Ответственность за несоблюдение санитарных норм и правил

Самое главное по теме: "Ответственность за несоблюдение санитарных норм и правил". На странице собрана полезная тематическая информация. На все вопросы вам ответит дежурный специалист.

Статья 6.4. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта

Статья 6.4. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта

1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 6.4, является здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан. При этом виновный посягает на нормы целого ряда законов и иных правовых актов (см. коммент. к ст. 6.3).

2. Объективная сторона данного административного правонарушения состоит в том, что виновный нарушает санитарно-эпидемиологические требования при эксплуатации:

1) жилых помещений. При этом нарушаются, в частности, правила ст. 23 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии о том, что жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарным правилам в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока.

Заселение жилых помещений, признанных в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации непригодными для проживания, равно как и предоставление гражданам для постоянного или временного проживания нежилых помещений не допускается. Содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам, а также «Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений, жилых и общественных зданий и территорий». СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.10.2001 N 29;

Упомянутые выше нарушения могут выражаться и в форме действий, и в форме бездействия (например, если санитарно-эпидемиологические требования вообще игнорируются). Оконченными они считаются в момент совершения любого из этих действий (бездействия). Наличие каких-либо последствий не охватывается объективной стороной данного административного правонарушения (иначе наступила бы уголовная ответственность, например, по ст. 236, 246 УК).

3. Субъектом данного административного правонарушения являются:

1) граждане (см. коммент. к ст. 2.3, 2.8);

2) должностные лица (см. коммент. к ст. 2.4, 2.5);

3) юридические лица (см. коммент. к ст. 2.10).

4. Субъективная сторона анализируемого правонарушения выражается только в форме прямого умысла (см. коммент. к ст. 2.2).

5. Статья 6.4 допускала (до 18.08.05) применение одного вида наказания — административного штрафа, который назначается государственным санитарным врачом (см. коммент. к ст. 3.5, 23.13). Однако с 18.08.05 допускается (в отношении индивидуальных предпринимателей и ЮЛ) назначение и такого наказания как административное приостановление деятельности сроком до 90 суток. Его назначает только судья (см. коммент. к ст. 3.12, 23.1).

Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 237-ФЗ в статью 6.3 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

См. комментарии к статье 6.3 КоАП РФ

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

>
Нарушение законодательства Российской Федерации в области генно-инженерной деятельности
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Ответственность за несоблюдение санитарных норм на производстве

Соблюдение санитарных требований на предприятии имеет большое значение. Если установленные законом нормы нарушаются, это может повлечь серьезные последствия — от штрафов до административной и даже уголовной ответственности. Поэтому руководство должно уделять этой сфере работы предприятия достаточно внимания и выделять средства на необходимое техническое обеспечение. Обязанности руководителя регламентируются несколькими документами: законом №52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 г., Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», стандартом ГОСТ Р ИСО 22000-2007 «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции». Согласно положениям этих документов, руководитель должен обеспечить:

  • соблюдение санитарных норм на производстве;
  • наличие медицинских книжек у персонала;
  • обучение сотрудников, ежегодные проверки их знаний и сдачу санминимума;
  • регулярные проверки соблюдения СанПиН на рабочих местах;
  • при необходимости обеспечить сотрудников санитарной и форменной одеждой;
  • внедрение на предприятии необходимого оборудования, например, санпропускников и бесконтактных моек;
  • дератизацию и дезинсекцию;
  • противоэпидемические мероприятия и контроль за состоянием здоровья сотрудников;
  • наличие аптечек и контроль за их полнотой;
  • санитарно-просветительскую работу.

Ответственность за соблюдение санитарных норм несут и другие сотрудники в рамках своих должностных обязанностей.

Кто контролирует персонал на производстве?

Как правило, контроль за соблюдением санитарных норм осуществляет врач на производстве. Кроме того, важно, чтобы на предприятии был правильно организован допуск персонала в технологические помещения, где к гигиене предъявляются повышенные требования. Сделать это можно с помощью санпропускников, которые позволяют пропускать сотрудников в помещение только после прохождения необходимых гигиенических процедур.

