Правило поведения предписываемое административно правовой нормой правомочие

Самое главное по теме: "Правило поведения предписываемое административно правовой нормой правомочие". На странице собрана полезная тематическая информация. На все вопросы вам ответит дежурный специалист.

Ответы на тесты и решение задач для студентов российских ВУЗов

Вы найдете бесплатную базу ответов на тесты и решения задач, которая насчитывает свыше 200.000 вопросов, используемых при обучении в российских ВУЗах. А также на нашем сайте возможно заказать решение задач по финансовым, экономическим, бухгалтерским, налоговым дисциплинам. Возможна онлайн помощь при решении задач, сдаче экзаменов и многое другое. Написать нам Вы можете на [email protected]

Административное право. Вариант 38

Вопрос № 186. Дисквалификация, как административное наказание заключается в:
Ответ: лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом

Вопрос № 187. Синонимом понятия «меры административного наказания» является понятие:
Ответ: меры административной ответственности

Вопрос № 188. Привод может быть применен в отношении:
Ответ: должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении
Ответ: понятых
Ответ: физического лица, в отношении которых ведется дело об административном правонарушении

Вопрос № 189. Правило поведения, предписываемое административно-правовой нормой (правомочие, обязанность, запрет), содержится в той части структуры нормы, которая называется:
Ответ: диспозиция

Вопрос № 190. Относительно самостоятельная часть административного производства, которая, наряду с его общими задачами, имеет свойственные только ей задачи и особенности, а также отличается собственным кругом участников производства и завершается принятием процессуального документа, — это:
Ответ: стадия

Административно-правовые нормы

Процесс управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности вызывает необходимость четкого правового регулирования отношений, прав и обязанностей сторон, координации действий субъектов управленческих отношений. Такое правовое регулирование осуществляется с помощью административно-правовых норм.

Административно-правовая норма – это правило поведения общего характера, установленное государством в целях регулирования общественных отношений, складывающихся в процессе государственного управления, в процессе исполнительно-распорядительной деятельности.

Административно-правовые нормы определяют правила поведения граждан, органов государственного управления, служащих общественных организаций и других субъектов, участвующих в исполнительно-распорядительной деятельности. Они закрепляют правовое положение, компетенцию, полномочия, обязанности и права субъектов управленческих отношений.

Административно-правовые нормы устанавливаются только государством и содержатся в законах, указах, постановлениях, решениях, уставах и других нормативных актах. Они носят общеобязательный, повелительный характер, охраняются от нарушений принудительной силой государства, т.е. определяют какие действия можно или должно совершать, от каких действий следует воздержаться.

Так, например, нельзя распивать алкогольные напитки в общественных местах (ст.17.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, далее – КоАП РБ) или при доставлении в дежурную часть правонарушителя, дежурный по органу внутренних дел обязан установить наличие проступка, установить личность доставленного, проверить по учетам, зарегистрировать, провести личный досмотр и оформить протокол; или при поступлении заявления (жалобы) в любой государственный орган оно должно быть зарегистрировано, проверено и в установленные сроки дан полный ответ заявителю.

Нормы административного права обеспечивают четкое регулирование деятельности органов государственного управления, других участников управленческих отношений и способствуют эффективной работе. Это направление административно-правового регулирования приобретает исключительно большое значение, поскольку административно-правовое регулирование способствует упорядочению деятельности органов государственного управления.

В нашем обществе действует огромное количество административно-правовых норм, проявляющих себя в самых различных сферах государственного управления. Но, несмотря на это, все нормы административного права по своему целевому назначению и способам воздействия на людей (по характеру диспозиции) могут быть сведены в 3 родовые группы.

1.Обязывающие нормы, т.е. нормы, которые обязывают субъектов совершать определенные действия. Например, в соответствии с требованиями паспортной системы, все граждане РБ, достигшие 16 лет, обязаны иметь паспорт гражданина РБ. Обязывающие нормы зачастую снабжаются санкциями, чем стимулируется их выполнение. Таким образом, в инструкциях, уставах, наставлениях и других нормативных актах, когда излагаются обязанности органов, должностных лиц, служащих и граждан, содержатся обязывающие административно-правовые нормы.

2. Запрещающие нормы, т.е. нормы, которые предусматривают запрет на совершение определенных действий. Например, запрещается находиться на улицах и в других общественных местах в пьяном виде, или запрещается безбилетный проезд в поездах, или запрещается направлять жалобы тому, на кого жалуется другой.

