При проверке деятельности ооо ускорение работниками налоговой

Самое главное по теме: "При проверке деятельности ооо ускорение работниками налоговой". На странице собрана полезная тематическая информация. На все вопросы вам ответит дежурный специалист.

Задача № 8.Основания и порядок регистрации юридического лица

Участники товарищества с ограниченной ответственностью «Дубра­ва», зарегистрированного в 1992 г., на общем собрании внесли в его устав ряд новых положений и представили измененные учредительные доку­менты на регистрацию. Регистрационная палата отказала в регистрации изменений по мотивам их противоречия законодательству об обществах с ограниченной ответственностью. В заключении юрисконсульта палаты также было отмечено, что участники должны привести учредительные документы ТОО в соответствие с законодательством, в частности, изме­нить название фирмы, назвав ее «Общество с ограниченной ответственностью».

Участники ТОО не согласились с этим решением и обжаловали дейст­вия палаты в суд, указав при этом, что законодательство регулирует правовое положение обществ с ограниченной ответственностью, а не ТОО. Товарищество было законным образом учреждено, зарегистрировано и существует в качестве юридического лица уже не первый год. До тех пор пока ТОО не реорганизовано в общество, на него не должны распростра­няться нормы об обществах с ограниченной ответственностью.

Оцените доводы сторон и решите дело.

Задача № 9.Объем правоспособности юридического лица

При проверке деятельности ООО «Ускорение» работниками на­логовой службы было установлено, что оно продало на городском рынке несколько тонн арбузов и дынь, в то время как согласно уста­ву основной целью деятельности ООО было производство строи­тельно-монтажных работ по заказам граждан и организаций. В связи с тем, что торговля овощами как вид деятельности не была указана в уставе ООО, налоговая инспекция обратилась в арбитраж­ный суд с иском о признании сделок по продаже арбузов и дынь не­действительными и о взыскании с ООО в доход государства сумм, полученных по этим сделкам.

В заседании арбитражного суда представителем ООО было заяв­лено, что арбузы и дыни были приобретены ранее вместе с необхо­димым для ООО экскаватором, продавец которого был согласен продать экскаватор только совместно с имеющимися у него овоща­ми. Поскольку овощи в таком количестве были не нужны ООО, оно решило их продать на рынке.

Каким образом определяется объем правоспособности юриди­ческого лица? Какие сделки вправе совершать юридическое лицо? Могут ли быть признаны недействительными сделки, не соответ­ствующие его уставу?

Задача № 10. Объем правоспособности юридического лица

Издательство было создано в 1970 году для подготовки к печати и издания непериодических научных изданий. В 1993 году издательство было приватизировано и перерегистрировалось как общество с ограниченной ответственностью.

Вправе ли данное издательство заниматься изданием периодических печатных изданий, литературы научного характера? Может ли издательство заниматься также торговой деятельностью? Требуется ли лицензия для занятия данными видами деятельности? (См. гл. 4 ГК, ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».)

Задача № 11.Правовое положение структурных подразделений (филиалов) юридических лиц

Является ли определение арбитражного суда обоснованным? Имеются ли основания для его обжалования?

Задача 8. — Гражданское право. Задачи.

При проверке налоговой инспекцией хозяйственной деятельности общества с ограниченной ответственностью, выяснилось, что один из магазинов, принадлежащих обществу с ограниченной ответственностью «Эркас», закупил крупную партию ликероводочных изделий.

В связи с тем, что у общества «Эркас» не было лицензии на торговлю ликероводочными изделиями, налоговая инспекция констатировала ничтожность совершения сделки, и потребовала взыскания всего полученного по сделке в доход государства.

Продавец — ликероводочный комбинат — заявил, что с его стороны никаких нарушений закона не допущено. Кроме того, в Уставе ООО «Эркас» предусмотрен такой вид деятельности, как торговля ликероводочными изделиями.

Правомерны ли действия налоговой инспекции?

Ответ:…В соответствии со ст.168 Гражданского кодекса РФ данная сделка является ничтожной из-за отсутствия у магазина, принадлежащего обществу «Эркас», лицензии на торговлю ликероводочной продукцией. Устав в данном случае не является документом, разрешающим подобную торговлю;

Далее, в соответствии со ст.167 п.1,2 Гражданского кодекса РФ каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке. Таким образом, требования налоговой инспекции по взысканию всего полученного по сделке в доход государства неправомерны.

Допрос работника при налоговой проверке

В соответствии с нормами действующего российского законодательства в ходе выездной налоговой проверки инспекторы вправе привлечь работников проверяемой организации для дачи показаний и пояснений. Однако такой допрос не всегда бывает законным, об основных правилах мы расскажем в нашей статье.

