Проведение инвентаризации имущества и финансовых обязательств

Самое главное по теме: "Проведение инвентаризации имущества и финансовых обязательств". На странице собрана полезная тематическая информация. На все вопросы вам ответит дежурный специалист.

Инвентаризация имущества организации

Образец заполнения акта инвентаризации имущества

Обязательная инвентаризация имущества организации должна проводиться минимум раз в год. Это требование следует из нормативных актов по инвентаризации, которыми установлены случаи, когда инвентаризация проводится в обязательном порядке (перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, при хищениях, пожаре и т.д.). Кроме обязательных, могут проводиться и инвентаризации по инициативе самой компании.

Правила проведения инвентаризации имущества

Для того, чтобы инвентаризация прошла успешно, а ее результаты были признаны, нужно соблюсти порядок проведения инвентаризации имущества, о котором мы сейчас расскажем.

Приказ об инвентаризации

Инвентаризация проводится на основании поручения руководителя, которое может быть издано в форме приказа, распоряжения, постановления или иного распорядительного акта. В этом поручении указываются сроки и причины инвентаризации, состав комиссии по инвентаризации, имущество, которое подлежит проверке. Такое поручение можно издать по унифицированной форме, утвержденной Госкомстатом ( ИНВ-22 ).

[3]

Комиссия по инвентаризации

Инвентаризационная комиссия утверждается руководителем компании до начала проведения инвентаризации. Есть специальные требования к ее составу, которые необходимо учитывать. В такие комиссии включают работников администрации, бухгалтерии и иных структурных подразделений (юристов, экономистов, технологов и т.д.). Нельзя включать в состав комиссии работников компании, несущих материальную ответственность за сохранность проверяемых ценностей.

Подготовка к инвентаризации

До того, как инвентаризация имущества начнется, в комиссию должны быть представлены все приходные, расходные документы, отчеты о движении ТМЦ и денежных средств. С лиц, материально ответственных за сохранность проверяемого имущества, берутся расписки о том, что все расходные, приходные документы представлены комиссии или в бухгалтерию; а имущество, за которое они отвечают, оприходовано или списано в расход. Эти действия позволяют установить фактическое состояние имущества для сверки с данными учета.

Проведение инвентаризации имущества

Проверка должна проводиться в присутствии всех членов комиссии и обязательно материально ответственного лица (лиц). Нарушение этого правила приведет к недостоверности результатов инвентаризации. Если проверить нужно большое количество имущества и за один день это сделать невозможно, то помещения, в которых проводится проверка, при уходе комиссии должны опечатываться. Для фиксации промежуточных результатов проверки используются инвентаризационные ярлыки ( ИНВ-2 ).

Оформление результатов инвентаризации

Для фиксации итогов проверки предусмотрены различные формы описей и актов инвентаризации. При этом установлены требования к их содержанию, порядку оформления, количеству экземпляров, внесению исправлений и т.д. Как правило, организации используют унифицированные формы описей и актов, утвержденные Госкомстатом. Например:

  • ИНВ-1 (опись ОС);
  • ИНВ-3 (опись ТМЦ);
  • ИНВ-5 (опись ТМЦ, принятых на ответственное хранение);
  • ИНВ-6 (акт для расчетов за ТМЦ, находящиеся в пути);
  • ИНВ-11 (акт для расходов будущих периодов);
  • ИНВ-15 (акт для наличных денежных средств).

Их использование не является обязательным, и компания может разработать свои формы. Однако на практике их часто применяют, так как они содержат все нужные реквизиты и сведения.

Скачать образец заполнения формы акта инвентаризации имущества для ТМЦ отгруженных (ИНВ-4)

Сличительные и итоговые ведомости

Сличительные ведомости составляются при выявлении расхождений (излишки, недостача, порча имущества) с данными учета. Здесь также могут использоваться формы Госкомстата ( ИНВ-18 и ИНВ-19 ). В конце результаты всех инвентаризаций, проведенных в отчетном периоде, попадают в итоговую ведомость (форма ИНВ-26 ).

Если проведенные инвентаризации показывают какие-то расхождения между фактическим состоянием имущества и обязательств компании с данными учета в бухгалтерии, то делают проводки, направленные на приведение их в соответствие. Также принимаются решения в отношении ответственных лиц при установлении их вины в утрате или порче имущества сверх нормы.

Приказ Минфина РФ от 13 июня 1995 г. N 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (с изменениями и дополнениями)

Приказ Минфина РФ от 13 июня 1995 г. N 49
«Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и
финансовых обязательств»

С изменениями и дополнениями от:

8 ноября 2010 г.

По заключению Минюста РФ от 19 июня 1995 г. N 07-01-389-95 настоящий приказ не нуждается в государственной регистрации

1. Утвердить Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств согласно приложению.

