанным выше физическим и юридическим лицам, осуществляющим властные полномочия.

Объективная сторона преступления выражается в трех видах действий, направленных на:

1) насильственный захват власти;

2) насильственное удержание власти;

3) насильственное изменение конституционного строя.

Действия, направленные на насильственный захват власти, могут выражаться в физическом устранении лиц, осуществляющих законно властные полномочия, либо их принудительной изоляции и самопровозглашении на их месте тех, кто осуществляет противоправные действия.

Действия могут носить локальный характер, связанный с захватом позиций одной из ветвей власти (законодательной, исполнительной или судебной) либо широкомасштабный, и быть направленными на всех субъектов власти. Они могут относиться к центральным органам власти либо к органам власти субъектов Федерации.

Насильственные действия по захвату власти могут выражаться в нанесении лицу вреда здоровью различной тяжести, что охватывается признаками данного состава преступления. Если же насильственный захват сопряжен с лишением жизни, то действия виновного, в зависимости от мотивов и целей, следует дополнительно квалифицировать либо как теракт, либо как умышленное убийство.

Захват власти может сопровождаться прямым блокированием работы представительных и иных органов власти (изоляция депутатов, недопущение их входа в рабочие помещения, угроза физической расправы, предъявление ультиматумов и т. п.).

Преступление признается оконченным с момента совершения действий, направленных на насильственный захват власти, независимо от того, привели или не привели они к фактическому обладанию властью.

Если захват власти осуществляется преступным сообществом, то действия виновных квалифицируются по совокупности со ст. 210 УК.

Как реальная совокупность со ст. 212 УК квалифицируются действия субъектов, если в процессе захвата власти они явились организаторами массовых беспорядков, либо со ст. 279 УК, если они выступили организаторами вооруженного мятежа.

Действия, направленные на насильственное удержание власти, означают, что лицо, обладавшее властью на законных основаниях, не передает ее после истечения срока законных властных полномочий. Таким образом, новые субъекты законной власти лишены возможности осуществлять свои функции, а те, кто ее незаконно удерживает, контролирует принятие и исполнение своих решений насильственными методами и средствами. Характер насильственных действий и вариантов квалификации их по совокупности с другими составами преступлений здесь аналогичен действиям, связанным с насильственным захватом власти.

Действия, направленные на насильственное изменение конституционного строя, образуют следующий этап противоправного посягательства, когда после захвата либо незаконного удержания власти формируется новая система государственной власти и меняется конституционный строй. Изменение конституционного строя выражается в изменении структуры государственной власти, упразднении одних институтов власти (например, отмене поста президента) и введении новых, сужении демократических начал государственного управления, принятии насильственным путем новой «конституции» с существенными деформациями прав и свобод личности и т. п.

Субъектом преступления может быть гражданин России, иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшие 16 лет.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом, т. е. виновный сознает общественную опасность действий, направленных на насильственный захват или удержание власти, а равно на насильственное изменение конституционного строя России, и желает совершения этих действий.

Мотивами могут выступать побуждения, основанные на идейном неприятии существующего конституционного строя либо прямой ненависти к нему. Если указанные действия, например по корыстным мотивам, совершает гражданин России по заданию иностранного государства, иностранной организации или их представителей, то они квалифицируются по совокупности с государственной изменой (ст. 275 УК).

Цель данного преступления, как видно из диспозиции статьи, логически связана с направленностью совершаемых лицом действий — насильственно захватить или удержать власть либо изменить конституционный строй Российской Федерации.

На данное преступление распространяется действие поощрительной нормы, указанной в примечании к ст. 275 УК.

Читайте так же:  Согласие супруга на дарение земельного участка

Ответственность за насильственный захват власти или насильственное удержание власти согласно статьи 278 УК РФ

Статья 278 УК РФ определяет деяния, которые должны предотвращаться и наказываться за реальный умысел свергнуть или насильственным методом заменить конституционный строй. Державная власть обладает правом неприкосновенности, её избирают по волеизъявлению подданных, но никак по стремлению отдельных сгруппировавшихся лиц. Во всех странах мира пытаются пресечь любую угрозу захвата власти, но не всегда получается вовремя на это отреагировать. Примером могут служить исторические факты и фильмы, рассказывающие о незаконном захвате власти, такие как революция, произведённая большевиками в 1917 году, в 1933 приход к власти национал-социалистов (фашисты) во главе с Гитлером, путч в России в 1991 году.