Наряду с регулярным контролем, который осуществляет врач, возможны и проверки Роспотребназдора. Они происходят планово, по установленному графику. Кроме того, на предприятие может прийти и внеплановая проверка, например, если поступила жалоба от потребителя на некачественную продукцию. Также проводятся проверки с целью отследить, устранены ли выявленные ранее нарушения. Организации, которые производят или продают продукты питания, проходят контроль, чтобы получить лицензию, и к ним предъявляются более жесткие требования.

Читайте так же:  Сколько выделять детям по материнскому капиталу

Оборудования для контроля персонала и соблюдения чистоты в производственных помещениях

Какова ответственность за нарушение санитарных норм?

Если сотрудники СЭС, проводя проверку, выявят нарушение, предприятию не избежать ответственности. Состав наказания зависит от нескольких факторов:

  • сфера деятельности (к производителям продуктов, предприятиям общественного питания и другим компаниям, работающим с продуктами питания, предъявляются более жесткие требования, а санкции за их нарушение тяжелее);
  • наличие предыдущих случаев (если подобные нарушения на предприятии выявлялись и ранее, наказание будет строже);
  • последствия нарушений (если был нанесен ущерб здоровью потребителей, может быть возбуждено уголовное дело).

Если нарушение выявлено впервые, контролирующие органы могут ограничиться предупреждением в адрес лиц, по вине которых оно возникло. При втором нарушении последует штраф размером в 20-30 МРОТ для физических лиц, 200-300 МРОТ для юридических лиц. Если в дальнейшем компания не устранит нарушения, штраф возрастет. Впоследствии контролирующие органы могут приостановить деятельность компании, пока она не устранит нарушения.

Например, в Красноярске после проверки была приостановлена деятельность Центрального рынка. Выявив грубые нарушения, контролирующие органы закрыли рынок, пока его работа не будет приведена в соответствие с требованиями нормативных документов. А в июле 2016 года Роспотребнадзор приостановил деятельность молокозавода «ГринВилль», а также обязал его выплатить крупный штраф. За 2016 год в Калужской области за нарушение производственного регламента было оштрафовано двенадцать молокозаводов. Суммарный объем штрафов превысил миллион рублей.

Подобных примеров с административной ответственностью, с временной приостановкой работы предприятий, а иногда и с уголовной ответственностью довольно много, в основном данная информация не разглашается.

При несоблюдении Санитарных норм, Роспотребнадзор может забраковать продукцию. Например, за 2017 год были выявлены нарушения и забраковано 12670 партий мясной продукции, что составило около 270 тонн. В первом полугодии 2018 года было изъято из оборота 150 тонн мясной продукции.

Административная ответственность наступает, в частности, при нарушении следующих видов санитарных норм:

  • требований к эксплуатации зданий, сооружений, транспортных средств;
  • требований к организации питания;
  • правил обращения с опасными веществами и отходами производства;
  • предоставление товаров и услуг с нарушением санитарных правил.

Если вследствие нарушений был нанесен ущерб потребителю или его имуществу, кроме штрафа компании придется уплатить возмещение материального и морального ущерба согласно ГК РФ. Например, в Челябинской области несколько семей пострадали от отравления хлором в бассейне. После судебного разбирательства руководство спорткомплекса вернуло пострадавшим стоимость услуги, а также возместило моральный ущерб.

При несоблюдении санитарных норм, чистоты в помещениях и контроля персонала, в готовую продукцию может попасть все что угодно. Подобные случаи:
— вызывают недовольство покупателей, жалобы которых инициируют внеплановые проверки СЭС и Роспотребнадзора;
— могут привести к эпидемиологическим заболеваниям или даже к смерти — это в свою очередь несет уголовную ответственность.

В каких случаях заводят уголовное дело?