2. С изданием настоящего приказа не применяются на территории Российской Федерации письма Министерства финансов СССР от 30 декабря 1982 г. N 179 «Об Основных положениях по инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов», 27 марта 1984 г. N 51 «О дополнении Основных положений по инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов», 10 ноября 1987 г. N 212 «О дополнении Основных положений по инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов».

Заместитель Министра финансов
Российской Федерации

Приказ Минфина РФ от 13 июня 1995 г. N 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»

По заключению Минюста РФ от 19 июня 1995 г. N 07-01-389-95 настоящий приказ не нуждается в государственной регистрации

Текст приказа опубликован в «Финансовой газете» 1995, N 28, в газете «Экономика и жизнь», N 29, 1995 г., в журнале «Российский Налоговый курьер», вкладка «Документы по налогообложению», N 11, 2000 г., в библиотечке Российской газеты, 2002 г., выпуск N 24

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ Минфина РФ от 8 ноября 2010 г. N 142н

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Инвентаризация имущества и финансовых обязательств. Как правильно провести инвентаризацию?

В разделе справочника бухгалтера — Инвентаризация имущества и финансовых обязательств вы сможете найти информацию о порядке проведения инвентаризации в организациях Российской Федерации, бланки форм первичных документов и типовые проводки, отражающие результаты инвентаризации. Кроме того вы сможете ознакомиться с правовыми основами, определяющими правила возмещения выявленного в результате проверки ущерба.

Согласно п. 27 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ проведение инвентаризации в организациях обязательно как минимум перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (инвентаризация основных средств допускается не реже одного раза в три года, библиотечных фондов – раз в пять лет). Процедура эта непростая, трудоемкая, но необходимая как для самой организации, так и для ее собственников.

Читайте так же:  Исковое заявление о выселении за неуплату

Целями инвентаризации, согласно п. 1.4 Методических указаний по инвентаризации, являются:

  • выявление фактического наличия имущества;
  • сопоставление полученных данных о фактическом наличии имущества с данными бухгалтерского учета;
  • проверка правильности и полноты отражения в бухгалтерском учете организации операций с имуществом и финансовыми обязательствами.

Т.е. целью проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств является желание получить реальную картину имущественного положения в организации и выявить расхождения с данными учета.

Определимся, какое же имущество и обязательства подлежат инвентаризации. Согласно п. 1.2 Методических указаний по инвентаризации под имуществом организации понимаются:

  • основные средства;
  • нематериальные активы;
  • финансовые вложения;
  • производственные запасы;
  • готовая продукция;
  • товары и прочие запасы;
  • денежные средства и прочие финансовые активы.

Под финансовыми обязательствами понимаются:

  • кредиторская задолженность;
  • кредиты банков;
  • займы;
  • резервы.

Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств (дата, перечень имущества и обязательств) устанавливается руководителем организации (кроме случаев с обязательной инвентаризацией).

Как же правильно провести инвентаризацию имущества и финансовых обязательств? Для ответа на этот вопрос разобьем процесс инвентаризации на локальные задачи, которые нам придется решить.

Задача 1. Формирование инвентаризационной комиссии

Для проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств необходимо создать постоянно действующую инвентаризационную комиссию, состав которой утверждается руководителем организации в приказе о проведении инвентаризации по форме № ИНВ-22. В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации, работники бухгалтерии, инженеры, экономисты, техники и т.п. специалисты. Кроме того в состав комиссии можно включать представителей независимых аудиторских организаций. Примите во внимание, что при проведении инвентаризации обязательно присутствие всех членов комиссии.

Задача 2. Определить круг ответственных лиц и подготовить учетные документы

До начала проверки фактического наличия имущества и обязательств требуется определить круг лиц, несущих ответственность за хранение имущества и круг лиц, отражающих в учете операции с имуществом и обязательствами. Кроме того, необходимо подготовить приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств, которые должны служить основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

Задача 3. Инвентаризация имущества и обязательств

Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера и производят при обязательном участии материально ответственных лиц.

Инвентаризация подразделяется по видам имущества и финансовых обязательств следующим образом:

Задача 4. Оформление первичных документов по результатам инвентаризации

Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации. Документы составляются не менее, чем в двух экземплярах. На каждой странице документов указывают прописью количество номенклатурных позиций материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, независимо от единиц измерения приведенного имущества. В документах не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются. Документы должны быть подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.

Все отклонения фактических данных от учетных, выявленные в результате инвентаризации имущества, отражаются в сличительных ведомостях. Выявленные суммы излишков и недостач указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.

Для оформления инвентаризации отдельных видов имущества используются унифицированные формы первичной документации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

По результатам инвентаризации имущества и финансовых обязательств формируется обобщающая ведомость учета результатов инвентаризации по форме № ИНВ-26.