Согласно положениям налогового законодательства (подп. 12 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 90 НК РФ) инспектор, в рамках осуществления выездной проверки вправе вызвать любое физическое лицо в качестве свидетеля для дачи показаний. При этом, статья 31 НК РФ устанавливает, что вызов свидетеля происходит на территории налогового органа. При этом, допрос может проводиться и по месту пребывания свидетеля, если он, например, болен или стар, является инвалидом и не может явиться в инспекцию, также, по усмотрению инспектора, это правило может распространяться и на другие ситуации (статья 90 НК РФ).

Вызов свидетеля осуществляется повесткой, рекомендованная форма которой приведена в приложении к методическим рекомендациям ФНС РФ по ведению информационного ресурса «Допросы и осмотры». В повестке обязательно указывается основания ее направления, а также место и время проведения допроса.

В случаях если допрос проводят по месту нахождения работника или компании, документ о вызове свидетеля не составляется.

Важно! Работника компании, где проводится налоговая проверка, могут вызвать на допрос только повесткой. Он не обязан являться в инспекцию по телефонному звонку или устному приглашению. Кроме того, показания не могут быть получены по телефону.

Законодательством РФ не установлены точные сроки, по которым повестка может считаться доставленной или врученной свидетелю. Следовательно, датой получения документа будет считаться день его фактического получения по почте или лично.

В качестве свидетеля по налоговым проверкам могут быть привлечены только те лица, которые не заинтересованы в исходе дела. Если опрашиваемое лицо заведомо заинтересовано в исходе дела (например, если речь идет о генеральном или финансовом директоре), то протокол допроса квалифицируется как пояснения налогоплательщика (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Приложение № 11 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 г. № ММВ-7-2/[email protected] определяет форму протокола допроса свидетеля, документ, который был составлен в произвольной форме, в дальнейшем будет считаться недействительным.

Читайте так же:  В каких случаях предоставляется доплата и меры соцподдержки ветеранам труда

Основным отличием допроса от дачи пояснения является тот факт, что на допрос должно явиться непосредственно то лицо, чья фамилия была прописана в повестке, тогда как для дачи показаний может быть отправлено любое должностное лицо или уполномоченный представитель компании, например юрист. Стоит также отметить, что уведомление о вызове для дачи пояснений вручают компании по ТКС либо ее представителю лично.

В соответствии с п. 2 ст. 89 НК РФ допрашивать работников проверяемой компании, в том числе бывших сотрудников, могут только те инспекторы, которые непосредственно входили в список участников проверки. В случае, если допрос ведет другой инспектор, в дальнейшем протокол допроса будет считаться недействительным. При этом, допрос также могут вести сотрудники органов внутренних дел, которые были включены в состав проверяющих.

Время начала и окончания допроса обязательно фиксируется в протоколе. Допрос работников компании не может длиться непрерывно более четырех часов и не более восьми часов в течении одного дня, между которыми должен быть перерыв минимум 1 час для отдыха и принятия пищи (ст. 187 УПК РФ; ст. 2, п. 3 ст. 33 НК РФ).

Согласно пункта 2 статьи 90 НК РФ в допросе не могут участвовать лица, которые:

  1. в силу возраста, своих психических или физических недостатков не могут правильно воспринимать обстоятельства, которые имеют значение для осуществления налогового контроля;
  2. получили информацию, необходимую для осуществления налоговой проверки, когда исполняли свои профессиональные обязанности и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц.

Допрос работника, когда проверка приостановлена

В соответствии с пунктом 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ в период приостановления налоговой проверки прекращаются все действия инспекторов по истребованию документов у компании, а также иные действия на ее территории, непосредственно связанные с проверкой.

[1]

В 2013 г. Пленум ВАС РФ, исходя из данной нормы, сделал вывод, что в период приостановления проверки получение от организации пояснений, а также допрос ее работников на территории организации не допустим. Но данное правило не распространяется на допрос или получение пояснений вне территории компании, например, на территории инспекции, если при этом они не связаны с истребованиями документов у организации. Стоит отметить, что указанный вывод касается и бывших сотрудников проверяемой организации, допрашиваемых в качестве свидетеля.

Минфин РФ подтверждает этот вывод в свои разъяснениях — письма Минфина России от 18.01.2013 г. № 03-02-07/1-11, от 05.05.2011 г. № 03-02-07/1-156.

[3]

Допрос работника, когда проверка окончена

Совсем иначе дело обстоит с допросом работников после окончания налоговой проверки. Данный факт является нарушением установленного законом порядка сбора доказательств (абз. 2 п. 4 ст. 101, абз. 3 п. 7 ст. 101.4 НК РФ). Протоколы допроса, полученные таким образом, не могут учитываться инспекторами при вынесении решения по проверке. Такой вывод подтвердили десятки судей в арбитражных округах (постановление ЦО от 03.06.2016 г., ФАС МО от 16.06.2011 г. № Ф05-16135/10, ФАС ДВО от 29.07.2011 г. № Ф03-3493/11 и другие).