З. Уполномочивающие нормы, т.е. те нормы, которые предусматривают возможность совершать определенные действия в пределах компетенции по своему усмотрению. Например, начальник РОВД вправе наложить штраф на правонарушителя за мелкое хулиганство, но в зависимости от конкретных обстоятельств может направить дело в суд.

Формы реализации административно-правовых норм:

Соблюдение – пассивная форма, имеет место тогда, когда субъекты воздерживаются от совершения действий, закрепленных нормами. В этой форме реализуются запрещающие нормы.

Исполнение – предполагает активные действия субъектов права по выполнению юридических предписаний, запретов или дозволений, содержащихся в норме.


Использование – добровольное совершение субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления.

Применение – разрешение индивидуально-конкретных дел уполномоченными на то органами государства и должностными лицами путем издания (принятия) полномочным органом (компетентным субъектом власти) индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных или процессуальных норм.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9486 —

| 7456 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Help Me Test

Решение тестов онлайн и бесплатные ответы на тесты

Административное право. Тест 38

186. Дисквалификация, как административное наказание заключается в:
• лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом

187. Синонимом понятия «меры административного наказания» является понятие:
• меры административной ответственности

188. Привод может быть применен в отношении:
• должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении
• понятых
• физического лица, в отношении которых ведется дело об административном правонарушении

189. Правило поведения, предписываемое административно-правовой нормой (правомочие, обязанность, запрет), содержится в той части структуры нормы, которая называется:
• диспозиция

190. Относительно самостоятельная часть административного производства, которая, наряду с его общими задачами, имеет свойственные только ей задачи и особенности, а также отличается собственным кругом участников производства и завершается принятием процессуального документа, — это:
• стадия

тест 36 | тест 37 | тест 38 | тест 39 | тест 40

Читайте так же:  Как разделить ипотечную квартиру при разводе

Ответы на тесты по предмету «Административное право. Тест 38»

186. Дисквалификация, как административное наказание заключается в:
• лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом

187. Синонимом понятия «меры административного наказания» является понятие:
• меры административной ответственности

188. Привод может быть применен в отношении:
• должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении
• понятых
• физического лица, в отношении которых ведется дело об административном правонарушении

189. Правило поведения, предписываемое административно-правовой нормой (правомочие, обязанность, запрет), содержится в той части структуры нормы, которая называется:
• диспозиция

190. Относительно самостоятельная часть административного производства, которая, наряду с его общими задачами, имеет свойственные только ей задачи и особенности, а также отличается собственным кругом участников производства и завершается принятием процессуального документа, — это:
• стадия

Тема 3. Административное и административно-процессуальное право — отрасли российского права

Административное право сформировалось в России в конце XIX — начале XX веков

2. Одной из главных черт, отличающих административно-правовой метод регулирования от гражданско-правового, является [2]

По методу воздействия на поведение субъектов административно-правовые нормы делятся на

4. Из перечисленных средств правового регулирования: 1) запрет; 2) дозволение; 3) предписание — в административном праве используются:

Предписание как способ регулирующего воздействия на поведение субъектов права наиболее ярко проявляется в административном правоотношении, являющемся

Для механизма административно-правового регулирования наиболее характерно такое средство правового регулирования распорядительного типа, как

7. Управленческие отношения, складывающиеся между органами исполнительной власти, с одной стороны, и гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями, с другой стороны, являются по своей сути

Конституция Российской Федерации является источником

Административные правоотношения делятся на вертикальные и горизонтальные в зависимости от

4. соотношения прав и обязанностей участников правоотношения>

Общая административная правоспособность гражданина Российской Федерации наступает с

11. Из перечисленных видов правовых актов: 1) федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации; 2) постановления Государственной Думы и Совета Федерации; 3) акты представительных органов субъектов Российской Федерации; 4) постановления Конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации; 5) некоторые международные договоры и соглашения — к источникам административного права относятся:

Деление на Общую и Особенную части административного права характерно для его

Что является предметом изучения науки административного права?