Задача 5. Отражение результатов инвентаризации имущества и финансовых обязательств на счетах бухгалтерского учета

Выявленные в результате инвентаризации расхождения между данными бухгалтерского учета и фактическим наличием имущества регулируются в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ. Согласно п. 28 данного положения, выявленные излишки и недостачи необходимо отразить на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

  • излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации;
  • недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения (расходы), сверх норм — за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации.

Убыль ценностей в пределах установленных норм определяется после зачета недостач ценностей излишками по пересортице. Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах.

Результаты инвентаризации имущества и финансовых обязательств должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации — в годовом бухгалтерском отчете. В настоящем разделе рассмотрены:

О дате инвентаризации имущества и обязательств

Рассмотрим, на какую дату должна быть проведена инвентаризация активов и обязательств перед составлением годовой бухгалтерской отчетности за 2013 год с учетом вступившего в действие с начала этого года закона о бухгалтерском учете 1 .

Активы и обязательства по закону о бухгалтерском учете подлежат инвентаризации 2 . Количество инвентаризаций в отчетном году, сроки их проведения, а также перечень проверяемых при этом объектов определяются экономическим субъектом самостоятельно. Исключение составляют случаи, когда проведение инвентаризации обязательно (см. с. 66): они устанавливаются законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами 3 .

В пункте 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ 4 приведен перечень таких случаев. В качестве одного из них действующим законодательством предусмотрено проведение инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.

Различие правовых норм, регулирующих проведение инвентаризации в прежнем законе о бухгалтерском учете 5 и Законе № 402 ФЗ, состоит главным образом в следующем. В Законе № 129 ФЗ норма об обязательном проведении инвентаризации присутствовала в самом тексте закона, в то время как новый закон содержит лишь отсылочную норму к соответствующим положениям законодательства, которые устанавливают перечень ситуаций, в которых проведение инвентаризации активов и обязательств является обязательным. Одним из таких нормативно-правовых актов, к которым отсылает закон № 402 ФЗ (до утверждения федеральных и отраслевых стандартов), является упомянутое выше Положение.

Таким образом, с вступлением в силу нового закона о бухучете в правовом регулировании инвентаризации активов и обязательств каких-либо существенных изменений не произошло. Сменилось только юридическое оформление тех отношений, которые существовали раньше: перечень случаев проведения обязательной инвентаризации убрали из нового закона о бухучете и вынесли на уровень иного «законодательства Российской Федерации, федеральных и отраслевых стандартов».

Читайте так же:  Через сколько можно пользоваться материнским капиталом

Теперь о том, что касается сроков проведения обязательной инвентаризации. Прежний закон о бухучете содержал норму о необходимости проведения обязательной инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. В действующем законодательстве о бухгалтерском учете, основанном на Законе № 402 ФЗ, данная норма о сроках, по существу, была сохранена, однако, исходя из сказанного выше, была вынесена на уровень «законодательства РФ, федеральных и отраслевых стандартов», то есть в том числе и на подзаконный уровень.

По нашему мнению, исходя из системного толкования положений законодательства (в том числе прежнего и нового законов о бухучете, Положения, стандартов аудиторской деятельности) можно сделать вывод о том, что в рассматриваемом случае срок проведения обязательной инвентаризации активов и обязательств ограничивается сроками составления годовой бухгалтерской отчетности.

Напомним, что отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) по общему правилу является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно 6 .

Сроки инвентаризации

Обратимся к вопросу о конкретных сроках инвентаризации активов и обязательств, необходимой (обязательной) перед составлением бухгалтерской отчетности.

Если инвентаризация какого-либо имущества проводилась после 1 октября отчетного года, это имущество не включается в перечень имущества, проверяемого при инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности 7 .

На практике это означает, что имущество организации можно инвентаризировать в период с 1 октября по 31 декабря отчетного года. Следует отметить, что понятия «имущество» и «активы» не являются тождественными, о чем будет сказано ниже.

В настоящее время встречается мнение отдельных специалистов, согласно которому начиная с 2013 года все активы следует инвентаризировать только на 31 декабря отчетного года.

С данным мнением мы не можем согласиться по следующим основаниям.

В отличие от закона № 129 ФЗ, который в качестве одного из объектов бухучета указывал имущество организаций и оперировал этим понятием 8 , новый закон о бухгалтерском учете в качестве одного из объектов бухучета упоминает активы вместо имущества 9 . При этом понятие «имущество» уже не фигурирует в новом законе в том качестве, в каком оно фигурировало в Законе № 129 ФЗ (т. е. как объект бухгалтерского учета).

С точки зрения юридической техники законодатель совершенно правильно обозначил в новом законе в качестве объекта бухгалтерского учета именно активы, а не имущество, поскольку бухгалтерский учет оперирует именно понятием «активы» (как составной частью баланса), а не «имуществом» как гражданско-правовой категорией.