Однако из правил существует исключение. Так, если повестка на допрос была направлена работнику еще во время проведения налоговой проверки, считается, что инспекторы фактически выполнили требования налогового законодательства (п. 7 ст. 101.4 НК РФ). В этом случае проведение допроса, даже после окончания проверки, будет являться законным доказательством, поскольку показания были получены после окончания по независимым от инспектора обстоятельствам.

Кроме того, законным будут считаться показания свидетеля, полученные даже после окончания проверки, если налоговый орган отправлял поручение о проведении допроса в иную инспекцию и при этом документ датирован периодом проверки.

Ответственность работника при допросе в инспекции

Статья 128 НК РФ устанавливает:

  • неявка работника проверяемой компании либо уклонение его от явки без уважительной причины, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влечет взыскание с него штрафа в размере 1000 рублей;
  • неправомерный отказ от дачи показаний, а также представление заведомо ложных показаний влечет взыскание штрафа в размере 3000 рублей.

Отказаться от дачи показаний без последствий привлечения к ответственности работник может только в том случае: сославшись на часть 1 статьи 51 Конституции РФ — никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников.

Инспектор налоговой службы, осуществляющий допрос, еще в самом начале должен предупредить допрашиваемого об ответственности за отказ от дачи показаний или за дачу заведомо ложных показаний, о чем в протоколе допроса делается отметка и удостоверяется подписью свидетеля. Отсутствие такой подписи может стать поводом для признания протокола недействительным.

Допрос сотрудников при налоговых проверках

Налоговая проверка не всегда ограничивается пределами фирмы. Не найдя нарушений в документах, ревизоры могут учинить допросы среди сотрудников компании, нынешних и бывших. Насколько опасна такая «атака» налоговиков?

Обычная, в общем-то, история: честная фирма, легальная заработная плата, отсутствие связей с однодневками. И – бац! Налоговая проверка! Инспекторы, внимательно изучив документы компании и не найдя нарушений, приостановили контрольное мероприятие. Следом в организацию посыпались звонки от контрагентов и бывших сотрудников, которые наперебой рассказывали, что их вызвали в налоговую давать показания относительно деятельности проверяемой компании. Такая ситуация произошла в одной из московских фирм.

С подобными методами работы инспекторов сталкиваются многие организации. Вся информация о деятельности компании предоставлена фискалам в отчетной документации в рамках проверки. Но бумагам ревизоры не верят и устраивают шпионские игры, чтобы уличить предприятие в нарушении закона.

Возможность привлекать свидетелей в процессе налогового контроля регламентирована статьей 90 НК РФ. В соответствии с ней сотрудники организации, как бывшие, так и ныне работающие, могут допрашиваться в ходе процедур налогового контроля – выездной или камеральной проверки. В свидетели привлекаются любые лица, за исключением детей и тех людей, которые не имеют права разглашать профессиональную тайну (в основном это адвокаты и аудиторы). Но у инспекторов все равно остается большой простор для выбора сотрудников, из уст которых можно получить информацию.

Пройтись по бывшим

В ситуации с описываемой компанией первыми под удар попали бывшие сотрудники, причем в большинстве своем не связанные с финансовыми делами фирмы. Кстати, налоговикам крайне редко удается заполучить на допрос бывшего финдиректора или главного бухгалтера.

По закону свидетель обязан для дачи показаний явиться к сотрудникам ФНС. На деле же находятся ловкачи, которые эффектно разворачивают давно прописанные правила в свою сторону. Так, известен случай, когда специалист компании на вызов в налоговую ответил письмом следующего содержания: «Ответственность свидетеля за неявку на допрос установлена ст. 128 НК РФ, где указанно следующее: “. уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влечет взыскание штрафа в размере тысячи рублей”. Налоговой инспекцией не вынесен акт выездной проверки, не вручена справка о проведенной выездной налоговой проверки. А так как у вас нет дела о правонарушении, вы не имеете права меня оштрафовать за неявку на допрос». Но такое повышенное внимание к инспекторам скорее исключение. В большинстве случаев люди просто игнорируют «приглашения», так как 1000 рублей не та сумма, из-за которой стоит тратить свои нервы и становиться виноватым в многомиллионных доначислениях бывшему работодателю.

Читайте так же:  Можно ли узнать номер материнского капитала

Не будем, однако, забывать, что среди экс-сотрудников много обиженных на бывшего шефа. Поэтому найдутся и такие, кто с удовольствием придет на допрос и использует этот повод, чтобы насолить компании. А есть и такие, кто может наговорить лишнего по незнанию. Организации лучше заранее подготовиться к возможным допросам: определить круг лиц, имеющих доступ к информации, которая относится к коммерческой тайне, и зафиксировать это распоряжением руководителя.

