Противопоказания для помещения в психоневрологический интернат

Самое главное по теме: "Противопоказания для помещения в психоневрологический интернат". На странице собрана полезная тематическая информация. На все вопросы вам ответит дежурный специалист.

Приложение 2. Временная инструкция о медицинских показаниях и противопоказаниях к приему граждан в дома-интернаты Ленинградской области

Временная инструкция
о медицинских показаниях и противопоказаниях к приему
граждан в дома-интернаты Ленинградской области

Приему в дом-интернат подлежат престарелые и инвалиды нуждающиеся по состоянию здоровья в бытовом обслуживании, уходе и медицинской помощи, при отсутствии у них показаний к стационарному лечению в учреждениях здравоохранения.

Противопоказанием к направлению в учреждения данного типа являются психические заболевания, за исключением неврозов, неврозоподобных состояний при соматических заболеваниях, легкой степени дебильности, судорожных синдромов различной этиологии с редкими (не более одного раза в 2-3 месяца) припадками без слабоумия и выраженных изменений личности.

Общими противопоказаниями к приему в дома-интернаты всех типов являются:

— туберкулез легких в активной стадии процесса;

— заразные заболевания кожи и волос;

— острые инфекционные заболевания;

— злокачественно протекающие опухолевые заболевания и рецидивы злокачественного процесса;

— период карантина инфекционных заболеваний и контактных по этим заболеваниям;

— соматические заболевания в острой стадии.

Относительными противопоказаниями для направления в дом-интернат являются:

— хронические соматические заболевания в стадии декомпенсации, нуждающиеся в лечении в условиях стационара;

— большие раневые поверхности, требующие специальных стационарных условий для заживления.

2. Психоневрологический интернат

В психоневрологический интернат принимаются лица с умственной отсталостью в степени выраженной дебильности, имбецильности и идиотии, а также лица, страдающие затяжными формами психических заболеваний, состояния которых характеризуются отсутствием острой психотической симптоматики, наличием слабоумия и грубых проявлений психического дефекта:

— шизофрения с выраженным дефектом личности вне обострения психотической симптоматики;

— различные формы эпилепсии с явлениями слабоумия и редкими (не более пяти раз в месяц) судорожными припадками и эквивалентами;

— последствия черепно-мозговых травм с явлениями слабоумия;

— последствия инфекционных и других органических заболеваний головного мозга (энцефалиты, туберкулезные менингиты, менингоэнцефалиты, сифилис мозга и др.) с явлениями слабоумия;

— последствия хронического алкоголизма с явлениями выраженного органического слабоумия;

— сосудистые и сенильные заболевания с явлениями слабоумия без выраженного психомоторного беспокойства и длительных или рецидивирующих состояний измененного сознания.

Общие и относительные противопоказания являются общими для направления в дом-интернат.

Противопоказанием к направлению в психоневрологический интернат являются:

— острые и подострые стадии психических заболеваний и состояния обострения хронического психического заболевания;

— психические заболевания, характеризующиеся выраженной психотической симптоматикой, грубыми нарушениями влечений и расстройствами поведения, опасными для самого больного и окружающих (половые извращения, гиперсексуальность, садистические наклонности, склонность к агрессии, побегам, поджогам, дромании, отказы от пищи, суицидальные тенденции и т.д.);

— выраженные депрессивные и маниакальные состояния различного генеза, затяжные реактивные состояния;

— приступообразные или прогредиентно текущие психические заболевания со склонностью к частным обострениям, нуждающиеся в специальном стационарном лечении;

— хронический алкоголизм и наркомании;

— выраженные психопатоподобные синдромы, а также психопатии аффективные, эксплозивные, параноидные, паранойяльные, истерические.

3. Детский дом-интернат

В детский дом-интернат для детей с аномалиями умственного развития принимаются дети со следующими заболеваниями и состояниями:

— олигофрения в степени имбецильности, идиотии;

— эпилепсия (в том числе и симптоматическая) с редкими (не чаще пяти раз в месяц) припадками при наличии слабоумия;

— шизофрения с выраженным дефектом без продуктивной симптоматики;

— слабоумие после перенесенных органических поражений головного мозга;

[2]

— умственная отсталость всех степеней, включая дебильность, при наличии грубых нарушений двигательных функций, затрудняющих обучение во вспомогательных классах соответствующих специализированных школ-интернатов;

— слепота (слабовидение) или глухота (слабослышание) с умственной отсталостью всех степеней, включая дебильность, при наличии грубых нарушений двигательных функций, затрудняющих обучение в специализированных школах-интернатах.