В то же время, с логической точки зрения, понятие «активы» является по содержанию более широким, чем понятие «имущество». Это означает, что активы всегда будут включать имущество, но при этом не любые активы будут являться имуществом. То есть, некоторые строки актива бухгалтерского баланса (например отложенные налоговые активы, налог на добавленную стоимость), несомненно, будут являться «активами» в том понимании, в каком Закон № 402 ФЗ трактует объекты бухгалтерского учета. Но при этом данная (или аналогичная) строка актива не будет являться «имуществом» ни в понимании прежнего закона о бухгалтерском учете (т. е. в качестве объекта учета), ни в понимании Гражданского кодекса 10 .

В силу части 1 статьи 30 Закона № 402 ФЗ до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных настоящим федеральным законом, применяются правила ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные до дня вступления в силу нового закона о бухучете.

В связи с этим возникает вопрос, который с очевидностью следует признать риторическим: «Какие существуют основания не применять положения о бухгалтерском учете (в частности упомянутое выше Положение) к имуществу, которое с логической точки зрения является составной частью понятия «активы?»

Таких оснований нет.

Раньше Закон № 129 ФЗ оперировал неким понятием («имущество»), которое в этом законе являлось «целым», а по новому закону о бухучете стало частью более общего «целого» — понятия «активы». Мы полагаем, что если указанное ПБУ распространялось на понятие, которое ранее было родовым, а впоследствии стало видовым в рамках более общего родового понятия, нет никаких оснований не распространять его на данное понятие по новому закону (пусть и как на составную часть более общего понятия).

Исходя из сказанного выше, по нашему мнению, порядок, устанавливающий возможность инвентаризации активов, являющихся имуществом, с 1 октября по 31 декабря отчетного года с принятием нового закона о бухгалтерском учете вследствие замены объекта учета «имущество» на объект учета «активы» не изменился и измениться не мог.

Более того, иной, нежели описанный выше, порядок, а именно инвентаризация всех активов в целом на 31 декабря отчетного года без разграничения активов на «имущество» и «иные активы, не являющиеся имуществом», сделал бы процедуру инвентаризации на практике нереализуемой. А если и реализуемой, то формальной и, следовательно, не выполняющей своих функций.

Что касается активов, не являющихся имуществом, то они подлежат инвентаризации именно и только на 31 декабря отчетного года (см. аргументацию в отношении обязательств).

В отношении инвентаризации обязательств законодательство (ни Положение, ни иные нормативно-правовые акты) аналогичной специальной нормы не содержит.

И это означает, что обязательства (как и активы, не являющиеся имуществом) подлежат обязательной инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности на 31 декабря отчетного года!

Несмотря на то что такой вывод следовал из нормативной базы, существующей порядка 15 лет, Минфин России обратил на него внимание в рекомендациях аудиторским организациям по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности за 2012 год 11 .

На практике это требование (положение) не исполнялось. Обычно организации проводили инвентаризацию (сверку расчетов) с дебиторами и кредиторами на 1 октября отчетного года (или более позднюю дату, но до 31 декабря).

Письмо Минфина России от 9 января 2013 г. № 07-02-18/01

Инвентаризация обязательств
В соответствии с Федеральным законом № 402-ФЗ обязательства подлежат инвентаризации. Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяется аудируемым лицом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.
В связи с утратой силы с 1 января 2013 г. Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» часть 2 статьи 12 этого Федерального закона не подлежит применению. Однако в силу части 1 статьи 30 Федерального закона № 402-ФЗ продолжает применяться пункт 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н. Согласно этому пункту обязательно проведение инвентаризации обязательств организации перед составлением бухгалтерской отчетности.
Поскольку в соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона № 402-ФЗ отчетным годом является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно, инвентаризация обязательств должна проводиться по состоянию на 31 декабря включительно».

Поскольку в ходе сверки расчетов со всеми контрагентами мы теоретически можем получить любой результат (актив или обязательство), из сказанного выше следует, что такую сверку следует проводить на 31 декабря отчетного года.

Читайте так же:  Договор аренды помещения между юридическими лицами

На практике это означает, что в декабре отчетного года компания организует работу с контрагентами по сверке расчетов (рассылает запросы), в январе — феврале следующего года подводит ее итоги (получает ответы и оформляет унифицированную форму ИНВ 17 12 ).

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухучета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация 13 .

Кроме того, в соответствии с пунктом 5 ПБУ 7/98 14 к событиям после отчетной даты относятся, в частности, события, подтверждающие существовавшие на отчетную дату хозяйственные условия, в которых организация вела свою деятельность.

Пунктом 6 указанного ПБУ установлено, что существенное событие после отчетной даты подлежит отражению в бухгалтерской отчетности за отчетный год независимо от положительного или отрицательного его характера для организации.

Событие после отчетной даты признается существенным, если без знания о нем пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового состояния, движения денежных средств или результатов деятельности организации. Существенность события после отчетной даты организация определяет самостоятельно исходя из общих требований к бухгалтерской отчетности.