Довольно часто «добычей» контролеров становится отнюдь не секретная информация. К примеру, работники, получая оплату в «конвертах», могут и не знать или подзабыть, какой у них официальный заработок (зафиксированный, к примеру, в трудовом соглашении). Персоналу нужно озвучить эти цифры, чтобы ими можно было оперировать при встрече с налоговиками. Желательно провести инструктаж, каким образом следует вести себя бывшему сотруднику. На допросе не запрещается использовать общие формулировки, такие как: «я не знаю точно», «мне нужно уточнить этот момент», «это было так давно. ».

Налоговики в большинстве своем начинают встречи с опросов бывших сотрудников вследствие того, что у тех нет повода фирму эту защищать. Руководителям всех рангов можно дать ценный совет: расставаться со специалистами по-доброму и по возможности сглаживать острые углы.

Допросы уволившихся сотрудников вызывают в компании панику, хотя на деле такой способ получения информации оправдывает себя не так уж часто. Скептически к нему относятся и сами налоговики.

Налоговый инспектор Анна Дынкина делится наблюдениями: «Мы пытались привлекать работников на комиссиях по неуплате «социальных» налогов, но этот метод явно не оправдывал ожиданий. Зачастую рядовой сотрудник не знает, как точно называется его должность, как она прописана в штатном расписании, понятия не имеет, из чего состоит его заработная плата (что является окладом, что – «бонусом»). А уж сколько работников, которые искренне недоумевают, получая по итогам месяца сумму за вычетом НДФЛ! Поэтому на допросе от них можно услышать что-то вроде «все они капиталисты, нас эксплуатируют и зарплату не платят». Конечно, при большом желании можно построить обвинение и на этой фразе, но ведь понимаешь, что это пустые слова, от которых сам опрашиваемый откажется в суде».

Каков вопрос, таков ответ

Следом за бывшими сотрудниками налоговики нередко переключаются на тех, кто трудится в компании. И хотя эти люди уже настроены на то, чтобы по-всякому защищать свою фирму, тем не менее допрос – не самое легкое для них испытание. «Очень тяжело удержаться и не сказать лишнего. Все дело в самой постановке вопросов. Чаще всего инспекторы изначально говорят в обвинительном ключе: «А вы знаете, что фирма занимается контрафактом?», «А вы в курсе, что она замешана в работе с однодневками? Очень мало людей в ситуации морального прессинга начнут обосновывать свою позицию и говорить, что организация не занимается подобными махинациями», – говорит юрист Юлия Перова.

Как помочь работникам пройти это испытание? Допрос свидетелей может проводиться как по месту нахождения налогового органа, так и в офисе компании. Поэтому если в ходе проверки запланировано «общение» с коллективом организации, лучше предоставить свое помещение для этих целей. Это позволит снизить влияние мероприятия на производственный процесс.

В то же время стоит морально подготовить коллектив ко встрече с инспекторами, объяснить, что свидетель не должен рассказывать подробно о деятельности фирмы, а отвечать кратко и четко на поставленные вопросы, без пространных пояснений. Руководитель компании должен учитывать, что большинство работников, попав в такую ситуацию, будут теряться и рассказывать больше, чем требуется. Поэтому целесообразно привлечь к этой процедуре квалифицированных юристов, способных оказать правовую помощь, тем более что это не запрещено Налоговым кодексом.

Допрос сопровождается составлением протокола, в который заносятся конкретные вопросы, которые были заданы инспектором, и ответы свидетеля. Необходимо проследить, чтобы содержание беседы было отражено верно. Чтобы убедиться в этом, следует дать прочитать протокол присутствующему юристу. Также разумно записать допрос на диктофон и прибегнуть к этому доказательству, если окажется, что в протоколе искажены показания инспектора или свидетеля.

«В большинстве случаев от сотрудников ждут информации о заработной плате. Зачастую именно эти сведения расходятся с данными отчетности. Но бывает, что допросы позволяют раскрыть схемы, с помощью которых компания уходит от налогов.

Так, один из элитных подмосковных отелей организовал следующую систему: сама гостиница, по критериям НК, может применять только традиционную систему налогообложения. Отель зарегистрировал еще одну организацию на УСН, перевел значительную часть персонала в эту фирму. Между компаниями заключили договор о предоставлении услуг по приготовлению пищи, уборке, обслуживанию, ремонту и пр. Таким образом экономилось до 10 процентов фонда заработной платы. Схема работала почти четыре года, пока специалисты инспекции не провели масштабную проверку и не допросили почти двести сотрудников. В итоге было доначислено 18 млн рублей налогов и штрафных санкций», – рассказывает юрист, специалист по финансовому праву Алексей Зайцев.