Статья 278 о чём

Насильственный захват власти – это стремление противозаконно прийти к браздам правления объектом (синоним — узурпатором), не обладавшим ранее этой привилегией.

  • завладеть властью;
  • принудительно её удерживать;
  • заменить существующий строй.

Есть правонарушители, посягнувшие на Конституцию РФ. Применение насилия для захвата власти проявляется в нанесении повреждений различной степени, мирным гражданам, независимо, была ли достигнута цель субъектами насилия. В согласии с Уголовным кодексом преступление, совершённое против государства, предусматривает наказание лишением свободы на 12-20 лет.

Спланированная организованная правонарушающая деятельность, жестокость, квалифицируют характерную черту преступления незаконного удерживания и завладения властью.

Комментарий к ст. 278 УК РФ

Конституцией определенно, что Государственную власть осуществляют:

  1. Президент страны.
  2. Федеральное собрание.
  3. Правительство РФ.
  4. Суды РФ.

В Российской Федерации никто не имеет прав присваивать власть и нарушать букву закона. Незаконное завладение властным полномочием преследуется федеративным законодательством.

В новой краткой редакции комментария говорится:

  1. Объективный бок правонарушения выражается действиями – завладением властью, её удерживанием, деянием, которое направлено на принудительную перемену существующего строя России. Стремление к захвату власти – есть приобретение полномочий власти, путём противоправного свержения и устранения от власти легитимных избранников. К удерживанию власти относится сохранность, противоправное удержание правовых полномочий субъектами, которым она раньше законно принадлежала или ею насильно завладевшими. К изменениям конституционального строя относится преобразование в полном или частичном объёме изменений в основах социального и правительственного устройства, характерных для конституционного строя России. Данные действия насилия могут означать готовность к использованию или показ решимости к применению силы при помощи оружейного арсенала или иных спецсредств лицами, гражданскими группировками, организациями, в периоде исполнения данных деяний. Насильственный захват и удерживание власти почти всегда сопутствует расправой, намеренным нанесением вреда жизнедеятельности человека, принудительным изолированием.
  2. Преступное деяние можно считать оконченным с начатия свершения данных принудительных действий, независящих от результата и свершения поставленных стремлений.
  3. Предметом правонарушения выступают подданные России, зарубежной страны, субъекты без подданства, здравомыслящие, достигнувшие 16-го возраста.

Когда действия преступления связаны с одиночными нарушениями правил порядка голосования, выдвигания и назначения кандидатов на занятие вакансий в органах власти, но не влияющие на основы работы действующей власти, то такие действия не подпадают под статью 278 УК РФ, к ним применяются иные меры уголовной ответственности.

Судебная практика, решения и приговоры по статье 278 УК РФ

Примеры:16 марта 2016 года по отношению к подсудимым Б. и К., обвиняемых по нескольким статьям, а также по ст. 278 УКРФ, судом было продлено пребывание под стражей сроком на 80дней до 5 июля 2016 года.

Защитниками данных граждан подана апелляционная жалоба, где выражалось:

  • несогласие с судовым определением, просьбой отмены как незаконного и необоснованного решения;
  • ходатайство о замене наказания подзащитным с нахождения под стражей на иную, не связанную с изолированием от общественности;
  • недостаток доказательной базы состава преступления для увеличения судовой инстанцией срока пребывания под арестом;
  • что судом не принялись в расчёт личные данные подсудимых и семейное положение.

При разбирательстве материалов судового производства, обсудив изложенные защитниками апелляционные жалобы, доводы, заслушав граждан, фигурирующих в судовых собраниях апелляционной инстанции, судовая коллегия не находит основание, чтобы отменить судебное решение. Но участникам судопроизводства была предоставлена возможность обосновать свою позицию по рассматриваемому делу с предоставлением соответствующих доказательств.

Вынося решение, судом учитывались все факторы – род занятий, семейное положение, личные данные до инкриминированных действий, обстоятельства расследования юридического дела, представленное обвинение. Учитывая характер и тяжесть предъявленных подсудимым Б. и К. обвинений, все совокупности указанных обстоятельств свидетельствуют о необходимости продления периода нахождения под арестом, соответственно требованию ч. 3 ст. 255 УПК РФ. Приговор оставить без изменения.

