Передача имущества в безвозмездное пользование казенному учреждению

Самое главное по теме: "Передача имущества в безвозмездное пользование казенному учреждению". На странице собрана полезная тематическая информация. На все вопросы вам ответит дежурный специалист.

Передача имущества в безвозмездное пользование казенному учреждению

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

По договорам безвозмездного пользования помещением и оборудованием, заключенным между муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Средняя школа» (ссудодатель) и иной организацией (ссудополучатель), в аренду предоставляются часть помещений (столовая) и движимое имущество бюджетного общеобразовательного учреждения (оборудование столовой для организации горячего питания). При этом движимое имущество числится на счете 0 101 Х 4 000 «Машины и оборудование» и (или) забалансовом счете 21 «Основные средства в эксплуатации». Обязанности по содержанию имущества, в том числе по возмещению коммунальных расходов, переданы ссудополучателю. Подпадают ли такие отношения под действие СГС «Аренда»? Как отразить в учете отношения по передаче помещения и оборудования в безвозмездное пользование? Каков порядок отражения хозяйственных операций по учету этого имущества в течение срока действия договора?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Договор передачи бюджетным учреждением имущества (движимого и (или) недвижимого) в безвозмездное пользование иной организации с 01 января 2018 года в целях бухгалтерского учета бюджетного учреждения классифицируется как договор аренды.
Учет такого имущества, при определении аренды как операционной, подлежит отражению в бухгалтерском учете путем изменения аналитического учета на счете 0 101 00 000 «Основные средства» и (или) увеличением забалансового счета 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование». При этом бюджетное учреждение осуществляет признание дохода от безвозмездного предоставления права пользования недвижимым имуществом на счете 2 210 05 000 «Расчеты с прочими дебиторами», а по условно арендным платежам — на счете 2 205 35 000 «Расчеты по условным арендным платежам», а также признание расходов по упущенной выгоде на счете 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года» и (или) счете 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов» с указанием кода классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) 241 «Безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям».

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер, член ИПБ России Андреева Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Левина Ольга

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

———————————————————
*(1) Если здесь и далее в 22 и (или) 23 разряде номера счета бухгалтерского учета указано «Х», то при формировании бухгалтерских записей должен применяться код группы синтетического счета объекта учета, соответствующий экономическому содержанию конкретной операции.
*(2) Данный вид дохода является плановым, подлежит внесению в план финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения и отражению на счетах санкционирования (раздел 5 Инструкции N 174н).

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Передача имущества в безвозмездное пользование казенному учреждению

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Казенное учреждение передало бюджетному учреждению часть помещения под централизованную бухгалтерию по договору безвозмездного пользования 19.03.2018. Договор бессрочный, возвратный. Расходы по содержанию переданного имущества продолжает нести казенное учреждение. Казенное учреждение не является специализированным учреждением, созданным для содержания государственного имущества и организационно-технического обеспечения иных учреждений.
Какими бухгалтерскими записями отражается передача помещения в учете казенного учреждения? Надо ли отражать выбытие в казенном учреждении на балансовых счетах и ставить на счет 26 по стоимости в акте? Надо ли отражать доходы при безвозмездном пользовании?
Какими бухгалтерскими записями отразить получение в безвозмездное пользование в учете бюджетного учреждения? Можно ли отразить его бухгалтерской записью по дебету счета 4 111 42 350 в корреспонденции с кредитом счета 4 401 40 182? Отражается ли оно на забалансовом счете 01? Если да, то по какой стоимости?

Учет у ссудодателя (казенного учреждения)

Читайте так же:  Трудовой договор с директором некоммерческой организации образец

Учет у ссудополучателя (бюджетного учреждения)