А осадочек остался

Помимо самих работников, налоговики присылают повестки и контрагентам проверяемой компании. «Очень обидно, что инспекторы портят нам отношения с фирмами, с которыми мы сотрудничаем давно и плодотворно, – говорит главный бухгалтер одной из компаний, работники которой были вызваны на допрос, Олег Нестеров. – Контрагенты звонят и спрашивают, все ли в порядке, можно ли рассчитывать на исполнение ранее достигнутых договоренностей. Нет сомнений, что мы сможем их убедить в том, что ничего серьезного не происходит. Но каков шанс, что они продолжат с нами сотрудничество? Им ведь прочитали настоящую лекцию, основной смысл которой – “как вы вообще могли связаться с такой организацией?” И при этом никаких фактов! Даже если контрагенты не поверят налоговикам, осадок останется и рассчитывать на последующие сделки уже не приходится».

Читайте так же:  Исковое заявление о взыскании авторского гонорара

Чтобы доказать неправомерность принятия к вычету НДС и прочих затрат, контролеры отделов выездных проверок с энтузиазмом разыскивают руководителей фирм-однодневок. «Очень часто номинальные директора на допросах говорят, что потеряли паспорт и ничего не подписывали, что ложится в основном в правовую позицию налоговиков о незаконности принятия к зачету расходов по сделкам. Однако в арбитражном суде эти же люди появляются «причесанными» и рассказывают по бумажке о том, как руководили фирмой. Здесь чувствуется рука умудренных опытом юристов налогоплательщиков. В таких случаях дела рассыпаются, и решение о проверке признается незаконным», – говорит Алексей Зайцев.

Видео (кликните для воспроизведения).

Однако «под прицел» инспекторов попадают сотрудники всех организаций, с которыми заключала сделки проверяемая компания. И, естественно, контрагенты не испытывают восторга от внимания налоговиков к партнеру по бизнесу. Эти допросы болезненнее всего сказываются на делах фирмы, так как напрямую влияют на ее положение на рынке, репутацию и доходы.

Допрос с изъяном

Можно ли исправить ситуацию, если сотрудник или контрагент наговорил на допросе лишнего? В этом случае стоит искать огрехи в проведении такого мероприятия. Согласно Конституции (ч. 2 ст. 50), при осуществлении правосудия не допускается использовать сведения, полученные с нарушением федеральных законов. Если налоговики допросили свидетеля после проверки или получили его ответы в письменном виде после окончания срока, отведенного на контрольное мероприятие, такой документ не может служить доказательством правонарушения (постановление ФАС Московского округа от 11 марта 2009 г. № КА-А40/1272-09).

Обратите внимание и на то, что показания свидетелей должны быть оформлены протоколом допроса, форма которого утверждена приказом ФНС от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/[email protected] Если документ написан в произвольной форме, то он будет считаться составленным с нарушением и соответственно недействительным. Причем свидетель в протоколе допроса должен указать, что он предупрежден об ответственности за дачу ложных показаний. Отсутствие его подписи в этом пункте – повод признать документ непригодным для рассмотрения в суде. Также любые неточности в персональных данных, подпись не во всех графах или неверное указание ИНН дает право настаивать на нарушениях в проведении допроса.

Не секрет, что во многих случаях налоговики просто не могут выйти «пустыми» из проверки. В ситуации с описываемой нами компанией инспекторы прямо озвучили суммы, которые по плану они должны собрать в бюджет, видимо, намекая на то, что руководству все же придется расплатиться. Но нарушений-то не оказалось! И эта организация не единственная, кто способен помочь налоговикам выполнить план.

Ирина Голова, эксперт журнала «Расчет»

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2019 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Налоговая проверка: все что нужно знать предпринимателю

Руководитель коллегии адвокатов
«Комиссаров и партнеры»

специально для ГАРАНТ.РУ

Еще одна не менее важная проверка, осуществляемая органами исполнительной власти – это налоговая проверка. ФНС России проверяет соблюдение юридическими лицами и ИП законодательства о налогах и сборах.

Порядок проведения налоговых проверок урегулирован главой 14 НК РФ, посвященной налоговому контролю.

Существует два типа проверок: камеральные (без выезда, проводимые в налоговом органе) и выездные (с визитом по месту нахождения организации).

При камеральной налоговой проверке налоговый орган анализирует изначально имеющиеся в распоряжении у налогового органа документы в отношении налогоплательщика, налоговые декларации, а также документы, предоставленные налогоплательщиком по запросу проверяющего.

Камеральная проверка проводится в течение трех месяцев и не требует специального решения руководителя налогового органа о ее проведении.

[2]

Если камеральная проверка выявляет ошибки, несоответствия или противоречия в документах, проверяющий запрашивает у налогоплательщика пояснения и требует исправления нарушений. Организация в свою очередь может возражать, подкрепляя свои пояснения по факту допущенных ошибок документами бухгалтерского учета. Если по итогам проверки все же будет установлен факт нарушения налогового законодательства, налоговый орган составит акт проверки.