Один из способов реализации административно-правовых норм, который заключается в воздержании субъекта права от действий, запрещенных этими нормами, без вступления субъекта в конкретные административные правоотношения, называется

Применение — это один из способов реализации административно-правовых норм, который заключается в

Нормы Особенной части (Раздел 2) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающие ответственность за совершение конкретных административных правонарушений, реализуются путем

Один из способов реализации административно-правовых норм, который заключается в правомерных действиях субъектов права по выполнению предписаний, содержащихся в этих нормах, называется

Классификация: 1) использование; 2) исполнение; 3) соблюдение; 4) применение – раскрывает

Отношения власти и подчинения в правоотношении между инспектором дорожно-патрульной службы ГИБДД и водителем автомобиля

Отношения власти и подчинения в правоотношении между министром и его заместителем

Одной из особенностей административных правоотношений является то, что

Деление административно-правовых норм на общероссийские, республиканские, территориальные, межтерриториальные, местные и т.д. производится в зависимости от

По (содержанию) предмету регулирования административно-правовые нормы делятся на

24. Из перечисленных видов правоотношений, возникающих: 1) в процессе управленческой деятельности администрации предприятия в отношении работников данного предприятия; 2) в процессе внутриаппаратной деятельности органов прокуратуры и суда; 3) при рассмотрении в судах дел об административных правонарушениях — к предмету административного права относятся:

25. Из перечисленных групп юридических норм, регламентирующих: 1) методы государственного регулирования; 2) порядок осуществления законодательной деятельности; 3) правовые формы организации и деятельности органов управления; 4) административно-политическую и хозяйственно-экономическую деятельность государственной администрации — к правовым институтам, составляющим систему административного права, относятся:

Правило поведения, предписываемое административно-правовой нормой (правомочие, обязанность, запрет), содержится в той части структуры нормы, которая называется

Часть административно-правовой нормы, которая содержит указание на фактические условия реализации нормы, называется

Часть (элемент) административно-правовой нормы, которая содержит меру административного наказания, применяемую к правонарушителю, называется

Внутреннее строение административно-правовой нормы, определенный порядок взаимосвязи и взаимообусловленности составных частей, элементов нормы — это ее

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы

[2]

Административно-правовые нормы: понятие, структура.

Административное право, как и любая отрасль права, состоит из юридических норм. Объединенные общим предметом и методом регулирования административно-правовые нормы формируют институты, на базе которых в свою очередь строится целостная система отрасли. В отличие от норм других отраслей права, предметом регулирования норм административного права являются общественные отношения, складывающиеся в сфере управленческой, исполнительной деятельности государства.

Административно-правовые нормы – это устанавливаемые правила поведения, целью которых является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся (по мере необходимости) в сфере функционирования механизма исполнительной власти (государственного управления).

Свою регулятивную роль административное право выражает прежде всего через свои нормы. При этом оно использует их в следующих основных целях:

а) обеспечение должной упорядоченности организации и функционирования как всей единой системы исполнительной власти, так и отдельных звеньев, их рационального взаимодействия;

Читайте так же:  Получение лицензии на производство алкогольной продукции

б) обеспечение эффективной реализации в сфере государственного управления конституционных прав, свобод и обязанностей граждан и их негосударственных объединений;

в) определение того или иного варианта должного, т.е. отвечающего интересам правового государства, поведения всех лиц и организаций, действующих в сфере государственного управления (физические и юридические лица, общественные объединения и т.п.);

г) непосредственное выражения в сфере государственного управления публично-правового интереса;

д)установления и обеспечения прочного режима законности и государственной дисциплины в рамках регулируемых общественных отношений.

Таким образом, административно-правовая норма есть норма, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в иных областях государственной деятельности. Нормы административного права направлены на организацию, упорядочение и совершенствование отношений, которые складываются в сфере управления.

Административное законодательство содержит нормы, посредством которых обеспечивается охрана (защита) административно-правовых отношений от возможных нарушений (ст. 7 КоАП РК).

Структура административно-правовой нормы состоит из гипотизы, диспозиции, санкции:

· гипотиза — часть административно-правовой нормы, содержащей указание на фактические условия реализации нормы, т.е. на те общественные отношения, на которые она призвана воздействовать, и которые порождают определенные правовые отношения (ч. 1 ст. 7 КоАП);

· диспозиция – правило поведения, предписываемое нормой, которое излагается в административно-правовых нормах как права, правомочия, дозволения, или в виде предписаний и обязанностей, а также запрета и ограничений (ч. 2 ст. 7 КоАП);

· санкция – часть административно-правовой нормы, содержащей указания на меры административного воздействия, применяемые к правонарушителю (гл. гл. 6-9, 36 КоАП РК).

