Социальная защита граждан подвергшихся воздействию радиации

Самое главное по теме: "Социальная защита граждан подвергшихся воздействию радиации". На странице собрана полезная тематическая информация. На все вопросы вам ответит дежурный специалист.

Статус, категории граждан и возмещение вреда, подвергшихся воздействию радиации из-за чернобыльской катастрофы

На государственном уровне лица, пострадавшие от радиации в определенные периоды, получают поддержку из бюджетных источников. В первую очередь в их число попадают чернобыльцы. Им полагаются выплаты, льготы и преференции различного вида. Для их получения нужно оформить статус. То есть подтвердить официально факт участия в аварии в том или ином виде.

Рассмотрим, как определяется льготный статус. Каким документом он подтверждается. На что могут рассчитывать чернобыльцы разных групп в 2019-2020 году.

Законодательное урегулирование

Статус определяется законодательством. Чернобыльцам таковой присваивается на основании норм федерального закона № 1244-1 от 15.05.1991. Причем в число льготников попадают граждане:
  • участвовавшие в ликвидации последствий аварии;
  • находившиеся на пораженной территории во время катастрофы;
  • живущие или осуществляющие трудовую деятельность в зараженных зонах в определенные годы;
  • отдавшие костный мозг для лечения облученных и другие.

Меры соцподдержки, порядок предоставления статуса и иные вопросы исчерпывающе описаны в законе № 1244-1, подписанном 15 мая 1991 года. Текст акта постоянно совершенствуется. Последние изменения в него внесены 7 марта 2018 года.

Законом пораженные территории разделены на отдельные зоны. Они отличаются уровнем радиоактивного излучения. Причем границы участков регулярно меняются на основании контрольных замеров, проводимых специализированной службой. Зоны таковы (раздел 2 закона):

  1. Отчуждения. Любая деятельность человека на данной территории запрещена. Это районы со смертельным уровнем поражения;
  2. Отселения. К таковой отнесены районы, из которых люди выехали добровольно или принудительно ввиду опасности поражения организма;
  3. С правом на отселение. Это участки с повышенным, но не смертельно опасным излучением. На них разрешено проживание и экономическая деятельность. Однако власти организуют постоянный контроль радиационного фона с целью защиты населения;
  4. Со льготным социально-экономическим статусом. Это участки, находящиеся в пределах Российской Федерации, на которых фон повышен, но не опасно. Здесь разрешено проживание и трудовая деятельность. Но власти организуют контроль, дополнительную защиту населения в том числе путем проведения медицинских и социальных мероприятий.

Внимание: уровень поддержки граждан, пострадавших от атомной катастрофы, зависит от того, в какой из зон они находились во время аварии или проживают теперь. Скачать для просмотра и печати:

Категории чернобыльцев

Льготная категория присваивается претенденту на основании норм законодательства. Перечень лиц, которым полагается статус пострадавшего, приведен в 19 статье указанного закона. Правовой статус присваивается людям, подвергшимся облучению и утратившим по данной причине здоровье. Перечень охватывает всех, кто мог попасть под облучение ввиду проживания в пораженной зоне в момент катастрофы и позже или из-за привлечения к трудовой деятельности на данной местности.

Так, льготы полагаются гражданам:

Таким образом, преференции полагаются практически всем людям, затронутым радиоактивным излучением с 1986 года по настоящее время.

Однако для новых претендентов, которые живут или трудятся в районах загрязнения ныне, предусмотрены ограничения. Таковые связаны с периодом воздействия агрессивной среды на организм. Минимальные параметры различны для отдельных зон. А именно:

  • в районе отселения необходимо прожить (отработать официально) год;
  • в регионе с правом на отселение — три;
  • на территории особых социально-экономических условий — четыре.

Порядок оформления статуса

Льготная категория подтверждается удостоверением. Таковое чернобыльцы и ликвидаторы могут оформить в органах соцзащиты по месту нынешнего проживания. При этом от претендента требуется:

  1. Инициативное обращение с заявлением установленного образца.
  2. Документальное обоснование просьбы.
  3. Подтверждение гражданства РФ.