При получении объекта по договору безвозмездного пользования при операционной аренде учет полученного имущества ссудодателем на забалансовом счете 01 не осуществляется (п. 333 Инструкции N 157н).
В соответствии с положениями п. 27.1 и п. 28.2 СГС «Аренда» в составе финансового результата текущего периода с обособлением на соответствующих счетах аналитического учета Рабочего плана счетов субъекта учета равномерно (ежемесячно) признаются:
— отложенные доходы от предоставления права пользования активом;
— амортизация права пользования активом.
Учитывая изложенное, а также положения Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, получение объекта по договору безвозмездного пользования при операционной аренде отражается бухгалтерскими записями:
1. Дебет 4 111 42 350 Кредит 4 401 40 182
— отражено принятие к учету права пользования помещением по справедливой стоимости арендных платежей.
Далее ежемесячно отражается:
2. Дебет 4 401 20 224 Кредит 4 104 42 450
— отражено начисление амортизации права пользования в размере справедливой стоимости арендных платежей за месяц;
3. Дебет 4 401 40 182 Кредит 4 401 10 182
— отражено признание отложенных доходов доходами текущего финансового года в размере справедливой стоимости арендных платежей за месяц.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Учет при безвозмездном пользовании по стандарту «Аренда» у ссудодателя (для госсектора);
— Энциклопедия решений. Учет при безвозмездном пользовании по стандарту «Аренда» у ссудополучателя (для госсектора).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Энциклопедия решений. Передача в безвозмездное пользование государственного и муниципального имущества

Передача в безвозмездное пользование государственного и муниципального имущества

Поскольку правила главы 36 ГК РФ о договоре ссуды не предусматривают иного, в безвозмездное пользование может быть передано в том числе имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию.

Передача в безвозмездное пользование является формой распоряжения имуществом. Поэтому, если имущество принадлежит учреждению или казенному предприятию на праве оперативного управления, оно может быть передано в безвозмездное пользования с согласия собственника этого имущества (п. 1 ст. 296, ст.ст. 297, 298 ГК РФ). Государственное или муниципальное унитарное предприятие вправе с согласия собственника передать в безвозмездное пользование недвижимое имущество, принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения. Движимым имуществом унитарное предприятие по общему правилу распоряжается самостоятельно (п. 2 ст. 295 ГК РФ).

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие правомочия собственника от имени соответственно Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования, вправе предусмотреть порядок получения согласия на передачу имущества третьим лицам, в том числе в безвозмездное пользование (см., например, п.п. 3 — 5 письма Росимущества и ФАНО России от 10.06.2015 N ОД-08/23197/007-18.2-10/МК-435).

Особенности порядка заключения договоров безвозмездного пользования в отношении государственного и муниципального имущества установлены ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).

В силу ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции по общему правилу заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Часть 3 той же статьи распространяет этот порядок на заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении:

1) государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям;

2) государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями;

3) государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.

Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции (далее — Порядок), и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, установлены приказом Федеральной антимонопольной службы РФ от 10.02.2010 N 67. Критерием определения победителя торгов может быть в том числе размер платежа за право заключения договора безвозмездного пользования (пп. 4 п. 31, пп. 4 п. 105 Порядка, п. 14 письма ФАС России от 26.02.2009 N ИА/4770).

Вместе с тем ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции содержит перечень исключений, когда государственное и муниципальное имущество может быть передано в пользование без торгов.

Читайте так же:  Можно оплачивать коммунальные материнский капитал

Указанный в ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным, Водным, Лесным кодексами РФ, законодательством о недрах и о концессионных соглашениях, а также законодательством о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве (ч. 2 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции).

Передача государственного или муниципального имущества некоммерческим организациям, не осуществляющим деятельность, приносящую доход, и физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, может осуществляться без проведения торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом (п. 9 Разъяснения Федеральной антимонопольной службы от 02.06.2010).

Статья 17.1 Закона о защите конкуренции устанавливает требования к порядку заключения договора безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом, но не к его содержанию. Условия такого договора определяются по усмотрению его сторон (с учетом правил главы 36 ГК РФ), кроме случаев, когда содержание того или условия предписано законодательством (п. 2 ст. 1, п. 4 ст. 421 ГК РФ). На практике органы, осуществляющие правомочия собственника государственного или муниципального имущества, нередко предписывают включать в договоры безвозмездного пользования те или иные условия (например, о порядке осуществления контроля за использованием имущества ссудополучателем, об обязанности ссудополучателя нести эксплуатационные расходы в связи с пользованием имуществом и т.д.), обуславливая согласование сделки выполнением этого требования (см., например, п. 10 письма Росимущества и ФАНО России от 10.06.2015 N ОД-08/23197/007-18.2-10/МК-435, п. 3 письма ФАНО России от 09.07.2014 N 007-АС-10/58).