Что касается порядка отражения в учете несущественных событий после отчетной даты, то в данном ПБУ он не определен.

Поэтому, на наш взгляд, организация вправе принять решение об их отражении также заключительными оборотами отчетного года.

Следовательно, выявленные в ходе инвентаризации обязательств на 31 декабря отчетного года отклонения подлежат отражению заключительными оборотами отчетного года.

Обязательная инвентаризация — 2013
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2010 года № 402 ФЗ содержит требование об инвентаризации активов и обязательств. Случаи обязательного проведения инвентаризации перечислены в пункте 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (приказ Минфина России от 29.07.1998 № 34н). В частности, проведение инвентаризации обязательно перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного

Сноски:
1 Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (далее — Закон № 402-ФЗ)
2 ч. 1 ст. 11 Закона № 402-ФЗ
3 ч. 3 ст. 11 Закона № 402-ФЗ
4 утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (далее — Положение)
5 Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ (далее — Закон № 129-ФЗ)
6 ч. 1 ст. 15 Закона № 402-ФЗ
7 п. 27 Положения
8 ч. 1, 2 ст. 1 Закона № 129-ФЗ и далее по тексту
9 п. 2 ст. 5 Закона № 402-ФЗ
10 ст. 128 ГК РФ
11 приложение к письму Минфина России от 09.01.2013 № 07-02-18/01
12 утв. пост. Госкомстата России от 18.08.1998 № 88
13 п. 4 ст. 11 Закона 402-ФЗ
14 утв. приказом Минфина России от 25.11.1998 № 56н

Инвентаризация финансовых обязательств в бюджетном учреждении

Какова периодичность инвентаризации финансовых обязательств в бюджетном учреждении?

Видео (кликните для воспроизведения).

Финансовые и иные обязательства учреждения должны быть проверены в рамках инвентаризации (п. 9 Инструкции по отчетности, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н, пп. 80—81 федерального стандарта бухучета для организаций госсектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н, п. 27 Положения по ведению бухучета, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н):

  • по основаниям, в сроки и в порядке, установленным субъектом учета в рамках формирования своей учетной политики;
  • при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи имущества;
  • в случае стихийного бедствия, пожара, аварии или других ЧС, в том числе вызванных экстремальными условиями;
  • при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
  • при передаче (возврате) комплекса объектов учета (имущественного комплекса) в аренду, управление, безвозмездное пользование, хранение, а также при выкупе, продаже комплекса объектов учета (имущественного комплекса);
  • в других случаях, предусмотренных законодательством и НПА;
  • при составлении годовой отчетности;
  • при реорганизации или ликвидации учреждения.

Учреждение вправе определять в локальных правовых актах, в которых устанавливается порядок инвентаризации, в соответствии с п. 6 Инструкции, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н, дополнительные основания для проведения соответствующей процедуры.

В случае если учреждение автономное или бюджетное, инвентаризация в нем должна проводиться по состоянию на 1 июля, 1 октября, 1 января года, следующего за отчетным, поскольку в соответствии с п. 69 Инструкции, утвержденной приказом Минфина № 33н, данным организациям необходимо предоставлять распорядителю сведения по задолженностям (форма 0503769), которые, в свою очередь, выявляются в ходе инвентаризации.

Каков алгоритм инвентаризации финансовых обязательств в бюджетных структурах?

Алгоритм инвентаризации финансовых обязательств учреждения в целом будет схожим с тем, что характеризует инвентаризацию любых других пассивов, а также активов хозяйствующего субъекта. Он предполагает реализацию рассматриваемой процедуры в рамках следующих этапов:

1. Издание приказа руководством учреждения о проведении инвентаризации.

Для этого используется унифицированная форма ИНВ-22, утвержденная Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88.

Посредством рассматриваемого приказа утверждается также комиссия по инвентаризации — внутренняя структура бюджетного учреждения, без которой инвентаризация не может быть проведена.

В случае если учреждение бюджетное или автономное, имеет смысл сформировать постоянно действующую комиссию, имеющую соответствующие полномочия, поскольку данными учреждениями предполагается регулярное, как мы отметили выше, раз в квартал, предоставление отчетности распорядителю на основе данных, получаемых в том числе в ходе инвентаризации.

2. Отражение сведений о приказе в журнале.

Данный журнал также составляется с применением унифицированного источника — ИНВ-23.

3. Оформление расписок материально ответственными лицами (далее — МОЛ).

Как правило, данные расписки включены в структуру унифицированных инвентаризационных описей, задействование которых предполагается на следующем этапе. Но если это не так — данные расписки могут составляться в свободной форме.

4. Заполнение унифицированных инвентаризационных описей, иных документов — например, сличительных ведомостей по итогам изучения документов бухучета, отражающих наличие у учреждения финансовых обязательств.