Противопоказанием к направлению в детский дом-интернат для детей с аномалиями умственного развития являются:

— шизофрения с наличием продуктивной симптоматики, без выраженного дефекта личности;

— психопатоподобная симптоматика в рамках любой нозологической принадлежности;

— психические заболевания, сопровождающиеся грубыми нарушениями влечения и расстройствами поведения, опасными для самого больного и окружающих;

— любые психические заболевания, при которых возможно обучение ребенка в общеобразовательной школе или специализированных учреждениях просвещения;

— эпилепсия с частыми (более пяти раз) припадками, склонностью к серийным припадкам, эпилептическому статусу, сумеречным состояниям, дисфориям.

Временная инструкция о медицинских показаниях и противопоказаниях к приему граждан в дома-интернаты Ленинградской области разработана на основе инструкции «О медицинских показаниях к приему в дома-интернаты», утвержденной в 1978 году Министерством здравоохранения СССР и согласованной Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В каком порядке недееспособный гражданин может быть выписан из психоневрологического интерната?

Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 67-ФЗ изменен предусмотренный ст.44 Закона о психиатрической помощи порядок выписки недееспособных граждан из психоневрологических учреждений для социального обеспечения.

Порядок выписки недееспособного лица из ПНИ определяется в зависимости от его психического состояния и способности к волеизъявлению. Выписка производится:

1) по личному заявлению лица, признанного недееспособным, при наличии заключения врачебной комиссии с участием врача-психиатра о том, что по состоянию здоровья такое лицо способно проживать самостоятельно (абзац второй ч.2 ст.44);

2) по заявлению законного представителя недееспособного лица, если такое лицо по своему состоянию не способно подать личное заявление, при условии, что его законный представитель обязуется осуществлять уход и (или) обеспечить осуществление ухода за своим подопечным (абзац четвертый ч.2 ст.44 Закона).

Читайте так же:  Сокращен срок материнского капитала

1. Выписка недееспособного лица по его личному заявлению. Ранее ч.2 ст.44 Закона о психиатрической помощи не допускала не только права недееспособного на подачу подобного заявления, но и самой возможности лица, лишенного дееспособности, в принципе проживать самостоятельно. Изменив порядок выписки недееспособных граждан из ПНИ, законодатель тем самым внес существенные коррективы в правовой статус недееспособного гражданина, признав за ним конституционное право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ч.1 ст.27 Конституции РФ) без необходимости учета мнения его законного представителя и органа опеки и попечительства.

Несмотря на всю позитивность таких новаций, процедура выписки из ПНИ по основанию, предусмотренному абзацем вторым ч.2 ст.44 Закона, должным образом не урегулирована и не обеспечивает недееспособному лицу реализацию заложенных в основу этих новаций конституционных принципов. Не ясно, что понимается в законе под возможностью недееспособного лица проживать самостоятельно: идет ли речь о возможности такого лица проживать одному с перспективой восстановления дееспособности, в семье или совместно с опекуном. Не ясно, какими критериями должна руководствоваться врачебная комиссия: должна ли она оценивать перспективы проживания лица с конкретными лицами и в конкретных условиях (в плане удовлетворения нужд и интересов такого лица) или комиссия может ограничиться ответом на вопрос о возможности лица по своему психическому состоянию проживать вне специализированного учреждения социального обеспечения без рассмотрения возможности применения к лицу менее ограничительных мер, например, в виде полустационарного социального обслуживания, оказания социальных услуг на дому и т.д.

В этой норме не прописано, кем и на каком этапе при положительном заключении врачебной комиссии будет рассматриваться вопрос о кандидатуре опекуна и о его назначении для выписываемого недееспособного лица. Поскольку эти вопросы законодательством не урегулированы, очевидно, их предстоит решать органам опеки уже по прибытии недееспособного лица по новому месту жительства. По нашему мнению, о выписке недееспособного лица администрация ПНИ должна заблаговременно известить орган опеки как по месту нахождения ПНИ, так и по месту предполагаемого жительства недееспособного.