Уголовное производство открывают, если из-за санитарных нарушений здоровью потребителей был нанесен ущерб. Мера наказания устанавливается согласно статье 236 УК РФ. Если пострадало большое количество людей, суд может приговорить руководителя компании к следующим мерам (ч.1 ст. 236 УК РФ):

  • штраф в сумме до 80 тысяч рублей или полугодового дохода обвиняемого;
  • обязательные работы продолжительностью до 360 часов;
  • исправительные работы сроком до 1 года;
  • лишение свободы на срок до одного года;
  • запрет занимать аналогичные должности в течение последующих трех лет.

Если нарушение повлекло смерть пострадавших, наказание будет еще более суровым (ч. 2 ст. 236 УК РФ):

  • обязательные работы продолжительностью до 480 часов;
  • исправительные работы на срок до 2 лет;
  • лишение свободы или принудительные работы на срок до 5 лет.

Ответственность ложится прежде всего на руководителя предприятия, ведь именно он должен был организовать соблюдение санитарно-гигиенического режима надлежащим образом. Также перед судом могут предстать те члены администрации, которые непосредственно виноваты в нарушении.

Например, в марте 2016 года от пищевого отравления пострадали более ста курсантов колледжа имени Макарова в Санкт-Петербурге. В результате расследования этого случая против ответственных лиц было возбуждено уголовное дело по ст. 238 (Оказание услуг, не соответствующих требованиям безопасности).

Что делать, если выявлены нарушения?

Если СЭС нашла нарушения и назначила взыскание, вы можете попытаться оспорить это решение. Если вы докажете, что проверяющие нарушили процедуру ревизии, вы сумма штрафа может быть снижена. Такие дела рассматриваются в арбитражном суде. На то, чтобы обжаловать решение СЭС, дается шесть месяцев.

Но если нарушения действительно существуют, их необходимо исправить, ведь от соблюдения санитарных норм зависит безопасность клиентов и сотрудников.

Как избежать нарушений?

Таким образом, вопросами норм санитарии и гигиены на производстве нельзя пренебрегать. Их нарушение приведет к убыткам, а при систематических нарушениях — делает работу предприятия невозможной. Поэтому руководитель должен постоянно следить за соблюдением требований СЭС, выделяя на связанные с этим вопросы достаточно средств. Немалое значение имеет закупка подходящего оборудования, ведь подход к обеспечению санитарно-гигиенического режима на предприятии должен быть комплексным.

Наша компания поможет вам подобрать современное оборудование, необходимое, чтобы добиться соблюдения санитарных норм сотрудниками и проконтролировать их действия. Комплексный подход позволит избежать штрафов, обустроив на предприятии эффективную систему поддержания санитарно-гигиенического режима. В нее могут входить:

Санпропускники представляют собой устройства для контроля доступа сотрудников в помещения предприятия, где должны соблюдаться санитарные требования. Обычно он оснащаются турникетом и модулями распределения дезинфицирующих средств. Благодаря этому сотрудник не может пройти в «чистую» зону, не пройдя необходимую обработку.

Также немаловажно правильно обустроить систему водоснабжения и водоотведения. Элементы системы водоотведения должны быть выполнены из материалов, которые легко очищаются от загрязнений и успешно противостоят химическим и механическим воздействиям.

Читайте так же:  Где проконсультироваться по материнскому капиталу

Умывальники и мойки должны быть удобными в использовании, чтобы меры по поддержанию чистоты были максимально эффективными. Часто на предприятиях устанавливают бесконтактные умывальники, в которых подача воды включается автоматически. Благодаря этому сотрудники могут соблюдать высокие требования к чистоте, что особенно важно для пищевого производства.

Значимым компонентом санитарно-гигиенического оборудования на предприятии могут оказаться и сушилки для обуви. Они помогают снизить количество загрязнений, поддерживая помещения в чистоте.