Стандарт “Аренда”: когда бюджетные учреждения могут не применять его положения

Федеральный стандарт государственного сектора «Аренда», утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н (далее — СГС «Аренда»), вступил в силу 1 января 2018 года. Однако у бухгалтеров до сих пор возникают вопросы по его применению.

В данной статье мы рассмотрим основные ситуации, когда бюджетные учреждения могут не применять положения СГС «Аренда».

Исключения для неприменения положений СГС «Аренда», предусмотренные самим стандартом

Пунктом 4 СГС «Аренда» предусмотрены три хозяйственные операции, при отражении которых положения Стандарта не применяются. К ним относится предоставление:

  1. участков недр в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и (или) добычи полезных ископаемых (нефти, природного газа, иных аналогичных невозобновляемых ресурсов);
  2. во временное владение и пользование или во временное пользование материальных ценностей, относящихся для целей бухгалтерского учета к биологическим активам;
  3. во временное пользование материальных носителей, в которых выражены соответствующие результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в части принятия на учет активов, относящихся для целей бухгалтерского учета к нематериальным активам.

Других исключений для неприменения СГС «Аренда» не содержит.

Разъяснения специалистов Минфина России о неприменении положений СГС «Аренда»

В течение 2018 года Минфин России выпустил ряд писем. В них разъясняется, когда положения СГС «Аренда» могут не применяться. Рассмотрим основные из них.

Письмо Минфина России от 13.06.2018 № 02-07-10/40429

Согласно данному письму положения СГС «Аренда» не применяются в следующих ситуациях:

  1. при наличии распорядительных документов о передаче объектов пользователю (арендатору) в целях использования имущества для выполнения функций (полномочий). При этом обязательным условием является тот факт, что обязанности по содержанию переданного в пользование имущества остаются у передающей стороны.
  2. при наличии организационно-распорядительных документов у арендодателя имущества, возлагающих на него функции по содержанию имущества. Иными словами, если в качестве арендодателя (ссудодателя) выступает организация (дирекция и т. п.), специально созданная для обеспечения других учреждений имуществом и наделенная полномочиями по содержанию переданного имущества, положения СГС «Аренда» не применяются.

По сути, данное письмо дублирует положения, предусмотренные разделом II методических рекомендаций по применению СГС «Аренда» (доведенных письмом Минфина России от 13.12.2017 № 02-07-07/83464) и п. 32 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н).

Письмо Минфина России от 14.09.2018 № 02-07-10/66285

Согласно данному письму СГС «Аренда» применяется при отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций, порождающих возникновение доходов. На эту тему были и иные письма (смотрите письма Минфина России от 22.11.2018 № 02-07-10/84404, от 19.09.2018 № 02-07-10/67168 и др.).

Согласно п. 41 СГС «Концептуальные основы» нефинансовые активы, полученные от собственника (учредителя) для выполнения возложенных на учреждение полномочий (функций), осуществления деятельности по оказанию услуг либо для управленческих нужд, признается вкладом собственника (учредителя).

В свою очередь, доходом признается увеличение полезного потенциала активов и (или) поступление экономических выгод, за исключением поступлений, связанных с вкладами собственником (учредителем) (п. 43 СГС «Концептуальные основы»).

Учитывая изложенное, при движении объектов в рамках безвозмездного пользования ни у ссудополучателя (принимающей стороны), ни у ссудодателя (передающей стороны) доходов не возникает. Такое движение рассматривается с позиции имущественного вклада собственника (учредителя). Следовательно, положения СГС «Аренда» могут не применяться.

Обратите внимание, сюда не относятся операции по передаче (получению) имущества в безвозмездное пользование, осуществляемые в рамках межбюджетной передачи.

Письма Минфина России от 22.11.2018 № 02-07-10/84404, от 31.08.2018 № 02-07-10/62448, от 27.09.2018 № 02-07-10/69410 и др.

Согласно разъяснениям методологов Минфина России положения СГС «Аренда» не применяются в случае, если обязанность предоставить имущество в пользование установлена законодательно.