Претендент обязан предоставить в соцзащиту такие документы:

  • паспорт или свидетельство о рождении (для несовершеннолетнего);
  • выписку о проживании в пораженном регионе в определенное время (выдает отделение Федеральной миграционной службы);
  • трудовую книжку, в которой есть отметка о работе в загрязненных областях;
  • командировочное удостоверение или справку с места прежнего трудоустройства, подтверждающую участие в ликвидационных или эвакуационных мероприятиях;
  • военный билет с соответствующей отметкой;
  • архивные справки и иное;
  • справку о назначении инвалидности и заключение медико-социальной экспертизы о ее причине.

Совет: за лежачего больного в соцзащиту может обратиться представитель. Его необходимо снабдить нотариальной или приравненной к ней доверенностью.

Какие льготы предусмотрены для чернобыльцев

Преференции для граждан данной группы описаны в указанном законе, Трудовом кодексе, региональных нормативных актах. Удостоверение дает такие права:
  • на скидку в 50% по оплате:
    • коммунальных счетов;
    • жилой площади;
    • твердого топлива (если дом не обеспечен центральным обогревом);
  • обслуживание без соблюдения очередности в:
    • муниципальных медучреждениях;
    • аптеках;
  • предоставление места вне очереди в госучреждениях для престарелых и инвалидов;
  • ежемесячные выплаты разного характера;
  • обеспечение жилым помещением за госсчет при отсутствии такового в собственности;
  • первоочередное предоставление места в некоммерческих кооперативах:
    • садоводческих;
    • строительных;
    • иных (по местным законам).

Внимание: выплаты чернобыльцам запланированы в рамках федерального и регионального законодательства.

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Преференции в рамках трудового права

Работающие льготники при предоставлении удостоверения обеспечиваются такими привилегиями:
  • оплата листа нетрудоспособности производится в размере 100% среднедневного заработка без учета предшествующего стажа;
  • предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска сроком от 7 до 14 дней;
  • выплата единовременной компенсации на оздоровление к отпускным;
  • сохранение средней зарплаты в период получения новой профессии (отселенным при условии регистрации в Центре занятости);
  • приоритетное оставление в штате при проведении сокращения.

Подсказка: если чернобылец увольняется с места службы в связи с ухудшением состояния здоровья, то ему назначается пособие до восстановления функций организма либо оформления группы инвалидности (но не более, чем на четыре месяца).

Другие привилегии

Государство компенсирует людям потери ввиду вынужденного переселения в иной регион страны. Законом предусмотрены такие преференции материального характера:
  • оплата транспортных услуг, в том числе по перевозке имущества (если транспорт не предоставлялся бесплатно);
  • компенсирование утраты:
    • домашней утвари (если ее нельзя было вывести ввиду сильного загрязнения);
    • сельскохозяйственных животных, многолетних насаждений и посевов;
    • дачных домиков (выплачивается без учета регистрации претендента на момент аварии);
  • единовременное пособие на переезд.
Читайте так же:  Программа материнского капитала будет продлена

Важно: компенсация за домик (в 1986 году землю в собственность не выдавали) производится и наследникам умерших. В отношении объекта выплата полагается один раз.

Как получить преференции

Привилегии любого характера предоставляются претенденту на основании двух документов:
  • паспорта;
  • удостоверения чернобыльца.

Алгоритм оформления таков:

  1. Определить организацию, которая отвечает за тот или иной вид льгот.
  2. Подать заявление и копии указанных документов.
  3. Дождаться ответа.

Важно: привилегии, описанные в федеральном законе, обязаны представлять предприятия всех форм собственности. От льготника требуется подача заявления и подтверждение статуса.

Например, чтобы получить жилое помещение за счет бюджета, нужно обратиться в местную администрацию. Вместе с заявлением предоставляются такие документы:

  • паспорт;
  • удостоверение;
  • справка о нуждаемости в улучшении условий проживания.

Дополнительно

Государство поддерживает пострадавших весь период их жизни. Статус дает право на получение соцпомощи разного вида до самой смерти.

А после смерти льготника поддержка оказывается родным и близким. Им выплачивается пособие на погребение. А в некоторых ситуациях — пенсия по утрате кормильца.

Чернобыльские льготы в других странах

Ядерная катастрофа, произошедшая в СССР, отразилась на судьбах жителей нескольких стран. Республики на уровне законов также поддерживают пострадавших. На законодательном уровне присвоение статуса установлено:
  1. В Украине законом № 796- XII от 28.02.1991. Акт подобен российскому. В нем присутствует описание льготных категорий и соответствующих мер поддержки;
  2. В Белоруссии законом № 9-3 от 06.01.09. Акт предусматривает выдачу удостоверения и порядок обеспечения соцподдержкой граждан данной категории;
  3. В Казахстане нет отдельного нормативного акта для чернобыльцев. Преференции включены в разные законы. Так, лица, пострадавшие от катастрофы, получили право на обеспечение жилыми помещениями за счет бюджета, льготное медобслуживание, предоставление налоговых скидок и иное.