В данном случае речь идет о заполнении как минимум:

  • описи по форме 0504083 (опись задолженностей по займам), утвержденной в Приложении № 1 к приказу Минфина России от 30.03.2015 № 52н;
  • описи по форме 0504089, также утвержденной приказом № 52н (опись расчетов с покупателями, поставщиками).
Читайте так же:  Особенности и основные отличия блокированных домов

Можно отметить, что в структуре обеих форм присутствуют формулировки, с юридической точки зрения аналогичные тем, что могут приводиться в расписках МОЛ.

Если учреждение бюджетное или автономное, то оно должно , как мы отметили в начале статьи, также заполнять форму 0503769 по приказу № 33н по состоянию на 1 июля, 1 октября, 1 января года, следующего за отчетным.

Кроме того, могут составляться иные описи, предусмотренные локальным нормативом учреждения, который регламентирует инвентаризацию.

5. Заполнение отчетных документов:

  • всеми учреждениями — акта сверки взаиморасчетов с контрагентами, перед которыми у учреждения есть финансовые обязательства (по унифицированной форме ИНВ-17);
  • бюджетными и автономными учреждениями — cведений о проведении инвентаризаций в виде Таблицы № 6 по приказу № 33н.

Рассмотрим более подробно работу с указанными формами.

Инвентаризация финансовых обязательств: заполнение форм ИНВ-22 и ИНВ-23

Итак, первый этап инвентаризации финансовых обязательств учреждения — составление приказа о проведении соответствующей инвентаризации по унифицированной форме ИНВ-22. В данном случае в документе принципиально важно отразить:

  • перечни конкретных обязательств, которые подлежат инвентаризации;
  • причину проведения инвентаризации (она может отражать специфику хозяйственных операций с пассивами — например, если кредитор направил учреждению исковое требование с завышенными цифрами, и это стало причиной инициирования инвентаризации обязательств).

В остальном документ заполняется так же, как и в случае с инвентаризацией любого другого пассива или же актива. Нужно корректно отразить данные о составе комиссии, обеспечить заверку документа руководителем.

Ознакомиться подробнее со спецификой заполнения формы ИНВ-22 вы можете в статье:

Сведения о приказе о проведении инвентаризации должны быть отражены в журнале, который составляется на основе другой унифицированной формы — ИНВ-23. В данном источнике также важно отразить перечень конкретных обязательств, которые проверяются в рамках инвентаризации. В остальном заполнение соответствующей формы осуществляется по общим правилам.

Узнать больше об особенностях заполнения формы ИНВ-23 вы можете в статье:

Инвентаризация финансовых обязательств: описи

Рассматриваемый документ применяется в целях отражения итогов инвентаризации о долгах учреждения перед контрагентами в соответствии с учетными сведениями. Форма 0504083 позволяет отразить, в частности:

  • величину долга — в целом, по основной части, процентам;
  • величину неуплаченных процентов, штрафных санкций, пеней;
  • подтвержденные и неподтвержденные суммы долгов;
  • просроченную задолженность.

Рассматриваемый документ должен быть подписан главой комиссии по инвентаризации и всеми ее представителями.

Следующий важный документ при инвентаризации финансовых обязательств учреждения — опись расчетов с контрагентами по форме 0504089. В нем фиксируются:

  • сведения о долгах учреждения (обусловленных, в частности, обязательствами по гражданско-правовым договорам);
  • сведения о контрагентах;
  • суммы задолженностей, классифицируемые по различным основаниям;
  • подтвержденные и неподтвержденные долги;
  • суммы с истекшим сроком исковой давности.

Аналогично рассматриваемый документ подписывается главой комиссии и ее членами.

Сведения о задолженности бюджетного и автономного учреждений

Бюджетные и автономные учреждения заполняют на соответствующем этапе инвентаризации сведения о задолженности учреждения по форме 0503769. В данном документе фиксируются:

  • данные о дебиторской и кредиторской задолженности;
  • данные о просроченных задолженностях;
  • аналитические сведения о движении обоих типов задолженностей.

[1]

Можно отметить, что рассматриваемая форма задействуется в рамках инвентаризации финансовых обязательств, прежде всего в целях удостоверения корректности освоения учреждением бюджетных средств. В случае если в форме 0503769 будут отражены не предусмотренные контрактом долги или их размер превысит тот, что предусмотрен контрактом, у распорядителя бюджетных средств обязательно возникнут вопросы к руководству учреждения.

Акт сверки с контрагентами

Заполняется соответствующий акт на основе тех сведений, которые отражены в описях по задолженностям, рассмотренным выше.

Главная цель его составления — получить подтверждение текущего состояния задолженности от контрагента.

Кроме того, акт полезен с точки зрения:

  • выявления ошибок в учете финансовых обязательств учреждения;
  • отражения отсутствия разногласий по задолженностям со стороны контрагента;

Обязательно составление соответствующего документа в 2 экземплярах при условии подписания обоих компетентными представителями учреждения, а также представителями контрагента.