Читайте так же:  Краткая справка из трудового кодекса права беременных на работе

Примером таких операций может служить:

  • предоставление транспортными инфраструктурами в безвозмездное пользование служебных и подсобных помещений, оборудования, средств и услуг связи территориальным органам и подразделениям полиции, выполняющим задачи по обеспечению безопасности граждан и охране общественного порядка, противодействию преступности на железнодорожном, водном, воздушном транспорте и метрополитенах (п. 6 ст. 48 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции );
  • предоставление образовательной организацией на безвозмездной основе в пользование медицинской организации помещения для оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся (ст. 41 Федерального закона от 30.11.2010 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»);
  • предоставление помещения для проведения выездной налоговой проверки (ст. 89 Налогового Кодекса РФ);
  • и другие.

В перечисленных выше ситуациях операции по передаче (получению) имущества в пользование отражается «по-старому»:

  • у передающей стороны путем внутреннего перемещения объектов на балансовых счетах и одновременно на соответствующем забалансовом счете;
  • у принимающей стороны на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование».

Исключения для неприменения положений СГС «Аренда», предусмотренные Инструкцией № 157н

10 февраля 2019 года приказом Минфина России от 28.12.2018 № 298н в Инструкцию № 157н были внесены изменения. В частности, они коснулись описания забалансового счета 01 «Имущество, полученное в пользование».

Так, п. 335 Инструкции № 157н дополнен новыми положениями. Согласно им объектами аренды с 2019 года не являются:

  • имущество казны и иное имущество, полученное на безвозмездной основе, как вклад собственника (учредителя);
  • имущество, которым по решению собственника (учредителя) пользуется учреждение (орган власти) при выполнении возложенных на него функций (полномочий), без закрепления права оперативного управления;
  • имущество, полученное в безвозмездное пользование в силу обязанности его предоставления (получения), возникающей в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Получается, что данные ранее разъяснения Минфина России нашли свое отражение в новых положениях Инструкции № 157н. Частные письма Минфина России не являются нормативными актами, и учреждениям не обязательно ими руководствоваться. Соответственно, до 2019 года учреждение в отношении отражения конкретных операций по аренде могло принять иное решение, противоположное выраженному в письме. С 2019 года рассмотренные в данной статье положения писем перешли в нормы Инструкции № 157н, противоречить которым учреждение уже не вправе.

Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых публикаций.

Видео (кликните для воспроизведения).

Остались вопросы? Позвоните и мы на них ответим 8-800-250-8837 . Звонок бесплатный.

Статья подготовлена

Как учесть имущество, находящееся в безвозмездном пользовании?

Автор: Мишанина М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Вопрос:

У муниципального казенного учреждения в безвозмездном пользовании находится автомобиль (числится на забалансовом счете 01). Как учитывается этот объект в связи со вступлением в силу СГС «Аренда»? Надо ли его переводить с забаланса на баланс учреждения?

Ответ:

С 01.01.2018 при отражении операций по получению (передаче) в безвозмездное пользование имущества следует руководствоваться СГС «Аренда», СГС «Основные средства» и СГС «Концептуальные основы».

Согласно п. 8 СГС «Аренда» объекты бухгалтерского учета, возникающие при передаче государственного (муниципального) имущества в безвозмездное пользование, классифицируются в качестве объектов учета аренды. Такие объекты относятся для целей бухгалтерского учета либо к объектам учета операционной аренды, либо к объектам учета неоперационной (финансовой) аренды – в зависимости от предполагаемого срока использования имущества по отношению к оставшемуся сроку полезного использования передаваемого объекта, величины арендных платежей по отношению к справедливой стоимости объекта учета аренды и соблюдения иных условий, предусмотренных п. 12 – 14 СГС «Аренда».

Обратите внимание: объекты бухгалтерского учета, возникающие при закреплении государственного (муниципального) имущества на праве оперативного управления за учреждениями с целью выполнения ими возложенных на них полномочий (функций), не классифицируются в качестве объектов учета аренды (п. 10 СГС «Аренда»).

Отметим, что классификация объектов учета аренды производится посредством оценки договорных условий пользования имуществом и его содержания.