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

Государственное регулирование социальной защиты лиц, подвергшихся радиационному воздействию

Понятие и сущность социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС

социальный защита радиационный государственный

Трактовка понятия «социальная защита» в широком смысле отражает весь спектр негативных факторов, способных воздействовать на личность в процессе ее развития. В законодательстве и правовой литературе превалирует понимание данного термина в узком смысле: социальная защита сводится к обеспечению соблюдения важнейших социальных прав граждан и достижению социально приемлемого уровня жизни.

В действующем законодательстве Российской Федерации понятие социальная защита используется в сравнительно узком смысле: оно подразумевает политику государства, направленную на обеспечение прав и гарантий человека в сфере уровня жизни.

Основные права граждан в сфере социальной защиты закреплены в ст. 18 Конституции Российской Федерации. Регулирование социальной защиты населения относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Специфика социальной защиты как элемента государственной социальной политики определяется ее основными функциями (правовосстановительная, правоохранительная, социальная, экономическая и др.).

В законе РФ от 15.05.91 № 1244-1 ФЗ (ред. от 30.11.2011) «о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» дается понятие социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаемая настоящим Законом и другими федеральными законами.

Следствием катастрофы стало нарушение ряда Конституционных прав и интересов граждан, связанных с охраной жизни, здоровья, жилища, имущества, права на свободное передвижение и выбор места пребывания и жительства. Соответственно, правоохранительный и правовосстановительный характер осуществляемых «государством мер по социальной защите лиц, подвергшихся радиационному воздействию, проявляется в определении категорий граждан, имеющих право на получение компенсаций и льгот, а также в определении конкретных мер защиты отдельных категорий чернобыльцев.

В категорию лиц, официально признанных пострадавшими от аварии на ЧАЭС, относятся те, кто:

  • — Заболел лучевой болезнью или стал инвалидом вследствие аварии;
  • — Принимал участие в ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС и в зонах эвакуации в 1986-1987 гг. (так называемые «ликвидаторы»);
  • — Принимали участие в ликвидации последствий в 1988. 1989 гг.;
  • — Продолжают проживать в зонах, признанных загрязненными; и,
  • — Были эвакуированы или переселены, или покинули пострадавшие районы по собственной инициативе.

Федеральный закона от 15 мая 1991г. № 1244-1Ф «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» выделяет 12 категорий лиц, охватываемых системой социальной защиты, которые условно могут быть подразделены на 2 группы: граждане, здоровью и имуществу которых был причинен реальный вред (инвалиды,, лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь и иные связанные с последствиями катастрофы заболевания, эвакуированные и переселенцы из загрязненных территорий) и граждане, относящиеся к категории риска (подвергшиеся радиоактивному облучению), в т.ч. ликвидаторы последствий аварии на ЧАЭС, граждане, проживающие и работающие на загрязненных территориях, а также дети некоторых категорий подвергшихся радиационному воздействию лиц.

Целями социальной защиты первой категории граждан являются максимальное возмещение причиненного вреда, создание условий для их социальной адаптации и реабилитации, преодоления вызванных последствиями катастрофы ограничений жизнедеятельности. Социальная защита второй группы граждан носит преимущественно превентивный характер и направлена на смягчение негативных последствии радиоактивного облучения и предотвращение инвалидизации указанных лиц. Однако следует признать, что мероприятия по защите данной категории граждан также носят компенсационный характер, т.к. целевое назначение и объем предоставляемых компенсаций и льгот определяются характером воздействия неблагоприятных факторов (примером являются компенсационные выплаты, предоставляемые лицам, проживающим на загрязненных территориях.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, под социальной защитой граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, следует принимать комплекс осуществляемых государством мер экономического, правового, социального и иного характера, направленных на возмещение вреда, причиненного аварией, социальную адаптацию и реабилитацию пострадавших граждан, материальную поддержку, повышенное медицинское и социальное обслуживание лиц, подвергшихся радиоактивному облучению вследствие аварии на ЧАЭС.