Подписанный акт может быть основанием для инициирования взыскания долга с обязанной стороны в суде.

Ознакомиться с порядком заполнения формы ИНВ-17 вы можете в статье:

Сведения об инвентаризациях по таблице № 6

Бюджетные и автономные учреждения составляют еще один отчетный документ — таблицу № 6 по приказу № 33н. В ней отражаются сведения о результатах проведенных в рамках отчетного периода инвентаризаций обязательств учреждения.

В графах 1–4 Таблицы № 6 отражаются причины инициирования инвентаризации, дата ее проведения, а также реквизиты приказа о ее проведении.

В графах 5 и 6 фиксируются расхождения результатов инвентаризации со сведениями бухучета.

В графе 7 указывается перечень мер, которые приняты учреждениями в целях устранения обнаруженных расхождений.

Таблица № 6 предоставляется распорядителю бюджетных средств 1 раз в год.

Финансовые обязательства бюджетного учреждения перед заемщиками и контрагентами отражаются в документах бухгалтерского учета и периодически подлежат проверке в рамках инвентаризации. Для удостоверения различных типов финансовых обязательств применяются унифицированные формы, утвержденные приказами Минфина России № 33н (в его юрисдикции — бюджетные и автономные учреждения) и № 52н (в его юрисдикции — все госучреждения, в т. ч. казенные). Конечная цель проведения инвентаризации соответствующих обязательств — предоставление распорядителю сведений, отражающих факты корректного получения и расходования средств бюджетным учреждением.

Ознакомиться с иными сведениями об инвентаризации обязательств вы можете в статьях:

Финансовая инвентаризация

Из этой статьи вы узнаете:

Контроль – важнейшая составная часть управления любой организацией. Для контроля за состоянием компании необходима регулярная инвентаризация ее имущества и обязательств. Речь идет о проверке соответствия данных бухгалтерского учета компании фактическому наличию активов и пассивов. Существенные отличия между фактическими и учетными данными не только порождают сомнения в эффективности управления, но и могут служить основаниями дисциплинарного, административного, а в ряде случаев – и уголовного наказания ответственных лиц.

Инвентаризация финансовых обязательств – всегда документальная проверка: обязательства невозможно взвесить или обмерить измерительными инструментами. Но в наш век виртуализации отношений компаний, господства безналичных платежей и расчетов, конечно же, именно инвентаризация обязательств приобретает все большее значение. Рассмотрим детальнее черты и особенности организации инвентаризации финансовых обязательств компании.

Цель и значение проведения инвентаризации финансовых обязательств

Активы и обязательства, как сказано в ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», подлежат инвентаризации. Правовой базой ее проведения также являются Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. Приказом Минфина от 13.06.1995 № 49) и другие нормативные акты.

Читайте так же:  Что такое товар надлежащего качества и ненадлежащего

В ходе инвентаризации проверяется фактическое наличие имущества, сравнивается его состояние с данными бухучета, определяется насколько полно отражены обязательства в учетных документах.

Финансовые обязательства включают в себя кредиторскую задолженность, в том числе перед поставщиками и подрядчиками, собственным персоналом, бюджетом и государственными внебюджетными фондами, прочими кредиторами, а также полученные авансы. Кроме того, в них учитываются кредиты банков, займы, сформированные резервы. Договорной основой возникновения финансовых обязательств являются кредитные договора, договора займа, договора заключенные на условиях товарного и коммерческого кредита.

Цели инвентаризации финансовых обязательств аналогичны общим целям инвентаризации: проверка фактического состояния расчетов, сравнение его с данными бухучета – и оценка, насколько полно отражены обязательства в учетных документах.

Значение инвентаризации финансовых обязательств велико, – любой предприниматель признает весомую пользу процедур, которые:

— повышают ответственность за соблюдение платежной дисциплины;

— способствуют уменьшению дебиторской и кредиторской задолженности;

— улучшают состояние взаиморасчетов компании и ее контрагентов;

— помогают контролировать сроки поставок по договорам.

В первую очередь это важно для фирм, имеющих множество контрагентов, покупателей и поставщиков, отслеживать состояние расчетов с которыми – серьезный труд. Несоблюдение сроков оплаты по договорам и низкое качество управления задолженностью способны резко снизить конкурентоспособность таких организаций. Дополнительный контроль за расчетами приводит к уточнению сроков платежей, снижает риски роста затрат на выплату неустоек, пеней, штрафов из-за несвоевременного погашения кредиторской задолженности.

Перечислим главные задачи проведения инвентаризации финансовых обязательств, стоящие перед аудитором:

1) контроль реального состояния расчетов для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности организации;

2) выявление просроченной задолженности и принятие мер для взыскания средств с должников;

[2]

3) определение задолженности, по которой истек срок исковой давности, либо взыскать которую по каким-нибудь иным причинам стало невозможно, для списания ее с учета.