Например, в силу положений СГС «Аренда» при заключении договора безвозмездного бессрочного пользования автомобилем возникают отношения по неоперационной (финансовой) аренде (см. письма Минфина РФ от 15.12.2017 № 02-07-07/84237 и от 30.11.2017 № 02-07-07/79257). А автомобиль, полученный учреждением по договору безвозмездного пользования, заключенному на определенный срок, может учитываться в качестве объекта операционной аренды.

То есть, принимая во внимание положения СГС «Аренда», важно правильно классифицировать объекты учета аренды с разделением их на операционную и финансовую аренду, поскольку учитываются в бюджетном учете такие объекты по-разному.

К сведению: в целях перехода на применение СГС «Аренда» рекомендуем воспользоваться методическими указаниями (рекомендациями) Минфина, доведенными письмами от 13.12.2017 № 02-07-07/83463 и № 02-07-07/83464.

До применения СГС «Аренда» автомобиль, полученный учреждением в безвозмездное пользование, следовало учитывать на забалансовом счете 01 «Имущество в пользовании» по стоимости, указанной (определенной) передающей стороной (собственником), или в условной оценке: один объект – 1 руб. (если это установлено учетной политикой).

С 01.01.2018 автомобиль в зависимости от принадлежности его к объекту операционной либо финансовой аренды необходимо учитывать на счетах бюджетного учета 1 111 45 000 «Права пользования транспортными средствами», 1 101 35 000 «Транспортные средства – иное движимое имущество учреждения» соответственно (п. 5, 41.1 Инструкции № 162н).

Читайте так же:  Займ под материнский капитал елец

Отражать на балансе указанный объект следует по справедливой стоимости, определяемой на дату его классификации методом рыночных цен, – как если бы право пользования имуществом было предоставлено на коммерческих (рыночных) условиях (далее – справедливая стоимость арендных платежей) (п. 26 СГС «Аренда», Письмо Минфина РФ от 08.05.2018 № 02-07-08/30805).

Разница между суммой арендных платежей и суммой справедливой стоимости арендных платежей признается отложенными доходами (доходами будущих периодов) от предоставления права пользования активом (п. 27.1, 28.1 СГС «Аренда»).

В течение срока пользования имуществом отложенные доходы от предоставления права пользования активом, а также амортизация на учтенное право пользования активом (при операционной аренде) или основное средство (при финансовой аренде) равномерно (ежемесячно) признаются в составе финансового результата текущего периода (п. 27.1, 28.2 СГС «Аренда»).

Для перехода на применение СГС «Аренда» в рассматриваемой ситуации рекомендуем:

провести инвентаризацию имущества с целью выявления фактического наличия автомобиля, полученного в безвозмездное пользование по договору, заключенному до 1 января 2018 года;

определить оставшийся срок полезного использования автомобиля (оставшийся срок пользования объектом или оставшийся срок его выкупа, если это объект финансовой аренды);

определить суммы ежемесячных арендных платежей, рассчитанных исходя из справедливой (рыночной) стоимости объекта, за оставшийся срок полезного использования автомобиля (начиная с 2018 года и до завершения сроков использования объекта);

сформировать бухгалтерскую справку (ф. 0504833) для отражения в межотчетный период (по состоянию на 1 января 2018 года) входящих остатков по объекту учета аренды.

С учетом вышесказанного и на основании положений п. 7, 19, 41.1, 120, 123 Инструкции № 162н в бюджетном учете казенного учреждения необходимо сформировать следующие бухгалтерские записи:

1. В межотчетный период:

Содержание операции

Дебет

[1]

Кредит

Списан объект (автомобиль), находящийся в безвозмездном пользовании, с забалансового учета

Операционная аренда

Принято право пользования автомобилем – объектом операционной аренды

[3]

1 111 45 350
1 401 30 000

1 401 30 000
1 401 40 182

Финансовая аренда

Принят к учету автомобиль – объект финансовой аренды

1 101 35 310
1 401 30 000

1 401 30 000
1 401 40 182

2. Ежемесячно в течение оставшегося срока полезного использования автомобиля:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Признаны доходы текущего финансового года в размере ежемесячного арендного платежа, рассчитанного исходя из справедливой (рыночной) стоимости автомобиля

Операционная аренда

Начислена амортизация на учтенное право пользования автомобилем

1 109 х0 224
1 401 20 224

Финансовая аренда

Начислена амортизация на автомобиль – объект финансовой аренды

Безвозмездная передача основных средств в бюджетных учреждениях – как отражать в учете с 2019 года

С 2019 года бюджетные учреждения при отражении бухгалтерских записей применяют новые коды КОСГУ. В связи с этим изменения претерпели и операции по безвозмездной передаче имущества в бюджетных учреждениях.