27 июля 2017 года заседанием судовой инстанции рассматривался иск Исправительного учреждения об осуществлении административного наблюдения в отношении осуждённого М. от 18.04.2012 года, по нескольким статьям, включая ст.278УКРФ на 7 лет отбывания наказания в исправительной колонии особого режима. В заявление указывалось, что М. отбывает наказание за тяжкие правонарушения и вовремя их отбывания постоянно нарушал порядок исправительного учреждения. 12.02.2018 г. осуждённый освобождается условно-досрочно.

Просьба назначить по отношению М. А. В. административный надзор на 4 года с включением усечения прав:

  • по месту регистрации или пребывания дважды на месяц отмечаться в органах внутренних дел;
  • в установленное время находится по адресу проживания;
  • запретить участвовать и посещать места массового или иного мероприятия;
  • запретить выезжать с мест, указанных судом.

Судебное заседание происходило без М.на основании его заявления, где он просил рассмотреть дело без уполномоченного и его участия, также указывал на несогласие с данным иском.

Выслушав представителя исправительной колонии, произведя исследования описанных материалов судопроизводства, судовой орган сделал следующие выводы. Учитывая изложенное, характерную степень социальной опасности содеянных М. правонарушений, его неудовлетворительные поступки в месте отбывания наказания, состояние здоровья, судом вынесено постановление, требование исправительного учреждения подлежит удовлетворению.

Субъекты, умышленно наносящие вред социальному обществу, существующей власти подлежат суровому наказанию согласно статье 278 УК РФ.

Статья 278. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти

Действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, —

[2]

наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет.

Читайте так же:  Что такое лофт

Комментарий к статье 278

Видео (кликните для воспроизведения).

Объектом насильственного захвата или насильственного удержания власти являются общественные отношения, гарантирующие суверенитет Российского государства и суверенитет государственной власти.

Диспозиция комментируемой статьи является бланкетной, что предполагает для уяснения признаков состава преступления обращение к Конституции РФ, которая закрепляет основы формирования и функционирования органов власти. Конституция РФ, в частности, устанавливает, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3). Государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10); ее осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и суды РФ (ст. 11); органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12). В силу федеративного характера Российского государства Конституция РФ предусматривает функционирование двух уровней власти: федерального и субъектов РФ (ст. ст. 5, 11). Конституция РФ фиксирует и исходные положения, определяющие порядок формирования органов государственной власти России (ст. ст. 81, 96, 111, 118 и др.).

Толкование конституционных предписаний применительно к рассматриваемой статьей уголовного закона позволяет установить, что: 1) насильственный захват или насильственное удержание власти могут иметь место либо в отношении какой-то одной ветви власти либо носить широкомасштабный характер, направленный против всех субъектов власти; 2) преступление может быть совершено на различных уровнях осуществления власти: федеральном, региональном, муниципальном.

Статья 278 УК РФ предусматривает ответственность лишь за нарушение конституционных принципов и конституционного порядка формирования и осуществления власти в стране. В связи с этим действия, состоящие в нарушении частных правил формирования органов власти (нарушение порядка голосования, выдвижения или назначения кандидатур для занятия должностей в системе власти и т.п.), не затрагивающие принципиальных основ функционирования органов власти, не могут быть квалифицированы по ст. 278 УК РФ, но при наличии к тому оснований могут влечь ответственность по иным статьям уголовного закона.

Объективная сторона преступления выражена активными действиями, направленными на захват власти, удержание власти или изменение конституционного строя. Состав преступления формальный; оно считается оконченным с момента выполнения указанных в диспозиции ст. 278 УК РФ действий независимо от наступления каких-либо общественно опасных последствий. Сами действия описаны законом альтернативно; для привлечения к ответственности достаточно выполнения хотя бы одного из них.

Захват власти означает попытку незаконного прихода к власти субъекта, которому эта власть не принадлежала. Он может выражаться в физическом устранении лиц, осуществляющих властные полномочия, их изоляции, самопровозглашении преступника на их месте, узурпации власти. Захват власти предполагает полное переподчинение себе виновным компетенции того или иного государственного органа власти в целом, незаконное завладение правом принимать решения и проводить через этот орган государственную политику. Присвоение полномочий конкретного должностного лица и совершение в связи с этим действий, причиняющих вред интересам граждан и организаций, квалифицируется согласно закону по ст. 288 УК РФ.

Удержание власти представляет собой попытку незаконного удержания власти лицом, которому ранее она принадлежала на законных основаниях. Лицо в этом случае продолжает исполнять свои государственно-властные полномочия после истечения их конституционного срока либо после принятия вышестоящим органом решения об отставке этого лица (роспуске коллегиального органа) и одновременно препятствует реализации полномочий законным органом власти.