Санитарно-гигиеническое оборудование может изготавливаться из различных материалов, но оптимальным вариантом является нержавеющая сталь. Она долговечна, устойчива к химическим воздействиям и рассчитана на долгий срок службы. У нас вы сможете приобрести широкий ассортимент оборудования, которое поможет выстроить систему обеспечения санитарно-гигиенической безопасности на предприятии, избежав излишних затрат. Большой выбор позволит подобрать оптимальные решения для компаний различного профиля.

Ответственность за несоблюдение санитарных норм и правил

В Российском законодательстве правила содержания квартир, а также животных в жилых помещениях регламентируются:

  • СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», в которых пункт 9.1 не допускает:

— использование жилого помещения для целей, не предусмотренных проектной документацией;

— выполнение работ или совершение других действий, являющихся источником повышенных уровней шума (в данном случае постоянный лай и визг собак), загрязнений воздуха (в данном случае зловонный запах от продуктов жизнедеятельности собак), либо нарушающих условия проживания граждан в соседних жилых помещениях;

  • « Временными правилами содержания собак и кошек в г.Москве» ( приложение №1 к Постановлению Правительства Москвы от 08.02.1994г. №101), в которых пункт 3.1 гласит

[3]

«обязательным условием содержания животного является соблюдение санитарно-гигиенических, ветеринарно- санитарных правил и норм общежития». «Правилами пользования жилыми помещениями», утвержденные Постановлением Правительства РФ № 25 от 21.01.. 2006 г.,

  • «Санитарными правилами по устройству, оборудованию и содержанию экспериментально -биологических клиник (вивариев)» — « для содержания большого количества животных предъяв ляются специальные и особые требования».
  • Законом РФ «Об основах Федеральной жилищной политики» № 189- ФЗ, в котором ст.4 гласит: «Граждане обязаны:
    1) использовать жилые помещения, а также подсобные поме щения и оборудование без ущемления жилищных, иных прав и свобод других граждан;
    2) бережно относиться жилищному фонду и земельным участкам, необходимым для использова ния жилищного фонда».

Управляющии компании должны обязывать нанимателя или собственника содержать жилые помещения в соответствии с санитарными нормами и правилами и Законодательством Российской Федерации. Права и обязанности наймодателя и нанимателя или собственника определяются договором в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома. Данные отношения регулируются законодательством по защите прав потребителей и, в частности, Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.92 г. № 2300-1.

Если квартиры, которые содержатся в неудовлетворительном санитарно-техническом состоянии или используются не по назначению (для проживания), находятся в собственности, необходимо обращаться в Государственную жилищную инспекцию города Москвы (Мосжилинспекция) по адресу: 129090, Москва, проспект Мира, д. 19, стр. 1 Телефон: 8 (499) 763-18-56 или в жилищные инспекции в админитсративных округах, осуществляющие контроль за жилыми и нежилыми помещениями, расположенными в жилых домах.

Если квартира является муниципальной собственностью и жильцы занимают её по договору найма с Департаментом Жилищной Политики Жилищного Фонда Правительства Москвы, то при обращении в Департамент с обоснованной жалобой возможно расторжение договора и выселение жильцов, нарушающих права соседей.

При невыполнении обязательств жильцами или Управляющими компаниями возникающие проблемы могут решаться в судебном порядке и органы Роспотребнадзора готовы предоставлять экспертные заключения по состоянию жилищного фонда для принятия судебных решений.

Видео (кликните для воспроизведения).

Согласно взаимосвязанным положениям ч.1 ст.47 ГПК РФ, п.3 ст.40 Закона №2300-1 Роспотребнадзор и его территориальные органы до принятия решения судом первой инстанции могут вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей. В случае реализации права на судебную защиту потребитель вправе обратиться в суд с заявлением о привлечении Роспотребнадзора ( его территориального органа ) как уполномоченного федерального органа исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей для дачи заключения по гражданскому делу в целях защиты прав потребителей (при подаче иска это достигается посредством включения государственного органа в состав участников дела). При отказе суда в таком привлечении потребитель можете до окончания рассмотрения дела по существу обратиться непосредственно в управление Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации (в зависимости от места нахождения суда) с просьбой о вступлении в дело для дачи такого заключения.