Статья 13. Категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 13 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

О применении статьи 13 настоящего Закона в отношении граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на производственном объединении «Маяк», см. Федеральный закон от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ

Читайте так же:  Юрист по разделу имущества супругов после развода в томске

Статья 13. Категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы

См. комментарии к статье 13 настоящего Закона

К гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся:

1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

2) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:

граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;

военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;

граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;

граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности;

4) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988-1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988-1990 годах службу в зоне отчуждения;

5) граждане, занятые на работах в зоне отчуждения;

О конституционно-правовом смысле положений пункта 6 части первой статьи 13 настоящего Закона см. Определение Конституционного Суда РФ от 14 июня 2006 г. N 273-О и Постановление Конституционного Суда РФ от 13 декабря 2017 г. N 40-П

6) граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития;

[2]

7) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение;

С 1 июля 2016 г. для предоставления отдельных компенсаций и выплат гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зонах радиоактивного загрязнения, устанавливается единое условие — постоянное проживание (работа) граждан в зоне с правом на отселение 3 года

8) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом;

С 1 июля 2016 г. для предоставления отдельных компенсаций и выплат гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зонах радиоактивного загрязнения, устанавливается единое условие — постоянное проживание (работа) граждан в зоне с льготным социально-экономическим статусом 4 года

9) граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы;

С 1 июля 2016 г. для предоставления отдельных компенсаций и выплат гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зонах радиоактивного загрязнения, устанавливается единое условие — постоянное проживание (работа) граждан в зоне отселения 1 год

10) граждане, занятые на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне);

11) граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы;

12) военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящие (проходившие) военную службу (службу)* в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Если радиационный ущерб причинен и (или) риск его причинения увеличился вследствие умысла потерпевшего, то в возмещении вреда и мерах социальной поддержки потерпевшему должно быть отказано либо размер их должен быть уменьшен по решению суда.

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ГРАЖДАН, ПОСТРАДАВШИХ ВСЛЕДСТВИЕ РАДИАЦИОННЫХ И ТЕХНОГЕННЫХ КАТАСТРОФ

Социальная защита граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС

система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки граждан, направленных на компенсацию последствий, вызванных воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» социальная поддержка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, определяется как система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаемая Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и другими федеральными законами [1] .

К территориям, подвергшимся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, относятся территории:

  • • из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан;
  • • на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0,1 бэр);
  • • на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 превышает 1 Ки/км 2 .

Указанные территории подразделяются на следующие зоны:

  • • зона отчуждения;
  • • зона отселения;
  • • зона проживания с правом на отселение;
  • • зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Видео (кликните для воспроизведения).

Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет [2] .

Зона отчуждения (именовавшаяся в 1986-1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до 15 мая 1991 года — зоной отселения) — территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и в 1987 годах население было эвакуировано.

В зоне отчуждения на территории Российской Федерации запрещается постоянное проживание населения, ограничивается хозяйственная деятельность и природопользование.

Читайте так же:  Материнский капитал продлен до какого года включительно

Зона отселения — часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, на которой плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 15 Ки/км 2 , или стронцием-90 — свыше 3 Ки/км 2 , или плутонием-239, 240 — свыше 0,1 Ки/км 2 .

На территориях зоны отселения, где плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 40 Ки/км 2 , а также на территориях этой зоны, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения от радиоактивных выпадений может превысить 5 мЗв (0,5 бэр), население подлежит обязательному отселению. Переселение людей на указанные территории зоны отселения вплоть до снижения риска радиационного ущерба до установленного приемлемого уровня запрещается. На остальной территории зоны отселения граждане, принявшие решение о выезде на другое место жительства, также имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

С учетом ландшафтных и геохимических особенностей почв территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе наличия территорий с почвами, способствующими высокой миграции радионуклидов в растения, законодательством Российской Федерации к указанной зоне могут быть отнесены отдельные территории с более низкими уровнями радиоактивного загрязнения.

В зоне отселения обеспечивается обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровней облучения.

Зона проживания с правом на отселение — часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения и зоны отселения с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/км 2 . Граждане, проживающие в населенных пунктах этой зоны, в которых среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0,1 бэр), и принявшие решение о выезде на другое место жительства, имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

С учетом ландшафтных и геохимических особенностей почв территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе наличия территорий с почвами, способствующими высокой миграции радионуклидов в растения, законодательством Российской Федерации к указанной зоне могут быть отнесены отдельные территории с более низкими уровнями радиоактивного загрязнения.