Выездная проверка проводится на основании решения руководства налогового органа непосредственно в помещении по месту нахождения проверяемой организации.

Предметом проверки является правильность исчисления и уплаты одного или нескольких налогов за определенный период (не более трех лет ранее предшествующего налогового периода).

Выездная проверка проводится в двухмесячный срок (в исключительных случаях не более четырех месяцев, в особо исключительных случаях – не более шести месяцев).

Течение срока проверки может быть приостановлено в связи с истребованием документов, назначением экспертизы, переводом документов на русский язык, получением информации от иностранных органов. В этом случае действия налогового органа на территории проверяемого юридического лица прекращаются и последнему возвращаются все запрошенные подлинники документов (не считая изъятых в ходе выемки).

Повторная выездная проверка проводится в случаях, если вышестоящий налоговый орган примет решение проверить качество ранее проведенной проверки вашей организации или в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларацией по проверяемом налогу с суммой налога в размере меньше ранее заявленного.

Налоговый орган имеет право:

  • проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика;
  • производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий налогоплательщика;
  • истребовать документы, необходимые для проверки (при этом требование о представлении документов передается руководителю или уполномоченному представителю организации лично под расписку);
  • производить выемку документов при наличии оснований полагать, что документы, относящиеся к предмету проверки, могут быть сокрыты от проверяющих, подменены, изменены или уничтожены, например, при отказе в предоставлении документов (выемка производится только на основании отдельного мотивированного постановления);
  • вызвать любое физическое лицо, которому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для целей проверки, в качестве свидетеля для дачи показаний;
  • при воспрепятствовании доступу проверяющих на территорию или в помещения налогоплательщика составить акт и самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате;
  • производить фото- и видеосъемку при проведении осмотра, копировать документы;
  • привлекать специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, для участия в осмотре и иных действиях по осуществлению налогового контроля;
  • истребовать у вашего контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика эти документы (информацию);
  • вскрывать помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы при отказе лица, у которого производится выемка добровольно дать доступ к документам;
  • привлекать экспертов для разъяснения вопросов, требующих специальных познаний в науке, искусстве, технике или ремесле (экспертиза назначается на основании отдельного постановления, при этом налогоплательщик вправе заявить отвод эксперту, предлагать кандидатуры экспертов, ставить вопросы перед экспертом, присутствовать во время проведения экспертизы, знакомиться с результатами экспертизы, давать объяснения и представлять возражения на заключения эксперта, просить о назначении дополнительной или повторной экспертизы).
Читайте так же:  Материнский капитал изменения в законодательство

Налоговый орган не имеет права:

  • истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если их представление не предусмотрено законом;
  • проводить более одной выездной проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;
  • проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение года (за исключением особых случаев);
  • проводить выездные налоговые проверки за период, за который проводится налоговый мониторинг;
  • без участия понятых проводить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, а также осмотр документов и предметов;
  • требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган;
  • истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок;
  • производить выемку документов и предметов в ночное время;
  • ставить перед привлеченным экспертом вопросы, выходящие за пределы специальных познаний эксперта;
  • привлекать в качестве понятых сотрудников ФНС;
  • причинять неправомерный вред проверяемому и его имуществу.

Краткий порядок действий при появлении проверяющих из ИФНС в вашем офисе.

  • Пригласите вашего юриста или адвоката для того, чтобы он оказал вам юридическое сопровождение в ходе проверки.
  • Попросите проверяющего предъявить служебное удостоверение и решение о проведении проверки.
  • Предоставьте проверяющим возможность ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, являющихся предметом проверки.
  • Выдайте проверяющим истребуемые документы лично (через представителя) либо по почте заказным письмом, в электронной форме или через личный кабинет налогоплательщика в течение 10 дней.
  • Если вы не имеете возможности представить истребуемые документы в установленный срок, то вам необходимо в течение одного дня письменно уведомить проверяющих о невозможности представления в указанные сроки документов с объяснением причин, и о сроках, в течение которых вы можете представить истребуемые документы. Напомню, что непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ в соответствии со ст. 126 НК РФ.
  • Проверьте наличие у проверяющего постановления о производстве выемки, если таковая производится.
  • Проверьте правильность содержания протокола выемки и описей к нему (там должно содержаться точное указание наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности – стоимость предметов).

Последствия проверки

По итогам проверки составляется акт.

В случае если вы не согласны с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, то в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вам необходимо представить в налоговый орган письменные возражения по указанному акту с приложением документов, подтверждающих ваши доводы (при наличии).

Далее руководитель налогового органа принимает решение по факту допущенных нарушений налогового законодательства, выявленных в результате проверки. Срок принятия решения составляет 10 дней.