Основания для безвозмездной передачи (поступления) основных средств

Как правило, бюджетные учреждения лишены права самостоятельного распоряжения основными средствами, находящимися в их оперативном управлении. Ведь одновременно данные объекты представляют собой государственную (муниципальную) собственность.

Поэтому безвозмездная передача имущества от бюджетного учреждения, как правило, осуществляется по решению собственника его имущества и (или) учредителя. Так, собственник вправе изъять из оперативного управления бюджетного учреждения имущество, закрепленное за ним или приобретенное за счет выделенных из бюджета средств, по следующим основаниям:

  • имущество является излишним;
  • имущество не используется;
  • имущество используется не по назначению.

При изъятии основных средств из оперативного управления учреждения возможна, по решению собственника, передача объектов в казну либо иным учреждениям.

В исключительных ситуациях имущество бюджетных учреждений может передаваться не учреждениям госсектора, а иным юридическим и физическим лицам.

А вот поступление имущества бюджетным учреждениям безвозмездно возможно от разных юридических и физических лиц. Наиболее часто встречаются операции по поступлению имущества от собственника (закрепление имущества собственником), а также от иных учреждений госсектора.

Учет безвозмездной передачи основных средств

Операции по безвозмездной передаче основных средств отражаются бухгалтерскими записями, предусмотренными пунктами 12 и 28 Инструкции N 174н*(1).

При передаче основных средств учреждениям госсектора, в том числе в случае изъятия объектов из оперативного управления, применяются следующие корреспонденции счетов:

  • Дебет Х 401 20 281 Кредит Х 101 ХХ 410 — отражена передача балансовой стоимости объекта учета;
  • Дебет Х 104 ХХ 411 Кредит Х 401 20 281 — отражена передача начисленной по объекту амортизации.

Передача основных средств отражается на основании первичных документов, оформленных передающей стороной, и Извещения.

Обратите внимание на применение кода КОСГУ 281 в номере счета 401 20 при отражении передачи основных средств. Данный код КОСГУ именуется как «Безвозмездные перечисления капитального характера государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям». В то же время в номере счета 401 20 код 281 используется даже в ситуациях, если передача осуществляется казенным учреждениям и иным получателям бюджетных средств. В ближайшее время планируется внести соответствующие правки в порядок применения КОСГУ. Тем самым закрепление применения кода 281 в корреспонденциях будет узаконено не только Инструкцией N 174н, но и порядком по применению КОСГУ.

Читайте так же:  Социальная адаптация детей инвалидов материнский капитал

Если передача основных средств осуществляется государственным (муниципальным) организациям (к ним мы относим, как правило, унитарные предприятия), то применяются следующие корреспонденции счетов:

  • Дебет 2 401 20 282 Кредит 2 101 ХХ 410 — отражена передача балансовой стоимости объекта учета;
  • Дебет 2 104 ХХ 411 Кредит 2 401 20 282 — отражена передача начисленной по объекту амортизации.

В иных ситуациях безвозмездной передачи основных средств (к примеру, при их передаче физическим лицам) применяются такие проводки:

  • Дебет 2 104 ХХ 411 Кредит 2 101 ХХ 410 — отражена передача объекта учета в размере начисленной по нему амортизации;
  • Дебет 2 401 20 28Х (25Х, 271) Кредит 2 101 ХХ 410 — отражена передача объекта учета в размере его остаточной стоимости.

Выбор кода КОСГУ к счету 401 20 в данном случае будет зависеть от типа контрагента — получателя и требований по применению кодов КОСГУ. К примеру, если это физическое лицо — не производитель товаров, работ, услуг, то следует применить код КОСГУ 271. По иным кодам КОСГУ исходя их порядка их применения передачу основных средств физическим лицам отразить нельзя.