По методу воздействия на поведение субъектов выделяют обязывающие, запрещающие иуполномочивающие (дозволительные) административно-правовые нормы.

Обязывающими являются нормы, устанавливающие обязанность лица совершать определенные положительные действия. Примером могут служить нормы об обязательной регистрации юридических лиц в органах юстиции, о необходимости рассмотрения жалоб граждан органами управления (должностными лицами) в течение определенного срока и т. п. Содержащиеся в обязывающих нормах веления могут быть выражены путем прямых предписаний, как в приведенных примерах, а также посредством определения обязанностей участников административно-правовых отношений, основ компетенции субъектов государственно-управленческой деятельности.

Запрещающие нормы предусматривают запрет на совершение тех или иных действий в условиях, определяемых данными нормами. Запреты носят общий либо специальный характер. Примером общего запрета является требование не совершать действий, подпадающих под признаки административного правонарушения.

Дата добавления: 2016-02-20 ; просмотров: 2523 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

По (содержанию) предмету регулирования административно-правовые нормы делятся на

13. Из перечисленных видов правоотношений, возникающих: 1) в процессе управленческой деятельности администрации предприятия в отношении работников данного предприятия; 2) в процессе внутриаппаратной деятельности органов прокуратуры и суда; 3) при рассмотрении в судах дел об административных правонарушениях — к предмету административного права относятся:

Правило поведения, предписываемое административно-правовой нормой (правомочие, обязанность, запрет), содержится в той части структуры нормы, которая называется

Часть административно-правовой нормы, которая содержит указание на фактические условия реализации нормы, называется

Часть (элемент) административно-правовой нормы, которая содержит меру административного наказания, применяемую к правонарушителю, называется

Видео (кликните для воспроизведения).

Объект административного правоотношения – это

18. Из перечисленных субъектов права: 1) граждане Российской Федерации; 2) иностранные граждане и лица без гражданства; 3) органы исполнительной власти; 4) предприятия, учреждения, организации; 5) общественные объединения; 6) органы местного самоуправления – субъектами административных правоотношений могут быть:

Административное правоотношение, в котором один из субъектов (участников) подчинен другому, является

Административное правоотношение, участники (субъекты) которого не находятся в организационном подчинении друг у друга, называется

Тема 4. Субъекты административного права

1. Определение «Регламентированная нормами административного права возможность иметь права и обязанности в сфере государственного управления, быть субъектом административного права» относится к понятию

2. Из перечисленных субъектов права: 1) граждане Российской Федерации; 2) иностранные граждане; 3) лица без гражданства; 4) органы исполнительной власти; 5) организации — индивидуальными субъектами административного права являются:

3. Определение «Установленная нормами административного права способность реализации индивидуумом прав и осуществления обязанностей в сфере государственного управления» — относится к понятию

4. Определение «Установленная нормами административного права способность нести административную ответственность за совершенные правонарушения в сфере государственного управления» относится к понятию

Административная правоспособность гражданина Российской Федерации — это его способность

Общая административная правоспособность гражданина Российской Федерации наступает с

По общему правилу административная дееспособность гражданина Российской Федерации наступает в полном объеме в возрасте

8. Из перечисленных прав граждан Российской Федерации: 1) на жизнь; 2) избирать и быть избранным в органы государственной власти; 3) на личную неприкосновенность и неприкосновенность жилища; 4) на передвижение — к правам, которые реализуются в сфере государственного управления, относятся:

Административная деликтоспособность гражданина Российской Федерации наступает с

10. Из перечисленных прав граждан Российской Федерации: 1) на доступ к государственной службе; 2) на проведение собраний, митингов, шествий и демонстраций; 3) на создание общественных объединений; 4) на обжалование незаконных действий и решений должностных лиц — к правам, которые реализуются в сфере государственного управления, относятся:

Какое из конституционных прав гражданина России, перечисленных ниже, не входит в состав его административно-правового статуса?

Какое из конституционных прав гражданина России, перечисленных ниже, входит в состав его административно-правового статуса?

Право на административное обжалование незаконных действий и решений, нарушающих права граждан, означает возможность обращения гражданина с жалобой

14. Из перечисленных видов действий и решений государственных органов и их должностных лиц, в результате которых: 1) нарушены права и свободы граждан; 2) созданы препятствия для осуществления гражданином его прав и свобод; 3) незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность либо он незаконно привлечен к какой-либо ответственности — гражданин имеет право обжаловать в суд:

Виды административно-правовых норм

Административно-правовые нормы различны по своей регулятивной направленности и, соответственно, по юридическому содержанию.