Как привлечь Управление Роспотребнадзора по г. Москве в судебный процесс для дачи заключения по делу смотри здесь .

Ст.5.1 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушения правил содержания домашних животных:

  1. Содержание домашних животных в местах общего пользования коммунальных квартир и многоквартирных домов – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.
  2. Допущение загрязнения домашними животными мест общего пользования в многоквартирных домах, а также общественных мест влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей, на должностных лиц – от двух тысяч до трех тысяч рублей.

В соответствии со ст. ст.16.3, 16.5 указанного Кодекса протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел, специалисты по фауне префектур административных округов и управ районов г. Москвы, должностные лица ветеринарного надзора, административных комиссий управ районов города Москвы.

Кого и по какой статье штрафуют за нарушение санитарных норм

Привлечение организации к ответственности за выявленные нарушения по ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ незаконно, поскольку ее действия были неверно квалифицированы. За указанные правонарушения ответственность установлена в ст. 6.4 КоАП РФ.

Читайте так же:  Если родить двойню дадут ли материнский капитал

Статья 14.4 относится к главе 14 КоАП РФ, в которой предусмотрены административные правонарушения в области предпринимательской деятельности. Как разъяснил Верховный суд РФ, данное правонарушение посягает на права потребителей и интересы государства в области предпринимательской деятельности (вопрос 13 Обзора законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за второй квартал 2007 года, утвержденного постановлением Президиума ВС РФ от 01.08.2007).

Часть 2 ст. 14.4 КоАП РФ применяется только к организациям, которые занимаются предпринимательской деятельностью по оказанию населению каких-либо услуг.

Захламление и загрязнение подвала и наличие насекомых в помещении — это нарушение требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Такие требования установлены Федеральным законом от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее — Закон № 52-ФЗ).

Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор (ст. 11 Закона № 52-ФЗ).

В силу ст. 24 Закона № 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны проводиться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Согласно п. 9.1 СанПиН 2.1.2.2645—10, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 64, при эксплуатации жилых зданий и помещений не допускается захламление, загрязнение и затопление жилых помещений, подвалов и технических подполий, лестничных пролетов и клеток, чердачных помещений. На основании п. 9.2 этого документа при эксплуатации жилых помещений требуется проводить мероприятия, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, связанных с санитарным состоянием жилого здания, по уничтожению насекомых и грызунов (дезинсекция и дератизация).

Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, перечислены в главе 6 КоАП РФ.

Статьей 6.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.

По смыслу данной нормы субъектами такой ответственности являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений — их собственники, организации, принявшие на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющие организации), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правовых договоров (эти разъяснения содержатся в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.03.2010 по делу № А10-3747/2009).

Исходя из сказанного нарушение требований Закона № 52-ФЗ и СанПиН 2.1.2.2645—10 образует состав административного правонарушения по ст. 6.4, а не по ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ.

Это подтверждает судебная практика (постановление ФАС Поволжского округа от 19.03.2010 № А12-11160/2009, Волго-Вятского округа от 14.05.2008 № А43-26318/2007-26-522 (Определением ВАС РФ от 03.07.2008 № 8463/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора)).

К сведению

Статья 6.4 КоАП РФ

Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта влечет наложение административного штрафа:

Пункт 2 ст. 14.4 КоАП РФ

Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг с нарушением требований технических регламентов и санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей, влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

Ответственность за неисполнение предписания роспотребнадзора

Согласно п. 1 ст. 40 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей) федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством РФ.

Положение о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей утверждено Постановлением Правительства РФ от 02.05.2012 N 412. В п. 3 Положения указано, что федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

Среди полномочий Роспотребнадзора, как они определены в п. 2 ст. 40 Закона о защите прав потребителей, значится (пп. 3) применение в порядке, установленном законодательством РФ, мер пресечения нарушений обязательных требований, выдача предписаний о прекращении нарушений прав потребителей, о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений обязательных требований.