Не определено в законе, вправе ли недееспособное лицо оспорить (в т.ч. во вне судебном порядке) заключение врачебной комиссии о его неспособности проживать самостоятельно. Невозможность подвергнуть проверке заключение врачей сводит на нет предоставленное недееспособному лицу право покинуть стены интерната по личному заявлению. Недееспособный гражданин, как следует из п.3 ч.1 ст.135 и абзаца третьего ст.222 ГПК РФ, лишен права обжаловать действия (бездействие) администрации ПНИ и других физических и юридических лиц в судебном порядке.

Важным в этой связи является вывод, сделанный Конституционным Судом РФ в Определении от 3 июля 2008 г. № 612-О-П по жалобе Тимченко. Отсутствие положительного заключения врачебной комиссии о возможности дееспособного лица проживать самостоятельно само по себе не может рассматриваться как препятствующее реализации такими лицами гарантированных им конституционных прав, в т.ч. права свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Оно не может применяться в качестве основания для отказа в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях. Решение врачебной комиссии о невозможности проживать самостоятельно и решение органов социальной защиты об отказе в постановке на очередь на получение жилья могут быть обжалованы в суд общей юрисдикции.

Хотя данная правовая позиция сформулирована Конституционным судом по жалобе дееспособного лица, право каждого на судебную защиту носит универсальный характер. Как указывается в Определении Конституционного Суда РФ от 19 января 2011 г. № 114-О-П по жалобе Ибрагимова, право на судебную защиту выступает процессуальной гарантией в отношении всех других конституционных прав и свобод (ст.46 Конституции РФ) и в силу ч.3 ст.56 Конституции РФ не подлежит ограничению. Конституционный Суд признал, что принудительное помещение недееспособных лиц в ПНИ представляет собой ограничение их конституционных прав, в т.ч. права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, и должно осуществляться в судебном порядке.

Как мы уже указывали, судебный контроль должен быть предусмотрен не только за помещением недееспособного лица в интернат, но и за обоснованностью его пребывания в данном учреждении.

2. Выписка недееспособного лица по заявлению его законного представителя. Применительно к вопросу о порядке выписки недееспособного лица по заявлению его законного представителя (абзац четвертым ч.2 ст.44 Закона) важно иметь в виду, что закон теперь позволяет опекуну забрать подопечного из интерната, даже если опекун сам лично не сможет по тем или иным причинам осуществлять за подопечным уход. Главное, чтобы опекун изыскал возможность обеспечить осуществление необходимого ухода, возможно с помощью третьих лиц.

Следует обратить внимание также и на другое юридически значимое обстоятельство. Как в прежней, так и в новой редакции ч.2 ст.44 Закона о психиатрической помощи в качестве подателя заявления и лица, обязующегося осуществлять уход за недееспособным гражданином, указывается его законный представитель. Вместе с тем, известно, что функции законного представителя недееспособного лица, помещенного в ПНИ, как правило, переходят от его опекуна (физического лица) администрации интерната. Недееспособным лицам, не имеющим опекунов и помещенным под надзор в ПНИ, опекуны вообще не назначаются. Исполнение обязанностей опекунов в соответствии с п.4 ст.35 ГК РФ и ч.5 ст.11 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» возлагается в этом случае на ПНИ.

В связи с этим возникает вопрос: как должна реализовываться норма о выписке из ПНИ недееспособного лица по заявлению его законного представителя, если функции законного представителя выполняет сам интернат, а опекуны у подавляющего числа недееспособных лиц, проживающих в интернате, отсутствуют?

Читайте так же:  Ответственность работодателя за нарушение трудового договора

В прежней редакции ч.2 ст.44 Закона о психиатрической помощи ситуация в определенной мере смягчалась тем фактом, что недееспособный гражданин мог быть выписан по заявлению не только законного представителя, но и родственников, гарантировавших осуществление за ним ухода. В новой редакции этой нормы родственники исключены из числа возможных заявителей.

Данное противоречие в Законе не должно, разумеется, загонять в тупик решение судьбы недееспособного гражданина, о котором то или иное лицо обязуется позаботиться за пределами интерната. Закон не мешает родственнику недееспособного (иному лицу) подать заявление в орган опеки, на территории которого расположен ПНИ, с просьбой о назначении его в качестве опекуна с обоснованием того, что передача опекунских функций будет соответствовать интересам подопечного (ст.39 ГК РФ).