Нормы административного права делятся на виды в зависимости от различных критериев — особенностей регулируемых ими общественных отношений, назначения и функций.

1. По назначению административно-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные.

Материальные административно-правовые нормы юридически закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений, т.е. фактически их административно-правовой статус. В материальных нормах находит свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должна функционировать система исполнительной власти (государственного управления), должны действовать участники регулируемых управленческих отношений. Такие административно-правовые нормы нередко называют статичными. Это, например, нормы, определяющие обязанности соответствующих должностных лиц принять и рассмотреть в установленный срок жалобу гражданина, основы компетенции того или иного субъекта исполнительной власти. Таким образом, материальные административно-правовые нормы определяют основы взаимодействия субъектов, исполнение, применение и соблюдение норм административного права, обеспечения в необходимых случаях их мерами государственного принуждения.

Читайте так же:  Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия составляет

Процессуальные административно-правовые нормы регламентируют процессуальные вопросы, связанные с осуществлением государственного управления. Например, это нормы, определяющие порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений граждан: порядок производства по делам об административных правонарушениях. Их назначение сводится к определению порядка (процедуры) peaлизации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений. Эти нормы обычно называют динамичными.

Соотношение материальных и процессуальных норм административного права может быть показано на следующем примере. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. определяет государственную службу в качестве профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственного органа, а также условия, связанные с поступлением на государственную службу. Эти нормы лишь фиксируют возможности приобретения гражданами Российской Федерации статуса государственного служащего. В этом их юридически понимаемая статичность и, соответственно, материальность. Этот же закон содержит нормы, определяющие порядок поступления на государственную службу и ее прохождения. В данном случае речь идет уже о процессуальных (динамичных) нормах.

2. По методу воздействия на поведение субъектов. Административно-правовая норма по-разному воздействует на поведение участников общественных отношений: она может обязывать к действию, предписывать совершать определенные действия, управомочивать совершать те или иные действия, запрещать их совершение. В соответствии с характером сформулированного в норме правила административно-правовые нормы подразделяются на предписывающие, управомочивающие и запретительные.

2. По субъектам (адресатам) административно-правовые нормы делятся на регулирующие: а) деятельность государственных органов, предприятий, организаций; б) поведение граждан; в) деятельность общественных и религиозных организаций; г) деятельность государственных служащих.

Нормы административного права распространяются также и на иностранных физических и юридических лиц, находящихся на территории Российской Федерации.

3. По форме предписания административно-правовые нормы делятся прежде всего на императивные (категоричные) и рекомендательные.

Императивные нормы содержат правила, непосредственно определяющие поведение субъектов при наступлении сформулированных в них условий, которые не могут быть заменены другими правилами поведения по соглашению сторон данного правоотношения.

Рекомендательные нормы содержат рекомендации о целесообразности совершения субъектами административного права тех или иных действий.

Что касается диспозитивных норм, предоставляющих возможность субъектам правоотношения самим определять свои права и обязанности в рамках правовой нормы, то они в административном законодательстве встречаются относительно редко. Это объясняется специфической сферой административного права — государственным управлением.

4. По действию в пространстве. Административно-правовые нормы, закрепленные в федеральном законодательстве, действуют на всей территории Российской Федерации. На территориях субъектов Российской Федерации действуют также административно-правовые нормы, закрепленные в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.

В ряде случаев указанные нормы действуют на территории нескольких государств в соответствии с двусторонними или многосторонними соглашениями. Расширение подобной практики стало закономерным для взаимоотношений между суверенными государствами — членами Содружества Независимых Государств (СНГ).

5. По действию во времени административно-правовые нормы делятся на срочные, т.е. с заранее определенным сроком действия, и бессрочные, не имеющие заранее установленного срока действия.

Административно-правовые нормы, как правило, не ограничены определенными сроками действия. Это означает, что они действуют до их официального изменения либо отмены. В ряде случаев возможно установление определенных сроков их действия, например, на определенный срок устанавливается режим чрезвычайного положения или военного положения*(33). Законную силу административно-правовые нормы приобретают либо с момента подписания содержащих их нормативных актов, либо в тот срок, который предусмотрен для вступления соответствующих норм в силу.