На рассмотрение материалов налоговой проверки руководителем налогового органа вызывается сам налогоплательщик, который может давать свои пояснения по всем обстоятельствам, связанным с вменяемым ему нарушениями.

В результате рассмотрения материалов проверки налоговый орган устанавливает, имело ли место налоговое правонарушение, имеются ли основания для привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа может назначить дополнительные мероприятия по налоговому контролю для получения дополнительных доказательств (на срок не более одного месяца) либо вынести решение о привлечении к ответственности налогоплательщика или об отказе в привлечении к ответственности.

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и пеней, а также размер штрафа, указываются срок, в течение которого налогоплательщик вправе обжаловать решение, порядок обжалования решения. Решение вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения проверяемому лицу.

Если проверяющие нарушили вышеописанные правила рассмотрения материалов налоговой проверки, например не обеспечили налогоплательщику возможности присутствовать при рассмотрении материалов проверки, возможности давать объяснения, решение о привлечении к ответственности может быть отменено вышестоящим налоговым органом.

В случае неисполнения в добровольном порядке решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение нарушения, налоговые органы вправе обратиться в суд.

В следующей части я расскажу об особенностях проверки, проводимой полицией, а о том, что нужно знать и как действовать, если пришли проверяющие из прокуратуры и Роспотребнадзора, читайте в моих предыдущих авторских колонках.

Как подготовить сотрудников к допросу во время налоговой проверки

Допросы свидетелей давно стали неотъемлемой частью налоговых проверок. При этом контролеры имеют право допросить сотрудников не только в ходе выездной или камеральной налоговой проверки, но и во время встречной. Сам вызов на допрос — это сильное психологическое давление на сотрудника, и многие инспекторы этим пользуются. Как подготовить работников и избежать утечки лишней информации — читайте в статье.

При допросе в рамках налоговой проверки работники могут неумышленно сказать лишнее, так как не знают, какая информация может повредить компании. Как правило, основная утечка данных происходит в ходе выездной налоговой проверки. Не найдя нарушений в документах, инспекторы могут допросить сотрудников — как нынешних, так и бывших. Кроме того, они могут позвать на беседу работника контрагента (п. 1 ст. 90 НК РФ). Работников могут спросить о чем угодно: размер зарплаты, система поиска контрагентов, частота проведения инвентаризации и т.д. Поэтому следует заранее обезопасить компанию, используя указанные рекомендации.

Как снизить риск утечки информации во время налоговой проверки

Есть общие правила, следовать которым рекомендуется всем компаниям.

Расскажите сотрудникам о том, как надо подавать информацию о компании. Например, менеджерам отдела персонала надо объяснить, что не следует называть в вакансиях размер зарплаты полностью: лучше указать официальный оклад, написав «от такой-то суммы». Коммерческому директору надо разъяснить, что конкретно нужно говорить о поиске партнеров. Например, в ходе выездной проверки коммерческого директора могут спросить, как он нашел контрагента. Если он ответит, лично через Интернет, это даст повод налоговикам обвинить компанию в том, что она не проявила должной осмотрительности при выборе партнера (постановление ФАС Уральского округа от 01.04.11 №Ф09-1519/11-С3).

Читайте так же:  Оформление генеральной доверенности у нотариуса стоимость

Подготовьте коллектив морально. Объясните, что сотрудник, оказавшийся в роли свидетеля, не должен подробно рассказывать о работе компании. Лучше отвечать на вопросы кратко, избегая деталей. Конечно, большинство работников, попав в такую ситуацию, потеряются и будут говорить больше, чем требуется. Поэтому можно привлечь к процедуре юристов, способных оказать помощь, тем более что это не запрещено Налоговым кодексом. Стоит также составить специальную памятку для работников о том, как вести себя при допросе (см. ниже).

Введите материальную ответственность. Составьте регламент и включите в него пункт о том, что все убытки, которые понесет компания по вине сотрудника, будут возмещаться из его кармана. Конечно, подобный документ вряд ли будет иметь юридическую силу (случаи, когда сотрудник несет материальную ответственность, определены Трудовым кодексом). Однако, как показывает опыт, такой подход эффективен: прежде чем что-то сказать налоговикам, каждый подумает, выгодно ли это ему.

Избегайте случаев подписания договоров неуполномоченными лицами. Такие сотрудники (водители-экспедиторы, приемщики товаров, кассиры) опасны, так как чаще всего они не имеют полного представления о деятельности компании. Чтобы избежать утечки информации, нужно четко определить их полномочия в должностных инструкциях. Кроме того, надо разработать положение о внутренних и внешних проверках, где должен быть описан алгоритм взаимодействия всех подразделений организации и поведения их сотрудников.