Такой подход закреплен, например, в Положении о приеме граждан в учреждения стационарного социального обслуживания города Москвы и оплате услуг стационарного социального обслуживания, утвержденном постановлением Правительства Москвы от 24 марта 2009 г. № 215-ПП. В нем предусматривается в качестве основания для выписки из ПНИ заявление гражданина, претендующего на опеку над недееспособным гражданином, о возможности обеспечить ему необходимый уход и надлежащие условия проживания. Согласно документу выписка из ПНИ недееспособных граждан производится на основании решения органа опеки и попечительства (по месту их будущего проживания) о назначении опекуна и гарантиях обеспечения им необходимого ухода и наблюдения.

Многое, безусловно, зависит от гибкости позиции администрации ПНИ, от неформального подхода врачебных комиссий и органов опеки, заключения и решения которых могут быть оспорены в суде заинтересованными лицами.

Противопоказания к приему граждан в дома-интернаты

Дата 03.05.2016
Размер 99.22 Kb.
Противопоказания

к приему граждан в дома-интернаты

  1. Общими противопоказаниями для направления граждан в дома-интернаты являются:

а) инфекционные заболевания до окончания срока изоляции;

б) венерические заболевания, СПИД;

г) заразные заболевания кожи и волос;

д) злокачественные новообразования, кроме больных после радикального лечения при общем удовлетворительном состоянии, отсутствии метастазов.

е) алкоголизм, наркомания, токсикомания;

ж) все заболевания, требующие стационарного лечения, хронические заболевания в стадии декомпенсации (обострения);

з) лица, у которых при поступлении на стационарное социальное обслуживание обнаружена повышенная температура или сыпь неясной этиологии, подлежат направлению в учреждения здравоохранения.

  1. Противопоказаниями в дом-интернат для престарелых и инвалидов, в том числе специальный, являются:

а) психические заболевания, за исключением неврозов, неврозоподобных состояний при соматических заболеваниях;

б) судорожные синдромы различной этиологии с припадками без слабоумия и выраженных изменений личности.

3. Противопоказаниями к направлению в психоневрологический интернат являются:

а) острые и подострые стадии психических заболеваний;

б) психические заболевания, характеризующиеся выраженной психотической симптоматикой, грубыми нарушениями влечения и расстройствами поведения, опасными для самого больного и окружающих (половые извращения, гипперсексуальность, садистические наклонности, суицидальные тенденции и т.д.):

  • приступообразные или прогредиентно текущие психические заболевания со склонностью к частым обострениям или рецидивам болезни с частыми декомпенсациями, нуждающиеся в специальном стационарном лечении;
  • эпилепсия и судорожный синдром другой этиологии с частыми (более 5 раз в месяц) припадками, склонностью к серийным припадкам сумеречным состояниям сознания, дисфориям;
  • выраженные депрессивные и маниакальные состояния различного генеза, затяжные реактивные состояния;
  • выраженные психопатоподобные синдромы, а также психопатии аффективные, эксплозивные, параиноидальные, паранойяльные, истерические.

4. Противопоказаниями к направлению в детский дом-интернат для умственно отсталых детей являются:

а) шизофрения с наличием продуктивной симптоматики, без выраженного дефекта личности;

Видео (кликните для воспроизведения).

б) эпилепсия с частыми (более 5 раз в месяц) припадками, склонностью к серийным припадкам, эпилептическому статусу, сумеречным состояниям сознания, дисфориям;

в) психопатоподобная симптоматика в рамках любой нозологической принадлежности;

г) психические заболевания, сопровождающиеся грубыми нарушениями влечения и расстройствами поведения опасными для самого больного и окружающих;

д) любые психические заболевания, при которых возможно обучение ребенка в учреждении образования, в том числе специализированном.

(противопоказания утверждены Постановлением Правительства Тюменской области от 02.03.2006 № 40-п «О социальном обслуживании населения в Тюменской области»)

Порядок приема на стационарное обслуживание

Порядок определения граждан пожилого возраста и инвалидов в
БУ «Психоневрологический интернат»

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Психоневрологический интернат» (далее – учреждение) является стационарным учреждением социального обслуживания психоневрологического типа, предназначенным для постоянного, временного (до шести месяцев) проживания граждан пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалидов (инвалиды I, II групп старше 18 лет), проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, признанных нуждающимися в стационарном социальном обслуживании в связи с потребностью в постоянной посторонней помощи вследствие частичной или полной утраты способности к самообслуживанию.