Изменение конституционного строя заключается в противоправных попытках преобразовать систему экономических, политических, социальных, идеологических и иных отношений, закрепленных Конституцией РФ. Конституционный строй представляет собой систему социально-экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых Конституцией РФ и другими конституционно-правовыми актами; он всегда предполагает существование в государстве народного суверенитета, разделения властей, нерушимости и неотчуждаемости общепризнанных прав и свобод человека. Преступное изменение конституционного строя может осуществляться как лицами, захватившими или удерживающими власть, так и легитимно сформированными органами власти.

Для привлечения к ответственности по ст. 278 УК РФ достаточно совершения любого из указанных действий при условии, что оно: а) совершено в нарушение Конституции РФ; б) является насильственным.

Насильственный характер действий по захвату, удержанию власти или изменению конституционного строя может проявляться в причинении вреда здоровью отдельным лицам, лишении их жизни, угрозах причинения различного вреда, предъявлении ультиматумов, блокировании работы конституционных органов власти, изоляции депутатов, захвате зданий и т.д. В ситуациях, когда насилие выразилось в совершении конкретных преступлений (убийство, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, организация массовых беспорядков, террористический акт и др.), содеянное виновным подлежит квалификации по совокупности преступлений. Отсутствие признака насилия в осуществлении действий по захвату, удержанию власти или изменению конституционного строя исключает ответственность виновного по ст. 278 УК РФ.

С субъективной стороны преступление характеризуется виной в виде прямого умысла. Виновный сознает общественную опасность совершаемых действий и преследует специальную цель захватить, удержать власть неконституционным путем, насильственно изменить конституционный строй в государстве. Мотивы совершения преступления (политические, экономические, религиозные и др.) не влияют на квалификацию, но могут быть приняты во внимание судом при определении размера наказания.

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 278 УК РФ, является физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. Лица, не достигшие указанного возраста, в случае участия в действиях по насильственному захвату, удержанию власти или изменению конституционного строя могут нести ответственность за иные преступления, признаки которых содержатся в фактически выполненных ими действиях. Субъект преступления общий.

К ответственности по ст. 278 УК РФ могут быть привлечены как организаторы, руководители захвата, удержания власти или изменения конституционного строя, так и рядовые участники преступления. Вместе с тем при решении вопроса о привлечении к уголовной ответственности некоторых рядовых участников преступления следует устанавливать отсутствие обстоятельств, исключающих преступность деяний (в частности, признаков исполнения приказа или распоряжения).

Читайте так же:  Как продать дачу купленную на материнский капитал

На преступление, предусмотренное ст. 278 УК РФ, распространяется действие поощрительной нормы, содержащейся в примечании к ст. 275 УК РФ (см. комментарий к ст. 275 УК РФ).

Ответственность за государственную измену, насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также вооруженный мятеж

Читайте также:

  1. Cтатья 235. Материальная ответственность работодателя за ущерб, причиненный имуществу работника
  2. II. Акты федеральных органов государственной власти, как источники муниципального права.
  3. II. Ответственность за видение
  4. III. Особые права при приеме на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата и программам специалитета
  5. IV. Насильственный призыв на военную службу
  6. IV. Ответственность исполнителя и потребителя за предоставление услуг
  7. S: Высшим и непосредственным выражением власти народа является
  8. Ultra-640 SCSI. Также известен под названием Fast Ultra-320.
  9. V. Материальная ответственность лиц, содержащихся под арестом в специальном приемнике
  10. V3: Нормирование в области охраны окружающей среды. Государственный экологический мониторинг. Юридическая ответственность за экологические правонарушения
  11. VI. Права, обязанности и ответственность сторон
  12. А также по состоянию упаковки и маркировки

Объектом государственной измены является внешняя безопасность Российской Федерации как государства. Под безопасностью государства следует понимать состояние защищенности жизненно важных интересов государства — конституционного строя, суверенитета и территориальной неприкосновенности от внутренних и внешних угроз. Угроза безопасности государства — это совокупность условий и фактов, создающих опасность жизненно важным интересам государства. Следовательно, под внешней безопасностью РФ нужно понимать состояние защищенности жизненно важных интересов государства, т.е. конституционного строя, суверенитета и территориальной неприкосновенности РФ, от внешних угроз. В связи с этим государственная измена может быть совершена лишь в пользу какого-то определенного государства.