Когда не обязательно идти на допрос в рамках налоговой проверки

Во-первых, можно не идти на допрос тем, кого налоговики не вправе допрашивать:

  • малолетние (дети, не достигшие 14 лет);
  • люди, которые в силу своих физических или психических недостатков неспособны адекватно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для налоговиков;
  • лица, владеющие важной информацией о деятельности компании, относящейся к профессиональной тайне: например, адвокат, аудитор, нотариус.

Во-вторых, если сотрудника вызвали на допрос по телефону. Вызов на допрос таким способом ни к чему не обязывает и Налоговым кодексом не предусматривается. Доказать, что налоговики звонили, невозможно, поскольку нет документального подтверждения этого факта. Также помните, что протоколы допросов, полученные по телефону, судами не принимаются (постановление ФАС Московского округа от 28.04.10 по делу №А40-59811/09-20-400).

В-третьих, если сотрудника вызвали в инспекцию, расположенную в другом регионе. Если ехать приходится далеко, можно направить письмо, что явиться лично нет возможности. Хотя надо отметить, что такой способ отказа не всегда срабатывает. Работнику могут предложить явиться в налоговую инспекцию города, где он находится (п. 4 ст. 90 НК РФ). Если же лететь в другой конец страны все же придется, то помните, что расходы на проезд и проживание, а также суточные обязаны возместить из бюджета (п. 11 ст. 131 НК РФ). Сделать это должны непосредственно налоговики после проведения допроса (абз. 1 п. 4 ст. 131 НК РФ). Так что если вы или другой сотрудник поедете на допрос в другой город, не забудьте напомнить налоговикам, что возмещать расходы придется им.

За неявку на допрос грозит штраф 1000 руб., за отказ от дачи показаний — 3000 руб. (ст. 128 НК РФ). Как видим, размер штрафа невелик, и многие предпочитают просто не приходить в инспекцию. Конечно, контролеры могут обратиться в правоохранительные органы с просьбой разыскать необходимого свидетеля, но такие случаи, скорее, исключения из правил. Более вероятен другой вариант: в отношении компании могут назначить встречную проверку.

Как оспорить результаты допроса при проведении налоговой проверки

Если ваш сотрудник или контрагент наговорили на допросе лишнего, можно попробовать исправить ситуацию. Стоит поискать изъяны в процедуре проведения допросов.

Вот на что надо обращать внимание.

1. Если допрос проводился до или после окончания проверки, протокол не может выступать доказательством (постановление ФАС Московского округа от 11.03.09 №КА-А40/1272-09).

2. Форма протокола допроса утверждена законодательно (приказ ФНС от 31.05.2007 №ММ-3-06/338). Если документ составлен в произвольной форме, он будет считаться недействительным.
3. Протокол допроса должен содержать пункт о том, что свидетель предупрежден об ответственности за дачу ложных показаний. Отсутствие подписи – повод признать показания недействительными. Любые неточности в персональных данных, подпись не во всех графах или неверное указание ИНН также дают право настаивать на нарушениях.

4. Если при допросе использовались какие-либо технические средства (аудио- или видеозапись), в протоколе должна стоять соответствующая отметка. Более того, сотрудник должен быть предупрежден об этом и расписаться в знак согласия.

5. Если при допросе присутствовал кто-то еще, кроме свидетеля и инспектора, это также должно быть отражено в протоколе. Отсутствие этих данных — основание для того, чтобы протокол не приняли в качестве доказательства (постановление ФАС Московского округа от 10.11.08 №КА-А40/8619-08).

6. Если сотрудников допрашивал инспектор, который не входит в список участников проверки (перечень фамилий содержится в решении о проведении налоговой проверки), протокол допроса также считается недействительным.

О том, как вести себя на допросе рассказывает лектор Школы финансового руководителя, партнер, руководитель налоговой практики юридической фирмы «Некторов, Савельев и партнеры» Егор Батанов».

Памятка для сотрудников, как вести себя на допросе при налоговой проверке

Видео (кликните для воспроизведения).

В 2015 году выездные налоговые проверки компаний будут проходить по новым правилам. О том, что подход к ревизиям изменится, ФНС России объявила подчиненным на внутреннем совещании (текст доклада есть в «УНП»). Мы изучили документ и выяснили, что основные изменения касаются плана доначислений и проверок с полицией.

Источники


  1. Образцов, В.А. Криминалистика. Курс лекций; М.: Право и закон, 2011. — 448 c.

  2. Воробьев, А. В. Теория адвокатуры / А.В. Воробьев, А.В. Поляков, Ю.В. Тихонравов. — М.: Грантъ, 2015. — 496 c.

  3. Бирюков, Б.М. Приватизация и деприватизация жилья: вопросы правового регулирования; М.: Ось-89, 2011. — 208 c.
  4. Ивин, А.А. Логика для юристов; М.: Гардарики, 2011. — 288 c.
  5. При проверке деятельности ооо ускорение работниками налоговой
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here