На социальное обслуживание в учреждение направляются граждане, страдающие психическими хроническими заболеваниями, не имеющие медицинских противопоказаний.

Медицинские противопоказания к определению в учреждение социального обслуживания психоневрологического типа:

1. Туберкулез любых органов и систем с бактериовыделением, подтвержденным методом посева;

3. Острые инфекционные заболевания либо хронические инфекционные заболевания в стадии обострения, тяжелого течения и (или) заразные для окружающих, включая бактерио- и вирусоносительство, а также лихорадки, сыпи неясной этиологии;

4. Злокачественные новообразования, сопровождающиеся обильными выделениями;

5. Хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, в том числе связанные с употреблением психоактивных веществ;

6. Эпилепсия с частыми припадками;

7. Гангрена и некроз легкого, абсцесс легкого;

8. Трахеостома, каловые, мочевые свищи, пожизненная нефростома, стома мочевого пузыря (при невозможности выполнения реконструктивной операции на мочевых путях и закрытия стомы), не корригируемое хирургически недержание мочи, противоестественный анус (при невозможности восстановления непрерывности желудочно-кишечного тракта);

9. Тяжелые хронические заболевания кожи с множественными высыпаниями и обильным отделяемым;

10. Пороки развития лица и черепа с нарушением функции дыхания, жевания, глотания;

Читайте так же:  Как можно продать дом, купленный за материнский капитал

11. Заболевания, осложненные гангреной конечности;

Ведение очередности граждан, нуждающихся в определении в стационарные учреждения социального обслуживания, осуществляется Департаментом социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (отдел организации социального обслуживания граждан пожилого возраста инвалидов Депсоцразвития Югры.

Основанием для рассмотрения вопроса о признании граждан нуждающимися в социальном обслуживании для предоставлении социальных услуг является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя в Управление социальной защиты по месту жительства, многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг. Заявление оформляется по форме, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 марта 2014 года № 159н с приложением следующих документов:

документ, удостоверяющий личность гражданина (документы, удостоверяющие личность и полномочия законного представителя);

медицинская карта по форме, установленной Департаментом здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, выданная уполномоченной медицинской организацией, с заключением врачебной комиссии с участием врача-психиатра о состоянии здоровья гражданина, необходимости постоянной посторонней помощи вследствие частичной или полной утраты способности к самообслуживанию, с указанием рекомендуемого типа стационарной организации социального обслуживания, а также об отсутствии оснований (либо необходимости) для постановки перед судом вопроса о признании гражданина недееспособным (для дееспособных лиц, страдающих психическим расстройством);

заключение о наличии (отсутствии) заболеваний, включенных в перечень медицинских противопоказаний, в связи с наличием которых гражданину может быть отказано в предоставлении социальных услуг в стационарной форме, выданное уполномоченной медицинской организацией;

справка, подтверждающая факт установления инвалидности, индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданные федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы (для инвалидов);

решение суда о признании гражданина недееспособным (для лиц, признанных недееспособными);

документ о наличии у гражданина психического хронического заболевания – выписка из истории болезни с подробным описанием психостатуса (для лиц, страдающих психическим расстройством);

документы, подтверждающие полученные в денежной форме доходы гражданина и совместно проживающих с ним членов семьи за двенадцать последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления, учитываемые при расчете среднедушевого дохода в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 года № 1075 «Об утверждении Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно» (за исключением доходов, получаемых в виде пенсии и (или) иных выплат в органах, осуществляющих пенсионное обеспечение). Документы не прилагаются в случае подачи заявления лицами, пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов.

Право внеочередного определения в стационарные учреждения социального обслуживания имеют следующие граждане:

-инвалиды и участники Великой Отечественной войны;

-лица, награжденные знаком «Житель блокадного Ленинграда»;

-инвалиды боевых действий.

[1]

Право первоочередного определения в стационарные учреждения социального обслуживания имеют следующие граждане:

-супруги погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, не вступивших в повторный брак;

-лица, подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированным;

-лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Какими правилами следует руководствоваться при помещении недееспособного гражданина в психоневрологический интернат?

Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 67-ФЗ изменен порядок помещения недееспособных граждан в психоневрологические учреждения для социального обеспечения, предусмотренный ст.41 Закона о психиатрической помощи, хотя данная норма и не была предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ в Постановлении от 27 февраля 2009 г. № 4-П по жалобе Штукатурова.