Учет безвозмездного поступления основных средств

Операции по безвозмездному поступлению основных средств отражаются бухгалтерскими записями, предусмотренными пунктами 9 и 27 Инструкции N 174н.

При поступлении основных средств бюджетному учреждению от собственника его имущества, иных организаций государственного сектора в порядке закрепления имущества на праве оперативного управления отражаются корреспонденции:

  • Дебет 4 101 ХХ 310 Кредит 4 401 10 195 — поступление балансовой стоимости полученных объектов;
  • Дебет 4 401 10 195 Кредит 4 104 ХХ 411 — поступление начисленной по объекту амортизации.

В иных ситуациях безвозмездное поступление основных средств бюджетному учреждению отражается корреспонденцией:

  • Дебет 2 101 ХХ 310 Кредит 2 401 10 19Х.

Здесь необходимо остановиться на следующих моментах:

  1. Выбор КОСГУ к счету 401 20 29Х.
  2. Стоимость, по которой полученные основные средства следует поставить на учет.
  3. Следует ли отражать поступление амортизации.

Выбор КОСГУ зависит от типа контрагента, от которого поступают основные средства:

  • 195 «Безвозмездные неденежные поступления капитального характера от сектора государственного управления и организаций государственного сектора»;
  • 196 «Безвозмездные неденежные поступления капитального характера от организаций (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)»;
  • 197 «Безвозмездные неденежные поступления капитального характера от физических лиц»;
  • 198 «Безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления капитального характера от нерезидентов»;
  • 199 «Прочие неденежные безвозмездные поступления».

Получается, что если, к примеру, основные средства поступают безвозмездно от физических лиц, то в проводке необходимо использовать КОСГУ 197.

Стоимость, по которым принимаются к учету безвозмездно полученные объекты основных средств, определяется стандартом «Основные средства»*(2).
И тут возможно 2 ситуации:

  1. Основные средства поступаю от организаций государственного сектора. Обратите внимание, что к организациям госсектора в данном случае относятся не только органы власти, государственные (муниципальные) учреждения, но и иные организации, созданные на базе государственного (муниципального) имущества (например, унитарные предприятия).
  2. Основные средства поступают от иных контрагентов.

В первой ситуации поступление основных средств отражается по стоимости, по которой они были учтены передающей стороной. Дополнительно отражается поступление амортизации, при наличии. При этом отражается проводка:

  • Дебет 2 401 10 195 Кредит 2 104 ХХ 411.

Во второй ситуации учреждению необходимо самостоятельно определить справедливую стоимость поступившего имущества, подтвердив ее документально. В случае невозможности определения такой стоимости допускается учет объектов в условной оценке, равной одному рублю. Поступление амортизации для второй ситуации не предусмотрено. То есть амортизация начинает начисляться уже в бюджетном учреждении. Это актуально даже для ситуаций поступления бывшего в употреблении имущества.

Примечание. В данной статье не приводятся корреспонденции для поступления (передачи) основных средств в случае наличия показателей по объектам на счетах 0 114 00 000 «Обесценение нефинансовых активов».

*(1) Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
*(2) Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 N 257н.

Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых публикаций.

Остались вопросы? Позвоните и мы на них ответим 8-800-250-8837 . Звонок бесплатный.

Видео (кликните для воспроизведения).

Статья подготовлена

Источники


  1. Липшиц, Е.Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-XI вв. Историко-юридические этюды / Е.Э. Липшиц. — М.: Наука, 2013. — 248 c.

  2. Беляева, О. М. Актуальные проблемы теории государства и права. Практикум / О.М. Беляева. — М.: Феникс, 2015. — 448 c.

  3. История государства и права России; АСТ, Сова, ВКТ — Москва, 2009. — 395 c.
  4. Кутафин, О. Е. О. Е. Кутафин. Избранные труды. В 7 томах. Том 6. Субъекты конституционного права Российской Федерации как юридические и приравненные к ним лица / О.Е. Кутафин. — М.: Проспект, 2011. — 336 c.
  5. Кучерена А. Г. Адвокатура в условиях судебно-правовой реформы в России; Юркомпани — М., 2015. — 432 c.
  6. Передача имущества в безвозмездное пользование казенному учреждению
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here