В силу пп. 4 п. 4 той же статьи должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством РФ, имеют право выдавать изготовителям (исполнителям, продавцам, уполномоченным организациям или уполномоченным индивидуальным предпринимателям, импортерам) предписания о прекращении нарушений прав потребителей, о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни, здоровью и имуществу потребителей, окружающей среде.

Согласно п. 5.1 ст. 40 Закона о защите прав потребителей предписание, выданное при осуществлении государственного надзора в области защиты прав потребителей, может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей включает в себя организацию и проведение проверок соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) в том числе предписаний должностных лиц органа государственного надзора (пп. «а» п. 5 вышеупомянутого Положения).

Административная ответственность за несоблюдение законных требований органов Роспотребнадзора и их должностных лиц закреплена в КоАП РФ.

Необходимо иметь в виду, что Приказом Роспотребнадзора от 24.03.2010 N 103 утверждены Методические рекомендации по применению норм Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» должностными лицами центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека РФ при осуществлении государственного контроля (надзора).

Читайте так же:  Штраф за подмену трудового договора гражданско правовым

Рекомендации в п. п. 2.7, 7.3, 8.4, 10.4 ориентируют на то, что при воспрепятствовании или ином противодействии со стороны проверяемых лиц (их представителей) или иных лиц должностным лицам Роспотребнадзора в ходе проведения проверок, невыполнении их законных требований и т.п. должностным лицам Роспотребнадзора следует реализовывать имеющиеся у них полномочия по привлечению виновных к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.7 КоАП РФ.

Аналогичные разъяснения приведены в письме Роспотребнадзора от 28.07.2010 N 01/11198-0-23 «О совершенствовании проведения проверок».

Документ размещен на едином портале раскрытия информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения. В пояснительной справке к законопроекту напоминается, что ст. 6.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах – столовых, ресторанах, кафе, барах и др.

Нарушение санитарных норм и правил при реализации пищевой продукции влечет административную ответственность

Штрафы за нарушение санитарно эпидемиологического законодательства

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Комментарий к Ст. 6.3 КоАП РФ

1. При привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей 6.3 КоАП, необходимо иметь представление о различиях между объективной стороной данного правонарушения и правонарушения, предусмотренного ст. 14.43 КоАП РФ. Критерием разграничения служит взаимосвязь между требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и процессами производства, хранения и реализации продукции, а также производственным контролем за ними.

2. Разграничение объективных сторон рассматриваемых правонарушений помогает избежать ошибок в судебной практике, как следует из нижеприведенного примера.

Так, решением Арбитражного суда Республики Коми от 12 сентября 2012 года по делу N А29-6136/2012 индивидуальный предприниматель Т. был привлечен к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ. В материалах дела имелись заявление Управления Роспотребнадзора по Республике Коми и протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ. Второй апелляционный арбитражный суд отменил данное решение в связи с нарушением подведомственности, однако согласился с переквалификацией части допущенных нарушений с ч. 1 ст. 14.43 на ст. 6.3 КоАП РФ по следующим основаниям.

В части указанных нарушений имело место невыполнение Санитарных правил СП 2.3.6.1066-01, определяющих санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций торговли продовольственным сырьем и пищевыми продуктами, к условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также к условиям труда. В то же время объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. ч. 1 или 2 ст. 14.43 КоАП, образуют только такие нарушения санитарно-эпидемиологических требований, которые относятся непосредственно к условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов. Нарушения санитарно-эпидемиологических требований к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций торговли, а также к условиям труда образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ (см. подробнее Постановление Второго апелляционного арбитражного суда от 26.12.2012 N А29-6136/2012).

Выполнение санитарных норм и правил обеспечивает здоровье и экологическую безопасность населения.