Для таких граждан основанием для помещения в психоневрологический интернат (ПНИ) прежде служило решение органа опеки и попечительства, принятое на основании заключения врачебной комиссии с участием врача-психиатра. Личного заявления или иным образом выраженного согласия недееспособного гражданина не требовалось. О согласии (просьбе) опекуна в этой норме не упоминалось.

Согласно новой редакции ч.1 ст.41 Закона о психиатрической помощи основаниями для помещения недееспособного лица в ПНИ является его личное заявление и заключение врачебной комиссии с участием врача-психиатра. Если же недееспособный «по своему состоянию не способен подать личное заявление», сохраняется прежний порядок – решение о помещении принимает орган опеки на основании заключения врачебной комиссии. Заключение должно содержать сведения о наличии у лица психического расстройства, лишающего его возможности находиться в неспециализированном учреждении для социального обеспечения.

Данная норма, однако, и в концептуальном, и в юридико-техническом отношении осталась законодателем недоработанной.

Во-первых, в ней по-прежнему не предусмотрены показания для помещения в ПНИ (неспособность к самообслуживанию и др.) и критерии, которыми должны руководствоваться органы опеки и врачебные комиссии при принятии решения о фактически принудительном помещении лица в такое учреждение, если он, якобы, не способен сам подать заявление, что не позволяет осуществлять должный контроль за законностью и обоснованностью помещения в ПНИ лица в статусе недееспособного.

Во-вторых, не обеспечивает законность помещения недееспособного в ПНИ также и то обстоятельство, что свое решение орган опеки основывает лишь на одном документе – медицинском заключении. Такое ограничение не позволяет избежать произвольного вмешательства в право гражданина на свободу и личную неприкосновенность.

В-третьих, возражение недееспособного лица против его помещения в ПНИ и соответственно нежелание подавать нужное заявление могут быть легко интерпретированы как «неспособность» подать такое заявление при том, что определенность в вопросе о том, кто устанавливает эту «неспособность» отсутствует.

В-четвертых, в ст.41 Закона по-прежнему умалчивается о том, необходимо ли выяснение мнения опекуна недееспособного (если таковой имеется) о помещении его подопечного в ПНИ.

В-пятых, данная новелла носит половинчатый характер. Закрепив за недееспособным право на принятие решения о помещении в ПНИ и оговорив соответственно возможность принудительного водворения недееспособного в интернат, законодатель не установил судебный контроль за обоснованностью выносимого органом опеки решения, т.е. судебной процедуры, в известной мере аналогичной судебной процедуре недобровольной госпитализации недееспособного в психиатрический стационар, о которой говорилось выше.

Читайте так же:  Ооо займ под материнский капитал

Данный пробел, возникший вследствие просчета законодателя, был восполнен предпринятыми задолго до принятия Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 67-ФЗ усилиями специалистов юридической службы Независимой психиатрической ассоциации России по оспариванию конституционности положения ч.1 ст.41 Закона о психиатрической помощи как раз в той мере, в какой данное положение предполагает помещение недееспособного лица в ПНИ без судебного решения, принимаемого по результатам проверки обоснованности фактически принудительного (по решению органа опеки) помещения в такое учреждение. Юристы НПА России пришли к убеждению, что правовая позиция Конституционного Суда РФ, изложенная в Постановлении от 27 февраля 2009 г. № 4-П по жалобе Штукатурова, вполне применима и к порядку помещения недееспособных граждан в ПНИ.

В целях установления данного факта и введения судебного контроля за недобровольным помещением недееспособных граждан в ПНИ в августе 2010 г. автором настоящего пособия была подана жалоба в Конституционный Суд РФ от имени недееспособного Ибрагимова А.И., оказавшегося в весьма типичной ситуации.

В жалобе, поданной в Конституционный Суд РФ, было указано, что положение ч.1 ст.41 Закона, по мнению заявителя, противоречит ст.22 и 46 Конституции РФ, в соответствии с которыми каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность, ограничение свободы допускается только по решению суда; до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов; каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Положение ч.1 ст.41 Закона создает ситуацию, когда содержание в ПНИ недееспособного лица возможно в течение неопределенного периода времени, поскольку закон не требует вынесения судебного решения не только о таком помещении, но и о продлении срока содержания недееспособного в таком учреждении, а само лицо в силу абзаца третьего ст.222 ГПК РФ не имеет права обратиться в суд для оспаривания решения органа опеки или ПНИ.