В Российской Федерации действуют некоторые административно-правовые нормы бывшего СССР. В подобных случаях союзные нормы, не противоречащие российскому законодательству, сохраняют свою силу впредь до момента установления обновленных норм законодательными или иными органами Российской Федерации.

Административно-правовые нормы делятся также на длительные и кратковременные. При этом длительными или кратковременными могут быть как срочные, так и бессрочные нормы.

6. С учетом федеративного устройства России административно-правовые нормы классифицируются по масштабу действия. Это:

— нормы субъектов Федерации.

7. По объему регулирования административно-правовые нормы подразделяются на:

— общие, т.е. распространяющие свое действие на все сферы и отрасли государственного управления и регламентирующие наиболее важные стороны процесса реализации исполнительной власти. Чаще всего такого рода нормы содержатся в законодательных актах, указах президента и постановлениях Правительства Российской Федерации;

[3]

— межотраслевые, т.е. регламентирующие те или иные стороны государственно-управленческой деятельности, которые являются общими или сопредельными для всех или многих отраслей государственного управления и имеют при этом специальный характер. Например, такие черты свойственны нормам антимонопольного, экологического законодательства, нормам, содержащимся в положениях о межотраслевых органах исполнительной власти (статистики, тарифам) и т.п.;

— отраслевые, т.е. регламентирующие те или иные стороны управленческих отношений, возникающих в границах сферы, закрепленной за исполнительными органами отраслевой компетенции (например, министерств).

Существуют и иные классификационные группы административно-правовых норм. Например, они могут иметь либо внутрисистемный (их юридическая сила распространяется на нижестоящие звенья механизма исполнительной власти), либо общеобязательный (их действие распространяется на всех участников регулируемых отношений) характер.

Под структурой административно-правовой нормы понимается внутреннее строение нормы, определенный порядок взаимосвязи, взаимообусловленности составных частей, элементов нормы. Административно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза как часть административно-правовой нормы содержит указание на фактические условия ее реализации. Гипотеза содержит указание на юридический факт, фактические обстоятельства вступления нормы в действие, реализации ее диспозиции (например, условия привлечения к административной ответственности). Гипотеза может быть как абстрактной, так и казуистической. Абстрактная гипотеза, определяя условия действия нормы, указывает на общие признаки реализации нормы. Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы со строго определенными частными случаями.

Читайте так же:  Обналичить материнский капитал через 3 года

Диспозиция — это структурный элемент юридической нормы, в котором определяется правило поведения, предписываемое нормой, права и обязанности сторон. В зависимости от формы выражения, диспозиции административно-правовых норм подразделяются на предписывающие, управомочивающие или запрещающие.

Предписывающие диспозиции возлагают на субъектов обязанность совершения определенных действий, предписывают им тот или иной вариант должного поведения, обязанность совершения ими тех или иных действий. Так, согласно п. 1.5. Правил дорожного движения участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасность для движения и не причинять вред.

Управомочивающие диспозиции определяют в административном праве, как правило, функции и правомочия субъектов государственного управления. Например, согласно ст. 13 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий: организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

Запрещающими называются диспозиции, содержащие запрет на совершение тех или иных противоправных деяний (действий или бездействия). Запрещающая диспозиция требует воздерживаться от определенного варианта поведения, которое законом считается правонарушением.

Санкция как элемент административно-правовой нормы содержит указание на меры воздействия, применяемые к нарушителю. При этом имеется в виду не любое административное воздействие, а лишь такое, применение которого предусмотрено нормой в связи с правонарушением. Административно-правовые санкции, применяемые за административные правонарушения, предусматриваются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Например, согласно ст. 8.1. данного Кодекса санкцией за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов является назначение административного штрафа гражданам, должностным лицам и юридическим лицам.

Административно-правовые санкции, применяемые за нарушение норм данного Кодекса, перечислены в ст. 3.2. К ним относятся следующие: 1) предупреждение; 2) административный штраф; 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; 4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; 5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу; 6) административный арест; 7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; 8) дисквалификация; 9) административное приостановление деятельности.

Дата добавления: 2016-02-11 ; просмотров: 1962 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Виды административно-правовых норм

Административно-правовые нормы различны по своей регулятивной направленности и, соответственно, по юридическому содержанию.

Нормы административного права делятся на виды в зависимости от различных критериев — особенностей регулируемых ими общественных отношений, назначения и функций.