Понятие конституционного строя выводится из содержания гл.1 Конституции РФ «Основы

В ст.275 УК РФ дается исчерпывающий перечень деяний, образующих состав государственной измены:

2) выдача государственной тайны;

3) иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ.

Выдача государственной тайны иностранному государству, иностранной организации или их представителям заключается в умышленном сообщении им гражданином Российской Федерации сведений, составляющих государственную тайну. Понятие государственной тайны определяется в Законе Российской Федерации «О государственной тайне» 1993г.. Под ней понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утверждается по представлению Правительства Президентом Российской Федерации.

Выдача государственной тайны может осуществляться любым способом (устно или письменно, с помощью чертежей или образцов изделий и т.д.). В отличие от шпионажа виновный при выдаче государственной тайны не собирает и не похищает сведения, ее составляющие, а располагает ими по службе или работе.

Иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в процессе проведения враждебной деятельности против Российской Федерации заключается в таких действиях, которые не охватываются ни шпионажем, ни выдачей государственной тайны. Конкретно это может выразиться, например, в предоставлении убежища агентам иностранной разведки, снабжении их фальшивыми документами, продуктами питания, средствами передвижения и т.д. Данный вид государственной измены считается оконченным с момента фактического оказания гражданином Российской Федерации помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в такой деятельности.

Субъектом (исполнителем) государственной измены может быть только гражданин Российской Федерации, достигший 16-летнего возраста.

С субъективной стороны государственная измена может быть совершена только умышленно. При этом все формы такой измены могут быть совершены только с прямым умыслом. Виновный осознает, что совершает одно из деяний, предусмотренных ст.265 УК, и желает совершить это деяние. Мотивы данного преступления могут быть различными и не влияют на квалификацию содеянного.

Примечание к ст.275 предусматривает освобождение лица от уголовной ответственности за государственную измену (а также за шпионаж и за насильственные захват или удержание власти), если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится признаков иного состава преступления. Указанная норма есть конкретизация ч.2 ст.75 УК об освобождении от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием и носит ярко выраженный профилактический характер.

Объективную сторону насильственного захвата власти или насильственного удержания власти (ст. 278 УК РФ) образуют действия, направленные на:

а) насильственный захват власти, или

б) насильственное удержание власти в нарушение Конституции РФ, или

в) насильственное изменение конституционного строя РФ.

В соответствии с Конституцией РФ государственную власть в РФ (она разделяется на законодательную, исполнительную и судебную) осуществляют Президент РФ. Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ (ст.10 и 11 Конституции РФ).

Насильственный захват власти — это завладение ею насильственным (предположительно вооруженным) путем лицами, группировками, организацией, которым власть не принадлежала.

Насильственное удержание власти — это насильственное ее сохранение в нарушение Конституции лицами, которым она ранее принадлежала по закону (Конституции).

Субъектом преступления является лицо, достигшее 16 лет. Субъектом насильственного удержания власти является бывший носитель государственной власти, по Конституции обязанный передать ее другим лицам (лицу).

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что совершает действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции РФ, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя РФ, и желает этого.

Объективную сторону вооруженного мятежа (ст. 279 УК РФ) образуют действия:

а) организация вооруженного мятежа либо

б) активное участие в вооруженном мятеже.

Под организацией вооруженного мятежа понимается деятельность лица или нескольких лиц, умышленно поднявших людей на вооруженное восстание (мятеж) против законной власти, а также действия по руководству мятежом.

Читайте так же:  Текущий и капитальный ремонт многоквартирного дома различия и порядок проведения

Вооруженный мятеж — мятеж с применением оружия.

Активное участие в вооруженном мятеже — это оказание властям вооруженного сопротивления, участие в применении силы по отношению к представителям власти, в насильственном захвате правительственных помещений, транспортных узлов, узлов связи, средств массовой информации и т.д.

Субъектом преступления является лицо, достигшее 16 лет.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что организует вооруженный мятеж либо принимает в нем активное участие, и желает этого. Обязательным признаком субъективной стороны является цель — насильственное изменение конституционного строя РФ либо нарушение территориальной целостности РФ.

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 342 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Статья 278 УК РФ. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти

Действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, —

наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет.