Санитарные нормы и правила – это нормативные документы, содержащие требования к условиям жизнедеятельности человека, обеспечивающие защиту здоровья человека и окружающей среды. На предприятиях и организациях санитарные нормы регулируют следующие компоненты:

  • безопасность производства;
  • выброс во внешнюю среду вредных компонентов;
  • надлежащее качество питьевой воды;
  • требование к размещению и организации лечебных и образовательных учреждений;
  • качество окружающего воздуха;
  • безопасность пищевых продуктов.

Проводить проверку соблюдения санитарных правил и норм имеет право Роспотребнадзор, прокуратура или местные муниципальные органы. В случае обнаружения нарушений в данной области влечет наложение административной, а в крайнем случае уголовной ответственности.

Административная ответственность за нарушение санитарных норм

Данной теме посвящена 6 глава Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74 .

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Согласно статье 6.3 КоАП РФ за несоблюдение правовых норм в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения грозит:

  • наложение штрафа на граждан от ста до пятисот рублей;
  • на ответственных лиц – от 500 до 1000 рублей;
  • на индивидуальных предпринимателей – от 500 до 1000 рублей или административная остановка работы юридического лица до 90 дней;
  • на юридических лиц штраф – от 10 до 20 тысяч рублей или административная остановка работы юридического лица на 90 дней.

[1]

На основании статьи 6.4 Кодекса об административных правонарушениях за несоблюдение требований санитарно-эпидемиологического состояния зданий и сооружений, транспорта, жилых помещений грозит:

  • денежный штраф в отношении граждан в размере от 500 до 1000 рублей;
  • в отношении должностных лиц – в размере от 1 до 2 тысяч рублей;
  • на индивидуальных предпринимателей – от 1 до 2 тысяч рублей или административная остановка работы юридического лица на 90 дней;
  • на юридических лиц штраф от 10 до 20 тысяч рублей либо административная остановка работы юридического лица на 90 дней.

Статья 6.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ регулирует ответственность за нарушение санитарных норм в отношении качества воды и систем водоснабжения и в случает нарушений грозит:

  • наложением денежного штрафа для граждан в размере от 1 до 1,5 тысяч рублей;
  • на ответственных лиц – от двух до 3 тысяч рублей;
  • индивидуальных предпринимателей – от двух до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц – от 20 до 30 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Читайте так же:  Управление компенсационных начислений гражданам рф это фейк

На основании статьи 6.6 Кодекса об административных правонарушениях за нарушение санитарных правил при организации питания населения налагается:

  • административный штраф в отношении граждан в размере от 1 до 1,5 тысяч рублей;
  • в отношении должностных лиц – в размере от 5 до 10 тысяч рублей;
  • на индивидуальных предпринимателей – от 5 до 10 тысяч рублей или административная остановка работы юридического лица на 90 дней;
  • на юридических лиц – штраф от 30 до 50 тысяч рублей или административная остановка работы юридического лица на 90 дней.

Ответственность за несоблюдение санитарных норм и правил

Ключевые слова: САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ; АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ; САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ НАСЕЛЕНИЯ; SANITARY RULES AND REGULATIONS; ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY; ADMINISTRATIVE OFFENCE; SANITARY-EPIDEMIOLOGICAL WELFARE OF THE POPULATION.

Санитарные правила и нормы (сокращенно СанПиН) — это комплекс документов, действие которых направлено на осуществление санитарного контроля в Российской Федерации [2]. При обнаружении нарушений санитарных правил и норм санитарно-эпидемиологическая служба выносит учреждению предупреждение об устранении нарушений, в случае же неисполнения предупреждения на организацию накладывается штраф или выдвигается требование о прекращении деятельности организации, то есть налагаются меры административной ответственности.

[2]

Административная ответственность — это вид юридической ответственности, выражающийся в назначении компетентным должностным лицом или исполнительным органом административного наказания физическому или юридическому лицу, совершившему правонарушение [3].

В качестве признаков административной ответственности традиционно выделяют следующие.