Внимание Конституционного Суда было обращено также на отсутствие в законе учета правовых последствий, которые влечет за собой помещение в интернат. Такими последствиями, затрагивающими права недееспособного, являются, в частности, переход учреждению опекунских полномочий без учета желания недееспособного (абзац второй п.1 ст.39 ГК РФ); утрата недееспособным лицом по истечении 6 месяцев пребывания в стационарном учреждении социального обслуживания права на жилое помещение, в котором он проживал один по договору социального найма до помещения в интернат (ч.11 ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).


Жалоба содержала требование к Конституционному Суду признать применимыми к данному делу правовые позиции, сформулированные Конституционным Судом в Постановлении от 27 февраля 2009 г. № 4-П по жалобе Штукатурова, и признать указанное положение ч.1 ст.41 Закона о психиатрической помощи не соответствующим Конституции РФ.

Однако признавать норму не соответствующей Конституции РФ не потребовалось. Конституционный Суд согласился с представленной нами аргументацией и в своем Определении от 19 января 2011 г. № 114-О-П по жалобе Ибрагимова А.И. указал, что правовые позиции и выводы Конституционного Суда, сформулированные им в Постановлении от 27 февраля 2009 г. № 4-П и Определении от 5 марта 2009 г. № 544-О-П о недопустимости недобровольной госпитализации граждан в психиатрический стационар без надлежащего судебного контроля применимы и в отношении порядка и процедуры помещения недееспособных граждан в специализированные (психоневрологические) учреждения для социального обеспечения. Иное вопреки требованиям статей 19 (ч.1 и 2), 22, 46 (ч.1 и 2) и 55 (ч.3) Конституции РФ приводило бы к несоразмерному ограничению прав указанных лиц, в т.ч. права на свободу и личную неприкосновенность, а также права на судебную защиту.

Право каждого на судебную защиту, как указывается в Определении Конституционного Суда, носит универсальный характер, выступает процессуальной гарантией в отношении всех других конституционных прав и свобод и не подлежит ограничению. Предоставляемая недееспособному лицу судебная защита должна быть справедливой, полной и эффективной, включая обеспечение ему права на получение квалифицированной юридической помощи (ст.48 Конституции РФ). При этом то обстоятельство, что помещение недееспособного в ПНИ производится по решению органа опеки даже с учетом возможности принятия такого решения в коллегиальном порядке не может, по мнению Конституционного Суда, компенсировать судебного контроля, поскольку только суд по итогам объективного и всестороннего рассмотрения дела вправе принимать решения об ограничении прав личности, имеющих конституционный характер.

Конституционный Суд определил, что оспариваемое положение ч.1 ст.41 Закона о психиатрической помощи – по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования и с учетом выраженных ранее правовых позиций Конституционного Суда – не предполагает помещение недееспособного лица в психоневрологическое учреждение для социального обеспечения на основании решения органа опеки, принятого по заключению врачебной комиссии, без проверки обоснованности такого решения в надлежащем судебном порядке.

Конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным Судом РФ, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.

Федеральному законодателю поручено установить процедуру судебной проверки необходимости и обоснованности помещения недееспособных лиц в ПНИ.

Таким образом, помещение в ПНИ недееспособного лица, который «по своему состоянию не способен подать личное заявление», на основании ч.1 ст.41 Закона о психиатрической помощи (в ред. Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 67-ФЗ) и с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Определении от 19 января 2011 г. № 114-О-П, может осуществляться только на основании судебного решения, вынесенного по результатам справедливого судебного разбирательства.

По нашему мнению, изложенному в дополнительных разъяснениях по запросу Конституционного Суда, вопрос о принудительном помещении недееспособного лица в ПНИ должен решаться судом до помещения лица в интернат (в отличие от недобровольной госпитализации недееспособного в психиатрический стационар) по заявлению (представлению) органа опеки и попечительства, к которому должны прилагаться заключение врачебной комиссии (а не справка КЭК) и мотивированное решение (а не ходатайство о постановке на очередь в ПНИ) органа опеки с обоснованием необходимости пребывания (временного, постоянного) недееспособного лица в условиях специализированного интерната с указанием обстоятельств, свидетельствующих о неспособности лица по своему состоянию выразить свое отношение к помещению в ПНИ.