Виды инвентаризации финансовых обязательств

Традиционно по охвату инвентаризацию делят на полную, когда проверяются все активы и обязательства компании, и частичную. Соответственно, и инвентаризация обязательств может быть в составе полной, либо частичной общей инвентаризации. Более того, такая инвентаризация обязательств может охватывать либо все финансовые обязательства организации, либо быть выборочной, касаясь, к примеру, только ее резервов или расчетов.

В зависимости от основания инвентаризация бывает плановой, если ее проводят в заранее установленные сроки, или же внеплановой – проводимой внезапно по решению руководителя организации или же по требованию правоохранительных и контрольных органов.

Также она может быть обязательной, то есть осуществляться в силу требований закона, или инициативной, то есть проводиться по инициативе руководства, отражая финансовую политику компании.

В силу требований закона проводится инвентаризация, например, в следующих случаях:

— перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

— при смене материально ответственных лиц;

— при хищениях или злоупотреблениях;

— при порче имущества;

— при реорганизации или ликвидации компании;

— после стихийных бедствий, пожаров или т.п.

Фактически ее нередко требуется проводить при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже и т.п.

Этапы финансовой инвентаризации

Как правило, выделяют от 4 до 5 этапов финансовой инвентаризации.

Особенности проведения инвентаризации финансовых обязательств

Существенные отличия имеет инвентаризация расчетов и инвентаризация резервов. В первом случае главным образом проверяется обоснованность сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета. Инвентаризацию расчетов рекомендуется проводить не реже раза в квартал, как минимум – раз в полгода.

Процедура инвентаризации предусматривает:

— определение общей величины дебиторской и кредиторской задолженности;

— выявление задолженности, подтвержденной и не подтвержденной дебиторами, выяснение причины расхождений, а также задолженности, по которой истек исковой давности;

— выявление оснований кредиторской задолженности, дат их возникновения, сроков погашения, установленных договоренностями с контрагентами.

При инвентаризации расчетов с поставщиками наиболее надежный метод проверки достоверности данных о задолженности компании за предоставленные ей товары и услуги – составление с каждым контрагентом актов сверки. Однако он трудоемок, и для крупных предприятий рекомендуется в приказе об инвентаризации указывать минимальную сумму задолженностей, подлежащих инвентаризации. Это резко снизит объем работ без заметного ущерба для качества проверки.

При инвентаризации расчетов по кредитам проверяются все источники заемных средств по каждому кредитору и по каждому договору. Важно разделять и правильно отражать в регистрах учета краткосрочные (со сроком погашения до года), и долгосрочные кредиты. Также желательно ранжировать кредиты и займы по виду и степени обеспечения, с указанием имущества, переданного в залог. Задолженность по выпущенным компанией облигациям должна указываться отдельно по видам кредиторов — физические или юридические лица. Если по займам и кредитам сроки погашения были нарушены, они также указываются в инвентаризационной ведомости отдельно. Тщательно проверяется своевременность и правильность начисления и выплаты процентов.

При проверке расчетов по налогам анализируется правильность начисления налогов и своевременность отправки отчетов в налоговые органы. Отдельно учитываются текущая задолженность по налогам и просроченная, а также пени и штрафы.

При инвентаризации расчетов с персоналом изучаются начисления и выплаты по каждому сотруднику.

При инвентаризации резервов проверке подлежит обоснованность их создания, а также соответствие целям и задачам учетной политики кампании. Как правило, организации создают резервы отпусков, сомнительной дебиторской задолженности, расходов и доходов будущих периодов.

Финансовая инвентаризация в Leader Team

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, все виды финансовых обязательств компании необходимо периодически проверять, чтобы избежать потерь как по организационным причинам, так и из-за хищений или растрат. Инвентаризация финансовых обязательств требует кропотливой и скоординированной работы не только бухгалтеров и аудиторов, но также квалифицированных юристов и экономистов. Привлечение для нее опытных специалистов на основе аутсорсинга имеет тот плюс, что это всегда взгляд извне: одновременно компетентный и независимый, более объективный, помогающий выявить слабые места системы учета и, в конечном счете, сэкономить компании средства.

Источники


  1. Саблин, М. Т. Взыскание долгов. От профилактики до принуждения. Практическое пособие / М.Т. Саблин. — М.: КноРус, 2014. — 416 c.

  2. Корнев, А.В. Социология права. Учебник / А.В. Корнев. — М.: Проспект, 2016. — 825 c.

  3. Практика адвокатской деятельности. Практическое пособие. В 2 томах (комплект); Юрайт — М., 2015. — 792 c.
  4. Скворцова, М.В. Англо-русский словарь сокращений. Бизнес, банки, финансы, статистика, экономика, юриспруденция / М.В. Скворцова. — М.: Филоматис, 2014. — 527 c.
  5. Проведение инвентаризации имущества и финансовых обязательств
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here