1. Деяние — осознанное поведения лица, которое может выражаться в формах действия и бездействия.
2. Виновность — выражается в умысле, когда лицо осознавало общественную опасность своих действий, и в неосторожности, когда лицо не имело возможности предвидеть общественную опасность своих действий (ст. 2.2 КоАП РФ).
3. Противоправность – признак, указывающий на то, что объект посягательства лица охраняется законом.
4. Антиобщественный характер — лицо посягает на интересы личности, общества, государства (перечень таких интересов указан в ст. 1.2 КоАП РФ).

Виды административной ответственности.

1. Предупреждение. Это выносимое официальное порицание управомоченным органом в письменной форме, установленной законодательством [6].
2. Административный штраф. Это денежное взыскание, размер которого определяется в статье, устанавливающей ответственность за конкретное правонарушение.
3. Административное приостановление деятельности [3].

Таким образом, административное правонарушение — это противоправное виновное действие или бездействие юридического или физического лица, за которое устанавливается административная ответственность.

Ст. 6.3 КоАП РФ «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения» предусматривает административную ответственность за нарушение СанПиНов [1].

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Субъекты данного правонарушения – граждане, индивидуальные предприниматели, должностные лица, юридические лица, на которых лежит обязанность по соблюдению норм и правил, установленных санитарно-эпидемиологической службой. Объективная сторона данного правонарушения выражается форме действий (бездействия), которые повлекли за собой нарушения санитарно-гигиенических норм. Субъективная сторона рассматриваемого деяния выражается умышленной виной соответствующего субъекта.

На примере постановления, выданного санитарно-эпидемиологической службой г. Черногорска одной из образовательных организаций города, можно установить, что нарушение норм санитарно-эпидемиологической является административным правонарушением и, следовательно, на организацию накладываются меры административной ответственности.

В ходе плановой выездной проверки санитарно-эпидемиологической службой в сентябре 2017 года в одной из общеобразовательных организаций г. Черногорска были выявлены нарушения обязательных требований ст. 11, 28, 17 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

По результатам проверки было вынесено постановление о том, что общеобразовательная организация нарушила требования п. 4.27. СанПиН 2.4.2.2821-10, п.4.28. СанПиН 2.4.2.2821-10, п.3.6. СанПиН 2.4.5.2409-08. которые необходимо устранить в течение одного календарного месяца. Однако указанное предупреждение было проигнорировано, в связи с чем на общеобразовательную организацию был наложен административный штраф в размере 25 тысяч рублей.

Данное правонарушение влечет административную ответственность, поскольку в соответствии с п.4 ст. 55 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» административной ответственности подлежат лица, виновные в нарушениях санитарно-эпидемиологических требований к условиям обучения. Рассматриваемое нарушение является виновным деянием, так как общеобразовательная организация обязана каждый год приводить состояние учреждения в соответствие с СанПиНами, но из-за отсутствия средств и ненадлежащего контроля нормы не соблюдаются. Следовательно, должностное лицо осознавало противоправность своих действий и сознательно нарушало закон.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, на примере привлечения общеобразовательного учреждения к административной ответственности можно убедиться, что нарушение СанПиНов является административным правонарушением, поскольку содержит все признаки такового, указанные выше; лица, виновные в совершении подобных деяний, подлежат административной ответственности.

Источники


  1. Курганов, С. И. Комментарий к судебной практике по проблемам исполнения уголовного наказания / С.И. Курганов. — М.: Юрайт, 2015. — 322 c.

  2. Астахов, Павел Жилье. Юридическая помощь с вершины адвокатского профессионализма / Павел Астахов. — М.: Эксмо, 2016. — 320 c.

  3. Берус, Виталий А.С. Лаппо-Данилевский. История. Философия. Методология / Виталий Берус. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. — 160 c.
  4. Краткий курс по теории государства и права. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2015. — 140 c.
  5. Рагулин, А.В. Современные проблемы регламентации и охраны профессиональных прав адвоката-защитника в России / А.В. Рагулин. — М.: Юркомпани, 2015. — 290 c.
  6. Ответственность за несоблюдение санитарных норм и правил
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here