Комментарии к ст. 278 УК РФ

1. Объект преступления тот же, что и в преступлении, предусмотренном ст. 277 УК. Однако надо иметь в виду, что в этом случае терпит урон конституционный порядок формирования и функционирования государственной власти. Дополнительным объектом выступают здоровье, телесная неприкосновенность, честь, достоинство, репутация лиц, пострадавших от насильственных действий, совершенных при захвате или удержании власти.

Согласно Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10). Государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ, а в субъектах Федерации — образуемые ими органы государственной власти. Основы конституционного строя составляют положения гл. 1 Конституции РФ и не могут быть изменены иначе как в порядке, предусмотренном гл. 9 Конституции РФ.

2. Объективная сторона характеризуется тремя альтернативно указанными деяниями: а) действия, направленные на насильственный захват власти; б) действия, направленные на насильственное удержание власти; в) действия, направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.

Действия, направленные на насильственный захват власти, характеризуются тем, что политическая партия, движение или иная политическая сила предпринимают попытку прихода к власти в Российской Федерации или ее субъектах неконституционным путем, при этом не меняя конституционный строй РФ. В комментируемой статье в качестве обязательного признака указан насильственный способ захвата власти. Насилие в этом случае может выражаться в заключении под стражу, лишении свободы, интернировании, причинении вреда здоровью.

3. Причинение смерти не охватывается комментируемой статьей и требует самостоятельной квалификации. В зависимости от статуса потерпевшего, целей и мотивов преступления оно может охватываться ст. ст. 277, 317 или 105 УК.

4. Некоторыми авторами потерпевший не персонифицируется, в связи с этим, вероятно, можно предположить, что насилие, по их мнению, может быть осуществлено в отношении любых лиц, в том числе родных и близких лиц представителей власти либо вообще «какого-либо лица». Другие же считают, что потерпевшими могут быть лишь представители органов власти, сформированных в соответствии с Конституцией РФ и законодательством России. Эта позиция, пожалуй, более точна.

5. Если действия, направленные на захват власти, осуществлены преступным сообществом, то имеет место совокупность преступлений, предусмотренных ст. ст. 278 и 210 УК.

Организация в процессе совершения рассматриваемого преступления массовых беспорядков или вооруженного мятежа требует дополнительной квалификации деяния соответственно по ст. ст. 212 или 279 УК.

6. Действия, направленные на насильственное удержание власти, означают продолжение осуществления властных функций лицами, которым власть принадлежала на законных основаниях, отказ уступить ее вопреки результатам выборов, референдума или иному законному акту, принятому в соответствии с Конституцией РФ. Указанные действия согласно комментируемой статье должны сопровождаться применением насилия к представителям политических сил, к которым должна перейти власть. Содержание насилия при попытке удержать власть аналогично содержанию насилия при неконституционной попытке захватить власть в стране.

7. Действия, направленные на изменение конституционного строя РФ, представляются наиболее опасными из числа названных в ст. 278. Они преследуют цель изменения общественного строя, основ политической системы или государственного устройства РФ.

8. Преступление имеет формальный состав, считается оконченным с момента совершения действий, направленных на насильственный захват власти, насильственное удержание власти или насильственное изменение конституционного строя РФ. При этом не имеет значения, удалось ли виновному достичь поставленной цели, т.е. захватить власть, удержать ее или изменить конституционный строй России.

9. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и специальной целью: насильственного захвата власти, насильственного удержания власти или изменения конституционного строя РФ.

10. Характеристика субъекта преступления зависит от вида деяния. При насильственном удержании власти ответственность несет представитель органов власти, сформированных в соответствии с Конституцией РФ, но обязанный передать власть политическим силам, пришедшим к власти конституционным путем. В остальных случаях субъект общий — лицо, достигшее возраста 16 лет.

Видео (кликните для воспроизведения).

11. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное комментируемой статьей, освобождается от уголовной ответственности при наличии оснований, указанных в примечании к ст. 275 УК (см. комментарий к ней).

Источники


  1. Графский, В.Г. Бакунин; Юридическая литература, 2013. — 144 c.

  2. Кабинет для девочки. Объемная аппликация. — М.: Проф-Пресс, 2014. — 10 c.

  3. Ромашкова И. И. Жилищное право; Питер — Москва, 2009. — 160 c.
  4. Котов, Д. П. Вопросы судебной этики / Д.П. Котов. — М.: Знание, 2014. — 127 c.
  5. Гойко, Л.Ф. Судебные были; К.: Украина, 2012. — 208 c.
  6. Ответственность за насильственный захват или удержание власти
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here