Дополнительные критерии по определению границ зоны проживания с правом на отселение в зависимости от степени радиоактивной загрязненности ее территории другими (кроме цезия-137) долгоживущими радионуклидами устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В зоне проживания с правом на отселение обеспечивается обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровня облучения.

Зона проживания с льготным социально-экономическим статусом — часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/км 2 . В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0,1 бэр).

Дополнительные критерии по определению границ этой зоны в зависимости от степени радиоактивной загрязненности ее территории другими (кроме цезия-137) долгоживущими радионуклидами устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В данной зоне помимо осуществления комплекса контрмер, включающего медицинские мероприятия по радиационной и радиоэкологической защите, создается хозяйственно-экологическая структура, обеспечивающая улучшение качества жизни населения выше среднего уровня, компенсирующая отрицательное воздействие психоэмоциональной нагрузки, связанной с чернобыльской катастрофой и применением контрмер.

К гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, относятся:

Информация о состоянии здоровья и об изменениях состояния здоровья граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (граждан, указанных в и. 1, абз. 2-4 п. 2, п. 3-7, 9-12 ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), а также потомков (в первом, во втором и в третьем поколении) граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (в частности, граждан, указанных в п. 1, абз. 2-4 п. 2, п. 3 и 4 ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), подлежит включению в Национальный радиационно-эпидемиологический регистр.

Национальный радиационно-эпидемиологический регистр представляет собой государственную информационную систему персональных данных граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, ядерных испытаний и иных радиационных катастроф и инцидентов, которая создается в целях обеспечения учета изменений состояния здоровья таких граждан в течение их жизни.

Формирование и ведение Национального радиационно-эпидемиологического регистра осуществляются в целях использования результатов обязательного специального медицинского наблюдения (диспансеризации) за состоянием здоровья зарегистрированных в нем граждан для оказания им адресной медицинской помощи, а также прогнозирования медицинских радиологических последствий, в том числе отдаленных.

Национальный радиационно-эпидемиологический регистр содержит следующую информацию о зарегистрированных в нем гражданах:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе обязательного пенсионного страхования (при

  • 2) регистрационный номер и дата регистрации;
  • 3) фамилия, имя, отчество;
  • 4) дата рождения;
  • 5) пол;
  • 6) адрес места жительства или места пребывания;
  • 7) серия, номер, дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, и наименование выдавшего их органа;
  • 8) сведения о документах, подтверждающих отнесение гражданина к соответствующей категории;
  • 9) сведения о воздействии радиации, которому подвергся гражданин;
  • 10) сведения о заболеваниях, имевшихся у гражданина до момента, когда он подвергся воздействию радиации;
  • 11) результаты обязательного специального медицинского наблюдения (диспансеризации);
  • 12) сведения об изменениях в состоянии здоровья гражданина с момента, когда он подвергся воздействию радиации (в случае смерти гражданина указывается ее причина);
  • 13) дата и основание исключения из регистра.

Формирование и ведение Национального радиационно-эпидемиологического регистра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации’ 1 .

Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 3 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам Российской Федерации гарантируются установленные указанным законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки. [3]

При наличии у гражданина Российской Федерации права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные указанным законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину Российской Федерации только по одному из оснований по его выбору.

Читайте так же:  Оценка сервитута земельного участка – примерный отчет

Если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по указанному закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по указанному закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.

Согласно ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследс твие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотренные указанным законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 30.08.2005 № 542 утверждены Правила финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» [4] .

Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочия по предоставлению, в том числе по доставке, гражданам компенсаций и других выплат (за исключением компенсаций и других выплат, предоставляемых военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенных органов Российской Федерации, пенсионерам из числа этих лиц, в том числе работающим (независимо от места работы), гражданскому персоналу указанных федеральных органов исполнительной власти, а также пенсионерам из числа лиц, уволенных из федеральных органов налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе работающим (независимо от места работы), предусмотренных следующими статьями Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»:

ч. 1); ежемесячной компенсации на питание лиц, обучающихся в государственных и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, а также лиц, обучающихся за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования в период освоения указанных образовательных программ (п. 10 ч. 1);

Средства на осуществление переданного полномочия предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

Статья 14. Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы

Гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются:

1) утратил силу с 1 января 2010 года. — Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;

2) обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз;

3) компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:

платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и в приватизированных жилых помещениях соответственно (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе проживающим совместно с ними членам их семей;

взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади приватизированных жилых помещений (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе проживающим совместно с ними членам их семей;

платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, независимо от вида жилищного фонда, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;

платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива — при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.

Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.

Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных настоящим пунктом.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.

Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, данных федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, о стоимости жилищно-коммунальных услуг в конкретном субъекте Российской Федерации в расчете на 1 квадратный метр площади жилья за отчетный год, федерального стандарта социальной нормы площади жилого помещения, утвержденного Правительством Российской Федерации и применяемого для расчета межбюджетных трансфертов, а также исходя из установленного конкретным субъектом Российской Федерации минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Читайте так же:  Как получить лицензию на предоставление услуг связи

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 29.06.2015 N 176-ФЗ.

Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, отчетность об осуществлении переданных им Российской Федерацией полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки, включающую объем расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субвенция из федерального бюджета на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, численность лиц, которым предоставлены указанные меры социальной поддержки, категории получателей мер социальной поддержки, основания получения мер социальной поддержки и размер занимаемой площади жилого помещения. Дополнительные отчетные данные представляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

[3]

Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

В случае использования средств не по целевому назначению Правительство Российской Федерации вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Контроль за расходованием средств осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда и социальной защиты населения, Счетной палатой Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки, указанных в настоящем пункте;

4) доплата до размера прежнего заработка при переводе по медицинским показаниям на нижеоплачиваемую работу. Эта доплата осуществляется работодателем до восстановления трудоспособности или до установления инвалидности;

5) использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время, а также получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней;

6) выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов среднего заработка, учитываемого при начислении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, независимо от продолжительности страхового стажа, в том числе при направлении на врачебную консультацию в другой населенный пункт;

7) преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата независимо от времени работы на данном предприятии, в учреждении, организации и первоочередное трудоустройство при ликвидации или реорганизации предприятия, учреждения, организации;

8) внеочередное вступление в жилищно-строительные кооперативы, внеочередное обеспечение земельными участками для индивидуального жилищного строительства (при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий), внеочередное вступление в гаражно-строительные кооперативы, внеочередное приобретение садовых земельных участков и огородных земельных участков, внеочередное обслуживание на предприятиях службы быта, технического обслуживания и ремонта транспортных средств, общественного питания, в учреждениях жилищно-коммунального хозяйства, организациях связи и междугородного транспорта;

9) внеочередное обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях и аптеках;

10) обслуживание в поликлиниках, к которым они были прикреплены до выхода на пенсию;

11) утратил силу с 1 сентября 2013 года. — Федеральный закон от 02.07.2013 N 185-ФЗ;

12) внеочередное обеспечение детей местами в дошкольных образовательных организациях, специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа с выплатой ежемесячной денежной компенсации в размере 90 рублей на питание ребенка в данной организации;

13) ежемесячная денежная компенсация им, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей;

14) преимущественное обеспечение местами в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме;

15) ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в следующих размерах:

инвалидам I группы — 5 000 рублей;

инвалидам II группы — 2 500 рублей;

инвалидам III группы — 1 000 рублей.

В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число.

Выплата ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 15 части первой настоящей статьи, производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

[1]

Меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12, 14 и 15 части первой настоящей статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье. Членам семей или лицам, взявшим на себя организацию похорон, выплачивается пособие на погребение в размере 8 000 рублей.

Видео (кликните для воспроизведения).

В случае гибели (смерти) граждан, указанных в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, детям, на которых при жизни погибшего (умершего) распространялось право на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в соответствии с пунктом 13 части первой настоящей статьи, гарантируется право на указанную компенсацию до достижения ими 14-летнего возраста.

Источники


  1. Марченко, М. Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко, Е.М. Дерябина. — М.: Проспект, 2012. — 720 c.

  2. Асланов, Р.М. и др. Уголовное право. Особенная часть; СПб: Санкт-Петербургский Университет, 2011. — 236 c.

  3. Золотов, Ю. А. История и методология аналитической химии / Ю.А. Золотов, В.И. Вершинин. — М.: Academia, 2015. — 464 c.
  4. Социальная защита граждан подвергшихся воздействию радиации
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here