[1]

1. По назначению административно-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные.

Материальные административно-правовые нормы юридически закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений, т.е. фактически их административно-правовой статус. В материальных нормах находит свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должна функционировать система исполнительной власти (государственного управления), должны действовать участники регулируемых управленческих отношений. Такие административно-правовые нормы нередко называют статичными. Это, например, нормы, определяющие обязанности соответствующих должностных лиц принять и рассмотреть в установленный срок жалобу гражданина, основы компетенции того или иного субъекта исполнительной власти. Таким образом, материальные административно-правовые нормы определяют основы взаимодействия субъектов, исполнение, применение и соблюдение норм административного права, обеспечения в необходимых случаях их мерами государственного принуждения.

Процессуальные административно-правовые нормы регламентируют процессуальные вопросы, связанные с осуществлением государственного управления. Например, это нормы, определяющие порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений граждан: порядок производства по делам об административных правонарушениях. Их назначение сводится к определению порядка (процедуры) peaлизации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений. Эти нормы обычно называют динамичными.

Соотношение материальных и процессуальных норм административного права может быть показано на следующем примере. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. определяет государственную службу в качестве профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственного органа, а также условия, связанные с поступлением на государственную службу. Эти нормы лишь фиксируют возможности приобретения гражданами Российской Федерации статуса государственного служащего. В этом их юридически понимаемая статичность и, соответственно, материальность. Этот же закон содержит нормы, определяющие порядок поступления на государственную службу и ее прохождения. В данном случае речь идет уже о процессуальных (динамичных) нормах.

2. По методу воздействия на поведение субъектов. Административно-правовая норма по-разному воздействует на поведение участников общественных отношений: она может обязывать к действию, предписывать совершать определенные действия, управомочивать совершать те или иные действия, запрещать их совершение. В соответствии с характером сформулированного в норме правила административно-правовые нормы подразделяются на предписывающие, управомочивающие и запретительные.

2. По субъектам (адресатам) административно-правовые нормы делятся на регулирующие: а) деятельность государственных органов, предприятий, организаций; б) поведение граждан; в) деятельность общественных и религиозных организаций; г) деятельность государственных служащих.

Нормы административного права распространяются также и на иностранных физических и юридических лиц, находящихся на территории Российской Федерации.

3. По форме предписания административно-правовые нормы делятся прежде всего на императивные (категоричные) и рекомендательные.

Императивные нормы содержат правила, непосредственно определяющие поведение субъектов при наступлении сформулированных в них условий, которые не могут быть заменены другими правилами поведения по соглашению сторон данного правоотношения.

Рекомендательные нормы содержат рекомендации о целесообразности совершения субъектами административного права тех или иных действий.

Что касается диспозитивных норм, предоставляющих возможность субъектам правоотношения самим определять свои права и обязанности в рамках правовой нормы, то они в административном законодательстве встречаются относительно редко. Это объясняется специфической сферой административного права — государственным управлением.

4. По действию в пространстве. Административно-правовые нормы, закрепленные в федеральном законодательстве, действуют на всей территории Российской Федерации. На территориях субъектов Российской Федерации действуют также административно-правовые нормы, закрепленные в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.

Читайте так же:  Купить комнату под материнский капитал в красноярске

В ряде случаев указанные нормы действуют на территории нескольких государств в соответствии с двусторонними или многосторонними соглашениями. Расширение подобной практики стало закономерным для взаимоотношений между суверенными государствами — членами Содружества Независимых Государств (СНГ).

5. По действию во времени административно-правовые нормы делятся на срочные, т.е. с заранее определенным сроком действия, и бессрочные, не имеющие заранее установленного срока действия.

Административно-правовые нормы, как правило, не ограничены определенными сроками действия. Это означает, что они действуют до их официального изменения либо отмены. В ряде случаев возможно установление определенных сроков их действия, например, на определенный срок устанавливается режим чрезвычайного положения или военного положения*(33). Законную силу административно-правовые нормы приобретают либо с момента подписания содержащих их нормативных актов, либо в тот срок, который предусмотрен для вступления соответствующих норм в силу.

В Российской Федерации действуют некоторые административно-правовые нормы бывшего СССР. В подобных случаях союзные нормы, не противоречащие российскому законодательству, сохраняют свою силу впредь до момента установления обновленных норм законодательными или иными органами Российской Федерации.