Читайте так же:  В квартире холодно. что делать куда жаловаться

Опекун недееспособного лица, психиатрическое лечебное учреждение в этом случае будут вправе инициировать перед органом опеки вопрос о помещении недееспособного в ПНИ. Непосредственным инициатором (не только заявителем) обращения в суд может быть и сам орган опеки.

Судебный контроль за обоснованностью пребывания недееспособного лица в интернате следовало бы осуществлять по истечении первых 6 месяцев с момента его помещения (на этот срок в интернатах обычно оформляется временное проживание). В дальнейшем решение о продлении пребывания недееспособного в интернате может приниматься судом ежегодно с учетом положений ч.3 ст.43 Закона о психиатрической помощи, в соответствии с которыми администрация ПНИ обязана не реже 1 раза в год проводить освидетельствования лиц, проживающих в нем, врачебной комиссией с участием врача-психиатра с целью решения вопроса об их дальнейшем содержании в этом учреждении, а также о возможности пересмотра решений об их недееспособности. Заявление в суд о продлении срока пребывания недееспособного в ПНИ должно исходить от органа опеки, осуществляющего надзор за деятельностью интерната, под опекой которого находится недееспособный.

В жалобе в Конституционный Суд от имени Ибрагимова были представлены также доводы, позволяющие ставить под сомнение и конституционность ст.9 и 15 Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» в части регулирования порядка принудительного помещения недееспособных граждан в учреждения социального обслуживания. Эти нормы не требуют судебной процедуры помещения недееспособных лиц в ПНИ при наличии согласия на такое помещение их законных представителей. Однако, поскольку к Ибрагимову данные нормы не применялись, оспаривание их конституционности в рамках данного дела нами не проводилось.

Вместе с тем, исходя из понимания общих положений и выводов Конституционного Суда, сформулированных в Определении от 19 января 2011 г. № 114-О-П по жалобе Ибрагимова, можем, взяв на себя смелость, предположить, что правовая позиция Конституционного Суда, изложенная им в Постановлении от 27 февраля 2009 г. № 4-П по жалобе Штукатурова, применима не только к положениям ч.1 ст.41 Закона о психиатрической помощи, но и к положениям ст.9 и 15 Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и, возможно, к другим законодательным нормам, предусматривающим ограничения конституционных прав недееспособных граждан без судебной процедуры.

Из этого может следовать, в частности, что помещение недееспособного лица в ПНИ на основании ст.9 и 15 указанного выше федерального закона не должно уже с момента провозглашения Постановления Конституционного Суда от 27 февраля 2009 г. № 4-П (т.е. без принятия специальных на этот счет решений Конституционного Суда) производиться без судебной процедуры, из чего и должна на сегодня исходить правоприменительная практика. Перед законодателем, следовательно, предстает расширенный фронт работ.

Противопоказания для помещения в психоневрологический интернат

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

[3]

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 13 июня 2006 г. № 462 “Об установлении тождества наименования учреждения “психоневрологический дом-интернат” наименованию учреждения “психоневрологический интернат”

В соответствии с пунктом 5.2.62 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898), приказываю:

Установить тождество наименования учреждения “психоневрологический дом-интернат” наименованию учреждения “психоневрологический интернат”, предусмотренному Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 44, ст. 4393).

Министр М.Ю. Зурабов

Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 июля 2006 г.

Регистрационный N 7999

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 13 июня 2006 г. N 462 “Об установлении тождества наименования учреждения “психоневрологический дом-интернат” наименованию учреждения “психоневрологический интернат”

Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 июля 2006 г.

Регистрационный N 7999

Видео (кликните для воспроизведения).

Текст приказа официально опубликован не был

Источники


  1. Розен, Александр Последние две недели. Прения сторон / Александр Розен. — М.: Советский писатель. Москва, 2016. — 528 c.

  2. Подхолзин, Б.А. Договоры, обязательства, сделки. Юридический комментарий. Судебная практика. Образцы договоров / Б.А. Подхолзин. — М.: Ось-89, 2014. — 350 c.

  3. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 2. Учебник. — М.: Зерцало-М, 2002. — 528 c.
  4. Жанна, Владимировна Уманская История и методология науки. Учебник для бакалавриата и магистратуры / Жанна Владимировна Уманская. — М.: Юрайт, 2016. — 653 c.
  5. Противопоказания для помещения в психоневрологический интернат
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here