Административно-правовые нормы делятся также на длительные и кратковременные. При этом длительными или кратковременными могут быть как срочные, так и бессрочные нормы.

6. С учетом федеративного устройства России административно-правовые нормы классифицируются по масштабу действия. Это:

— нормы субъектов Федерации.

7. По объему регулирования административно-правовые нормы подразделяются на:

— общие, т.е. распространяющие свое действие на все сферы и отрасли государственного управления и регламентирующие наиболее важные стороны процесса реализации исполнительной власти. Чаще всего такого рода нормы содержатся в законодательных актах, указах президента и постановлениях Правительства Российской Федерации;

— межотраслевые, т.е. регламентирующие те или иные стороны государственно-управленческой деятельности, которые являются общими или сопредельными для всех или многих отраслей государственного управления и имеют при этом специальный характер. Например, такие черты свойственны нормам антимонопольного, экологического законодательства, нормам, содержащимся в положениях о межотраслевых органах исполнительной власти (статистики, тарифам) и т.п.;

— отраслевые, т.е. регламентирующие те или иные стороны управленческих отношений, возникающих в границах сферы, закрепленной за исполнительными органами отраслевой компетенции (например, министерств).

Существуют и иные классификационные группы административно-правовых норм. Например, они могут иметь либо внутрисистемный (их юридическая сила распространяется на нижестоящие звенья механизма исполнительной власти), либо общеобязательный (их действие распространяется на всех участников регулируемых отношений) характер.

Под структурой административно-правовой нормы понимается внутреннее строение нормы, определенный порядок взаимосвязи, взаимообусловленности составных частей, элементов нормы. Административно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза как часть административно-правовой нормы содержит указание на фактические условия ее реализации. Гипотеза содержит указание на юридический факт, фактические обстоятельства вступления нормы в действие, реализации ее диспозиции (например, условия привлечения к административной ответственности). Гипотеза может быть как абстрактной, так и казуистической. Абстрактная гипотеза, определяя условия действия нормы, указывает на общие признаки реализации нормы. Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы со строго определенными частными случаями.

Диспозиция — это структурный элемент юридической нормы, в котором определяется правило поведения, предписываемое нормой, права и обязанности сторон. В зависимости от формы выражения, диспозиции административно-правовых норм подразделяются на предписывающие, управомочивающие или запрещающие.

Предписывающие диспозиции возлагают на субъектов обязанность совершения определенных действий, предписывают им тот или иной вариант должного поведения, обязанность совершения ими тех или иных действий. Так, согласно п. 1.5. Правил дорожного движения участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасность для движения и не причинять вред.

Управомочивающие диспозиции определяют в административном праве, как правило, функции и правомочия субъектов государственного управления. Например, согласно ст. 13 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий: организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

Запрещающими называются диспозиции, содержащие запрет на совершение тех или иных противоправных деяний (действий или бездействия). Запрещающая диспозиция требует воздерживаться от определенного варианта поведения, которое законом считается правонарушением.

Санкция как элемент административно-правовой нормы содержит указание на меры воздействия, применяемые к нарушителю. При этом имеется в виду не любое административное воздействие, а лишь такое, применение которого предусмотрено нормой в связи с правонарушением. Административно-правовые санкции, применяемые за административные правонарушения, предусматриваются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Например, согласно ст. 8.1. данного Кодекса санкцией за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов является назначение административного штрафа гражданам, должностным лицам и юридическим лицам.

Административно-правовые санкции, применяемые за нарушение норм данного Кодекса, перечислены в ст. 3.2. К ним относятся следующие: 1) предупреждение; 2) административный штраф; 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; 4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; 5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу; 6) административный арест; 7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; 8) дисквалификация; 9) административное приостановление деятельности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники


  1. Теория государства и права. — М.: АСТ, Сова, 2010. — 160 c.

  2. Воробьева, Ольга Составление договора. Техника и приемы / Ольга Воробьева. — М.: Юрайт, 2015. — 192 c.

  3. Смолина, Л. В. Защита деловой репутации организации / Л.В. Смолина. — М.: Дашков и Ко, БизнесВолга, 2010. — 160 c.
  4. Саушкин, Ю. Г. История и методология географической науки. Учебное пособие / Ю.Г. Саушкин. — М.: Издательство МГУ, 2014. — 424 c.
  5. Правило поведения предписываемое административно правовой нормой правомочие
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here